ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ
статья по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

В проекте «Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» обосновано влияние цветового восприятия на умение ребенка полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развитие наблюдательности, мышления, обогащение речи. Для развития цветового восприятия впервые предложено  использовать не только занятия рисованием, но также и другие продуктивные виды деятельности (лепка и аппликация). Составлен подробный тематический план курса занятий по всем продуктивным видам деятельности (рисование, аппликация, лепка) с учетом позиции цветоведения для детей 3 - 7 лет. Все виды продуктивной деятельности  предусматривают овладение системой цветовых эталонов, формирование способов обследования цвета предметов и развитие аналитического восприятия цвета, поэтапного  освоения детьми свойств и особенностей цвета с помощью специально подобранных игровых интегрированных заданий в процессе продуктивной  деятельности. Для оценки результативности проводимой работы в проекте предусмотрен соответствующий диагностический комплекс. Проект направлен на инновационное совершенствование технологий работы с детьми и может быть использован в практике ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа-детский сад №2

9ffc5a4f64e7t

ПРОЕКТ

 Развитие цветового восприятия

 детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности

                                                  Разработчик:  Волкова Ольга Владимировна,raduga

                                                                педагог дополнительного

                                          образования

82745c3dae38

raduga

                               Сургут  2012

                                           Содержание

         Аннотация…………………………………………………...2

  1. Обоснование необходимости проекта………………………….…..3
  2. Цель и задачи проекта ……………………………………………….5
  3. Этапы реализации проекта…………………………………...............6
  4. Основное содержание проекта ………………………………………7
  5. Ресурсы ……………………………………………………………….12
  6. Партнёры ……………………………………………………………..12
  7. Целевая аудитория …………………………………………………..13
  8. Ожидаемые результаты и социальный эффект ……………………13
  9. Перспективы дальнейшего развития проекта ……………………..13

Литература ……………………………………………………….…14

Приложения ………………………………………………………...17

Аннотация

В проекте «Развитие цветового восприятия у детей в продуктивных видах деятельности» обосновано влияние цветового восприятия на умение ребенка полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развитие наблюдательности, мышления, обогащение речи. Для развития цветового восприятия впервые предложено  использовать не только занятия рисованием, но также и другие продуктивные виды деятельности (лепка и аппликация). Составлен подробный тематический план курса занятий по всем продуктивным видам деятельности (рисование, аппликация, лепка) с учетом позиции цветоведения для детей 3 - 7 лет. Все виды продуктивной деятельности  предусматривают овладение системой цветовых эталонов, формирование способов обследования цвета предметов и развитие аналитического восприятия цвета, поэтапного  освоения детьми свойств и особенностей цвета с помощью специально подобранных игровых интегрированных заданий в процессе продуктивной  деятельности. Для оценки результативности проводимой работы в проекте предусмотрен соответствующий диагностический комплекс. Проект направлен на инновационное совершенствование технологий работы с детьми и может быть использован в практике ДОУ.

