Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста «Поликультурное воспитание дошкольников»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Хусаинова Маужида Музафаровна

Цель: работы способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_husainova_m.m.docx780.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников»

Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста

«Поликультурное воспитание дошкольников»

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0a70/00052707-05dd88a7/img0.jpg

Автор и составитель:

воспитатель высшей квалификационной категории

Хусаинова Маужида Музафаровна

Озерский городской округ, 2018 год

Содержание

Актуальность        3

Цель и задачи кружка        3

Пояснительная записка        4

Приоритетные направления в работе с детьми:        6

Главные направления в работе с детьми:        7

Главные направления в работе с родителями:        8

Предполагаемые результаты:        8

Перспективный план работы на 2018-2019 учебный год        9

Актуальность

Актуальность данной проблемы определяется с одной стороны, ростом национального самосознания, а с другой- усилением проявлений национализма. Жить в мире разных людей и идей, иметь свои права и свободы, и при этом, не нарушать права и свободы других людей возможно только благодаря воспитанию. Толерантность не передается по наследству, поэтому в каждом поколении необходимо воспитывать эти качества, и чем раньше начнется формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.

Цель и задачи кружка

Цель: работы способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.

Задачи.

- способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре, истории народов Южного Урала;

- формировать эмоционально - положительное отношение к этнокультурному наследию региона;

- развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности.

Курс программы кружка рассчитан на учебный год. Занятия проводятся один раз в неделю по 20-30 минут.

Пояснительная записка

Поликультурное образование - это педагогический процесс, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку.

Поликультурное образование понимается как процесс формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Поликультурное образование имеет место, когда определенная личность стремится в общении с людьми другой культуры понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления, их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему и изменить в соответствии с чужой культурой. Поликультурное образование побуждает наряду с познанием чужой культуры и к анализу системы собственной культуры.

Поликультурность в дошкольном образовании представляет собой развитие ребенка как субъекта детских видов деятельности и поведения, накопление ребенком опыта взаимодействия с окружающим его миром. Кроме того, поликультурное образование способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания детей дошкольного возраста, а также препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов. Национальные культуры составляют основу человечества, однако современные народы сближены цивилизацией, а культурой - разлучены. Знакомство ребенка с культурой других народов позволяет формировать в нем эстетический вкус, а внутреннее единство будет стимулировать взаимопонимание.

Цель поликультурного образования - восхождение от личностно - этнического к общечеловеческому, формирование планетарного мышления через сознание себя частью этноса, государства, человека. Процесс поликультурного образования включает этнический, гражданский и глобальный уровни.

Первый уровень - приобщение к культуре своего этноса и знакомство с этнокультурой других народов, формирование толерантного отношения к другим людям, освоение культуры межнационального общения.

Второй уровень - развитие гражданской позиции, патриотических чувств, осознание себя гражданином страны, формирование политической, правовой, экономической культуры.

 Третий уровень - знакомство с системой знаний о правах и свободах человека, направлен на формирование позитивного опыта совместного сосуществования.

В процессе освоения поликультурного образования используюся разные формы работы с детьми:

  • интегрированную непосредственно - образовательную деятельность, которая объединяет различные виды деятельности (познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др.);
  • познавательные беседы;
  • презентации;
  • слайд – шоу;
  • целевые прогулки;
  • экскурсии; развлечения, фольклорные концерты, театрализованные представления.

 В работе с детьми  применяются разнообразные средства:

  • общение с представителями разных национальностей;
  • устное народное творчество;
  • художественная литература;
  • игра, народная игрушка и национальная кукла;
  • декоративно-прикладное искусство, живопись;
  • музыка;
  • этнические мини - музеи национальные кушанья.

Поликультурное воспитание детей осуществляется в трех направлениях:

  • информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);
  • эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
  • поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Приоритетные направления в работе с детьми:

 

1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

 2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты многонационального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством

Для гармоничного включения процесса передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, этических и культурных ценностей, стало необходимым создание в группе уголка краеведения. По мере освоения детьми материала, уголок пополняется и обновляется новым материалом. Детям предлагаются иллюстрации к сказкам, легендам народов, населяющих Южный Урал, куклы в национальных костюмах, народные игрушки, фотографии растительного и животного мира Южного Урала и др.

