Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста «Маленькие исследователи»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Чеканова Наталья Георгиевна

Цель программы кружка состоит в создании условий для развития поисково-исследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, познавательно-речевого, творческого развития. Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста «Маленькие исследователи»

Разработала воспитатель 1 квалификационной категории

Чеканова Наталья Георгиевна

Актуальность и значимость программы

Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

Теоретической базой являются исследования Н.Н. Подьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Однако желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. 

Функция дошкольного образования способствует обновлению педагогических технологий. Педагогические технологии ставят педагогов в позицию творчества и рефлексии, освоения способов индивидуального проектирования своей деятельности. Личностно ориентированные технологии призваны раскрыть индивидуально-творческий потенциал ребёнка, стимулировать его творческую активность. Они ориентированы не на волевое привлечение внимания ребёнка, а на ориентацию и обращенность к его эмоционально-мотивационной сфере. Новые технологии учитывают факт неполной сформированности логического аппарата у детей, это и определяет их игровой и занимательный характер.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать.

Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. 3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Этапы развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников

Определены три уровня реализации «исследовательского обучения» в современной педагогике:

1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит самостоятельной найти ребенку.

2. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (допускается групповой, коллективный поиск).

3. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно.

Программа построена на основе следующих принципов:

  • Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.
  • Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития.
  • Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития.
  • Принцип «развивающей интриги».
  • Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.
  • Принцип деятельного подхода к развитию личности.
  • Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности.
  • Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности.
  • Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания).

Практическое значение программы кружка

Экспериментирование стимулирует интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщения), стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенка происходит:

  • обогащение представлений об окружающем мире,
  • развитие познавательной инициативы (любознательности),
  • освоение культурных форм упорядочения опыта: родо-видовые, причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения.

Старший дошкольник овладевает ими на уровне предметно-практического и образно-символического действия. Доступные и интересные дошкольникам «типы исследования» – опыты, эксперименты. Они позволяют знать детям активную исследовательскую позицию, освоить причинно-следственные связи, отношения и зависимости в живой и неживой природе.

Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 5-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. В этой фазе, т.е. в 5-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка.

Продолжительность реализации программы

Продолжительность реализации программы – 2 года. Предусматривается 2 этапа работы:

  • 1 этап – с детьми 5-6 лет;
  • 2 этап – с детьми 6-7 лет.

Формы и режим занятий

Особенности организации занятий кружка

Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.

Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.

Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей.

Занятия кружка проводятся один раз в неделю. Поисково-исследовательская деятельность со взрослыми должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» за пределами занятия (в детском саду – уголок опытов, детская лаборатория и дома).

Продолжительность занятий с детьми 5-6 лет не более 20 минут, с детьми 6-7 лет не более 25 минут. Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.

Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией (для читающих детей).

Соответствие требованиям ФГОС

  • Отбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов осуществляю на основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155)
  • Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает наличие у воспитателей ДОО компетенций, необходимых для успешного использования инновационных педагогических технологий творческого развития ребенка в образовательном процессе.
  • Положение о кружковой работе
  • Приказ об организации кружковой работы ДОУ.

Преемственность

Программа кружка предполагает:

  • сформированность деятельности экспериментирования дошкольника;
  • сформированность личности ребенка;
  • основу для дальнейшего знакомства детей начальной школы с естественнонаучными представлениями.

Перспективы работы

Детское экспериментирование (исследовательская деятельность детей) должна занять достойное место в системе ценностных ориентаций дошкольников. Более тесное взаимодействие детского сада и семьи в вопросах поисково-исследовательской активности ребенка.

Цель и задачи программы

Цель программы кружка состоит в создании условий для развития поисково-исследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, познавательно-речевого, творческого развития. Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его
личностный рост.

Задачи программы

1. Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4. Поддержать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.

Содержательный раздел

Перспективный план старшей группы (приложение №1)

Перспективный план подготовительной группы (приложение №2)

Освещение возможных форм, приемов, методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса

В работе кружка применяются исследовательские методы обучения:

  1. Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений).
  2. Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).