  1. Обоснование необходимости проекта 

   Стремительное изменение современного мира призывает дошкольное образование не только соответствовать приоритетам времени, но и опережать требования сегодняшнего дня. Новые приоритеты в дошкольном образовании диктуют необходимость развития  творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Психологические законы развития человека таковы, что его линейное мышление начинает формироваться только с 10 лет, а бурное развитие цветоощущения идет до 8-9 лет, поэтому очень важно целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета. В условиях севера, где световой день короткий, дети  могут видеть в тысячи раз меньше оттенков, чем есть на самом деле. Без специально организованных занятий ребенку понять особенности цвета сложно. Поэтому им необходимо предоставлять возможность  восприятия цвета искусственно.  В этом  хорошо может помочь специально организованная продуктивная деятельность, способствующая   активному познанию окружающего мира. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей человека, но и способ отражения окружающего мира. Одно из наиболее ярких выразительных средств художественного развития детей - это цвет. Выбор цвета ребенком во время рисования - показатель его психического состояния и творческого самовыражения. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей человека, но и способность отражения им окружающего мира. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке, аппликации. Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того, как они взрослеют. Путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в единстве с обозначающим его словом.  Цвет как свойство предмета и явления познается детьми через восприятие. Проблема формирования чувства цвета у детей в настоящее время становится одной из актуальных в психолого-педагогических исследованиях     (Л.А. Венгер, Н. Д. Ветлугина, Т.И. Доронова, Е.И. Игнатьева, Т.С. Комарова, Э.И. Кубышкина, Г.П. Новикова, А.А. Мелик - Пашаев, Л.В. Пантелеева, Е.Г. Приходько, Н.П. Сакулина и др.). Исследования показали, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве; умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Тем не менее, до настоящего времени отсутствует целостная система работы с детьми по развитию цветового восприятия и на этой основе формирования у детей чувства цвета, а также не определена последовательность занятий в ознакомлении детей с цветом, недостаточно раскрыты особенности восприятия цвета детьми и передачи его при создании художественных образов. Задача развития у детей чувства цвета предусматривается программой воспитания в детском саду, но она сформулирована в виде общих указаний. В большинстве случаев цвет рассматривается как признак предмета. Однако этого недостаточно, чтобы осуществить развитие  эмоционально-художественного цветовосприятия мира ребенком.  Хорошую возможность для такого развития могут дать продуктивные виды детской деятельности (рисование, аппликация, конструирование).  Продуктивная деятельность детей  формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков. Маленьких детей привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности, однако, под влиянием обучения и воспитания постепенно формируется направленность на получение результата в ходе овладения собственной деятельностью. Продукты детской деятельности в значительной мере отражают представления ребенка об окружающем и его эмоциональное отношение к миру.  Кроме того, главной особенностью организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе является уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Включение в учебный процесс эффективных форм работы с детьми (ИКТ, проектной деятельности, игровых проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей) пока еще недостаточно освоено. Очевидно, что в рамках ДОУ необходим системный подход в развитии  цветового восприятия,  предусматривающего систематизацию имеющихся знаний  детей, активизацию  и обогащение их умений через продуктивные виды деятельности.  На основании выявленных противоречий нами была сформулирована тема нашего проекта «Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» и сформулирована     цель  и задачи проекта.  

2. Цели и задачи проекта 

Цель: Развитие восприятия цвета у детей дошкольного возраста через организацию курса занятий продуктивных видов деятельности.

Задачи: 

1. Провести теоретический анализ проблемы развития цветового восприятия дошкольников; 

2. Подобрать комплекс диагностических методов для оценки  уровня развития цветового восприятия у детей дошкольного возраста и выявить  исходный уровень; 

3. Разработать  курс занятий продуктивных видов деятельности (лепка, аппликация, рисование), направленный на развитие цветового восприятия детей дошкольного возраста;

4.  Провести апробацию курса  занятий с детьми дошкольного возраста;

5. Провести повторное диагностическое обследование с помощью комплекса диагностических методов и осуществить оценку эффективности проведенной работы.  

  1. Этапы реализации проекта

Этап

Цель

I

Мобилизационный

(сентябрь – октябрь 2010 г.)

  • Определение проблемного поля

- изучить уровни   развития цветового восприятия у детей  дошкольного возраста;

- подобрать диагностики развития цветового восприятия у детей дошкольного возраста;

-- разработать критерии оценки уровня цветового восприятия  у детей дошкольного возраста и выявить степень подготовленности детей к организации  продуктивной деятельности;

- осуществить  теоретический  анализ различных подходов к проблеме цветового восприятия;

  • Разработка проекта «Развитие цветового

восприятия у детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»

- на основе полученных данных разработать  курс   продуктивных видов деятельности с детьми дошкольного возраста, направленный на знакомство детей с цветом, освоение детьми свойств и особенностей цвета и знакомства детей со средствами художественной выразительности.

II

Преобразовательный

(октябрь 2010 г. – май 2014г.)

  • Апробация  курса  продуктивных  видов

деятельности, направленных на развитие цветового восприятия дошкольников с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

  • Проведение  промежуточной  диагностики для

выявления динамики развития цветового восприятия.

III

Рефлексивно – обобщающий

(апрель – май 2014 г.)

  • Выявление эффективности проекта с помощью

диагностической методики.

  • Обобщение опыта и результатов

осуществлённой деятельности.

4. Основное содержание проекта 

Для разработки проекта «Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» нами изучены различные диагностики и тесты по изучению восприятия цвета дошкольниками следующих авторов: Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. (Изучение восприятия цвета); Истоминой (изучение знания цвета и его оттенков), Дорофеевой Э.Т. (изучение эмоционального состояния по трем основным цветам), Комаровой Т.С. (педагогическая диагностика).

 На основе изученных диагностик данных  авторов нами выбраны критерии и показатели оценки использования цвета в продуктивной деятельности, применяемые при анализе продукта деятельности (Комарова Т.С.).