Комплексная воспитательно-образовательная  работа по данному направлению делится на работу с воспитанниками и родителями.

Главные направления в работе с детьми:

  • развитие интереса и обогащение представлений о народных традициях, культуре народов Южного Урала;
  • развитие нравственных чувств у дошкольников.

Педагогическая технология приобщения дошкольников к народному творчеству и воспитания нравственных чувств строится на основе следующих подходов:

  • вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, учебно-познавательная, театрализованная, двигательная активность, изобразительная, декоративно-прикладная);
  • интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация) при опоре на разные жанры фольклора;
  • использование взаимодействия в системе “педагог – ребенок — родитель”;
  • осуществление воспитательной работы на основе народной культуры;

Чрезвычайно сложно сформировать поликультурность у ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Атмосфера каждой семьи уникальна и формируется внутри своей культуры. Большинство детей старшего дошкольного возраста начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения.

Очень важно детям знать о своей семье, где они родились, историю её возникновения и становления, какие национальные и семейные праздники отмечаются в семье.

Главные направления в работе с родителями:

  • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей;
  • создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Предполагаемые результаты:

  • освоение основ патриотических и гражданских чувств;
  • развитие этнической идентичности ребенка;
  • становление этнотолерантных и общих толерантных установок у дошкольников;
  • накопление ценностного отношения, интереса к культуре родной страны, своего этноса и других народов и национальностей;
  • накопление опыта субъекта деятельности и поведения в процессе освоения культуры разных видов, в частности народной культуры и искусства.

Перспективный план работы на 2018-2019 учебный год

Сентябрь. «Моя малая Родина - Южный Урал».

Беседа «История жизни человека на Южном Урале».

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей заселения Южного Урала людьми.
  2. Дать сведения детям о том, что на протяжении долгого времени на Южном Урале проживали разные народы.
  3. Формировать у детей знания о различных видах труда народа в различных регионах Южного Урала.

Литература «Мой дом - Южный Урал» Е.С. Бабулова, Л.В. Градусова, стр. 13-16.

НОД «Знакомство с бытом русского народа».

Задачи.

  1. Формировать у детей представление о жизни людей в старину.
  2. Познакомить с предметами домашнего обихода, домашним трудом.
  3. Рассказать о труде плотников, печников.
  4. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, уважение и понимание жизни в старину.

Предварительная работа.

Беседа «Как жили люди на Руси».

Чтение рассказа «В горнице моей светло». Литература «Краеведение в детском саду» В.Н. Матова, стр. 88-90.

Дидактическая игра «Какими предметами люди пользовались в старину и какими сейчас?»

Игра - фантазия «Жизнь и быт первобытных людей».

Сюжетно - ролевая игра «Горница» приглашает гостей.

Посещение музеев:

  1. Мини - музей в группе;
  2. Комната русского быта МДОУ № 43 СП «Лесная сказка».

Выставка иллюстраций: «Предметы старины».

Методы и приемы.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, книг, открыток.

Словесные: беседы; художественное слово, чтение художественной литературы.

Игровые: сюжетно - ролевые игры, дидактические игры.

Практические: целевые прогулки, НОД по рисованию, лепке, аппликации.

Материал.

Лучина, лампа, крынка, веретено, пяльцы, предметные и сюжетные картинки «Быт русского народа».

Литература «Краеведение в детском саду» В.Н. Матова.

Конспекты игровых занятий.

Тема НОД «Жили - были дед и баба».

Задачи: знакомство детей с традиционно - бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, орудиями труда, одеждой). Разыгрывание сюжета сказки «Курочка Ряба».

«Российский этнографический музей – детям», О.А. Ботякова, стр. 40-46.

Тема «Ой вы, гости – господа».

Задачи. Знакомство детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях. Разыгрывание сюжета сказки «Каша из топора».

«Российский этнографический музей – детям», О.А. Ботякова, стр. 48-54.

Октябрь. «Жилище семьи».

