"Моя работа" - статьи.
консультация по теме


Предварительный просмотр:

Психологические особенности детей раннего            возраста от 1 до 3 лет.

 

      В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.

     Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.

    Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.

     Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.

 

Новообразования возраста:

 

- начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка.

     Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.

     Первые представления о себе возникают у ребенка к году.

         Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.

     К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем.

       Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой.

      Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение "я", усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.

 

Половая идентификация.

 

      К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.

     Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

 

Возникновение самосознания.

 

      К трем годам ребенок проявляет начатки самосознания, у него развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.

 

Усвоение языка.

 

      Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в 2 года – примерно 200. К трем годам словарный запас составляет уже 900 – 1000 слов. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года.

    Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы.

     При усвоении языка дети всех народов проходят стадии односоставных, двусоставных и полных предложений. Во всех существующих на земле языках есть правила грамматики, синтаксиса, семантики. Поначалу дети предельно обобщают правила.

 

Умственное развитие.

 

     Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у "ходячих" детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1-2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который Пиаже разделил на 6 стадий. 4 из них ребенок проходит до года.

      5 стадия – третичные круговые реакции (1 – 1,5 лет) – экспериментирование с предметами. Цель экспериментов – в них самих: малыши любят наблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. На смену рефлекторному поведению приходит истинно мыслительная деятельность: ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.

       6 стадия (1,5 – 2 года). Появление символического мышления, то есть способности по запечатленным в мозгу психологическим образам (символам предметов) воспринимать их в тот или иной момент. Теперь ребенок может проделывать операции не с реальными, а с идеальными предметами. Ребенок становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок. Физические действия способствуют успешной работе мышления.

      Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм. Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою обособленность, отдаленность от других людей и предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия младенца: "Я центр вселенной", "Весь мир вращается вокруг меня".

 

Страхи.

 

      У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве.

       Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.

 

Базовая потребность возраста.

 

      Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. 3-4 года – формирование Эдипова комплекса и комплекса Электры. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек остается тактильно бесчувствен ( например, именно в указанном возрасте происходит формирование эрогенных зон).

 

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

           

Витаминный календарь

для детей

              Как быть здоровым и весёлым весь год?

              Надо правильно питаться, и наши

              помощники-витамины

                        легко справятся с любой болячкой.

Весна

Сейчас особенно важно обратить внимание на то, что входит в меню крохи.

Что нам нужно для хорошего настроения?

В1

Этот водорастворимый витамин имеет ещё одно название – тиамин. Он регулирует состояние нервной системы и углеводный обмен. Если малыш получает с пищей нужное количество этого витамина, он меньше устаёт при физических и интеллектуальных нагрузках. Взрослым витамин В помогает противостоять весенней депрессии.

В6

Нормализует и стимулирует кроветворение, участвует в выработке энергии клетками, обеспечивает хорошее функционирование головного мозга, способствует крепкому сну у детей.

В12

Повышает сопротивляемость простудным инфекциям и жизненный тонус, укрепляет память и улучшает способность к обучению, помогает при расстройствах нервной системы.

Биотин

Его называют витамином красоты – он отвечает за состояние волос и ногтей. Кроме того, биотин (другое название витамин Н) поддерживает нормальное состояние потовых желез, нервных тканей, костного мозга, мужских семенных желез (поэтому особенно важно включать продукты, богатые биотином, в меню мальчиков). Может синтезироваться в организме бактериями кишечника.

Главное – знать, что и когда надо съесть!

В1

500г хлеба грубого помола, 10г пивных дрожжей, 200г постной свинины, 60г семян подсолнечника, 130г лесных орехов, 400г горошка

В6

450г хлеба грубого помола, 200г говяжьей печени, 160г соя-бобов, 50г нежирной свинины

В12

10г свиной печени, 30г селёдки, 60г свиного филе, 80г филе лосося, 100г сыра камамбер, 320г нежирного творога

Биотин

400г хлеба грубого помола, 300г чечевицы, 2 варёных яйца, 300г цуккини

Сколько необходимо витаминов нашим малышам?

Витамины

(суточное потребление)

1-4 лет

5-7 лет

А

0,6мг

0,7мг

В1

0,6мг

0,8мг

В6

0,4мг

0,5мг

В12

0,001мг

0,0015мг

С

60мг

70мг

D

0,005мг

0,005мг

E

6мг

8мг

K

0,015мг

0,02мг

Пантотеновая кислота

4мг

4мг

Фолиевая кислота

0,2мг

0,3мг

Ниацин

7мг

10мг

Биотин

0,015мг

0,015мг

Лето

Лучшая пора, чтобы зарядиться витаминами и здоровьем.

Для наших маленьких первооткрывателей

А

Защищает организм от повреждающего ультрафиолетовых лучей. Кроме того, усиливает остроту зрения, расширяет поля цветового зрения, обеспечивает адаптацию глаза к темноте. Витамин А (ещё одно название – ретинол) способствует формированию и поддержанию в здоровом состоянии кожи, волос и слизистых оболочек. Необходим для нормального роста костей и зубов ребёнка. Также защищает организм от смога и загрязнённости окружающей среды, действуя как антиоксидант.

С

Аскорбиновая кислота усиливает действие витамина А. Кроме того, витамин С укрепляет иммунитет, предупреждает развитие аллергических реакций, помогает поддерживать в отличном состоянии капилляры, дёсны и зубы. Улучшает всасывание железа, предупреждая развитие анемии. Способствует заживлению ран, сращиванию костей. Стимулирует образование красных кровяных телец.

Е

Препятствует окислению в организме свободных радикалов, разрушающих клетки. Повышает силу и выносливость, улучшая спортивные показатели. Помогает при пчелиных укусах и опрелостях. Способствует заживлению ран и ожогов. Предупреждает возникновение проблем со зрением, у некоторых больных диабетом способствует понижению глюкозы в крови. Разрушается при замораживании. Продукты – источники витамина Е не рекомендуется длительно готовить при высоких температурах (например, во фритюрнице).

В1

Тиамин особо важен для малышей, которые готовятся стать первоклашками. Он "отвечает" за концентрацию внимания и укрепляет память. Чтобы в продуктах сохранялось максимальное количество витамина, готовьте пищу при минимуме воды и пара. Тиамин сохраняется при длительном хранении и замораживании.

