Ковровская глиняная игрушка
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Комиссарова Наталья Евгеньевна

Познакомить детей с народным промыслом, Ковровской глиняной игрушкой, её особенностями и способом изготовления. Формировать представление о необходимости труда гончара, его социальная значимость.  Вызвать желание самостоятельно вылепить глиняную игрушку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ковровская глиняная игрушка»

Программное содержание:

Познакомить детей с народным промыслом, Ковровской глиняной игрушкой, её особенностями и способом изготовления. Формировать представление о необходимости труда гончара, его социальная значимость.  Вызвать желание самостоятельно вылепить глиняную игрушку. В ходе самостоятельной продуктивной деятельности развивать мелкую моторику рук, мышление, творческое воображение. Развивать умение самостоятельно решать поставленную задачу. Развивать эмоциональную отзывчивость при общении с произведениями искусства. Воспитывать организованность поведения, умение готовить место для труда; поддерживать порядок на рабочем месте в ходе деятельности. Воспитывать чувство гордости за работу мастеров народной игрушки. Пополнить экспозицию музея самостоятельно изготовленными глиняными игрушками.

Материал: 

Ковровские глиняные игрушки;

Доски для лепки, голубая глина, влажные салфетки, контейнеры с водой

Ход:

- Ребята, посмотрите, я вчера получила посылку, а сегодня принесла её к нам  детский сад. Хотите посмотреть, что лежит в посылке?

Привезли мы глину с дальнего бугра,
Ну-ка, за работу, чудо мастера!
Я слеплю лошадку, я её приглажу
И сидельце с бахромой на спине прилажу.
Слепим, высушим – и в печи!
              А потом распишем,
              Будем мы игрушки «печь»,
              Печка жаром пышет.
              А в печи – не калачи, а в печи – не куличи,
              Не пышки, не ватрушки,
              А в печи – ковровские глиняные игрушки!

-Ребята посмотрите, какие красивые игрушки.

-Может кто - то знает, как называются эти игрушки?

-Хотите узнать о ней побольше?

- Это Ковровские глиняные игрушки. Для изготовления Ковровской глиняной игрушки используется глина, которая есть в земле Ковровского района Владимирской области. Ковровские мастера используют «голубую» глину. При изготовлении игрушек глина увлажняется (размачивается в воде), затем разминается до нужной вязкости и упаковывается в полиэтиленовые пакеты для «созревания».

Весь процесс изготовления глиняной игрушки гончары осуществляются в ручную. Раньше ковровские мастера изготавливали игрушки в основном для игр своих детей и своих друзей. Эти игрушки были очень красочные и не похожи друг на друга.

Ковровские мастера для росписи своих игрушек используют разнообразные яркие цвета.

Давайте повнимательнее рассмотрим Ковровские игрушки на проекторе.

- Изготавливая игрушки мастера, используют свою фантазию, как в лепке, так и в росписи. Обратите внимание – вот семья обезьянок, (демонстрация слайдов) все они разные, нет ни одной похожей, потому что каждый автор в своей игрушке передал своё настроение. А вот семья свинок - они тоже все разные, такие, какими их увидели их авторы. (Слайд 1). Сюжеты Ковровских игрушек разнообразны – это и сцены русского быта (Слайд 2), и мотивы сказок (Слайд 3) «Репка», «Белоснежка и семь гномов» и др., и игрушки – свистульки в виде персонажей людей, зверей, сказочных героев (Слайд 4).

О Ковровской глиняной игрушке знает весь мир. Каждая игрушка имеет фирменный знак (вот такую печать с названием города, где она была изготовлена).

Детям предлагается рассмотреть игрушки, посвистеть в свистульки.

Физкультминутка

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали                Выпрямится.

И на месте зашагали.                        Ходьба на месте.

На носочках потянулись,                 Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.            

Прогнуться назад, руки положить за голову.

Как пружинки мы присели              Присесть.

И тихонько разом сели.                    Выпрямится и сесть.

Ребята, а вы хотите превратиться в ковровских мастеров и попробовать самостоятельно изготовить глиняную игрушку? Тогда давайте все закроем глаза, а я произнесу слова заклинания, которые помогут нам перенестись в Ковровскую мастерскую и превратиться в Ковровских гончаров. (Звучит музыка космоса).

В руки палочку возьму

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам приди,

В Ковров нас унеси.

Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, спорики, морики. Мы хотим превратиться в Ковровских гончаров.

 Открываем все глаза. Дорогие «мастера» Мы с Вами находимся в гончарной мастерской города Коврова. Здесь работают очень хорошие гончары. «Гончары» кто нам напомнит, приёмы работы с глиной?

Возможные ответы детей: Для того чтобы глина не прилипала к нашим ладоням мы  будем смачивать руки водой, которая стоит у нас на столах.

Мы берём кусочек глины, и руками, между ладонями, делаем шарик. Затем в зависимости от того что хотим получить раздавливаем между ладонями или продаём ей нужную форму.

Ну что ж, приступаем к работе.

Самостоятельная деятельность детей

Уважаемые гончары, какие красивые игрушки у нас получились, вы настоящие мастера. Но как быстро летит время и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте возьмём наши игрушки на дощечках и вернёмся в детский сад.

Закрываем глаза, а я произнесу волшебное заклинание. (Звучит музыка космоса).

Берелья — турелья, буридакль — фуридакль, край неба алеет, трава зеленеет, а мы возвращаемся в детский сад!

- Ну, вот мы с Вами опять вернулись к нам в детский сад. Давайте покажем наши игрушки Марине Ивановне и отнесём их просушить в печи на кухню, а на следующем занятии распишем.

Дети с воспитателем относят свои игрушки на кухню для просушивания в духовом шкафу. 

- Ребята, давайте расскажем Марине Ивановне, где мы с Вами побывали, чем занимались…

Возможные ответы детей: Мы были в городе Ковров, там превращались в Ковровских гончаров. М сделали ковровские игрушки и отнесли их на кухню сушить. Когда наши игрушки высохнут, мы их распишем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей групп старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство с тверской глиняной игрушкой"

Материал данного занятия дает возможность познакомить детей с историей возникновения народного промысла - изготовление тверских глиняных игрушек, с технологией изготовления и отличительными особенност...

Музыкально-театрализованное занятие «В гостях у глиняной игрушки» (старшая группа)

Цель:  Приобщая к народной обрядовой культуре необходимо открывать детям гуманизм народной культуры, красоту и многообразие народного искусства (синтез слова, музыки, танца, пластики)....

знакомство с Ковровской глиняной игрушкой

конспект занятия в старшей группе...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и...

«Ковровская глиняная игрушка»

Познакомить детей с народным промыслом, Ковровской глиняной игрушкой, её особенностями и способом изготовления. Способствовать созданию представлений о необходимости труда гончара, его социальная знач...