Задачи:

  1. Познакомить детей с традициями и обычаями, связанными со строительством и переселением в новый дом.
  2. Выбор места, материала, подходящего времени для строительства дома.
  3. Дать сведения о названиях и назначении частей народного жилища: окна, стены, двери, особенности планировки.
  4. Дать сведения о внутреннем убранстве дома.
  5. Название и назначение предметов народного быта.
  6. Дать сведения о различных видах утвари в доме.
  7. Рассказать об отношении взрослых членов семьи и детей к предметам домашнего быта, об особенностях украшения народного жилища, предметов домашнего быта, одежды.

Литература «Наш дом - Южный Урал», Е.С. Бабунова, Л.В. Градусова, стр.43-48, 85-89, 180-190.

Русские традиционные жилища казаков на Южном Урале, стр. 44-48.

Досуг: «Посиделки».

Цели: воспитывать интерес к народному быту, формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы и поговорки; обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, сарафан, лапти, прялка.

Литература «С чего начинается родина», стр.46-51.

НОД «Жилище русского человека».

Цель: становление эмоционально - положительного отношения к жилищу русского человека.

Задачи.

  1. Формировать дифференцированные представления о назначении избы, особенностях материалов, используемых в строительстве жилища.
  2. Поддерживать проявление в получении информации о жилище человека.
  3. Обучать способам практического применения знаний в игровой, речевой, изобразительной, коммуникативной видах деятельности.

Литература «Реализую «Программу социального развития детей дошкольного возраста» под редакцией Л.В. Коломийченко, стр. 87-88.

Беседа по теме: «Труд русских людей».

Цель: становление положительного отношения к труду людей.

Задачи.

  1. Формировать первоначальные представления об орудиях труда (топор, пила, коса, прялка, веретено) и трудовых действий с ними.
  2. Учить устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к труду.
  3. Обучать способам практического применения знаний в речевой, игровой, коммуникативной деятельности.

Литература «Реализую «Программу социального развития детей дошкольного возраста» под редакцией Л.В. Коломийченко, стр. 88-91.

«Наш дом - Южный Урал», стр.36-42, 180-190.

Ноябрь. «Мой край»

НОД «Родной край» (с использованием авторской «Сказки о Березовом Листочке»).

Задачи.

  1. Познакомить детей с понятиями «родной край», «малая родина».
  2. Продолжать учить ориентироваться в пространстве, пользуясь картой – схемой.
  3. Развивать умение составлять рассказ по предложенному плану, активизировать речь, память, мышление, внимание.
  4. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, укрепляет любовь к малой родине.

Предварительная работа.

Беседа «Малая родина».

Чтение: «Сказка о Березовом Листочке», чтение стихов о городе Озерске.

Дидактические игры: «Подумай и расскажи» (фотографии родного города).

Сюжетно - ролевая игра «Путешествие по родному краю».

Экскурсии по родному городу.

Рисование: «Наш город».

Домашнее задание: рисование «Мой дом», «Моя улица», подбор фотографии о городе.

Выставка фотографий.

Игровая ситуация «Письмо от Березового Листочка».

Методы и приемы.

Наглядные: рассматривание фотографии, карты - схемы путешествий.

Словесные: беседы, чтение.

Игровые: сюжетно - ролевые игры, дидактические игры.

Практические: экскурсии, домашнее задание - подбор фотографии, рисование.

НОД ко дню рождения города «Путешествие по родному городу».

Цели: закрепить знания детей о названии города, где живут дети; уточнить, почему он так называется. Закрепить знания о достопримечательностях города, знать и  называть названия улиц, площадей, парков, театров.

 Совершенствовать умение поддерживать беседу, понимать вопросы и отвечать на вопросы воспитателя полными, грамматически правильными ответами.

 Активизировать в речи слова: площади, достопримечательности, памятники и название площадей, парков.

Воспитывать у детей любовь к родному городу, желание беречь все то, что создано трудом взрослых.

 Предварительная работа: экскурсии по улицам города (автобусные и пешие), беседы с детьми о городе, рассматривание фотоальбома о городе, оформление в группе уголка  города, экскурсии в музей города.

Литература «Детям об Озерске» Л.Н. Коротовских, стр. 15-16.

 «Наш город, наш край – Урал».