В2

Помогает организму высвобождать энергию из пищи. Обеспечивает нормальный рост и развитие ребёнка, поддерживает целостность нервной системы, кожи и глаз. Является средством лечения хейлита (воспаление красной каймы губ) и трещинок в уголках рта. Разрушается при попадании прямых солнечных лучей и в сочетании с водой.

Витамины, где вы спрятались?

А

100г моркови, 100г соя-бобов, 200г шпината, 150г абрикосов, 5г лимонной мелиссы, 100г красного сладкого перца

С

1 большой апельсин, 50г чёрной смородины, 80г сладкого перца, 150г зелёной капусты, 150г клубники, 300г картофеля, 1 киви.

Е

200г фенхеля, 50г миндаля, 1 большой авокадо, 250г редьки

В1

250г картофеля, 250г молодых лопаток горошка, 80г филе лосося

В2

400г хлеба грубого помола, 150г филе лосося, 200г зелёной капусты, 250г молока, 150г нежирного творога

Осень

Дождик льёт, кругом лужи, дни становятся короче – как не захандрить?

Мало солнца – нужно много витаминов

D

Его иногда называют солнечным витамином – он может вырабатываться в организме под воздействием ультрафиолетовых лучей. Осенью, когда ясных деньков становится всё меньше, особенно важно, чтобы организм малыша получал достаточно витамина D. Он чрезвычайно необходим для правильного формирования скелета, нормального роста и развития ребёнка. Обеспечивает прочность и крепость костей и зубов, способствуя усвоению кальция и фосфора.

К

Играет важнейшую роль в системе свёртывания крови, в случае дефицита возможно возникновение различных кровотечений. Отвечает (вместе с другими витаминами) за нормальный рост и развитие организма. Если малыш страдает носовыми кровотечениями или у него на теле много синячков (гематомы говорят о микрокровотечениях из капилляров кожи), а кроха не ударялся, нужно включать в меню ребёнка больше естественных источников витамина К. Кроме того, дополнительный приём необходим после проведения курса антибиотикотерапии.

Фолиевая

кислота

Нормализует и стимулирует кроветворение, обеспечивая правильное формирование красных кровяных телец. Поддерживает нормальное состояние нервной системы, желудочно-кишечного тракта, половых органов. Способствует правильному синтезу генетического материала (ДНК, РНК). Излечивает от анемии, вызванной нехваткой этого элемента в питании. Для полноценного усвоения фолиевой кислоты необходимо участие витамина В12. Фолиевая кислота частично разрушается под воздействием тепловой обработки. Этот витамин приобретает особое значение в питании беременных женщин и кормящих мам – его недостаток может вызвать нарушение нервной системы ребёнка.

В12

Участвует в углеводном и жировом обмене, синтезе протеинов (белков) в организме. Способствует росту и развитию клеток, размножению кровяных телец, формированию оболочек нервных волокон. Повышает сопротивляемость организма инфекциям и простудным заболеваниям. При недостатке этого витамина в организме клетки начинают терять фолиевую кислоту. Как результат – малыш становиться раздражительным, плаксивым, быстро устаёт. Внимание: большое количество углеводов (булочки, сладости, плюшки, пирожки) в меню ребёнка резко повышает потребность организма витаминах группы В (в том числе и В12).

Что в твоей тарелке, малыш?

D

1 чайная ложка рыбьего жира, 1 чайная ложка сливочного масла, 40г сельди, 100г палтуса, 30г лосося или тунца

К

20г красной капусты, кольраби или цветной капусты, 30г белого куриного мяса, 150г овсяных хлопьев или мюсли, 200г неочищенного риса. Другие источники: сыр типа чеддер, шпинат, морская капуста, печень.

В12

80г морского окуня, 60г тунца, 120г сыра эдам, 30г макрели, 75г паштета из печени. Помните: этот витамин не содержится в растительной пище!

Фолиевая

кислота

400г томатов, 300г хлеба из муки грубого помола, 200г шпината, 250г зелёной капусты. Другие источники: бананы, авокадо, свекла, спаржа, апельсины, бобы и чечевица.

Зима

Время лепить снеговиков и не болеть!

Витамины против гриппа и простуды

А

Поддерживает слизистые оболочки в нормальном состоянии. Это особенно важно в "гриппозный" период – если витамина А нехватает, слизистые становятся сухими, что облегчаетпроникновение вирусов в организм. Кроме того, производное этого витамина (ретиналь) вместе с белками образует комплекс родопсин. Его распад под влиянием света играет важную роль в возникновении зрительного ощущения. Если витамина А не хватает, то прежде всего нарушается сумеречное зрение и состояние эпителия глаза. Малыш будет жаловаться, что в глазки ему будто попал песок.

Ниацин

Его ещё называют витамином В3. Очень важен для правильной работы сердечной мышцы и состояния нервной системы. Способствует высвобождению энергии из пищи. Участвует в синтезе ДНК. Выводит яды из организма. Мальчикам ниацина требуется больше, чем девочкам. Приём ниацина необходим малышам, которые родились с нарушениями метаболизма (врождённые расстройства, вызванные отклонениями в хромосомном наборе).

С

Самый мощный антиинфекционный витамин. Активизирует иммунную систему организма: стимулирует выработку антител, усиливает фагоцитоз (поглощение клетками-защитниками зловредных возбудителей болезни), увеличивает защитные свойства эпителия. Участвует в синтезе стероидных гормонов, оказывает противовоспалительное и противоаллергическое действие, необходим для синтеза эмали зубов. Повышает устойчивость организма к стрессу, инфекциям и холоду. Способствует заживлению ран и ожогов. Обратите внимание: после 3 дней хранения овощей в холодильнике теряется около 30% витамина С. Если вы держите продукты при комнатной температуре, этот показатель увеличивается до 50%!