Ожидаемые результаты освоения программы

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:

  • быстрое включение в активный познавательный процесс;
  • самостоятельное пользование материалом;
  • остановка цели и нахождение путей ее достижения;
  • самостоятельность при поиске открытий;
  • проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
  • настойчивость в отстаивании своего мнения;
  • расширение кругозора детей;
  • развитие критического мышления и речи;
  • развитость мускулатура пальцев;
  • проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач:

  • самостоятельно ставит проблему;
  • выдвигает гипотезы, предположения;
  • самостоятельно планирует деятельность;
  • выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
  • доводит дело до конца;
  • ребенок формулирует в речи достигнут или нет результат, делает выводы.

Формы проведения итогов реализации программы

  • Дни презентаций результатов экспериментов воспитанникам ДОУ и их родителям.
  • Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.

Педагогическая диагностика и методики результативности программы:

  • выявляющая место детского экспериментирования в предпочтениях детей «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова);
  • выявляющая степень устойчивости интересов ребенка и предпочитаемый материал в процессе экспериментирования «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова);
  • выявляющая умение детей анализировать объект и явление, рассуждать, аргументировать собственные выводы дидактическая проективная методика «Сахар»;
  • выявляющая уровень познавательной активности и любознательности «Дерево желаний» (В.С.Юркевич);
  • исследующая динамику развития любознательности (исследовательской активности) диагностическое задание «Да-нет».

Методика «Выбор деятельности»

(Л.Н. Прохорова)

Методика исследует предпочитаемый вид деятельности:

  1. Игровая
  2. Чтение книг
  3. Изобразительная
  4. Труд в уголке природы
  5. Экспериментирование
  6. Конструирование

%

 

 

 

 

Методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова)

Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка:

  1. Песок и вода
  2. Звук
  3. Магниты
  4. Бумага
  5. Свет
  6. Стекло
  7. Резина

Количество детей

 

Методика «Дерево желаний» (В. С. Юркевич)

 Изучение познавательной активности детей:

  1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний;
  2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы;
  3. Чудо машина умеет все на свете, прикажи ей что-нибудь;
  4. В главной книги страны Вообразилии есть любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать?

Уровень познавательной активности

 

 

 

Дидактическая проективная методика «Сахар»

Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы:

  1. Полный ответ с аргументацией
  2. Правильный ответ без аргументации
  3. Ответ с ошибкой
  4. Отсутствие ответа

%

Диагностическое задание игра «Да – нет»

Исследование динамики развития любознательности (исследовательской деятельности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном. Отвечать на вопрос «Что это?»

Показатели:

  1. Продуктивность
  2. Количество прямых вопросов
  3. Количество абсурдных вопросов
  4. Количество вопросов высокого уровня

Развитие исследовательской активности общее

Педагогическая диагностика

Показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью являются:

Уровни

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание


Планирование


Реализация


Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий

В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес.

Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов.

Не может сформулировать выводы самостоятельно только по наводящим вопросам.

Овладение детьми вышеуказанными знаниями, умениями и навыками фиксирует в таблице в начале и конце года.

№ п/п

 

Ф.И. ребенка

Отношение к экспериментальной деятельности

 

Целеполагание

 

Планирование

 

Реализация

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационный раздел

Предметно-развивающая среда и система работы по программе:

  1. Построение предметно-развивающей среды в группе «Уголок экспериментирования», «Детская научная лаборатория», «Уголок познавай-ка».
  2. Подбор методической литературы, создание картотек опытов и экспериментов.
  3. Обучающие познавательные занятия.
  4. Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей.
  5. Взаимосвязь детского экспериментирования с другими видами областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая.

Материально-техническое оснащение занятий

Основное оборудование:

  • приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл разного объема и формы;
  • природные материалы: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки, листья, мох, семена;
  • утилизированный материал: гайка, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики:
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  • красители: пищевые, непищевые, гуашь, акварельные краски;
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, масло, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилки для ногтей, сито, свечи;
  • завести индивидуальные дневники, где ставится время проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент;
  • сделать знаки, разрешающие или запрещающие.

Дополнительное оборудование:

  • специальная одежда (халаты, фартуки);
  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
  • карточки-схемы для проведения эксперимента;
  • индивидуальные дневники экспериментов;
  • правила работы с материалом;
  • индивидуальные дневники.



Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Для детей старшего дошкольного возраста (5- 7 лет)

Кружок “Маленькие исследователи”

Большое значение для развития личности дошкольника  имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение  способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет  поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.                                                                                                                                                                      

Это послужило для меня толчком для систематизации занимательных опытов, которые могут сформировать  всесторонне развитую личность.                                                                                                                Я подобрала материал, который, на мой взгляд, будет  интересен ребятам.                                                                            Занимательные  опыты побуждают детей  к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает  развитие двух типов детской  активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим  и активности, стимулируемой взрослым.

Как показала дальнейшая работа с детьми, экспериментальные действия, общение друг с другом оказывают на ребят большое влияние. Дети из пассивных превращаются в активных, любознательных  “почемучек”, упорно добивающихся желаемого результата.

        

Содержание курса. 1-й год обучения

     Дата

Содержание работы с детьми

Количество

Методическая литература

проведения

занятий

1 блок «Неживая природа»

Октябрь

Ноябрь

Воздух

1. О.В.Дыбина,

Цель:

6

«Неизведанное рядом» (стр.30-

• обнаружить воздух

31, 37,84)

• выявить свойства воздуха

2. О.Колпакова

• определить, что воздух занимает место

«Занимательное

• выявить как образуется ветер

природоведение для малышей»

• обнаружить, что сжатый воздух обладает

(стр. 89).

силой.

3. Т.И. Тарабарина «И учёба, и

Опыты:

игра: природоведение» (стр.

• «Поиск воздуха»

29-30)

• «Что в пакете?»

   • «Загадочные пузырьки»

• «Салфетка в стакане»

• «Пузырьки - спасатели»

• «Ветер в комнате»

• «Надувание мыльных пузырей»

• «Упрямый-воздух»

• «Почему не выливается»

• «Горящие свечи»

Ноябрь

Декабрь

Вода

Цели:

5

1. О.В.Дыбина

• выявить свойства воды

«Неизведанное рядом»

• познакомить с тремя агрегатными

(стр. 28 - 29, 82 - 84)

        состояниями воды (жидкое, твёрдое,

2. Ж/л «Обруч» № 3,2007

        газообразное)

стр. 18

   • познакомить детей с процессом

3. Е.С. Евдокимова Программа

       конденсации

«Воспитание маленького

• познакомить с силой воды.

волжанина»

Опыты:

4. Дж.Андруз

• «Помощница вода»

«100 полезных экспериментов»

• Окрашивание воды»

• Изготовление цветных льдинок»

• «Умная галка»

• «Откуда берётся вода?»

• «Как рождается дождь

• «Насос для полива цветов»

• «Иней»

• Энергия воды»

Магниты, магнетизм

2

1. О.В.Дыбина.

Цель

«Неизведанное рядом»

       • выяснить способность магнита

(стр. .94 - 96)

 • притягивать некоторые предметы

2. Дж.Андруз

 •  выявить материалы взаимодействующие

«100 полезных экспериментов»

      и не взаимодействующие с магнитом

(стр. 37)

3. Л.Н.Прохорова

Опыты:

«Организация экс. деятельности

• «Мы фокусники»

(стр. 43)

• «Волшебная рукавичка»

• «Парящая бабочка»

• «Магнитные силы»

Январь

 1.О.В.Дыбина.

Электричество

2

«Неизведанное рядом»

Цель:

(стр. 98- 100)

• познакомить детей с проявлением

2. Дж.Андруз

         •  статического электричества и возможностью                                  снятия его с предметов

«100 полезных экспериментов» (стр. 39)

Опыты:

• «Волшебники»

• «Чудо - расчёска»

• «Волшебные шарики»

 • «Как увидеть и услышать электричество»

 • «Прыгающие кружочки»

Звук.

Цель:

2

1.О.В.Дыбина.

• помочь понять как распространяются

«Неизведанное рядом»

        звуковые волны

(стр. 102 - 104)

• показать как из разных предметов

2. Дж.Андруз

       извлекать звуки

«100 полезных экспериментов»

(стр. 20)

Опыты:

• «Как распространяется звук?»

• «Стеклянная флейта»

• «Танцующие бумажки»

• Где живёт эхо?»

Февраль

Песок, глина, камни

1.О.В.Дыбина.

Цель:

3

«Неизведанное рядом»

• определить свойства песка, глины

(стр. 32- 34, 89)

• выяснить, что есть в почве для живых

2. Ж/л «Обруч» № 3,2003

       организмов

стр.24; № 3 2007, стр. 16

• познакомить со свойствами камней

3. Н.А. Рыжова «Что у нас под

• учить классифицировать по разным

ногами», стр. 30 - 36, 80 - 85

       признакам

Опыты

• «Что сыплется?»