Озерск - это город, в котором мы живем. Его называют так, потому что он окружён озерами: Большая Нанога, Малая Нанога, Иртяш. В нашем городе много улиц – Семёнова, Октябрьская, Ленина, Дзержинского, Луначарского, Матросова, много памятников: памятник Курчатову, Ленину, «Памятник первопроходцам города»; два театра – «Наш дом», Кукольный театр, две большие площади - площадь Ленина, площадь Курчатова; дворцы культуры - ДК «Строитель», ДК «Маяк», Дом творчества детей и молодежи, Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Жителей Озерска называют озерчанами. Каждый озерчанин имеет домашний адрес.

Соседние города нашего города: Снежинск, Касли, Кыштым, Миасс, Златоуст, Челябинск. Все эти города находятся на Южном Урале. Южный Урал - это край, в котором мы живем. На Урале живут люди разных национальностей: татары,  русские, башкиры, казахи, чуваши. Мы любим свою малую Родину.

Декабрь «Россия-наша страна»

НОД по теме «Россия - родина моя» (с использованием «Сказки о Радуге» В.Н. Матовой).

Задачи.

  1. Продолжать знакомить детей с понятием «Родина».
  2. Формировать представления о нашей стране, о её богатой и разнообразной природе.
  3. Ввести понятия «герб», «флаг», «гимн».
  4. Воспитывать азы гражданственности и патриотизма.

Предварительная работа.

Беседы: «Наша Родина», «Флаг, герб, гимн России».

Сюжетно - ролевая игра: «Мы в музее».

Дидактические игры: «Чей это герб?», «Назови свой адрес», «Собери картинку» (природа России).

Рисование: «Мой город», «То березка, то рябинка».

Чтение художественной литературы: чтение рассказов о природе, о Родине, произведений Е. Благининой «Родина», Н.Рубцова «Привет, Россия!».

Заучивание наизусть: стихотворений А. Гурина «У карты родины», З. Александровой «Родина»; пословиц: «Родина краше солнца и дороже золота», «Родная землица и во сне снится».

Выставки: «Символы России», «Природа России», «Москва - столица нашей Родины» (иллюстрации, открытки, фотографии).

Методы и приемы.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий.

Словесные: беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассказы воспитателя и детей.

 Игровые: дидактические, сюжетно - ролевые игры.

Материал: аппликация «Радуга», изображения на тему «Природа России»; открытки с видами Москвы, портрет президента, изображение герба и флага России; политическая карта мира, глобус, атлас для самых маленьких; физическая карта России; аудиозапись: гимн России, «Вальс» из «Детского альбома» П. Чайковского.

НОД. Тема: «Россия, Россия - края дорогие!»

Литература «Мой родной дом» Т.И. Оверчук, стр. 70-74.

Беседы с детьми о праздновании Нового года.

Чтение художественной литературы.

Задачи:

  1. Дать детям знания об особенностях народного гостеприимства в семье.
  2. Подготовка к праздникам в семьях: приготовление пищи, украшение жилища, подготовка одежды.
  3. Народные песни, игры, пляски.

НОД «Праздничное колесо».

Цели: познакомить детей с зимними праздниками: Новый год, Рождество, Святки, Крещение.

Литература стр.58-60 «Российский этнографический музей – детям» О.А. Ботякова.

Тема: «С Новым годом со всем родом».

Содержание:

  1. Рассказ о традициях празднования Нового года.
  2. Пение колядок.

Литература стр.60 «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». О.Л.  Князева, М.Д. Маханева.

«Рождество Христово», стр. 77-81 «Свет Руси» В.Н. Вишневская.

Февраль «Башкирский народ»

Тема: «Башкирский народ» (интегрированное занятие).

Цели:

1. Познакомить детей с историей башкирского народа, местопроживанием на Урале, основными видами хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, бортничество), особенностями жилища (юрта, шалаш, изба).

2. Развивать образное восприятие, познавательный интерес детей.

3. Закреплять навыки работы фломастерами при рисовании юрты.

Обогащение словаря: башкиры, юрта, шалаш, охотоводство,  рыболовство.

Литературный ряд: башкирская легенда «Происхождение башкир».