Пантотеновая

кислота

Получила своё название от гречестого слова "пантотен", что значит "всюду", из-за чрезвычайно широкого её распостранения. Способствует выводу токсических веществ из клеток. Это становится особенно актуально, когда малыш заболевает – большинство симптомов простуды связаны с отравлением организма продуктами жизнедеятельности гриппозных вирусов. Кроме того, пантотеновая кислота обеспечивает ребёнку здоровый сон, нормализует работу пищеварительного тракта. Неоходима, если карапуз активно занимается спортом или недавно перенёс хирургическую операцию.

Пора обедать – укреплять иммунитет

А

100г моркови, 150г зелёной капусты, 200г шпината, 200г сыра типа чеддер, 250г манго, 150г фенхеля

Ниацин

200г белого куриного мяса, 150г филе сельди, 100г ростков пшеницы, 400г шампиньонов. Другие источники: пивные дрожжи, палтус.

С

1-2 стакана свежевыжатого сока из апельсинов, 10г петрушки, 2 киви, 100г сока из чёрной смородины, несколько долек лимона.

Пантотеновая

кислота

400г брокколи, 250г шампиньонов, 200г чечевицы, 100г куриной печени. Другие источники: яйца, авокадо, арахисовое масло, горох, семена подсолнечника (не жареные), бананы.

 



Предварительный просмотр:

Зимние прогулки с ребенком -
сделаем их интереснее

Что нужно, чтобы зимние прогулки с ребенком были успешны? Хорошее настроение ребенка - это в первую очередь, дальше- правильная теплая одежда и , конечно , немного вашей фантазии. Дети очень любят зиму из-за большого количества снега и всевозможных игр, ведь можно покататься на санках и лыжах, а в последнее время мода на лыжи стоит на самом пике. Малышей, начиная с 2-3 летнего возраста , сразу приучают к ним, и это верно, ведь это не только спорт, но и выдержка, здоровье и закалка. А что еще нужно растущему организму?

Дети с удовольствием лепят снежных баб, им нравятся превращения, которые происходят со снегом. А если из дома вынести сырых овощей и больших предметов для декорирования снежной бабы, то участвовать могут и несколько детей, что однозначно нравится детям.

Важно, одевая ребенка на улицу в зимний период, одеть его правильно: на руках — теплые рукавички, обувь должна быть непромокаемой, и костюм или пуховик желательно из водоотталкивающей ткани.

Вот несколько идей для вашего малыша с использованием снега.

Предложите ему, к примеру, сделать гараж для машины: найдите самый высокий сугроб, сбоку выройте небольшое углубление, чтобы в него могла въехать машина. Эта же машина может и вывозить снег за пределы гаража. Похлопайте с малышом немного лопатой по стенкам гаража, чтобы снег не осыпался. Все, ваш гараж готов.

Можно так же протаптывать дорожки и делать следы невиданных зверей. Можно идти елочкой, прыгать зайчиком или топать большими шагами как медведь,( конечно, это будут ваши следы).

И еще несколько советов для зимней прогулки с ребенком:
- не ругайте малыша за валяние в снегу, мокрые варежки или полные сапоги снега, ведь зимние прогулки тем и хороши;
- не отменяйте прогулку при минусовой температуре, просто хорошо подготовьте ребенка к прогулке — валенки с галошами, крем на щечки, непромокаемые варежки;
- каждому малышу хочется попробовать снег на вкус, предупреждать об опасности или о больном горле бесполезно, лучше найдите в журнале увеличенную бациллу и покажите ее малышу и конечно расскажите ему о том, что может жить в сугробе.
- чтобы не было скучно на прогулке, можно взять еду для птичек и покормить их, слепить снеговика и раскрасить его гуашью, да и много еще забав и игр может ждать ребенка на зимней прогулке.

 

Как одевать детей в холодное время года

Одежда играет большую роль в защите организма от неблагоприятных влияний внешней среды. Она должна обязательно соответствовать сезону и погоде, возрасту ребенка.

Поскольку в наших климатических условиях большую часть года бывает более или менее холодно, очень важно правильно выбирать для детей верхнюю одежду.

Что такое охлаждение организма и почему оно возникает?

В организме человека непрерывно протекают окислительно-восстановительные реакции. Благодаря им постоянно образуется определенное количество тепла, которое затем отдается в окружающую среду, в основном через кожу. У детей обменные процессы, в результате которых выделяется тепло, протекают интенсивнее, чем у взрослых. Чем меньше ребенок, тем больше тепла на 1 кг веса тела вырабатывается его организмом.

В нормальных условиях в состоянии теплового равновесия организм отдает в окружающую среду столько тепла, сколько вырабатывает. Если тепла теряется больше, чем вырабатывается, человек охлаждается, меньше – перегревается. В этом процессе теплообмена важная роль принадлежит одежде. Так, например, если ребенок, гуляя в холодную погоду, мало двигается, то тепла отдается гораздо больше, чем вырабатывается, и организм ребенка охлаждается. И вот здесь-то может помочь только достаточно теплая одежда, сохраняющая тепло. С другой стороны, если ребенок находится в условиях относительно небольшого холода и при этом очень подвижен, его организм вырабатывает повышенное количество тепла. В этом случае слишком теплая одежда будет препятствовать достаточной отдаче тепла, что приведет к перегреву ребенка. Вот почему так важно правильно выбирать теплую одежду.

 

С чем связаны теплозащитные свойства одежды?

Какая одежда теплее? Более теплыми являются ткани и материалы, содержащие большое количество воздуха. Связано это с тем, что неподвижный воздух, заполняющий поры ткани, становится хорошим теплоизолятором. Следовательно, чем пористее, воздушнее ткань, тем она теплее.

Шерстяные ткани потому и теплые, что шерсть хорошо удерживает воздух. Этим же свойством обладают любые пушистые, ворсистые и высокопористые материалы. Поэтому же так хорошо «греет» вязаный трикотаж.

Верхняя одежда сохраняет тепло и за счет теплозащитной подкладки – ваты, ватина, меха, поролона и других материалов.
Значительно усиливает охлаждение ветер. При ветре холодный наружный воздух легче проникает сквозь отверстия в одежде и поры тканей, вытесняя находящийся там теплый воздух.

Организм сильнее охлаждается и при высокой влажности, потому что влажный воздух проводит тепло лучше, чем сухой. Особенно много тепла отнимает тающий снег. Именно по этой причине в холодное время года, едва начинается оттепель, возникает так много простудных заболеваний.

В холодное время советуем родителям использовать в качестве верха одежды плотные, тонкие (чтобы не утяжелять одежду) ткани, имеющие пониженную воздухопроницаемость и влагоемкость. Это может быть плащевая ткань (репс с водоотталкивающей пропиткой), кожа, замша и т.п. В тоже время маленьким детям нельзя носить одежду из материалов, полностью исключающих воздухо- и паро- проницаемость. Такая одежда препятствует нормальному функционированию кожи ребенка.

Очень многое зависит от покроя верхней одежды. Рекомендуем приобретать детям одежду свободного покроя с двубортной застежкой, плотно прилегающими пушистым воротником и манжетами. Если на улице довольно холодно и еще при этом сильный ветер, лучше надеть ребенку комбинезон или длинную куртку (полупальто) с брюками.http://ds1-skazka.narod.ru/roditel/image0027.jpg

Таким образом, детей нужно одевать по погоде, а также в зависимости от их подвижности на прогулке.

Меховая одежда самая теплая. Однако, шуба очень тяжелая. Как правило, детям при этом надевают теплую обувь и меховые шапки. В результате, вес всей этой одежды маленького ребенка порой доходит до 1/3 веса его тела. Это заметно стесняет движения малыша во время прогулки, он перегревается и потеет. Дети перегреваются тем сильнее, чем больше число слоев (вязаная кофта, жилет и т.д.) в их одежде.

Родители должны знать, что при температуре воздуха от -9 до -14С - общее число слоев одежды у детей, одетых в шубы, не должно превышать четырех, а в зимнее пальто – пяти. При температуре воздуха от -3 до -8С трех и четырех соответственно.
Если на улице еще теплее, одевать детей в меховые шубы не следует. При этом общее число слоев одежды должно быть ограничено в зимнем пальто – тремя, куртке – четырьмя слоями.
http://ds1-skazka.narod.ru/roditel/image0029.png

Дети дошкольного возраста довольно часто болеют простудными заболеваниями.

И одной из причин этих заболеваний, безусловно, является нерациональная одежда.
Старайтесь поменьше кутать ребенка. Слишком теплая (она, как правило, и тяжелая) одежда мешает закаливанию ребенка на прогулке, стесняет его движения, уменьшая подвижность.



Предварительный просмотр:

              Как защитить ребенка от простуды и гриппа?

Вирус легко подхватить в любом месте -  на прогулке,  в транспорте,  в детском саду. Что делать?   В то время как Ваш малыш с нетерпением ожидает осенние и зимние каникулы, Вы переживаете о том, выдержит ли иммунитет ребенка игры и прогулки в прохладную погоду. Как уберечь ребенка от простуды?  Как укрепить иммунитет малыша? Существует несколько простых правил, которые помогут избежать заболеваний и которые необходимо обсудить с ребенком.

Правило первое: У ребенка должны быть чистые руки. Самый простой и эффективный способ защитить кроху от инфекций – напоминать ему мыть руки. Мыть руки необходимо регулярно. Сейчас очистить ладошки можно не только с помощью воды и мыла, но и при помощи специальных гелей и жидкостей. Самое важное правило: мыть руки после туалета и перед каждой едой. Попросите ребенка не тереть глаза и не чесать нос грязными руками. Так он может занести инфекцию напрямую в кровь через слизистую.

Правило второе: Учите ребенка чихать. А точнее: учите малыша «ловить чих». Это нужно делать не только для того, чтобы не заразить окружающих, но и для того, чтобы микробы были блокированы, а не летали в воздухе. Через чихание инфекция распространяется быстрее всего. Поэтому ее так важно «перехватить» с помощью платка. Если времени на выхватывание платка нет, то можно прикрыть рот рукавом или ладонями. Не забудьте напомнить ребенку помыть руки. То же самое следует делать при кашле.

Правило третье: Не давайте ребенку делиться едой и напитками. Делиться с другом – замечательно, но в сезон простуд, лучше не «давать откусить», а разломать бутерброд или шоколадку.

Правило четвертое: Следите за тем, чтобы питание ребенка было правильным. Если в рацион крохи входят фрукты и овощи, если ребенок получает достаточное количество витамина С, то считайте, у Вас есть пятидесяти процентная гарантия того, что простуда и вирус пройдут стороной.

Правило пятое: Следите за тем, чтобы малыш ежедневно занимался физическими упражнениями. Физическая активность укрепляет организм, выстраивая дополнительные защитные «стены».

Правило шестое: Создайте здоровую атмосферу (в прямом и переносном смыслах!). Пусть в воздухе витают эфирные масла, которые обладают противовирусным и противобактериальным эффектом. Огромное количество таких полезных масел содержит чеснок.

Правило седьмое: Позволяйте ребенку отдыхать. Иммунитет страдает, если малышу не удается высыпаться, или если его жизнь расписана по минутам: из садика на курсы, с курсов домой – делать домашнее задание и т.д.

 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Какие игрушки необходимы детям».

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и  выбор взрослыми друзей и любимых.
У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни.

Кукольное семейство (может быть и семья  зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.

Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.
При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!
Для двухлетних детей очень хороши игрушки в виде большого разноцветного мяча, который не закатывается под мебель, 7-ми, 8-ми составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребенка к аккуратности, самостоятельности, т. к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у ребенка будет свое игровое место в квартире, а у игрушек свой домик.
К трем годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с четкой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослым, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребенку фигурка – игрушка. На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки-матери», «в папу и маму», «в магазин», «в доктора», « детский сад» и т. д. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т. д.) Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребенка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – «бытовые игрушки» должны быть похожи на «оригинал» и быть достаточно прочными.
К четырем годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребенка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т. к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зеленые листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребенку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.
К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребенка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоевывает интерес и эмоции ребенка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестает быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.
Шестилетнему ребенку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолетов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу – трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки – подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребенке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любым людям. Поэтому любое желание ребенка что-то смастерить, сшить, склеить и кому- то подарить, должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребенке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительны-ми материалами, нитками и пуговицами. Ребенок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.
В дальнейшем ребенок сам сделает « инвентаризацию» своих игрушек. Никогда не заставляйте ребенка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, детским домам.
В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им все больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мяча, скакалок, черепков, ножичков и т. п. В играх ребенок учится выигрывать и проигрывать, подчиняться правилам, признавать выигрыш другого ребенка, общаться и работать совместно со взрослыми и сверстниками.
Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что ребенок долго не берет в руки какую-то игрушку, значит она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте ее подальше, а через некоторое время, ее появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес.
И еще один совет. Не водите ребенка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слез и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребенок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны! Только, когда вы сами готовы подарить ребенку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник!
Есть поговорка  «Нельзя всю жизнь в игрушки играть». Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в Дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения!