• «Посадим дерево»

• «Ветер»

• «Волшебный материал»

• «Могут ли животные жить в земле?»

• «Инкубатор для дождевых червей»

• «Какой ты, камень?»

• «Камни бывают разные»

• «Кристаллы»

Живая природа

Март

Растения и животные как живые организмы

4

1. О.В.Дыбина.

Растения

«Неизведанное рядом»

Цель:

(стр. 55 - 63)

• выявить потребность растения в воздухе

• установить, что растения выделяют

кислород

3. Дж.Андруз

• выделить факторы внешней среды.

«100 полезных экспериментов»

       необходимые для роста и развития

(стр. 66 - 67)

       растений (вода, свет, тепло, почва)

• систематизировать знания о циклах

        развития всех растений

Опыты

• «Может ли растение дышать?»

• «Что выделяет растение?»

• «С водой и без воды»

• «На свету и в темноте»

• «В тепле и на холоде»

• «Где лучше расти»

• Лабиринт»

• «В погоне за светом»

• Фабрика питания»

• Что потом?»

Апрель

Строение, значение, функции частей растения

4

1. О.В.Дыбина.

Цель:

«Неизведанное рядом» (стр. 65

• уточнить функцию корней растений

-75)

• установить, что в корнеплодах есть запас

       питательных веществ

• доказать, что стебель проводит воду к

       листьям

• доказать, что с листьев происходит

       испарение воды

• выявить, как происходит процесс

       опыления у растений

• выявить взаимосвязь строения плодов со

        способом их распространения.

Опыты:

• «Для чего корешки?»

• «Как увидеть движение воды через

корешки»

• «Живой кусочек»

• «Выпрямившийся стебель»

• «Вверх к листочкам»

• «Испарение влаги с листьев растений»

• «Почему меньше?»

• «Что чувствуешь?»

• «Что изменилось?»

• «Как пчёлки переносят пыльцу?»

• «Кто поможет?»

• «Зачем крылышки?»

• «Зачем одуванчику парашютики»

Май

Животные

3

1. О.В.Дыбина.

Цель:

«Неизведанное рядом»

• установить зависимость между

       характером питания и некоторыми

       особенностями внешнего вида животных

• установить возможность дыхания рыб в

       воде

• выяснить как кошка языком чистит

    себе шёрстку

Опыты

  • «У кого какие клювы?
  • «Дышат ли рыбы?»
  • «Кошачье умывание»

        

Литература

  1. Дж. Андруз и К.Найтан “100 научных экспериментов”, М, 2007
  2. О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина “Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников”, М, 2002
  3. О.В. Колпакова “Занимательное природоведение для малышей”, М, 2008
  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников (под. ред. Л.Н.Прохоровой)
  5. Н.А.Рыжова “Что у нас под ногами”, М, 2005
  6. Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова “И учеба и игра: природоведение”, Ярославль, 1998
  7. Ж/Л  “Обруч” №3, 2003; Ст. “Где начинается хвост”, с.23
  8. Ж/Л  “Обруч” №2, 2004; Ст. “Экологически”, с.16
  9. Ж/Л  “Обруч” №3, 2007; Ст. “Мы-геологи”, с.16, ст. ”Как рождается дождь”, с.19
  10. Е.С. Евдокимова Программа “Воспитание маленького волжанина”, М, 2012г.



Предварительный просмотр:

Содержание  курса (2-й год обучения)

Месяц

Содержание работы

Кол-во

занятий

Источник

Неживая природа

Октябрь

Воздух

ЦЕЛЬ:

  • выявить, что воздух обладает упругостью
  • понять как может использоваться сила воздуха
  • выявить, что при горении изменяется состав воздуха, что при  охлаждении воздух сужается, а при нагревании расширяется
  • продемонстрировать существование атмосферного давления

ОПЫТЫ:

  • “Реактивный шарик”
  • “Запусти ”ракету”
  • “Вертушка”
  • “Прижми полоску”
  • “Соломенный буравчик”
  • “Что быстрее”
  • “Парашют”
  • “Фитобар”
  • “Свечка в банке”
  • “Большие -маленькие”
  • “Сухим из воды”