Критерий

Показатель

Оценка

Цветовое решение изображения

Характеризует передачу реального цвета предметов и образов

высокий

уровень

Передан реальный цвет предметов; цветовая гамма определённого вида

средний уровень

есть отступление от реальной окраски и цветовой гаммы

низкий

уровень

цвет предметов передан неверно

Разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения

Творческое отношение ребёнка к цвету, свободное отношение с цветом

высокий уровень

многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого

средний уровень

преобладание нескольких цветов или оттенков в большой степени случайно

низкий

уровень

безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете

В ходе проведения диагностики детей нами были определены экспериментальная и контрольная группа детей. В экспериментальную группу вошли дети младшего дошкольного возраста с 3 до 4 лет, так как дети этого возраста будут посещать дошкольное учреждение на протяжении всего времени реализации проекта, переходя из одной возрастной категории в другую.  В контрольные группы вошли дети всех остальных  возрастных категорий (с 4-5, 5-6, 6-7 лет).  Нами  были получены следующие  результаты: во всех возрастных группах преобладает средний и низкий уровень использования цвета  (приложение 1).

На основе выявленной проблемы (низкого показателя использования цветов в продуктивной деятельности) мы осуществили  теоретический анализ различных подходов к проблеме цветового восприятия. На основании методических  разработок и различных программ, а именно Л.А. Ремизовой «Дидактические игры и упражнения по развитию цветового восприятия», Венгер Л.А., Пилюгиной Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», программа «Цвет творчества», Дубровской Н.В.   мы  определили  основные задачи   развития восприятия цвета детей каждой возрастной категории (Ремизова Л.А.)  (приложение 2). На основе этих задач разработали  курс   продуктивных видов деятельности (рисование, аппликация, лепка) с детьми дошкольного возраста, с учетом позиции цветоведения для детей 3 - 7 лет (приложение 3).  

Курс продуктивной деятельности, направлен на развитие цветового восприятия детей и предусматривает овладение системой цветовых эталонов, формирование способов обследования цвета предметов, развитие аналитического восприятия цвета, поэтапного  освоения детьми свойств и особенностей цвета с помощью специально подобранных игровых интегрированных заданий.  

В основу организации продуктивной деятельности заложены принципы:

1. Принцип поэтапности “погружения”. Работа с детьми составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступить к освоению нового этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.

2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания. 

3. Принцип сравнений. Подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких либо определенных и обязательных ограничений.

Для достижения цели нами использовались различные методы в продуктивной деятельности детей:

  • Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
  • метод сенсорного насыщения;      
  • метод разнообразной художественной практики;
  • метод сотворчества (с педагогом, родителями, сверстниками);
  • метод эвристических и проблемно-игровых ситуаций.

Таким образом, механизм реализации проекта заключается в организации продуктивной деятельности направленной на развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста. Главным субъектом реализации проекта являются дети дошкольного возраста (с 3 до 7 лет), а педагоги ДОУ и родители являются субъектами, вовлеченными в осуществление проекта (приложение 4).

Предварительная работа по развитию цветовосприятия у детей осуществляется педагогами каждой возрастной группы по рекомендациям педагога дополнительного образования.

Работа с родителями подразумевает организацию мероприятий направленных на развитие цветового восприятия детей,  овладение методами и приемами наблюдения за природными явлениями окружающего мира для развития цветоощущения и способами отражения своих впечатлений в процессе совместной с детьми продуктивной деятельности. При реализации проекта оформляются тематические выставки соответствующие временам года и тематическим неделям проводимым в учреждении. Родители участвуют в выставках – конкурсах предложенной соответствующей тематике.

Занятия включены в программу художественного развития детей «Волшебная кисточка» нашего образовательного учреждения, которая имеет право реализации в образовательной деятельности дошкольного отделения учреждения на основании лицензии (серия Ф №0000554 от 19.08.2011 г., регистрационный №336). Таким образом, реализация проекта не создаёт дополнительной нагрузки на детей.

На преобразовательном этапе реализации проекта нами проведена  промежуточная диагностика. Выявлено, что высокий уровень развития цветового восприятия у детей участвующих в проекте с младшего дошкольного возраста и перешедших в старший дошкольный возраст (5-6 лет) (экспериментальная группа) стал  преобладающим. Сравнительные данные с показателями уровня развития по используемой методике  показали, что высокий уровень экспериментальной группы составляет 80%, а низкий уровень отсутствует, а результат контрольной группы - 50%  высокого уровня. Полученные результаты свидетельствуют  о позитивных изменениях в развитии  знаний цветов и их оттенков, умение детей применять их в своей работе (приложение 5).