Музыкальный ряд: башкирская мелодия «Уралым».

Зрительный ряд: 1. Рисунки с изображением юрт, шалашей, изб. 2. Карта России, Челябинской области, города Озерска. 3. Куклы в национальной одежде (русской и башкирской).

Материалы и пособия:

  1. Фломастеры
  2. Листы бумаги

Задание детям: нарисовать башкирское жилище (юрты, шалаши, дома)

Тема: Башкирское жилище «Юрта» (тирмэ)

Цели:

1. Формировать знания детей о башкирском народе:

- познакомить их с устройством юрты (решетки, орнаментированный войлок, два типа купола юрты: полусферическая (тюркская) и коническая (монгольская).

- особенности интерьера (две половины: большая - мужская (гостевая), меньше- женская.

- спецификой оформления двух половин жилья.

2. Познакомить детей с художественным оформлением экстерьера юрты (цветовое решение: серый или белый войлок; элементы орнамента: зигзагообразные линии, ромбы, ракообразные, сердцевидные мотивы).

3. Закрепление навыков рисования цветными карандашами, фломастерами.

Активизация словаря: башкиры, юрта, седло, щит, меч.

Обогащение словаря: сбруя, котел, шаршау - занавеска, зипун.

Литературный ряд:

1. Загадки о юрте: «Голову в небо устремила, сама синим зипуном накрылась», «Из сеней травы стог поставила, верхушку открытой оставила», «Поперёк палка и вдоль палка, соберешь целая охапка» (обрешетка).

Зрительный ряд: Макет башкирской юрты со съемным куполом.

Тема: «Летняя башкирская деревня»

Цели:

1. Расширять знания детей об особенностях башкирского жилища: познакомить с традиционным устройством башкирской деревни (на возвышенностях, вблизи озер, рек; юрты располагались по кругу; белая, гостевая юрта - в центре круга; дверь юрты устанавливалась всегда на южную сторону.

2. Закреплять знания детей об особенностях башкирского орнамента, его цветового решения; композиционного решения оформления юрты; по краю купола, по низу стен.

3. Развивать инициативу, самостоятельность детей в процессе работы с различными материалами.

Литературный ряд:

1. Пословица: «Нет дороже земли, чем родная сторона, нет дороже страны, чем родная страна».

Зрительный ряд:

1. Чанышев П. «Башкирское село».

Материалы пособия:

1. Нижняя часть пластиковых бутылок - основа юрты.

2. Плотная ткань прямоугольной формы (длина равна периметру окружности форумы или чуть больше).

3. Шаблон круга (купол юрты)

4. Разноцветные кусочки ткани, плотной бумаги.

5. Клей ПВА, ножницы, кисточки, салфетки.

Задание: создать макет летней башкирской деревни: из готовых детских работ составить единую композицию. Дополнить изображением деревьев, животных (кони, овцы) в процессе совместной деятельности.

Тема: «Башкирская изба».

Цели:

1. Продолжать расширять знания детей о башкирском жилище: познакомиться с особенностями экстерьера (фронтон, наличники, крыльцо) и интерьера (печь, особенности оформления женской или мужской половины) деревенского дома.

2. Расширять знания детей о семантике разных деревянных мотивов (ромб, круг, рога, образные мотив).

3. Закреплять умение детей передавать в изображении особенности украшения наличников башкирского дома.

4. Развивать эстетические чувства, желание вносить красоту в окружающий мир.

Литературный ряд:

1. Загадки: «Сложен добро, выпирают ребра», «Толст, да широк, по две дырки на бок и шапка наверху», «Бревно да мох, мох да бревно».

Зрительный ряд:

1. Фотографии.

2. Вариативные модели окон с наличниками (выполнены в технике картонографии).

3. Схемы общей композиции интерьера избы.

4. Рисунки: печь с очагом, гостевая (мужская) и женская половина избы.

Материалы и пособия:

1. Картонные заготовки - окна.

2. Картонные заготовки - наличники различных вариантов исполнения.

3. Картон

4. Фломастеры, клей ПВА, ножницы, салфетки.

Ко Дню Защитника Отечества.

Тема: «Летят самолеты».