Предварительный просмотр:

                                 КРИЗИС 3 ЛЕТ.

Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме, но все трудности носят временный, преходящий характер.

В три года дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они ожидают от семьи признания своей независимости и самостоятельности. Он не может ждать, пока вырастет – он уже сегодня, немедленно, сейчас хочет быть взрослым: «Я сам! Я сама!»…

Возросшие потребности трехлетнего ребенка не могут быть удовлетворены прежним стилем общения с ним и прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.

Ребенок пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердиться, разными путями выражая протест против зависимости от родителей, настаивает на равноправии. Он бурно реагирует на оценки, становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить.

Три года – это тот рубеж, на котором заканчивается раннее детство и начинается дошкольный возраст. В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «я».        Ребенок начинает отделять себя от мира взрослых и вступает в самостоятельную жизнь. Без психологического отдаления от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.

Ребенок не понимает, что с ним происходит, не может оценить свое поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций. Становится упрямым, капризным, вздорным.

Не надо пугаться! Это не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление кризиса говорит о том, что в психике ребенка сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности.

 

Рассмотрим симптомы кризиса:

  •  Негативизм – стремление все сделать наоборот, вопреки всем требованиям и просьбам взрослых.
  • Упрямство – ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал.
  • Строптивость – направлена против норм воспитания, образа жизни в целом, против тех правил, которые были в его жизни до трех лет.
  • Своеволие, своенравие – все хочет делать сам, отказывается от помощи там, где еще мало что умеет.

Второстепенные симптомы:

  • Протест–бунт – ребенок находится в стадии войны со всем и всеми.
  • Обесценивание – ребенок начинает ругаться, обзываться, употреблять нецензурную брань.
  • Деспотизм – проявляет деспотичную власть по отношению к окружающим.

Следствием проявления перечисленных симптомов могут стать внутренние и внешние конфликты. Невротические симптомы (энурез, ночные страхи, заикание и др.)

Кризис трех лет – это кризис, прежде всего, социальный, кризис взаимоотношений между ребенком и окружающими людьми.

Что могут сделать родители во время кризиса.

  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.
  • Истеричность и капризность требуют зрителей. Не прибегайте к  помощи посторонних.
  • Во время приступа оставайтесь рядом. Дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь во время приступа что-нибудь внушать ребенку. Это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять за руку и увести.
  • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • После истерики, ссоры, когда ребенок успокоился, пожалейте его,
  • объясните, в чем он не прав. Дайте ему понять, что вы любите его любого.
  • Нежелательно использовать авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком. Это может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдается строгий приказ: «Не трогай!», «Ешь быстро!» и т.п.
  • Как можно меньше вмешивайтесь и торопите ребенка. Пусть он одевается и раздевается в свое удовольствие (если, конечно, позволяет время). Развивайте самостоятельность! Чрезмерная заботливость неизбежно делает ребенка слишком зависимым от родителей, ведет к серьезным проблемам в дальнейшем – комплексам в общении.
  • Если частые приступы капризности, истерики, необходимо обратиться за помощью к врачам.
  • Если вы на чем-то настаиваете, оставайтесь неприступными, доводите дело до конца. При этом будьте спокойными. Меньше слов – больше дела.
  • Побольше совместных дел. Это может быть и игра, и уборка квартиры.
  • Ребенок должен усвоить с детства, что мама и папа – главные люди в семье. Они принимают решения. Их слово – закон.

   Не ждите и не надейтесь, что ваш ребенок будет в точности таким, каким вы его хотите видеть. Такого не бывает. Дети всегда идут своим путем. Поэтому меньше думайте о том, каким ваш ребенок должен быть, а внимательнее смотрите, какой он есть. Думайте, как ему помочь, а не как его исправить.

Если:

  • ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  • ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
  • ребенка хвалят – он учится быть благодарным;
  • ребенка поддерживают – он учится ценить себя;
  • ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины;
  • ребенок растет в терпимости – он учится понимать других;
  • ребенок растет в честности – он учится быть справедливым;
  • ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей;
  • ребенок живет во вражде – он учится быть агрессивным;
  • ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.

       ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ!



Предварительный просмотр:

Психическое и физическое развитие ребенка 3-х лет

Особенности физического развития

За год до 2-3 лет ребенок вырастает на 7-8 см. Его вес увеличивается на 2 кг., изменяется комплекция, удлиняются ноги, происходит окостенение скелета, совершенствуется ходьба: по сигналу взрослого может изменить направление и ритм ходьбы, увеличивается длина шага, но остаются не согласованными движения рук и ног. Ребенок может кататься в это время на 3 – х колесном велосипеде, подпрыгивать на двуг ногах, уверенно ползать, подлезать, бросать мяч вперед и вниз, держа его двумя руками над головой и перед грудью. Совершенствуется мелкая моторика, ребенок может самостоятельно раздеваться, одеваться, одевать обувь. В этот период совершенствуется строение внутренних органов. Ребенок становится более устойчивым к заболеваниям.

Особенности психического развития

К 3 годам фактически заканчивается формирование коры больших полушарий головного мозга и ее основных отделов. В дальнейшем идет уже ее специализация и усовершенствование, увеличивается предел работоспособности нервных клеток ребенка, бодрствует подряд 6-6,5 часов. Кора головного мозга лучше контролирует деятельность подкорки и ребенок становится более терпеливым. Быстрее формируются новые условные рефлексы, лучше развиваются тормозные процессы. Ребенок умеет подождать, легче адаптируется к новым условиям, но по-прежнему у него недостаточно развита подвижность нервных процессов. Малыш плохо реагирует на запреты, ему трудно переключиться с одного вида деятельности на другой. Формирующиеся привычки не являются прочными и требуют частого подкрепления.