 Об эффективности проводимой работы свидетельствуют результаты участия детей в конкурсах различного уровня:

конкурс

Участник

Результаты

2010 год

Городской фестиваль-конкурс «Посмотрите, как прекрасен этот мир»

Строкатова Екатерина

I место

2011 год

Городской фестиваль-конкурс «Радуга детства»

Мишуренко Мария

Лауреат I  степени

2011 год

Городской фестиваль-конкурс «Звёздная капель»

Князева Анастасия

Лауреат II  степени

2012 год

Городской конкурс «Семья года детского сада»

Пугачёв Василий

Бутакова Мария

Диплом II степени

Диплом I степени

2012 год

Городской фестиваль «Звёздная капель»

Гуркова Мария

финалист конкурса

2012 год

Всероссийский конкурс изобразительного искусства «Ангел вдохновения»

Бутакова Мария

Филиппов Дмитрий

Ляпустина Вероника

диплом участника

2012 год

Первый международный конкурс детского и молодёжного творчества «Арт Киндер Хаус»

Смирнов Антон

Яруллина Полина

участие

Кроме того в результате реализации проекта  можно увидеть детские работы в оформлении детского сада и групповых комнат, а также на утренниках и развлечениях в музыкальном зале, на выставках совместного творчества родителей и детей.  

5. Ресурсы 

Одним из ресурсов, для успешной  реализации проекта является материально-техническое оснащение. Данный ресурс включает в себя необходимость оснащения и оформление изостудии,  в которой организуется продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация). Изостудия оборудована интерактивной доской, что делает процесс обучения более технологичным и результативным. Кроме того для реализации проекта используются   муляжи, дидактические игры, цветовые таблицы,  литература.

Кадровый ресурс проекта предусматривает владение педагогом цветовой грамотой, знанием свойств и качеств цвета и умением учитывать его изобразительные особенности, подчёркивать выразительность при создании различных цветовых оттенков. Так же педагогу необходимы знания и умения использования в продуктивной деятельности разнообразных изобразительных средств и технологий: монотипия, гратография от пятна, рисование ладошкой, пальцами, «тычком», рисунок свечой, моделирование и др. Залогом успешности этой работы является  владение проблемно-игровым методом при построении продуктивной деятельности детей. А также нужна профессиональная мобильность и гибкость, внутренняя личностная психологическая готовность к постоянному обновлению, решению задач инновационной деятельности.

      6. Партнеры.

Партнёрами в реализации проекта является администрация образовательного учреждения, педагоги и родители воспитанников. Организаторы городских, всероссийских и международных конкурсов по художественно-творческому искусству.

7. Целевая аудитория  

В проекте задействованы все дети младшего (3-4 года), среднего (4-5 лет) и старшего дошкольного возраста (5- 7лет). Количество детей участвующих в реализации проекта составило в 2010 году– 85 детей, в 2011 – 84 ребёнка, в 2012 году – 87 детей.

8. Ожидаемые результаты и социальный эффект

По окончанию реализации проекта «Развитие  цветового восприятия  детей в продуктивных видах деятельности»  предполагается: увеличение количества детей имеющих высокий уровень использования цвета в продуктивных видах деятельности, а именно дети овладеют  системой цветовых эталонов, способами обследования цвета предметов, аналитического  восприятия цвета, овладеют знаниями свойств и особенностей цвета, а так же правильной техникой работы с художественными материалами.

 9.  Перспективы дальнейшего развития проекта 

Проект может быть использован педагогами в рамках организации тематических «Недель искусства», для планирования непрерывной образовательной деятельности в области «художественно-творческого развития». Также данная проектная работа может совмещаться  с реализацией других программ, которые разработаны в этом же направлении.

Проект долгосрочный,  направлен на инновационное совершенствование технологий работы с детьми и может быть использован в практике ДОУ.

