Кружок по тестопластике "Волшебное тесто"
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Головятенко Татьяна Николаевна

Цель: Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление (логическое и абстрактное), эстетическое восприятие, упражнять в умении использовать разнообразные способы лепки, создавать изображения предметов и явлений действительности, выражать сои впечатления от жизни, своё отношение к этим явлениям, воспитывать умение трудиться, добиваться получения желаемого резльтата, умение довести начатое до конца, аккуратность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnoe_testo.docx197.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» П.ЗЕЛЕНОЛУГСКИЙ

                     

      Кружок по тестопластике

 

      «Волшебное тесто»

 

http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/9/vkusnoe_pechene.jpg

                        Воспитатель: Головятенко Т.Н.

                         

                                                    2015 год

                                  Содержание:

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели и задачи.
  3. Условия проведения кружка по тестопластике.
  4. Принципы построения.
  5. Методы и приёмы.
  6. Материалы и инструменты для изготовления украшений из солёного теста.
  7. Предполагаемые результаты.
  8. Перспективный план работы.
  9. Работа с родителями.

10.Особенности и технологии лепки из солёного теста.

11.Методические рекомендации для педагогов.

12.Литература.

  1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. 
   Педагоги и воспитатели уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, особо выделяя пальчиковую гимнастику. Если не организовать специальной коррекционной работы, нарушения в развитии моторных функций проявятся в быту, игровой деятельности, действиях с предметами. Опыт работы показал, что  дети не любят завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, неохотно выполняют задания по моделированию из мозаики, конструктора при рисовании дают стереотипные изображения; не получаются у них работы из природного материала, лепка из пластилина, вырезывание из бумаги. 
Всё это связано с трудностями овладения точными дифференцированными движениями. 
   Для того чтобы дети с удовольствием и желанием приступали к различным заданиям, способствующих развитию моторных функций была предложена работа с необычным материалом, пластичным и послушным – солёным тестом. 
Лепить из теста - одно удовольствие! Соль, мука, вода – вот и всё, что нужно для умелых рук. 
  Лепить из солёного теста так же интересно, как из пластилина, а сохраняются такие поделки гораздо дольше – только их нужно обжечь в духовке. А можно сразу подкрасить тесто пищевыми красителями и лепить из цветного теста. 
Для того чтобы попробовать свои силы в лепке из солёного теста, достаточно освоить простые, доступные приёмы, даже дошкольникам. А изделия из солёного теста, сделанные своими руками, доставят радость и детям, и взрослым.

2.  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель: Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление (логическое и абстрактное), эстетическое восприятие, упражнять в умении использовать разнообразные способы лепки, создавать изображения предметов и явлений действительности, выражать свои впечатления от жизни, свое отношение к  этим явлениям, воспитывать умение трудиться, добиваться получения желаемого результата, умение довести начатое до конца, аккуратность.

Задачи:

  • овладение элементарными навыками и умениями, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых в тестопластике.
  • формирование творческой активности, художественного вкуса;
  • развитие мелкой моторики;
  • формирование чувства цвета;
  • воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
  • воспитание организованности, аккуратности.
  • умение начатое дело доводить до конца.
  • формировать зрительное и мускульное восприятие формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами
  • аккуратно пользоваться материалом, умение оценивать работу товарища.
  • интересоваться тем, как выполняют работу другие дети, радоваться результатам совместной деятельности
  • формирование у детей эстетических переживаний, чувств, умения видеть красивое в окружающем, видеть элементы выразительности образа.
  • формировать у детей некоторые навыки учебной деятельности, умение слушать и слышать поставленную взрослым задачу, удерживать ее в памяти, следить за показом способов выполнения действий или самостоятельно находить их, выполнять работу спокойно и в отведенное время.

                                   3.  УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ТЕСТОПЛАСТИКОЙ.