Цели: воспитывать в детях чувство гордости за наших славных воинов – летчиков, привлечь их внимание к празднику - Дню Защитников Отечества; закреплять умения мастерить самолет, используя имеющиеся навыки по конструированию и аппликации; развивать память, воображение; развивать певческие навыки, выполнять игровые действия под музыку.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий; чтение произведений художественной литературы; прослушивания музыкальных произведений, посвященных армии и защитником Отечества.

Литература «С чего начинается родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкиной, стр. 113 – 114.

Март «Семья - это семь Я»

НОД по теме «Моя семья и мое семейное древо».

Задачи.

  1. Познакомить детей с семейным древом.
  2. Формировать представления о семье.
  3. Развивать интерес к истории своего рода, желание поделиться этими знаниями с товарищами.
  4. Воспитывать чувство долга и любви к близким людям.

Предварительная работа.

Беседы с детьми: «Фотоальбом», «Прабабушки и прадедушки», «Родословная».

Беседа с родителями о генеалогическом древе семьи.

Дидактическая игра «Семья» (детям предлагают фотографии воспитанников группы и их родственников, задание - выбрать свои фотографии).

Сюжетно - ролевая игра «Семья».

Рисование: «Дерево с корнями и листьями».

Выставки: «Семейные фотографии детей и их родственников». «Семейное древо воспитателя».

Домашнее задание: принести в детский сад семейные фотографии, прослушать рассказы родителей о своей родословной.

Литература стр.65-66; конспект стр.133-135.

Досуг «Мамы - это наше всё!»

Задачи.

  1. Углубить чувство привязанности и любви к маме.
  2. Учить детей понимать смысл пословицы, использовать их в своей речи.
  3.  Развивать умение детей составлять небольшой рассказ, пользуясь предложенным планом.
  4. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, помочь понять, что мама у каждого из нас одна.

Литература «Краеведение в детском саду» В.Н. Матова, стр. 122 - 127.

Тема: «Нет лучше дружка, чем родимая матушка».

Содержание:

  1. Беседа о маме.
  2. Изготовление поделки в подарок маме.

Литература «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева.

Малые фольклорные формы.

Задачи:

  1. Приобщение детей к народным традициям.
  2. Воспитание интереса к народному слову, к образам произведений фольклора.
  3. Развитие эмоционального отклика на произведение устного народного творчества.
  4. Формирование понимания основного содержания фольклорных произведений.
  5. Формирование представлений об отличительных особенностях (назначение, происхождение, форма) разных жанров фольклора.
  6. Формирование умения выделять выразительные средства фольклорных произведений (сравнения, эпитеты, олицетворения).
  7.  Развитие исполнительских умений детей на материале фольклорных произведений.
  8. Развитие творческих способностей детей (придумывание потешек, колыбельных песен, небылиц).
  9. Воспитание умения использовать фольклорные произведения в повседневной жизни соответствующих ситуациях.
  10. Обогащение речи детей лексикой фольклорных произведений.

Колыбельные песни или байки – относится к произведениям, созданным взрослыми для детей. Назначение колыбельных песен - убаюкать, усыпить ребенка, определяет не только ритмику, но и систему образов (образы близких ребенку взрослых, фантастические образы Сна и Дремы).

 Пестушки, потешки, прибаутки, небылицы – перевертыши, заклички, приговорки, докучные сказки, дразнилки, пословицы, поговорки, народные игры.

Литература «Наш дом - Южный Урал», Е.С.Бабунова, Л.В. Градусова стр.57-74, стр.123-133.

Апрель «Русский народ»

НОД по теме «Герб города Озерска».

По лазоревому полю внутри тонкого золотого огненного снаружи кольца с двадцатью четырьмя серебряными квадратами, сложенными в крест, ползет в левую перевязь ящерица, касающиеся хвостом кольца, которое в этом месте разомкнуто. Символика герба: в центре символического изображения водной глади с шестигранной волной в верхней части (географическое изображение города почти островное, так как он омывается несколькими озерами) расположен стилизованный рисунок атомного реактора.

Ящерица - олицетворение Урала огненным следом своего хвоста (энергия, заключенная в реакторе, ядерном распаде) обрамляет реактор, символизируя приручение человеком природной силы и стихии.

Автор герба – Д.Остроумов художник.

Источники: Д. Остроумов «Соответствующие векторные изображения» (Озерск Челябинская область, герб).

Задачи:

  1. Уточнить знания детей о символике нашей страны.
  2. Развивать мышление, способность создавать композиции герба своего города.
  3. Побуждать детей высказывать свои мысли, общаться с воспитателем и друг с другом.
  4. Вызвать эмоциональный отклик на предложенную тему.

Литература «Краеведение в детском саду» В.Н. Матова, стр.66-67, стр.135-139.

НОД Тема: «Русский народный костюм»

Задачи.

  1. Познакомить детей с русским народным костюмом (мужским, женским).
  2. Ввести в активный словарь детей слова «кокошник», «лапти», «косоворотка».
  3. Воспитывать интерес к старинным вещам, желание сохранять их на долгие годы.

Предварительная работа.

Беседы: «Какую одежду носили в старину?», «Современная одежда», «Обувь и головные уборы».

Дидактические игры: «Подбери заплатку сапожку», «Русский народный костюм» (пазлы), «Русская матрешка» (пазлы).

Сюжетно - ролевые игры: «Горница приглашает гостей», «Ателье для кукол».

Рисование: «Русский сарафан», «Дымковский мужичок», «Кокошник».

Аппликация: «Сапожок», «Хоровод матрешек» (из бумаги, сложенной гармошкой).

Целевые прогулки: в ателье, в Дом Культуры «Строитель» для осмотра русских народных костюмов.

Выставки:  изображения «Русский народный костюм», «Современная одежда», «Обувь», «Головные уборы».

Методы и приемы.

Наглядные: рассматривание изображений, иллюстраций.

Игровые: дидактические, сюжетно - ролевые игры.

Материал.

Русские народные костюмы для детей и воспитателя, иллюстрации из книжки - раскраски О. Князевой «Как жили люди на Руси», стр.64-65, «Краеведение в детском саду».

История мужской и женской одежды. Народные костюмы Южного Урала.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с русским национальным костюмом.

2. Рассмотреть башкирский национальный костюм, отметить характерные признаки, элементы узора. Названия костюмов, элементы костюма.

3. Воспитывать интерес к старинным вещам, одежде, обуви.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л. Князева, М.Д. Маханева, стр.93-103.

 «Российский этнографический музей – детям» О.А. Ботякова.

Казачья одежда, нагайбакские казаки, башкирская народная одежда.

«Наш дом – Южный Урал» Е.С. Бабунова, Л.В. Градусова, стр. 133-150

Май.  Подводим  итоги.

Праздничный утренник «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященный Великой Победе.

Цель: воспитание патриотических чувств у дошкольников.

Задачи.

  1. Пробуждать интерес детей к историческим фактам, расширять знания о Великой Отечественной войне.
  2. Формировать чувство благодарности к защитникам Отечества, гордости за нашу Родину, народ.
  3. Воспитывать будущих защитников Родины.

Предварительная работа.

Тематическая неделя «Поклонимся великим тем годам».

Выставка: «Еще тогда нас не было на свете».

Беседы: «Великая Отечественная война», «День Победы», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Труженики тыла».

Чтение сказки - были «Поет Земля» В.Н. Матова.

Рисование: «Праздничный салют».

Ручной труд: «Солдатское письмо – треугольник».

Сюжетно - ролевая игра: «Пограничники».

Строительная игра «Граница».

Чтение художественной литературы: З. Александрова «Дозор», А.Л. Барто «На заставе», О. Высотская «Мой брат уехал на границу», Е.А. Благинина «Шинель», Л. Кассиль «Самое главное войско».

В группе собираем материал про родственников - участников Второй Мировой войны. С детьми провожу беседы о родственниках, дедушках,  прадедушках, бабушках, прабабушках - участниках ВОВ. Планирую выпустить газету ко Дню Победы с фотографиями, воспоминаниями родственников об участниках Великой Отечественной войны.

Заучивание стихов о Дне Победы.

Целевые прогулки: к мемориалу Вечный огонь; в городскую библиотеку на выставку «День Победы», к памятнику героям Великой Отечественной войны.

Материал: интерактивная доска, компьютер, документальный фильм о мирной жизни и о Великой Отечественной войне; слайды: картины природы, фотографии горожан, погибших на полях сражений, фотографии детей группы.

Литература «Краеведение в детском саду» В.Н. Матова, стр.145-149.

Тема: «Страна, в которой мы живем».

Задача.

  1. Продолжать знакомить детей с понятием «Родина – Россия» через ознакомление с родным домом, родной улицей, родным городом, родным краем.
  2. Пробуждать интерес детей к географическим объектам (реки: Волга, Иртыш, Миасс, Теча; города Москва, Челябинск, Касли; Уральские горы; озера Иртяш, Большая Нанога, Малая Нанога; части света: север, юг, запад, восток; историческим фактам (история детского сада, история города, День Победы), помочь детям осознать ценность событий в жизни человека, детского сада, города, страны.
  3. Учить быть радушными и гостеприимными во время встречи гостей в детском саду .
  4. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, к родной природе, уважение к старшим.

Проводимая работа.

Беседы: «Символ России», «Мы - будущее России», «Я – россиянин», «Сказки А. Пушкина», «Природа России», «Природа Южного Урала».

Дидактические игры: «Мой адрес», «Когда это бывает?», «Сложи фотографию»,  «Сложи открытку» (пазлы), «Путешествие по стране» (физическая карта России), «Что где?» (политическая карта мира).

Сюжетно - ролевые игры: «Путешествие в дальние страны», «Мы в музее».

Выставки иллюстраций, репродукции картин, фотографий; «Природа России», «Символ России», «Москва - столица нашей родины», «Природы родного края», «Сказки А. Пушкина» ( книги, картинки).

Индивидуальная работа: заучивание стихов о Родине, России.

Чтение произведения о Родине, о России.

Рисование: «Кукольный театр», «Городской пруд», «То березка, то рябинка», «Животные нашего леса».

Аппликации: «Уральские горы», «Флаг России».

Выставка альбомов: «Времена года», «Пока в России Пушкин длится».

Целевые прогулки в школу «Последний звонок».

Развлечение: «Сколько славных дел вокруг».

Методы и приемы.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, альбомов, картин, открыток, фотографии.

Информационно – развивающие: беседы, рассказы воспитателя, чтение художественной литературы,  заучивание стихов.

Игровые: дидактические игры, сюжетно - ролевые игры, игра – придумывание.

Практические: рисование, лепка, аппликация; развлечение, целевая прогулка.

Материал.

Физическая карта России, мелкие игрушки; самолеты, пароходы, машины; политическая карта мира, глобус для самых маленьких; фотографии, иллюстрации, репродукции картин, открытки, альбомы, стихи, сказки; кисти, краски, карандаши, пластилин, цветная бумага, картон, клей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа танцевального кружка для детей старшего дошкольного возраста.

Формирование у дошкольников музыкально-двигательного, в том числе танцевального творчества является одной из программных задач воспитания в детском саду. ...

Программы кружков для детей старшего дошкольного возраста.

Программа кружка "Юный эколог" для детей старшего дошкольного возраста.Кружковая деятельность по лего-конструированию и робототехнике....

Программа дополнительного образования по физкультурно-оздоровительному кружку «Крепыш» (программа разработана для детей старшего дошкольного возраста)

Программа «Крепыш» имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Данная программа ориентирована на закон РФ «Об образовании», санитарные нормы и правила, утверждённые совместным постановлением Ми...

Рабочая программа кружка для детей старшего дошкольного возраста «Развивай-ка»

Цель:·        Формирование у детей предпосылок к универсальным учебным действиям....

Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста «Маленькие исследователи»

Цель программы кружка состоит в создании условий для развития поисково-исследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, познавательно-речевого, творческого развития. Р...

Методическая разработка по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников»

Экологическое воспитание дошкольников   В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Поликультурное воспитание. Тема: «Япония»

Цель и задачи: Ознакомление с культурой и традициями Японии, дать представление о народном творчестве, танцах, музыке, особенностях национального костюма, роспись веера веткой цветущей сакуры.Познаком...