Литература

  1. Аллаярова И.Е. Симфония красок, 2007 – 80 с.
  2. Башаева Т.В., Васильева Н.Н., Клюева Н.В. и др. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001 – 480 с., ил.
  3. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1998.
  4. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1988 – 224 с., ил.
  5. Булычева А.И., Бурлакова И.А., Варенцова Н.С. и др. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. Дьяченко О.М., Лаврентьевой Т.В.. М.: издательство «Гном и Д», 2001 – 144 с.
  6. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер М.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988.
  7. Ветлугина И.А. Художественное творчество и ребенок. Монография. М.: Педагогика, 1972.
  8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: издание второе. М.: Просвещение, 1967.
  9. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. Обучение дошкольников технике аппликации: Методическое пособие. С.-Пб.: Детство-Пресс, 2002 – 128 с.
  10. Дубровская И.В. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до7 лет, 2001 – 144 с.
  11. Журнал «Дошкольная педагогика» Дубровская Н.В. 2003 год /ноябрь, декабрь/
  12. Журнал «Дошкольное воспитание» №9, 1972 год «Дидактические игры и упражнения по цвету» З. Максимова
  13. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 1961 год «О цвете» Т.С. Комарова, Е.В. Прилуцкая
  14. Журнал «Дошкольное воспитание» №12, 1991 год «Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве», Т.С. Комарова
  15. Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 2002 год «Развиваем восприятие цвета» М. Желуницына
  16. Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 2006 год «Чудеса чародея цвета» С. Афанасьева
  17. Журнал «Обруч» №3, 2004год «Концепция содержания непрерывного образования»
  18. Журнал «Обруч» №3, 2005 год «Эксперименты с цветом» Т. Дианова
  19. Казакова Т.Г.. Развивайте у дошкольников творчество: конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией. пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1985 – 192 с., ил.
  20. Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. Ростов Н/Д: Феникс, 2003.
  21. Кокуева Л.В. Я и моя родина: программа воспитания, развития и саморазвития детей дошкольного возраста. Издание второе, переработанное. Ярославль, 2001.
  22. Косминская В.Б., Васильева Е.И., Халезова Н.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 1977 – 253 с., 8 ил.
  23. Котенко Л.В. Что мы знаем о цвете? Курс развивающих занятий для дошкольников. М.: Книголюб, 2003 – 48 с.
  24. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет  «Цветные ладошки». –М.:  «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,2006.-144с.
  25. Методика обучения изобретательной деятельности и конструированию. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание» /Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др. М.: Просвещение, 1991 – 256 с.
  26. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. « Аппликация в детском саду.». Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002 – 144 с., ил.
  27. Мухина В.С. Детская психология. Учебник для педагогических институтов. /Под ред. Венгер Л.А. М.: Просвещение, 1982.
  28. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3-х книгах: Книга 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение: Владос, 1995.
  29. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3-х книгах: Книга 2. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1995.
  30. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3-х книгах: Книга 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: Владос, 1995.
  31. Нищева Н.В. Разноцветные сказки: цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие-конспект. /Худ. И.Р. Дукк. М.: издат. «Детство-Пресс», 1999 – 48 с. + цв. вкл. 16 с.
  32. Программа воспитания и обучения в детском саду. /Отв. ред. М.А. Васильева. М.: Просвещение, 1987.
  33. Программа «Радуга» и методическое руководство по воспитанию, обучению и развитию детей 5-6 лет в детском саду. М.: 1994.
  34. Ремезева Р.Л. Играем с цветом. Методика. 2004 – 96 с.
  35. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобретательная деятельность в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 1973.
  36.  Яхнин Л.Л. Программа развития и обучения дошкольника. Радуга. Книга о цвете для детей 5-6 лет. М.: Олма-Пресс, 2002 – 64 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Показатели диагностических данных

на формирующем этапе диагностики (октябрь  2010-2011 уч. год)

Диагностика проводилась в октябре 2010-2011 учебного года

педагогом доп. образования Волковой О.В. методом  анализа продукта деятельности детей с учетом возрастных задач и критериев показателей (Комарова  Т.С.). Было продиагностировано 85 детей всех возрастных категорий, из них 19 детей младшего возраста (с 3 до 4 лет), 23 ребёнка среднего возраста (с 4 до 5 лет), 21 ребёнок старшего возраста (с 5 до 6 лет) и 22 ребёнка старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет).

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

младший возраст

 (с 3 до 4 лет)

68% (13 детей)

32% (6 детей)

0% (нет детей)

Средний возраст

 (с 4 до 5 лет)

43% (10 детей)

57% (13 детей)

0 % (нет детей)

Старший возраст

 (с 5 до 6 лет)

43% (9 детей)

52% (11 детей)

5% (1 ребёнок)

Старший возраст

 (с 6 до 7 лет)

23% (5 детей)

68% (15 детей)

9%(2 ребёнка)

Диаграмма, отражающая показатели диагностики использования цвета в продуктивной деятельности

Приложение 2

Задачи развития восприятия цвета у детей дошкольного возраста

Основные задачи развития восприятия цвета у детей 3 – 4 лет

1 полугодие

2 полугодие

1.Формировать первоначальные знания об эталонах цвета.