Занятия тестопластикой проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 25-30 минут. Число участников в группе до 10 человек.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕСТОПЛАСТИКОЙ:
 
• Правила формулируются в процессе совместного обсуждения с детьми таких вопросов:
• Для чего мы здесь собрались?
• Что нужно сделать, чтобы всем было хорошо?
• Когда рождается самая волшебная красивая картина? (в тишине)
• Чтобы получилось задуманное, с каким чувством нужно лепить (приклеивать, украшать и т.д.)? (с любовью, вниманием)
ТЕСТОПЛАСТИКА ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ:
 
• Развивающую – развитие всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)
• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

4. ПРИНЦИПЫ  ПОСТРОЕНИЯ:

  1. Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.
  2. Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
  3. Принцип поэтапности.  От простого к сложному – важное условие при обучении лепке.
  4. Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
  5. Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам

                                          5.  МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

    1.Последовательное знакомство с различными видами лепки:

  • Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет  лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
  • Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
  • Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

2.Словесный метод:

  • беседа, рассказ;
  • объяснение, пояснение;
  • вопросы;
  • словесная инструкция;

3.Наглядный:

  • рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);
  • показ выполнения работы (частичный, полностью);
  • работа по технологическим картам.

4. Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей:

  • математикой;
  • развитием речи;
  • художественной литературой.

  1. МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ УКРАШЕНИЙ ИЗ  СОЛЕНОГО ТЕСТА

  1. МУКА. Для соленого теста лучше всего подходит пшеничная мука недорогих сортов.
  1. СОЛЬ. Соль лучше всего использовать мелкую, «экстра». Крупную соль использовать не следует, так как тесто может рваться при лепке, а при просушивании –трескаются.
  1. ВОДА. Воду добавляют только холодной, можно из-под крана.                
  1. КЛЕЙ. Клей придает тесту эластичность, а готовым изделиям прочность. Более всего подходит сухой обойный клей, который перед добавлением в замешиваемое тесто разводят в чуть теплой воде (2 ст. л. клея на небольшое количество воды).                               
  1. КРАСКИ. Для окрашивания теста лучше всего использовать пищевые или натуральные красители (какао – порошок, свекольный сок и прочие). Для раскрашивания готовых изделий используют гуашь или акварельные краски.
  2. ЛАК. Для закрепления красок и защиты изделия от влаги понадобится прозрачный лак.
  3. ИНСТРУМЕНТЫ.
  • деревянная скалка или резиновый валик
  • стеки, вилка, расческа
  • формочки для выпечки печенья или из игр
  • чеснокодавилка
  • ситечко
  • зубочистки
  • кисточки
  • пробки с резьбой
  • стакан с водой (для склеивания деталей между собой)
  • пуговицы, бусины, тесьма и др. вещицы

ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ

ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА.

  1. ЗАМЕШИВАНИЕ ТЕСТА
  2. ОКРАШИВАНИЕ ТЕСТА
  3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ
  4. СУШКА ИЗДЕЛИЙ
  5. РАСКРАШИВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ
  6. ЛАКИРОВАНИЕ

Замешивать тесто необходимо строго соблюдая рецепт. По одному из рецептов, тщательно соблюдая все пропорции, замешивается тесто. Оно должно быть однородным, эластичным и тугим, т.к. в детских руках оно очень быстро становится слабым.

РЕЦЕПТЫ СОЛЕНОГО ТЕСТА

РЕЦЕПТ № 1

2 стакана муки

1 стакан соли

3/4 стакана воды

РЕЦЕПТ № 2

1,5 стакана муки

0,5 стакана крахмала

1 стакан соли

3/4 стакана воды

РЕЦЕПТ № 3

2 стакана муки

1 стакан соли

1 стакан клейстера

РЕЦЕПТ № 4

2 стакана муки

1 стакан соли

100 г клея ПВА

80 г стакана воды

РЕЦЕПТ № 5

2 стакана муки

1 стакан соли

3/4 стакана воды

2 ст. ложки сухого обойного клея

ОКРАШИВАНИЕ ТЕСТА

Для окрашивания теста лучше всего использовать пищевые или натуральные красители (какао – порошок, свекольный сок и прочие). Чтобы добиться нужного оттенка, следует исходить из следующих расчетов:

  • для голубого теста2 капли голубого красителя – на 100 г теста;
  • для розового теста5 капель красного красителя – на 100 г теста;
  • для желтого теста: 2 капли желтого красителя – на 100 г теста;
  • для зеленого теста: 2 капли зеленого красителя – на 100 г теста;
  • для лилового теста: 3 капли красного красителя и 1 капля голубого  –  на 100 г теста.

В тех случаях, когда хотят придать тесту более интенсивный теплый естественный оттенок, используют натуральные красители, например какао-порошок. Перед добавлением в тесто его разводят в небольшом количестве теплой воды.

СПОСОБЫ СУШКИ

Изделия из теста сушат либо в духовке, либо на воздухе.

