образовательная деятельность по художественно-эстетическому образованию (Аппликация) в подготовительной группе "Башкирский ковер"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Мичурина Екатерина Митрофановна

открытое занятие для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bashkirskiy_kover1.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Программное содержание:

  • Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями башкирской семьи, с их образом жизни;
  • Дать элементарное представление о жилище башкир – юрта;
  • Показать характерные особенности украшения юрты;
  • Закрепить ранее изученные слова;
  • Познакомить с башкирскими словами;
  • Воспитывать чувство гордости за свою родину, интерес к занятию и желание узнавать новое о родном крае.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изображающих людей в национальных костюмах; альбом по аппликации «Башкирский национальный костюм»; альбом по аппликации «Башкирский народный орнамент»; посещение уголков краеведения в других группах детского сада.

Словарная работа: юрта – тирме, занавеска – шаршау, деревня - аул.

Оборудование: для воспитателя – изображение юрты на поле, внутренний ее вид; макет юрты; образец ковра; цветная бумага – черная, красная, желтая, зеленая; картон зеленого цвета; ножницы;

для детей – подкладные листы, салфетки, клей, кисточки, цветная бумага-красного, черного, зеленого, желтого цветов, ножницы.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Проводится дыхательная гимнастика.

Дети сидят на паласе.

Мы проснулись утром рано (встаем, подтягиваемся),

Подул сильный ветерок (дуем, как сильный ветер).

Мы прогнулись, потянулись (в разные стороны прогибаемся, тянем руки вверх),

Все друг другу улыбнулись (делаем улыбку, поворачиваемся к друг другу).

Ветер стих, и мы замолкли (издаем звук тс-с-с-с),

И на стульчик сели ловко (садимся).

  1. Введение в тему.

Воспитатель: - Ребята, я сейчас вам прочту стих, а вы внимательно послушайте.

Башкортостан! Моя земля и небо!

Моя любовь! Мой соловьиный край!

Мне жаль, того, кто здесь ни разу не был,

Мне жать того, кому не пел курай.

Воспитатель: - О чем данное стихотворение?

Дети: - О Башкортостане.

  1. Рассказ воспитателя по теме.

Воспитатель: - Правильно. О Башкортостане. А что такое Башкортостан?  Наша Родина.  На башкирских землях живет много разных народов. Какие это народы, ребята, кто знает?

Дети: - Татары, чуваши, русские, башкиры.

Воспитатель: - Правильно, ребята. Но основное население-это башкиры, и сегодня мы с вами познакомимся с их национальным жильем, с их бытом и традициями..

Воспитатель: - А кто знает, где раньше жили башкиры?

Дети: - В степи.

Воспитатель: - Да. Башкиры занимались разведением животных, постоянно кочевали, и им нужно было жилье, которое легко собирается и разбирается.  Может, кто-нибудь знает, как называется башкирское жилище?

 Дети: - Юрта

Воспитатель: - Правильно, юрта! А по-башкирски - тирме. Давайте повторим, юрта – тирме. Вот как она выглядит (показ макета юрты и рисунка, как они располагались). А вот так они располагались в поле.

Воспитатель: - В юрте было тепло, так как она покрывалась специальной теплой прочной тканью, сделанной из шерсти и кожи. А как вы думаете, что было внутри? Что можно было увидеть там?  (Показ внутреннего вида юрты). Конечно же, как в любом доме у них была различная посуда, для приготовления пищи. В центре жилища располагался очаг, печь, которое нужна была для обогрева жилища и приготовления пищи. В каждом доме можно было увидеть сундук на резной подставке, в нем хранили посуду, одежду.  Важнейшим элементом была занавеска (шаршау), повторите - шаршау, которая делила комнату на части: мужскую и женскую. Женская часть – спальня, была поменьше. В ней хранили предметы хозяйственной необходимости, одежду припасы. Мужская же была побольше, и служила для приема гостей. Пол выстилали коврами и паласами, на ковер стелили скатерть, вокруг садились гости. А украшали они свой дом  праздничной  одеждой (показ), украшениями (показ), охотничьими принадлежностями (показ), вышитыми коврами (показ), вышитыми полотенцами (показ) и все это они украшали орнаментами.

Сюрпризный момент.

Воспитатель: - Ой, ребята, вы слышали, кто-то стучал? Я пойду, посмотрю, а вы сидите тихо. Смотрите, здесь посылка. Написано, подготовительной группе «Гномики». Что же в ней, интересно. А здесь письмо и ковер. Давайте прочтем.