Восприятие

Восприятие является доминирующей функцией сознания. Этот период является началом развития предметного восприятия. Восприятие становится тоньше, дифференцировка лучше. Ребенок узнает голоса и различает звуки на слух, ориентируется в физических свойствах предметов: цвет, форма, величина, в числовых и пространственных представлениях: много-мало, далеко-близко. У ребенка развивается память. Он может вспомнить, что было в прошлом году. Воспроизводит в играх действия взрослых, узнает по частям предмет. Внимание становится более устойчивым. Ребенок может заниматься одним делом 15-20 минут. Совершенствуется способность переключать внимание и распределять его.

Мышление

На 3 году жизни мышление из наглядно-действенного становится наглядно-образным. В 3 года у ребенка появляются элементы причинно-следственных связей. На 3 году жизни происходит расширение функций речи, развивается способность к обобщениям, формируются элементарные представления о явлениях природы, общественной жизни, труде взрослых, о назначении предмета, пространственных отношениях. Ребенок понимает устный рассказ взрослого без показа игрушки или картинки.

Основной из ведущих линий развития на 3 году жизни является речь. Активный словарь к 2 годам – 200-3000 слов, к 3-м годам – 1200-1500 слов. Ребенок начинает говорить сложными предложениями,улучшается дикция, появляются вопросы. В 2 года 6 мес. – 3 года ребенок способен действовать в воображаемой ситуации, заменить один предмет другим. К 3 годам способен делать умозаключения, сравнения и глубокие обобщения. На 3 году ребенок учится пользоваться речью, т.е. развивается инициативная речь ребенка. Речь становится саморегулятором поведения в этом возрасте выступает как средство социального общения.

Игровая деятельность

Ребенок играет с сюжетными и дидактическими игрушками, рассматривает картинки, целенаправленно двигается с мячом, выполняет простые просьбы взрослого. Большое место в жизни ребенка занимает сюжетная игра. В 2 года – 2 года 6 месяц преобладает сюжетно-отобразительная игра, 3 года меняется содержание игр. Дети производят в игре последовательные, взаимосвязанные действия, и в игре начинают отражаться социальные отношения. Ребенок начинает отображать те или иные действия, но при этом сам кого-то изображает. В период от 2,6 – 3 лет дети играют без определенного сюжета. Дети могут играть непрерывно 25-30 минут. На 3 году жизни появляются специфические поведенческие реакции, говорящие о кризисе самоопределения. Идет борьба двух противоречивых тенденций: стремление к автономизации « я сам» и сохранения потребности в защите и эмоциональной близости.

Таким образом к 3 годам выявляются следующие показатели зрелости ребенка:

• Коммуникативное поведение, формирующее партнерские отношения со сверстниками;

• продолжает развиваться наглядно – образное мышление и сенсорно-моторный интеллект; формируются сенсорные эталоны цвета, формы, размера и происходит ориентация на эти признаки в практической жизни. Появляются первые навыки графико – символичесской деятельности, элементарный предметный рисунок, но остаются каракули;

• игровая деятельность в виде сюжетной и с/р игры вместе со взрослым. Игровые действия более развернутые. Продолжает развиваться предметно практическая игра, элементарные формы творческого конструирования и игры с дидактической игрушкой.

 

Третий год жизни

Именно в этот период ребенок продолжает довольно интенсивно развиваться физически, хотя и медленнее по сравнению с предыдущим годом.

В этот период у детей совершенствуется деятельность нервной системы, благодаря чему увеличивается длительность их активного бодрствования (6 – 6,5 часов). У малыша уже легко можно сформировать навыки правильного поведения. На короткое время он может сдержать свои действия, желания. Однако в 3 года малыш еще легко возбуждается, быстро утомляется от разнообразных действий.

Происходит интенсивное нервно-психическое развитие. Самые заметные изменения в психике ребенка происходят за счет дальнейшего формирования речи. Словарь малыша в этом возрасте

увеличивается в 3 – 4 раза по сравнению с предыдущим периодом, изменяясь не только количественно, но и качественно. Дети начинают употреблять все части речи, почти исчезают облегченные формы слов, а также не правильно произносимые слова. Малыш уже употребляет распространенные и сложные слова. «Лиса больше зайчика. Она может его съесть». В этом возрасте ребенок задает взрослому массу вопросов. Это говорит о развивающейся познавательной потребности малыша. Дети воспринимают предметы, явления окружающей действительности, не изолированно, а пытаются установить между ними прочную взаимосвязь, улавливают их свойства, сравнивают, сопоставляют; развивается речь и мышление.

Существенно меняется понимание речи окружающих. С ребенком можно уже говорить не только о данном моменте, но и о прошлом и в какой-то мере о будущем. На протяжении 3 года ребенок овладевает разнообразными представлениями и понятиями об окружающем его мире. Он знает уже свойства и назначения многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе. Он не только различает, но и называет цвет, форму, размер предметов, ориентируется в основных пространственных соотношениях. У него формируется начальное представление о количестве.

Происходит дальнейшее сенсорное развитие. Претерпевает значительные изменения ориентировочно-познавательная деятельность ребенка.

Важным средством сенсорного и общее развитие малыша являются наблюдения. Наблюдая, ребенок в естественных условиях может познакомиться со свойствами предметов, их свойствами, величиной, цветом. Однако, определить их самостоятельно малыш еще не может. Он научился пока только смотреть, но не видеть, слушать, но не слышать. Поэтому его надо учить выделять свойства предметов. Если малыш, зачем либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное – помочь увидеть в наблюдаемом главное, существенное, ответить на многочисленные вопросы.

 

Если же малыш не задает вопросов надо его побуждать к этому, создавать соответствующие ситуации.

Деятельность ребенка на 3 году жизни становится сложной и своеобразной. Сюжетные игры, наблюдения, рассматривание картинок, элементы трудовой деятельность, игры со строительными материалами, лепка и рисование. Все эти виды деятельности имеют значение для развития умственной деятельности. Новым в развитии ребенка 3 года жизни является то, что он, прежде чем начать действовать, заранее определяет цель, т.е. в деятельности детей этого возраста появляются элементы планирования.

В этом возрасте ребенок любит заниматься строительным материалом. Он самостоятельно может выполнить довольно сложные постройки: гараж, дорогу, забор и играть с ними. Очень важно иметь несколько разных строительных наборов: строительный набор из различных форм, тематические строительные наборы «Веселый городок», «Ферма», крупные конструкторы«Лего».

Ребенок начинает овладевать совершенно новым видом деятельности – рисование, лепка. Малыш понимает, что при помощи пластилина и карандаша можно что-то изобразить и к концу 3 года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки. В процессе деятельности у ребенка начинает складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и различное поведение. Если мама или папа чем то расстроены, или у них что-то болит ребенок подходит к ним, гладит с выражение сочувствия, заглядывает в глаза проявляет стремление оказать помощь, но возможно и противоположное отношение. Надо помнить, что все положительные формы поведения уже доступны детям этого возраста и их надо формировать.

Характерно для детей этого возраста проявление эстетических чувств, на развитие которых надо обращать особое внимание, особенно полезна классическая музыка в соответствующей обработке «Волшебные голоса природы». Нежные и ласковые мелодии успокоят малыша перед сном, развлекут в течение дня, разовьют музыкальный слух и чувство ритма.

Ребенок рассматривает хорошую картину, замечает красивое в природе, в обстановке, в одежде. Изменяются поводы для эмоциональных переживаний: ребенок радуется сделанной постройки, очень доволен, что помог взрослому, сердится, когда ему мешают играть. Самое главное – помочь малышу в его развитии быть рядом с ним в моменты открытий, научить его познавать мир. Следующий сложный и важный этап в развитии детей – кризис 3-х лет.



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

                             "Театр – искусство прекрасное.

Оно облагораживает, воспитывает человека.

Тот, кто любит театр по - настоящему,

всегда уносит из него запас мудрости и  доброты”. 

К.С.Станиславский

 

Детство – это целый мир, не заглянув в который, невозможно понять ребенка. Внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни.

Современные дошкольники, какие они? Изменилось сознание дошкольников, так как изменилось само общество. Исследования ученых-педагогов, психологов, показывают, что современные дети более настойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия, не реагируют на указания  и просьбы взрослых. У них вообще собственная философия.

Трудно с этим не согласиться. Действительно, сегодняшний  ребенок, если понимает и принимает смысл поступка или действия, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест, вплоть до агрессии.

У современных детей повышенная потребность к восприятию информации,  которая заставляет его постоянно искать возможности ее удовлетворения. Если он не получает необходимого количества информационной энергии, то начинает проявлять недовольство.

Наблюдения за детьми, частые беседы с их родителями свидетельствуют о том, что мамы и папы заняты своими проблемами. Из–за этого дети недополучают простого человеческого тепла,  общения с родными и близкими, чтения сказок на ночь, колыбельных песен, совместного посещения театра и выставок.  Им легче включить телевизор или компьютер. Вследствие чего, появляются у детей чувства тревоги и страха.

Какова же задача педагога в том, чтобы ребенок в период пребывания в детском саду почувствовал уют, душевную теплоту и смог раскрыть свой внутренний творческий потенциал.

Театрализованная игра как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения является отнюдь не новшеством и используется в педагогике уже  давно, но, несмотря на это, не теряет своей актуальности.

Что же такого ценного таит эта удивительная и такая знакомая с детства театрализованная деятельность?  Она интересна всем - и детям, и взрослым. В ней как бы «нет возраста», и ребенок может быть равноправным партнером в общении и совместной деятельности с взрослым. Это очень важно. При этих условиях у детей  развивается ощущение успешности, уверенности в собственных силах,  появляется возможность проявить свои творческие интересы и возможности.

 

Задачи развития творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.

:

1.     Развивать творческое воображение, фантазию, умения импровизировать.

2.     Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми и взрослыми.

3.     Вызывать желание участвовать в праздниках и развлечениях.

4.     Развивать диалогическую и монологическую речь.

Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество.  Вокруг игрового сюжета  необходимо выстраивать содержание различных видов деятельности, подбирать творческие игры, упражнения, задания, которые рассчитаны на активное участие каждого ребенка.

Например, для игры в «День рождения» подобрать такие игровые задания:

1. Придумать, изобразить, перевоплотиться в того,

        кто празднует день рождения (персонаж любой сказки, время года, любая  игрушка);

        кто приглашен в гости;

        кто  пришел без приглашения.

2.  Придумать и изготовить подарки, угощение.

3.  Придумать игры, в какие  все будут играть.

На таких занятиях  много простора для фантазии, воображения.   Игра может развиваться на одном – двух занятиях и продолжаться потом в свободной деятельности детей.

 Различные виды театрализованных игр и упражнений:

с движениями, на имитацию голоса с использованием пальчикового театра, игры-пантомимы, игры-превращения, игры на развитие слухового развития и творческого воображения.

Театральные игры можно включать не только на занятиях театрализованной деятельности, но и во все формы организации педагогического процесса, что дает возможность детям с удовольствием импровизировать, фантазировать, проявлять творчество в разных видах деятельности; у детей появляется желание участвовать в игре, инсценировках, спектаклях; они более эмоциональны, выразительны в движениях; свободно вступают в контакт, как со своими сверстниками, так и со взрослыми.

 

 

Дети разыгрывают несложные представления по знакомым сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест). Учатся говорить тихо, громко, грубо, передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх.  Театрализованные  игры пользуются у детей  неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в  театрализованных играх,  дети  знакомятся с окружающим миром  через  образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние  театрализованных  игр на личность  ребенка  позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Для того, чтобы  ребенок  проявил творчество, необходимо стремиться обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут  творческие  проявления. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщить  ребенка  к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь.

     Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

- в процессе  театрализованной  игры расширяются и углубляются знания  детей  об окружающем мире;

- развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи;

- совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

- происходит коррекция поведения;

- развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

- стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

- участие в  театрализованных  играх доставляют  детям  радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

Пусть с нашего доброго начала театральные действия, и полюбившиеся

сказочные герои сопровождают ребенка всю его жизнь!