4

О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”, с143-с.147

Дж. Андруз  “100 научных экспериментов” с.22

Е.С. Евдокимова Программа “Воспитание маленького гражданина

Ноябрь

Вода

ЦЕЛЬ:

  • выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий
  • выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей
  • узнать, как замерзшая вода двигает камни
  • познакомить с круговоротом воды в природе
  • выявить изменения объема жидкости при замерзании
  • познакомить с процессами очистки воды разными способами

ОПЫТЫ:

  • “Фильтрование воды”
  • “Куда делась вода”
  • “Вода двигает камни”
  • “Изменение объема жидкости”
  • “Замерзание жидкости”
  • “Помощница вода”
  • “Ныряльщик”
  • “Соединяющиеся струйки воды”
  • “Плавающая скрепка”
  • “Энергия воды”

        4

О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”, с141-с.143

Дж. Андруз  “100 научных экспериментов” с.32,с.46-47

Е.С. Евдокимова Программа “Воспитание маленького гражданина”

Декабрь

Магниты,  магнетизм

ЦЕЛЬ:

  • выявить материалы, взаимодействующие с магнитами
  • определить способность металлических предметов намагничиваться
  • выявить действия магнитных сил Земли
  • понимать, что “полярное сияние”  - проявление магнитных сил Земли

ОПЫТЫ:

  • “Мы фокусники”
  • “Почему движется машинка?”
  • “Два магнита”
  • “Необычная скрипка”
  • “Земля-магнит”
  • “Необычная картина”

Электричество

ЦЕЛЬ:

  • понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предметов
  • выяснить, что гроза-проявление электричества в природе
  • понимать принцип работы электроприбора
  • понимать, что “полярное сияние”  - проявление магнитных сил Земли

ОПЫТЫ:

  • “Волшебный парикмахер”
  • “Как увидеть молнию”
  • “Почему лампочка светиться?”
  • “Заклинатель змей”

        3

     

 

     

     

         1

О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”, с94-с.96, с. 152-с.153

Дж. Андруз  “100 научных экспериментов” с.36

О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”, с. 154, с.99

Дж. Андруз  “100 научных экспериментов” с.38

Январь

Звук

ЦЕЛЬ:

  • выявить особенности передачи звука на расстояние
  • познакомить с простейшим устройством передачи звука на расстояние
  • выявить причины происхождения низких и высоких звуков
  • выявить возможности измерения расстояния с помощью звука

ОПЫТЫ:

  • “Как быстрее?”
  • “Передай секрет”
  • “Телефон”
  • “Поющая струна”
  • “Почему мышонок не услышал щуку?”
  • “Как видят летучие мыши?”
  • “Как услышать сердце?”

2

О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”,  с. 157-с.159

Е.С. Евдокимова Программа “Воспитание маленького гражданина”

Теплота

ЦЕЛЬ:

  •  понять  изменение агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла
  • выявить использование в быту изменения агрегатного состояния твердых веществ
  • выявить изменения тел под воздействием температур

ОПЫТЫ:

  • “Волшебные превращения”
  • “Твердые-жидкие”
  • “Вкусный опыт”
  • “Как не обжечься?”
  • “Чем похожи?”

2

О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”,  с. 106-с.108

     с. 42

                    Февраль

Земля. Космос

ЦЕЛЬ:

  • познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха
  • узнать как расстояние до Солнца  влияет на время обращения
  • планеты вокруг него.
  • установить, что удерживает спутники на орбите
  • узнать, почему в космосе темно

ОПЫТЫ:

  • “Дневные звезды”
  • “На орбите”
  • “Приплюснутый шар”
  • “Темный космос”
  • “Прямо или по кругу”
  • “Далеко-близко
  • “Чем ближе, тем быстрее”

Свет, цвет

ЦЕЛЬ:

  • понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета
  • узнать из каких цветов состоит солнечный луч
  • познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета

ОПЫТЫ:

  • “Передача солнечного “зайчика”
  • “Разведчики”
  • “Разноцветные огоньки”
  • “Радуга на стене”
  • “Волшебный круг”
  • “Небо днем и вечером”

2

2

О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”,  с. 166-с.167

            с. 109 - с.110

Дженис Ван Клив                   200 экспериментов

О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”, с149-с.151

Дж. Андруз  “100 научных экспериментов”