  • Сушка в духовке электроплиты: изделие из теста толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа при t – 75˚, затем 30 минут при t – 100˚, 30 минут при t – 125˚ и 1 час при t – 150˚.
  • Сушка в духовке газовой плиты: она происходит таким же образом, что и в электроплите, только требует вдвое больше времени. Если по изделию видно, что температура еще велика, ее можно отрегулировать, оставляя дверцу духовки приоткрытой на определенную ширину.
  • Воздушная сушка: этот способ сушки самый экономичный, но и самый длительный. За 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Зимой на батарею изделия ни в коем случае класть нельзя!
  • Комбинированная сушка: она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделие несколько дней выдерживают на солнце, затем досушивают в духовке.

                                     РАСКРАШИВАНИЕ ТЕСТА

Изделия из белого соленого  теста раскрашивают. Делают это водорастворимыми красками – гуашью или акварельными красками.

Приступая к окрашиванию, надо подумать, какие цвета будут использоваться. Неудачно раскрашенное изделие теряет свою оригинальность. А иногда неудачные сочетания цветов создают неприятное впечатление. Поэтому очень важно заранее продумать цветовое решение. Существует целая наука под названием «Цветоведение». Самое интересное, что цвета, расположенные определенным образом по отношению друг к другу, способны влиять на нас, вызывать у нас определенные эмоции.

Сочетание цветов, их влияние на психику человека.

Цветовое сочетание

                                Эмоции человека

Красный и желтый

Приятное ощущение тепла и радости.

Красный и синий

Отталкивающее впечатление.

Красный и золотой

Роскошь и значительность.

Красный и черный

Чувство опасности и подавленности.

Оранжевый и голубой

Выявляет накопленную внутреннюю силу и энергию.

Оранжевый и

светло-зеленый

Производит впечатление мягкой обволакивающей теплоты.

Оранжевый и фиолетовый

Воздействует оглушающее и опьяняюще.

Оранжевый и черный

Негативное, отталкивающее впечатление.

Светло-зеленый и

розовый

Наиболее нежное и приятное сочетание.

Оранжевый и желтый

Вызывает ощущение напряжения и движения одновременно.

        

                                ЛАКИРОВАНИЕ

        После того, как изделие уже полностью готово, его покрывают лаком. Лак не только придает блеск и законченность изделию, он предохраняет его от воздействия влаги и крошения. Для лакирования изделий используют прозрачный лак. Обязательно надо лакировать раскрашенные изделия – под защитным слоем лака краски не будут обсыпаться, крошиться, марать руки и выцветать.

                                    ЛАКИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ

Лакировать изделия рекомендуется для того, что бы сохранить их надолго.

        Так как технология для меня тоже новая, то в начале работы я столкнулась с определенными трудностями:

  • сначала в тесто мы добавляли крахмал, потом стали добавлять клей ПВА, но, как оказалось, поделки из такого теста очень хрупкие и очень легко ломаются. Сейчас мы пользуемся наиболее приемлемым для нас рецептом: при замешивании добавляем разведенный обойный клей. Изделия из такого теста очень прочны и не ломаются при случайном падении;
  • работать приходится с детьми небольшими группам (по 4-5 человек), т.к.
  • изготовление некоторых деталей (например, цветов) вызывает у них затруднение и приходится показывать этапы изготовления каждому ребенку;
  • на сегодняшний день у нас небольшой набор различных формочек;
  • к одному и тому же изделию приходится возвращаться ни один раз, т.к. сушка изделия занимает достаточно много времени.

При изготовлении изделий из соленого теста мы используем различные технологические карты, рассматриваем альбомы с фотографиями цветов. И, не смотря на трудности, работа с соленым тестом доставляет и детям, и нам большое удовольствие.

                               

  1. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ.

Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов являются:

  • Устойчивый интерес к тестопластике.
  • Возрастающий уровень его авторских работ.
  • Повышение уровня самостоятельности при выборе материалов и способов успешной реализации замысла,  технических  навыков и умений.
  • Желание участвовать в коллективных работах, в  выставках и т.д.
  • Оригинальность предлагаемых художественных решений.
  • Окрепшая  моторика рук.

Ребенок  способен:

  • самостоятельно выбирать и использовать необходимые инструменты для работы;
  • изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;
  • соединять детали разными способами в готовое изделие;
  • составлять композицию из отдельных элементов;
  • гармонично сочетать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию;
  • аккуратно использовать материалы;
  • соблюдать правила безопасной работы;
  • украшать интерьер помещения своими работами и др.

            8.  ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

 

 месяц

                  Тема

                                   Цель

            Январь

1.«Знакомство с замешиванием соленого теста, материалами и инструментами для работы».

Познакомить с историей тестопластики,  с основными инструментами, используемыми при работе с соленым тестом; рассказать о возможностях  использования дополнительных приспособлений (стеки, формочки, спички, пуговицы, проволока, скрепки, бисер, стеклярус, бумага, вилка, расческа, ткань) и правилами безопасной работы с ними.      Развивать тактильные ощущения.         Познакомить с  организацией рабочего места, культурой  труда.                                      

2.«Ёлочка»

Обеспечить закрепление знаний и способов лепки из солёного теста.                                                                             Закрепить умение раскатывать комок теста круговыми движениями с получением колобка, а затем сплющивать; формировать наблюдательность, способность сосредотачиваться на поделке.                                                   Воспитывать любовь к природе.                                                                                  Развивать навыки аккуратной лепки, умение работать со стекой.

3.«Снежинка»

Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин. Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приёмы работы с солёным тестом в новую творческую ситуацию.

4.«Снеговик»

Развивать умение самостоятельно рассматривать знакомый несложный предмет (образец) и передавать в лепке его форму и строение. Развивать воображение; применять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание и др.

      Февраль

Январь

1.«Волшебные колокольчики»

Учить детей создавать объёмные полые поделки из солёного теста. Совершенствовать изобразительную технику – учить лепить колокольчик из шара путём вдавливания и моделирования формы. Показать разные приёмы оформления лепных фигурок.                                                          Развивать чувство формы, пропорций; воспитывать аккуратность, учить синхронизировать работу обеих рук.

2.«Сердечки к дню св. Валентина»

Учить детей создавать объёмные поделки из солёного теста. Совершенствовать изобразительную технику – учить лепить сердечки путём моделирования формы.                                                 Показать разные приёмы оформления лепных фигурок.                                Развивать чувство формы, пропорций, воспитывать аккуратность, учить синхронизировать работу обеих рук.

3.«Кружка для папы»

Вызвать у детей интерес к изготовлению подарков папам своими руками. Учить лепить посуду конструктивным способом, точно передавая форму, величину и пропорции в соответствии с назначением предмета.                                             Формировать интерес к истории своей страны и семьи.         Воспитывать заботливое отношение к близким людям.

4.«Декоративное панно»

Совершенствовать навыки ручного труда средствами лепки.                                                                           Развивать мелкую моторику рук в процессе освоения различных технологических приёмов – раскатывание, сплющивание, разминание.                                           Развивать конструктивные способности, мышление, воображение.                                                                 Формировать художественный вкус.

           Март

1.«Подарок маме»

Побуждать детей выражать благодарность своим матерям за заботу через продуктивную деятельность.  Отрабатывать умение работать с тестом. Развивать самостоятельность, аккуратность; сформировать потребность в саморазвитии; развивать мелкую моторику рук, глазомер.

2.«Цветы для мамы и бабушки»

Увлечь детей тестопластикой, её выразительными возможностями; продолжать учить барельефной лепке; формировать интерес к работе художников, воспитателей. Развивать способность видеть красоту в привычных предметах; развивать художественный вкус, творчество, фантазию, воображение, самостоятельность; желание доставить радость близкому человеку – маме, бабушке.

3.«Вазы для цветов»

Продолжать учить детей моделировать вазочки на основе готовой формы, путём дополнения её различными деталями. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.

4.«Весенний ковёр»

Продолжать знакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства (ковроделием). Учить лепить коврик из жгутиков, имитируя технику плетения. Показать аналогии между способами создания образа в разных видах изобразительной деятельности. Развивать мелкую моторику и синхронизировать движения обеих рук.

                                             Апрель

Апрель

Март

1.«Пасхальное яйцо»

Развивать у детей умение самостоятельно рассматривать знакомый несложный предмет (яйцо) и передавать в лепке его форму и строение. Развивать воображение (побуждать использовать разнообразный дополнительный материал для украшения предмета; применять в работе знакомые способы лепки.

2.«Хлебобулочные изделия»

Способствовать углублению интереса детей к предметной лепке из теста; учить детей лепить хлебные изделия различной формы; украшать свои изделия. Воспитывать желание радоваться результатам своего труда, делать приятное другим. Учить детей бережливости («Каждую крошку в ладошку»).

3.«Пряничный домик»

Закрепить умение детей работать со стекой при изготовлении основной детали по шаблону. Развивать творческие способности, фантазию в процессе украшения избушки дополнительными деталями из теста. Развивать ручной праксис. Воспитывать усидчивость, эстетический вкус.

4.«Аквариум с рыбками»

Передавать в лепке особенности формы рыб, соблюдать пропорциональность между частями изображения. Закреплять умение раскатывать тесто между ладонями, совершенствовать приёмы оттягивания, прощипывания. Развивать мелкую моторику, словарный запас, усидчивость, творческие способности.

                     Май

Май

1.«Поляна сказок»

Закрепить технические навыки и приёмы лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Учить создавать общую сюжетную композицию. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи. Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.

2.«Гроздь винограда»

Учить детей изображать гроздь винограда. Творчески подходить к выполнению работы, изображать гроздь винограда, закреплять навыки аккуратной лепки.

3.«Ромашка»

Создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать её красоту в своём творчестве.

4.«Листок с божьей коровкой»

Учить детей создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать её красоту в своём творчестве.

                                         9.   РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой

«Как организовать домашние занятия по  лепке из соленого теста»

  • Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть  знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу.
  • Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо. Устройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенном комке теста - или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, ис торию.
  • Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному.
  • Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами    (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия.
  • Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатовОказывайте ребёнку всяческую поддержку и почаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.
  • Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что–то не получилось сразу.
  • На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.
  • Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое!
  • Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как ра бота закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил культуры труда
  • Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или игр, дариться и показываться близким и друзьям.

10. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕПКИ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА

(практические советы и рекомендации)

Техника работы с соленым тестом несложная. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий. Из соленого теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы лепки. Однако, его возможности становятся практически неограниченными при условии,  если удастся правильно вымесить тесто.

Рецепт теста.  Смешайте в миске 2 стакана муки с 1 стаканом мелкой соли и добавьте немного воды (лучше недолить, чем перелить). Хорошо вымесите. Тесто должно быть мягким и очень пластичным, приятным на ощупь.

Хранение теста. На открытом воздухе тесто быстро обветривается и становится хрупким. Лучше его положить в полиэтиленовый пакет. А если предполагается хранить его несколько дней, то поместить в холодильник.

Окрашивание теста и готовых поделок. 

Окрашивание теста при замешивании. После того как мука смешана с солью, нужно получившуюся массу разделить на несколько порций и в каждую добавить подкрашенную воду. Окрашивая разными цветами порции смеси, мы получаем различную окраску соленого теста. Можно в качестве красителя использовать пищевую краску, гуашь или акварель. После замеса тесто следует разложить в полиэтиленовые пакеты или пластиковые емкости по цветам.

Окрашивание поделок после того, как они высохли. После полного высыхания изделия из соленого теста можно раскрасить, используя гуашевые, акриловые или акварельные краски. Перед покраской поделки можно покрыть тонким слоем клея ПВА, универсальной грунтовкой или белой гуашью.  Удобно прямо в краски добавлять клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается. Пока тесто сырое — цвета яркие, а когда оно высыхает, цвета блекнут. В этом случае готовое изделие можно покрыть акриловым лаком.

Особенности лепки. Прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько разминают в руках. Приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи с приемами работы с пластилином: фигурки лепят и украшают, вытягивая отдельные детали, свивая жгуты, соединяя части и т.д. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали прима зывать не надо, а просто место соединения смочить водой. Скрепить детали также можно следующим образом: насадить на каркас из тру бочки, палочки, проволоки; сделать надрез (разрез) стекой, вставить в него деталь и плотно сжать; положить на шов жгутик и разгладить и т.д.

Вылепленное изделие сушится в духовке при низкой температуре и с открытой дверцей, на воздухе или комбинированным способом (сначала поделку выдерживают 1-2 дня на воздухе, затем досушивают в духовке).

Время запекания в духовке варьируется в зависимости от размеров изделия. Для сушки толстых изделий требуется несколько часов, другие изделия могут быть готовы после недолгого периода запекания.

Если изделие перед запеканием смазать яичным желтком, разведенным с одной-двумя столовыми ложками воды, то тесто приобретет красивый золотистый оттенок.

Хранение  и рестоврация готовых поделок. Поделки из соленого теста следует хранить в сухом месте, иначе они напитаются влагой и раскрошатся. Обращаться с ними нужно осторожно. Однако, если какой-то элемент отломается, его можно приклеить клеем ПВА. Если по изделию пошли трещины, их можно заделать продолговатыми кусочками теста.

Уход за поделками из соленого  теста.  Пыль, оседающую на изделия, необходимо удалять с помощью фена для сушки волос или толстой мягкой кисточки. Поделки из соленого  теста можно время от времени просушивать в духовке.

Инструменты и дополнительные материалы, необходимые для лепки из соленого теста:

  • доски, упаковочная плёнка, скалки для раскатывания теста;
  • салфетки  - бумажные и тканевые;
  • различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;
  • инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от чупа-чупсов;
  • печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки и т.д.;
  • формочки для кексов, формочки для игр с песком;
  • трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;
  • соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные стержни от шариковых ручек, палочки;
  • природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т.д.);
  • бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ниток, втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т.д.);
  • пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.;
  • клей ПВА;
  • кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры.

Сделать кусты или волосы для фигурки из теста можно, пропустив тесто через дуршлаг или чесноковыжималку. Лопаточка для жаренья рыбы очень удобна для переноса фигурок без повреждений или перекладывания фигурок с противня. Лопаточкой можно наносить рисунок на поверхность теста. Линейкой удобно делит тесто на части. Ножницы нужны для того, чтобы обозначить иголки ежа или сделать фигурке рот и т.д.

ВАРИАНТЫ ПОДЕЛОК ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА

Скульптура из соленого теста

Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто натуральное или окрашенное, стеки, зубочистки, фольга, футлярчики киндер-сюрпризов, дополнительный материал (кусочки меха, пуговки, бусинки, леска и т.д.).

Полезные советы: 

  • изготавливая объемные поделки, удобно использовать уже окрашенное тесто. Чтобы скульптура не деформировалась, оно должно быть тугим.
  • Из соленого теста трудно лепить большие вертикальные  фигуры, поэтому, если поделка задумана высокой и неустойчивой, обязательно нужно посадить ее на каркас.
  • В процессе лепки объемной скульптуры следует сначала сформировать основу из фольги, затем облепить ее соленым тестом. В качестве основы можно использовать футлярчики киндер-сюрпризов.
  • Для более четкой передачи образа к тесту можно добавить дополнительные  материалы. Так тесто отлично комбинируется с бисером, ракушками, нитками, сухоцветами и т.д. Из ниток выходят замечательные волосы, из лески - усы, из меха – борода.  Из пластмассовых палочек от чупа-чупсов или зубочисток  получаются чьи-нибудь белоснежные зубы или бивни. А из бисера, бусинок, перца горошком, мелких пуговиц – глаза.
  • Если изделие получилось очень объемным, то сушить его нужно долго, для миниатюрного изделия времени для просушки надо меньше. Чем меньше игрушка, тем больше шансов, что она не растрескается в духовке.
  • Высушивая работы в духовке, нужно быть внимательным, так как они могут подгореть, и вид у поделок будет непривлекательным.

Медали и медальоны из соленого теста

Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто натуральное или окрашенное, стеки,  трубочки для коктейля, пластмассовые трафаретки, трафареты из плотного картона, дополнительный материал (пуговки, бусинки, бисер, ракушки и т.д.).

Полезные советы: 

  • Дети очень любят лепить из теста замечательные медали и медальоны, а потом играть с ними. Для начала нужно комок теста поместить на ровную поверхность и придавить его ладонью. Затем раскатать скалкой вперед-назад, работая обеими руками, пока не получится тесто нужной толщины.
  • Изображение медальона можно получить с помощью пластмассовой трафаретки для печенья или пластиковой крышки от аэрозоля: слегка прижать трафаретку к тесту и сильно надавить ладонью.  Не следует в работе с детьми использовать  металлические трафаретки, при надавливании они могут поранить ладонь ребенка. 
  • Можно использовать трафарет из плотного картона: положить его на тесто и обрезать изображение по контуру пластмассовым ножом, затем удалить от заготовки, обрезанное по краям тесто.
  • Готовый медальон можно украсить бисером, налепами, жгутами и т.д.
  • Не забудьте в заготовке сделать отверстие для шнурочка, так как, когда тесто высохнет, дырочку сделать будет невозможно. 

Лепка рельефной картины

Необходимые материалы и инструменты: рамка и основа будущей картины; соленое тесто (окрашенное или натуральное); дополнительный материал: природный, бисер, бусины и т.д. (в зависимости от темы и сюжета будущей картины); скалки; различные стеки или предметы их заменяющие (зубочистки, палочки, пластиковый нож); акварельные или гуашевые краски; кисти разного размера; клей ПВА; лак.

Создание картины из соленого теста. 

Подготовка основы. Лепка рельефной картины всегда начинается с подготовки основы. Это может форма из соленого теста. Такую форму сначала нужно раскатать в лепешку, а затем обрезать до нужного размера.

По размеру рамки можно вырезать плотный картон и наклеить на него обои или однотонную ткань. Картонную основу также можно покрыть раствором клея ПВА, затем  загрунтовать тонким слоем соленого теста или посыпать манной крупой.

Оригинальные  работы получаются, если в качестве основы использовать  диски или пластинки.

Создание рельефного изображения. Сначала карандашом набрасывается  эскиз. Затем следует определить хотя бы примерную последовательность работы,  и  то какие элементы будут сделаны из теста.

Можно прямо на эскизе выполнять лепку композиции в полном объеме и затем сушить картину на теплом воздухе. Можно, соблюдая размеры, каждый элемент лепить отдельно, готовые детали сушить в духовке, затем клеем прикрепить их к основе картины. Детали будущего панно дети могут слепить с помощью различных трафаретов и шаблонов.

Цветовая обработка готового изображения. Если тесто не было окрашено при замесе, вы без особого труда раскрасите уже готовую работу.

Последние штрихи. Полученную картину вставляем в рамку. Если нет подходящей рамки, сделать ее можно самим из соленого теста, ракушек, палочек, соломинок от коктейля и т.д. 

Картину и рамку из соленого теста можно украсить бисером, бусинами, кружевом, лентами, пуговицами или природным материалом: ракушками, камушками, различными семенами, колосками и  сухими травинками, сухоцветами. Красками дополняем недостающие элементы и покрываем произведение лаком или раствором клея ПВА.  

  1.   Методические рекомендации для педагогов

Занимаясь   с  детьми лепкой из соленого теста,  педагогам следует соблюдать  следующие условия:

  • ребенку должна предоставляться максимальная свобода для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство;
  • для того чтобы дети лепили с удовольствием, у них не должно быть недостатка в материалах и инструментах. Помимо соленого теста дошкольники должны иметь в свободном пользовании широкий выбор дополнительных материалов и настоящих инструментов (скалки, чесноковыжималка, формочки для кексов, трафаретки для печенья, ситечко и др.), а также  иметь возможность в любую минуту действовать с ними;
  • необходимо приучать детей готовить свое рабочее место к занятию и приводить его в порядок после того, как работа закончена, поддерживать порядок на рабочем месте. Это способствует формированию у дошкольников трудолюбия, трудовых навыков, культуры труда: чувства удовлетворения при виде чистоты, привычку работать аккуратно;
  • на каждом занятии педагог должен создавать творческую доброжелательную атмосферу, необходимо поощрять  и заинтересовывать ребенка самим процессом лепки, работой с материалами и инструментами, обеспечивать привлекательность результатов деятельности;
  • в процессе лепки следует исключать излишнюю опеку,  проявлять доверие к ребенку, его возможностям, формировать у детей желание выполнять самостоятельно всё то, что им по силам, приходя на помощь всякий раз, когда они в ней нуждаются;
  • не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчение от неудачных попыток самостоятельно справится с предложенным заданием, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание лепить. Напротив, поощрение любой попытки ребёнка проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости. Педагог должен создавать у ребенка чувство внешней безопасности, когда он знает, что его результаты его творчества не полу чат отрицательной оценки взрослого;
  • необходимо помнить о том, что дети должны получать радость от достигнутых результатов, от своей полезности другим.  Так детские работы могут украсить лестничные пролеты детского сада, групповые помещения. Свои поделки дети могут дарить родителям и друзьям, использовать в играх. Максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости от овладения умением создавать прекрасное своими руками;
  • одним из важных средств поощрения и развития детского творчества являются выставки детских работ. Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе и родителям, служит стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста. Таким образом, дети могут оценить свои работы как бы со стороны, получить общественное признание своего труда;
  • нельзя лишь забывать: ценность детского творчества не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. В увлекательном для ребенка процессе лепки, в процессе детского экспериментирования с инструментами и материалами, и в тех чудесных превращениях, которые даёт столь универсальный пластический материал как соленое тесто.

Упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста.

  1. Слепи что-нибудь необычное.  Педагог предлагает детям слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т.д.
  2. Ожившая фигурка. Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь – оживает. Что бы ты слепил?»
  3. Несуществующее животное. Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.
  4. Волшебные превращения. Ребенку говорят: «Есть две волшебные палочки: длинная и короткая, подумай, во что они могут превратиться». Ребенок в процессе лепки создает образы на основе «волшебных палочек».
  5. Поможем скульптору. Взрослый рассказывает детям, что скульптор не успел долепить фигурки из соленого теста и просит помочь ему.
  6. Чего на свете не бывает? Ребенку предлагают слепить то, чего на свете не бывает (сказочное, волшебное и т.д.).
  7. Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение. Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т.д.».
  8. Добрый и злой. Ребенку предлагают слепить злого или доброго сказочного персонажа.
  9. Карлики, великаны. Ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все что ты захочешь. Слепи то, что ты хотел бы увеличить или уменьшить».
  10. Машина времени. Взрослый говорит детям: «Представьте, что у нас в детском саду появилась машина времени. Вы в нее садитесь и можете путешествовать в будущее и прошлое любой страны». Детям предлагают представить, а затем слепить то, что они могли бы увидеть, путешествуя на машине времени.
  11. Загадки и отгадки. Взрослый сообщает детям, что сей час они будут слушать загадки и отгадывать их необыч ным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загад ки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылеп ленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объем ные, так и рельефные изображения. Ещё лучше поста раться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.

Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей

 Змейка

 Предложите ребенку раскатать из яркого цветного теста длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.

Самолет

Предложите ребенку слепить самолет: раскатать тесто и придать ему форму валика, разделить валик на две равные части – корпус и крылья, соединить их крест – накрест, а хвост загнуть вверх. Вспомнить, как гудит самолет во время полета: «У-у-у».

Черепаха

Предложите ребенку слепить панцирь в форме купола, скатать голову, ножки и хвост, снизу приставить голову, ножки и хвост, обозначить карандашом глаза, разметить панцирь. Можно использовать скороговорку: «Черепаха ест печенье, пьет чай с вареньем».

Жучок

Предложите ребенку скатать шарик, приплюснуть его и разделить пополам линейкой, присоединить голову, острием карандаша обозначить зрачки, скатать  две    маленькие     антенны,       вспомнить, как жужжит     жук: «Ж-ж-ж».

Машина

Возьмите кусок теста и вылепите корпус машины с кабиной, багажником и капотом. Возьмите две зубочистки и проколите насквозь низ машины в том месте, где должны находиться колеса. Из четырех кусочков теста слепите колеса. Их толщина должна быть не меньше 9–10 миллиметров. Наколите колеса на концы зубочисток.

Аппликация на тесте

Необходимые материалы и инструменты: природный материал (желуди, косточки, различные семена, ракушки, колоски, мхи и т.д.); бусины, бисер, пуговицы.

Предложите ребенку выполнить упражнения:

 

                                                            «Яблоко».                                                                                                                                      Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см), а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или  заполняет  фасолью все яблоко.

                                                                                                                                                                           «Украсим пирог». Приплющить комочек теста – пирог. Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, скорлупой ореха.

«Елочка». Зеленое тесто размять  на клеенке и придать ему форму елочки. Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным материалом или маленькими шариками из цветного теста. 

                           Литература:

  • Лыкова И.А. «Солёное тесто» в семье, детском саду и начальной школе.  – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.
  • Антипова М.А. «Учимся лепить из солёного теста. Волшебные поделки своими руками». – Ростов н/Д : Владис, 2010.
  • Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». – М.: «Карапуз – дидактика», 2009.
  • Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала». – М.:  Издательский дом «Карапуз», 2009.
  • Кискальт И. « Соленое тесто». –  М.: «АСТ – пресс», 2001.
  • Рубцова Е.В. «Фантазии из солёного теста», 2008.
  • Колдина Д.Н. «Лепка с детьми». – М.: Мозаика-синтез, 2009.
  • Синеглазова М.О. «Удивительное солёное тесто», 2006.  
  • Халезова Н.Б. «Декоративная лепка в детском саду», под редакцией М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008.