 

Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет

жизненной тропой.

 

Литература:

 

1. Доронова, Т.Н. Играем в театр/ Т.Н. Доронова, - М.: Просвещение. 2005

2. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. / М.Д. Маханева, - М.: Посвещение. 2005

3. Щеткин, А.В. Театрализовання деятельность в детском саду. / А.В. Щеткин, - М.: Просвещение 2007.



Предварительный просмотр:

Организация предметно-пространственной среды в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС

           Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения.

  Для этого отведено пространство  в группе, имеется различное оборудование: мячи,  игрушки на колесах, мешочки, набитые крупой, сухой бассейн, разноцветные ленточки, комочки из синтепона, кегли. Созданы условия для закаливания и оздоровления детей: дорожки для закаливания, массажер для рук и для профилактики плоскостопия. Здесь же находятся модули (которые мы используем разнообразно: строим из них, и используем для отдыха) и крупный строительный материал для обыгрывания различных ситуаций, что позволяет развивать двигательную активность, развивать крупную моторику руки. Имеются игрушки – качалки.

Рядом находится центр уединения, где ребенок может уединиться, посмотреть книгу, отдохнуть или использовать в своей игре.

По другую сторону располагается центр « Воды и песка». В этом центре имеется различный материал: шарики, комочки, воронка, ситечки, ведерки, резиновые игрушки, заводные игрушки, кораблики. Это позволяет закреплять представление об окружающем мире. Так же этот вид деятельности особенно интересен малышам, он вызывает познавательный интерес и много положительных эмоций.

Чтобы вызывать интерес детей к конструированию, в группе кроме традиционного материала для строительных игр, пластмассового цветного конструктора,деревянного, есть и нестандартный – это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек (они легки, устойчивы, имеют различную фактуру). Для поддержания постоянного интереса детей к игровому материалу размещаем его в различных местах групповой комнаты рядом с игрушками.

Создан  музыкально-театральный  центр с разными видами театра (пальчиковый, бибабо, настольный, театр игрушек и др.) и наборами музыкальных инструментов: металлофон, бубен, дудочка, аудиовизуальные средства: магнитофон, диски). Рядом находится книжный центр, с ярко иллюстрированными книгами, т.к. ребенок раннего возраста с его наглядно – действенным мышлением, лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации. Полочку для книг с другой стороны мы используем для иллюстраций сказок.

 Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей имеются  игрушки и пособиями, различные по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны, разнообразие свойств, привлекает внимание детей. Дидактический стол в группе расположен так, чтобы к нему можно было  свободно подойти. Стол наполнен игровыми дидактическими материалами, игрушками (объемные геометрические фигуры, геометрические весы).

 Ранний возраст – это освоение самостоятельной предметной деятельности. В этом центре имеются игры с  составные игрушками: пирамидки с разным количеством, цветом и формой колец, вкладыши(одинаковая форма, но разный размер), матрешки, составные картинки, мозаика. Имеются динамические игрушки: кугельбан заменен на веселых обезьян, верхолазы, клюющие курочки, пастушок, волчки, юла, кувыркунчик, машина -  перевертыш, железная дорога. Для развития мелкой моторики имеется большой выбор шнуровок, стежек – застежек, игры с прищепками, стол с набор хозяйственных элементов. Такое разнообразие свойств привлекает внимание детей, способствует развитию восприятия ребенка, развитию познавательной активности и развитию мелкой моторики руки.

Созданы условия для экспериментирования ребенка со звуками. В группе имеются различные баночки с разными наполнителями. Игры со звучащими игрушками развивают у малышей умение прислушиваться.

В группе так же создан центр с игрушками – заместителями. В нем дети с удовольствием играют и закрепляют социальный опыт. Среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, плита, чайник. Они  доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.

  В природном центре ребенок знакомится с миром растений и способам уходу за ними. Неоформленные материалы, используемые как предметы-заместители (палочки разной величины, кусочки ткани, меха, поролона, кожи), хранятся в коробке, которая доступна для детей. Использование предметов – заместителей ценно тем, что  сам ребенок придумывает воображаемый предмет.

Присутствуют и игрушки-забавы – так любимые детьми. Стоит малышу похлопать в ладоши или сказать что-то и игрушка-птичка «споет» ему песенку, хомячок повторит слово. Эти игрушки вызывают положительные эмоции малышей, привлекают и радуют детей, помогают менее болезненно прожить адаптационный период.

Имеется материал для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки). Уголок гармонично дополняют  картинки, которые меняются в зависимости от времени года. 

 

Такая организация предметно-пространственной развивающей среды группы раннего возраста позволяет нам обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с доступными детям материалами. В своей работе главной задачей считаю создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности. В детском саду ребенку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является среда, в которой происходит воспитательный процесс.



Предварительный просмотр:

                     

Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Предметом регулирования ФГОС  являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).

ФГОС  разработан на основе Конституции Российской Федерации1 и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка                            

ФГОС направлен на достижение следующих целей:

  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

      Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие; 
  • физическое развитие. 

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: 

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте: 

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). 

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Статья на тему: "Методика диагностирования математического развития дошкольников

"Методика диагностирования математического развития дошкольников"...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (с 2-х лет) (из опыта работы) (статья)

СтатьяФормирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (с 2-х лет) (из опыта работы)Формирование культурно-гигиенических навыков у детей – это оченьважная задача, напрямую связанн...

Обобщение опыта работы.Статья.

"Театрализованная деятельность как наиболее продуктивная деятельность в развитии музыкальных, творческих способностей ребенка".Развитие детского творчества глубоко волнует теоретиков в области дошколь...

Кружковая работа. Статья на тему: «Увлекательный мир макраме»

В этой статье я рассказываю о своем  опыте обучения макраме старших дошкольников....

Из опыта работы.Статья "Междисциплинарный подход в работе педагога-психолога и учителя-логопеда при проведении групповых занятий с детьми, имеющих особые потребности".

В статье раскрываются способы совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда с эмоционально лабильными детьми в условиях группы. Особенности поведения, способы коммуникации и  эмоциональ...