Е.С. Евдокимова Программа “Воспитание маленького гражданина”

              Март

Кристаллы

ЦЕЛЬ:

  • Опытным путем понять, как можно вырастить кристаллы

ОПЫТЫ:

  • “Сладкие кристаллы”
  • “Соленые кристаллы”

1

Е.С. Евдокимова Программа “Воспитание маленького гражданина”

Живая природа

Строение, значение, функции, видоизменения частей растений

ЦЕЛЬ:

  • установить связь видоизменений частей растений с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды
  • выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев
  • доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу
  • найти растения, которые могут расти в пустыне и саванне

ОПЫТЫ:

  • “Куда тянутся корни?”
  • “Много-мало”
  • “Запасливые стебли”
  • “Бережливые растения”

Растения как живые организмы: развитие, размножение

ЦЕЛЬ:

  • установить что разные растения могут размножаться разными способами

ОПЫТЫ:

  • “Семечко - растение”
  • “Черенок - растение”
  • “Листок - растение”
  • “Розетка - растение”
  • “Клубень - растение”

        1

   

     

 

 

        2

О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”, с127-с.129

                                         Апрель-Май

Характерные особенности факторов внешней среды (экосистемы)

ЦЕЛЬ:

  • установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений)
  • подвести детей к пониманию, что почва имеет разный состав
  • выявить способность разных почв пропускать воду

ОПЫТЫ:

  • “Что есть в почве”
  • “Как листья становятся питанием для растений”
  • “Где цветы лучше растут?”
  • “Что у нас под ногами”
  • “Где быстрее высохнет?”
  • “Где быстрее получат воду?”
  • “Рыхлая почва”

Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде

ЦЕЛЬ: 

  • понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы
  • понимать, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям.
  • выявить зависимость строения растения от факторов внешней среды
  • выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений
  • выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе
  • установить, почему во время дождя черви выползают на поверхность
  • продемонстрировать, как змея меняет кожу
  • понаблюдать за жизненным циклом мушек

ОПЫТЫ:

  • “Влажное дыхание”
  • “Почему в пустыне у животных окрас светлее, чем  в лесу”
  • “Какие корни у растений тундры?”
  • “Необычные корни”
  • “Могут ли растения жить?”
  •  “Присоски”
  • “Зачем зайчику другая шубка”
  • “Как звери меняют шубку”
  • “Наизнанку”
  • “Наверх”
  • “Чем нюхают черви”
  • “Инкубатор для червей”
  • “Наблюдаем за букашками”
  • “Загон для мушек”

2

5-6

О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”, с.75-с.78

Н. Рыжова “Знакомим детей с почвой”

О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”, с. 134-с.136

Дженис Ван Клив                   200 экспериментов

Энциклопедия                                 “Биология”

Эволюция

ЦЕЛЬ:

  • объяснить происходящие в природе изменения, пользуясь полученными ранее знаниями о конденсации
  • определить, как преобразовались первые живые клетки
  • выявить, что в продуктах есть мельчайшие  живые организмы

ОПЫТЫ:

  • “Как появились моря и океаны?”
  • “Живые комочки”
  • “Растущие малютки”
  • “Заплесневелый хлеб”

1

О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”,        

с. 137-с.138

Энциклопедия для дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Программы кружков для детей старшего дошкольного возраста.

Программа кружка "Юный эколог" для детей старшего дошкольного возраста.Кружковая деятельность по лего-конструированию и робототехнике....

Рабочая программа кружка для детей старшего дошкольного возраста «Развивай-ка»

Цель:·        Формирование у детей предпосылок к универсальным учебным действиям....

Дополнительная общеразвивающая программа для детей младшего дошкольного возраста "Маленькие исследователи"

Цель программы:Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Для реализ...

Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Маленький дизайнер"

Данная программа направлена на развитие самостоятельной творческой деятельности старших дошкольников в процессе освоения элементов дизайна....

Парциальная программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Маленький патриот»

Сегодня воспитание патриотизма у российских граждан, в первую очередь у детей и молодежи – одно из приоритетных направлений деятельности общества и государства. Воспитание основ патриотизма всег...

Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста «Поликультурное воспитание дошкольников»

Цель: работы способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием...