Конспект образовательной деятельности на тему "Наша Родина – Россия" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ямзукова Екатерина Константиновна

Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Патриотическое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

на тему "Наша Родина – Россия"

в старшей группе

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

- формировать у детей представление о России как о родной стране;

- формировать уважительное отношение к государственным символам;

- закрепить знания о русском национальном костюме;

- воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.    

Материалы: Карта России, надувной мяч в виде глобуса, куклы в русских национальных костюмах, предметы декоративно – прикладного искусства, изображения президента РФ, гербов и флагов, наглядно-дидактические пособия, нарисованный на ватмане ствол березы, заготовки из цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки.

Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций с изображением русского национального костюма.

Ход мероприятия:

Оргмомент.

Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся.

Придумано кем — то просто и мудро

 При встрече здороваться и говорить

 — Доброе утро!

 Доброе утро! Солнце и птицы!

 Доброе утро, улыбчивым лицам!

 И каждый становится, добрым, доверчивым.

 Пусть доброе утро длится до вечера!

Беседа.

Воспитатель. Сегодня, ребята, мы поведём разговор о нашей стране, о нашем родном крае, в котором живём. У каждого человека есть родная земля, то место, где он живет.

А как называется страна, в которой мы живем, ребята? (Россия) Правильно, Россия. Прислушайтесь, какое у нашей страны удивительно красивое имя – Россия.

Много разных стран на Земле, везде живут разные люди, но Россия для нас – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Ребята, скажите, а что для вас значит слово Родина?  (Ответы детей)

Воспитатель. Совершенно верно, Родина, родная страна - это место, где нам все дорого и близко, где все для нас родное. А вот послушайте, как в народе говорят про Родину: «РОДИНА КРАШЕ СОЛНЦА, ДОРОЖЕ ЗОЛОТА» Ребята, а давайте вспомним какие вы знаете пословицы и поговорки о Родине?

Игра с ромашкой (дети отрывают лепесток, и заканчивают пословицу, написанную на лепестке).

Пословицы:

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, как соловей без песни.

На чужой стороне Родина милее вдвойне.

Родину-мать учись защищать.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Береги Родину, как зеницу ока.

Родная земля и в горсти мила.

Всякому мила своя сторона.

И пылинка родной земли – золото.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Воспитатель.   А сейчас послушайте, ребята, стихотворение, которое называется «Необъятная страна» (В. Степанов).

 Если долго-долго-долго

 В самолёте нам лететь,

 Если долго-долго-долго

 На Россию нам смотреть,

 То увидим мы тогда

 И леса, и города,

 Океанские просторы,

 Ленты рек, озёра, горы…

 Мы увидим даль без края,

 Тундру, где звенит весна,

 И поймём тогда, какая,

 Наша Родина большая,

 Необъятная страна.

Воспитатель. И действительно, ребята, Россия – самое большое государство в мире. Посмотрите на карту России. Здесь и реки и моря, и города и села, и леса, поля и горы. Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки: Волга, Обь, Енисей и многие другие несут свои воды в моря и океаны. В России много сел, деревень и свыше тысячи городов, а самые крупные из них: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Уфа и много других.

Да наша страна велика и необъятна. И населяют Россию люди самых разных национальностей. А мы сейчас с вами поиграем и вспомним, людей каких национальностей, живущих в нашей стране, вы знаете.

Игра с мячом. (Воспитатель бросает мяч, а ребенок ловит его и дает ответ).

Воспитатель. Правильно, ребята, вы молодцы. Людей всех этих национальностей объединяет наша родная страна - Россия. А хотите, ребята, больше узнать о России? Тогда я предлагаю вам отправиться в очень интересное путешествие, но не на поезде и не на самолете, пойдем мы сегодня пешком, а путь нам укажет стрелочка. Надо только сказать:

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Дети вместе с воспитателем передвигаются по стрелкам определенного цвета(синим, белым или красным).

Воспитатель. Первая наша остановка называется «Историческая». Посмотрите-ка, ребята, кто нас здесь встречает, это куклы Ваня и Маша, а какие они нарядные. Расскажите, в какие костюмы они одеты.

(В русские национальные костюмы)

Воспитатель. Давайте сначала повнимательнее рассмотрим женский костюм, в который одета кукла Маша. Кто мне назовет основные части этого костюма?

(Рубаха, сарафан, кокошник).

Воспитатель. А что такое кокошник, ребята? Кто расскажет нам подробнее?

(Кокошник-это головной убор, который носили на голове замужние женщины).

Воспитатель. А что же носили молодые незамужние девушки?

(Молодые девушки украшали голову венками, ленточками и повязками).

Воспитатель. Еще двумя частями русского национального костюма, который носили женщины были рубаха и сарафан. Рубахи шили из белого полотна и украшали вышивкой. А каких цветов носили сарафаны?

(Чаще всего сарафаны бывали красного, голубого или жёлтого цветов.)

Воспитатель. Правильно, ребята. Красный цвет означал – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. А голубой – небо, молодость.

А теперь давайте обратимся к костюму Вани. Что вы можете сказать, ребята, про этот костюм? Назовите его основные части.

(Основными частями мужского костюма были - косоворотка, порты, онучи, лапти).

Воспитатель. Что такое косоворотка?

(Косовороткой называли рубашку, которую в старину носили мужчины).

Воспитатель. Правильно. У косоворотки была одна особенность – длинные и широкие рукава. Не закатав рукава работать было невозможно. И отсюда появилось выражение «работать спустя рукава», т.е. работать плохо, небрежно.

Что еще вы можете сказать про костюм Вани, ребята? Что одевали мужчины вниз костюма?

(Вниз костюма одевали брюки, которые назывались – порты)

Воспитатель. А что у Вани на ногах?

( На ноги наматывали онучи и обували лапти).

Воспитатель. Правильно, ребята, а еще всю одежду мужчины обычно подпоясывали опояском (у богатых опояски были широкие, украшенные бисером, мехом; у бедных - узкие).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете, каким был русский национальный костюм. Как вы думаете, а почему куклы Маша и Ваня сегодня такие нарядные? Наверное, потому что встреча с нами для них настоящий праздник, да, ребята? А в праздники русский народ очень любит веселиться и играть. Вот и мы сейчас с вами поиграем.

Русская народная игра «Селезень и утка».

Воспитатель: Ну а теперь, ребята, мы отправляемся дальше.

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. Эта остановка называется «Государственная». Здесь мы с вами поговорим не об истории нашей страны, а о России, как о государстве. Наша страна называется Россия, и все граждане России, люди, которые живут в нашей стране, называются…( Россияне).

Воспитатель: На каком языке говорят все россияне? (Русском).

Воспитатель: У каждой страны есть свое правительство. Кто является президентом нашей страны? (В.В. Путин).

Воспитатель. Ребята, как называется столица нашей Родины? (Москва) А сейчас, пожалуйста, послушайте, стихотворение о Москве.

Стихотворение «Моя Москва». Авторы — Марк Лисянский и Сергей Агранян.

Я люблю подмосковные рощи

И мосты над твоею рекой.

Я люблю твою Красную площадь

И Кремлевских курантов бой.

В городах и далеких станицах

О тебе не умолкнет молва,

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

Воспитатель. У каждой страны есть свои государственные символы. Государственные символы – это официальные знаки отличия страны от других стран. Это символы, которые  объединяют граждан одной страны, нас с вами.  Ребята, назовите государственные символы России. (Герб. Флаг. Гимн.)

Воспитатель.  Мы с вами уже знаем, как именно выглядит флаг России, и сейчас мы поиграем в игру «Найди флаг»: попробуем найти его среди флагов других стран. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.).

Воспитатель. Молодцы, ребята, флаг вы нашли, а теперь давайте вспомним, что означают цвета нашего флага? Вспомнить об этом нам поможет стихотворение Ирины Агеевой «Флаг России – триколор» .

Флаг России – триколор,

 Три полоски ловит взор.

 И у каждой новый цвет,

 А у цвета свой секрет.

 Снизу красный – самый яркий,

 Цвет побед в сраженьях жарких,

 Русской кровью что добыты

 И народом не забыты.

 В середине флага – синий,

 Словно Волга по равнине…

 Синеву родимых рек

 Любит русский человек.

 Сверху, словно облака,

 Цвет снегов и молока.

 Чистый белый – мира цвет,

 Говорит он – войнам нет!

Воспитатель: Следующий государственный символ России это герб. Все вы помните, как выглядит герб нашей Родины и сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери герб».(Дети собирают изображение герба из кусочков.)

Воспитатель: Ребята, скажите, а что изображено на гербе нашей страны (Двуглавый орел.). А вы знаете, что значит это изображение? Я предлагаю вам послушать стихотворение, в котором есть ответ на этот вопрос.

Стихотворение Владимира Степанова «Герб России».

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Воспитатель: А что же такое гимн?

(Гимн это самая главная торжественная песня страны).

Воспитатель: А как нужно слушать государственный гимн?

(Гимн слушают стоя, проявляя уважение к своей стране.)

– Правильно! И сейчас мы с вами тоже стоя послушаем гимн России.

(Прослушивание отрывка гимна.)

Воспитатель. Ну, а теперь, ребята, мы отправляемся дальше в наше путешествие.

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. И наша последняя остановка называется «Рукодельная».

Наша страна Россия издавна славилась своими умельцами и творцами, которые создавали самые неповторимые произведения искусства. Это и картины, и скульптуры, и, конечно же, самые разнообразные поделки ручной работы. Вот и мы с вами сейчас, ребята, как настоящие умельцы, попробуем создать настоящий шедевр своими руками и при этом покажем, что мы умеем работать дружно. Мы с вами займемся сегодня коллективной аппликацией. А посвятим мы нашу работу русской белоствольной березке. Как вы думаете, ребята, почему?

(Потому, что береза является неофициальным символом России. Потому, что береза это дерево, которое растет только в России и не в одной другой стране. Потому, что березе посвящены многие русские стихи, песни и сказки.)

Воспитатель. Правильно, ребята, молодцы. Многие россияне считают березку символом России. Какими только ласковыми словами не называет русский человек это дерево: кудрявая, стройная, красивая, белоствольная. А вот как писал про березу поэт Николай Рубцов: «Ты до того, березонька, красива

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я немыслим без твоей красы.

Коллективная аппликация «Березка белоствольная». (На ватмане нарисованы ствол и ветки дерева березы. Дети выполняют техникой оригами березовые листочки и прикрепляют их к дереву.)

Подведение итогов:

Воспитатель. В заключении, мне хочется, чтобы вы ребята подумали и сказали: «Почему мы гордимся нашей страной Россией?»

(Ответы детей).