Письмо:

«Здравствуйте, уважаемые взрослые и дети! Меня зовут Гульназ. Мы со своей семьей живем в деревне Аючево. В нашем доме тоже было много паласов, ковров. Но злой шаман Узурбек украл их, и теперь к нам никто не приходит в гости. Он сказал, чтобы их вернуть, нужно выполнить три задания. Помогите нам, пожалуйста. Я присылаю вам наш волшебный башкирский ковер – самолет. Летите на нем в сказочную страну и выполните все задания. Чтобы он полетел, нужно сказать волшебные слова:  Земля, прощай, в добрый путь! До свидания!»

Воспитатель: - Ну что, ребята, поможем Гульназ? Давайте, посмотрим, какой ковер она нам прислала, что на нем есть (ответы детей). Молодцы. Вставайте на ковер и говорите волшебные слова (отправляются в путь).

Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим в бинокль, что видно вокруг.

Проводится пальчиковая гимнастика «Бинокль».

Воспитатель: - Вижу сказочную страну. Убираем бинокли, будем делать остановку. Посмотрите, здесь у нас расположен символ республики Башкортостан - флаг. Под каждой его полосой - задание.

1 задание: нужно рассказать, что означают цвета флага (Цвет синий - это ясность и чистота, цвет белый - миролюбие, открытость, зеленый - это цвет свободы, вечной жизни).

2 задание: нужно отгадать загадку:

          Голос птиц, мелодии рассвета.

     Все передает тростинка эта.

          Он слов не говорил, наверняка,

          Хоть голос есть - да нету языка (курай).

3 задание: назвать национальное жилище башкир (юрта).

Пока ребята выполняют задания, ковер-самолет пропадает, вместо него лежит метла.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, мы выполнили все задания и можем лететь в детский сад. Ой, смотрите, наш ковер-самолет пропал. Что делать? Как же мы вернемся домой? А давайте каждый сделает себе ковер – самолет? Проходите в нашу мастерскую и присаживайтесь.

  1. Анализ образца.

Воспитатель: - Вот, посмотрите, я сделала свой ковер с башкирским орнаментом. Какие цвета используются?

Дети: - Черный, красный, желтый, зеленый.

Воспитатель: - Какие элементы вы видите?

Дети: - Ромб, треугольники, завиток – бараньи рога.

Воспитатель: - Где расположен ромб, треугольник, завиток?

Дети: - Ромб расположен в середине по вертикали, треугольники – по краям, завиток – между ромбом и треугольником.

Воспитатель: - С чего начнем?

Дети: - Возьмем картон зеленого цвета. Вырежем узоры и приклеим к нему.

Воспитатель: - Посмотрите, как мы будем делать ромбы. Берем цветную бумагу черного цвета, складываем гармошкой в три раза и отрезаем углы. Разворачиваем, получились ромбы. Далее берем бумагу красного цвета, складываем гармошкой в три раза и отрезаем углы с четырех сторон. У нас получились три ромбика. Таким же образом треугольники складываем. Только отрезает с одной стороны. Для завитков – складываем бумагу пополам и вырезаем силуэт. Разворачиваем, получились завитки.

Ребята, как нужно работать с ножницами? (Ответы детей).

  1. Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: - А теперь, приступаем к работе. Кому нужна будет моя помощь, поднимайте руку.

Воспитатель: - Ну вот, наши ковры - самолеты готовы. Мы можем лететь в детский сад. Нужно сказать волшебные слова. Только ковры уже другие, значит и слова другие. Я встаю вперед, а вы за мной строитесь. Теперь повторяйте за мной.

Физминутка:

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре-

Полетел наш самолет (и полетели за мной, и сели).

  1. Итог занятия.

Воспитатель:

- Вот мы и вернулись в детский сад.

- Ребята, где мы сегодня с вами были?

- С кем познакомились?

- Что делали?

- Что нового узнали?

- Как называется жилище башкир?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности, область «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Аппликация» в раннем возрасте Тема: «Неваляшка».

Цель: Продолжать знакомить детей с аппликацией как с видом изобразительной деятельностью, вызвать желание выполнять ее....

Конспект из опыта работы непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Обрывная аппликация «Осеннее дерево» для средней группы

Конспект из опыта работы непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Обрывная аппликация «Осеннее дерево» для средней группы...

Непосредственная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (раздел "аппликация") для детей младшей группы.

Непосредственная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (раздел "аппликация") "ЁЛОЧКА" для детеё второй младшей группы....

Непрерывная образовательная деятельность По художественному эстетическому развитию (обрывная аппликация) Тема: «Пингвины на льдине» Для детей средней группы

Непрерывная образовательная деятельность (обрывная аппликация) Тема: «Пингвины на льдине»  Цель: продолжать учить детей выполнять обрывную аппликацию пингвины на льдине из бумаги.Зада...