2. Учить узнавать, выделять объекты красного цвета из множества разноцветных (синих, жёлтых, зелёных), выделять цвет отвлекаясь от других признаков предметов.

3.Учить узнавать, выделять объекты жёлтого и красного цвета из группы разноцветных. Формировать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при выделении объектов заданного цвета из множества разноцветных.

4. Учить узнавать и выделять объекты синего цвета из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности и высокой светлоты. Упражнять в ранжировании объектов красного и синего цветов в ритмически заданной последовательности.

5. Учить соотносить три оттенка красного и три оттенка синего цветов. Упражнять в выборе цвета по образцу при соотнесении двух оттенков красного , двух оттенков синего, двух оттенков жёлтого цветов.

6 Учить узнавать и называть белый и чёрный цвета.

7. Формировать умение получать два оттенка синего и три оттенка зелёного цвета, используя способ окраски воды.

8. Развивать способность сравнивать три объекта красного, жёлтого, зелёного и синего цветов, отличающихся по светлоте. Способствовать овладению сравнительной оценки светлоты предметов.

1. Учить узнавать, выделять объекты зелёного цвета по образцу из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности. Формировать умение получать три оттенка зелёного цвета, используя способ окраски воды, и называть их «тёмный», «светлее», «самый светлый». Формировать умение ранжировать объекты красного и зелёного цветов в ритмически заданной последовательности с использование образца.

Учить соотносить три оттенка красного

2.Тренировать в составлении узора с использование хроматических и ахроматических цветов. Развивать упорядоченное восприятие при выкладывании орнамента.

3. Упражнять в применении обобщающего понятия «цвет» в практической деятельности. Познакомить детей с предметами окружающего мира , имеющими постоянный признак цвета, учить ориентироваться на этот признак при узнавании предметов.

Основные задачи развития восприятия цвета у детей 4 – 5 лет

1

2

1.Закрепить представления о шести цветах спектра, ввести обобщающее понятие «цвет» в описательную речь детей.

2.Учить узнавать, выделять в окружающем и называть оранжевый цвет и его оттенки. Учить получать оранжевый цвет из двух основных: красного и жёлтого. Познакомить с новым способом получения оранжевого цвета с помощью светофильтров. Упражнять в ранжировании объектов красного и оранжевого цвета в ритмически заданной последовательности.

3.Учить узнавать, называть, выделять из нескольких цветов фиолетовый цвет Формировать умение соотносить цвет и его название.

4. Учить узнавать, называть, выделять из нескольких цветов голубой цвет. Развивать способность различать пять оттенков голубого цвета. Закреплять знания о голубом цвете в практической деятельности.

5. Познакомить детей с системой цветов и последовательностью расположения  их в спектре. Закреплять представление об оттенков цветов. Закреплять понятия «цвет», «оттенок», «тёмный (светлый) оттенок цвета».

6.Учить зрительному дифференцированию предметных изображений синего и голубого цвета и их оттенков. Развивать способность устанавливать логические связи и проводить необходимое обобщение

1.Закреплять представления о хроматических цветах, о последовательности расположения цветов в спектре.

2. Учить узнавать, называть и выделять серый цвет. Развивать знания о предметах окружающего мира , имеющих постоянный признак  - серый цвет.

3.Упражнять в различении близких цветов: белый и светло-голубой, чёрный и тёмно-синий, светло-серый и светло-голубой, тём но-серый и тёмно-голубой.

4.Учить узнавать, называть и выделять коричневый цвет. Упражнять в соотнесении эталона данного цвета с окружающими предметами в малом и большом пространстве.

5.Упражнять в различении оттенков коричневого цвета по светлоте, выделении оттенков коричневого цвета по светлоте, на прямом и обратном контрасте. Упражнять в ранжировании предметов коричневого цвета по светлоте.Зак4реплять умение получать три оттенка коричневого цвета и называть их.

Основные задачи развития восприятия цвета у детей 6 – 7 лет

1

2

1.Закреплять знания о системе и взаимосвязи цветов спектра. Формировать представления об основных и промежуточных цветах.

2.Закреплять представления о тёплых и холодных цветах. Упражнять в соотнесении оттенков тёплых и холодных цветов. Закреплять знания о постепенном переходе цвета от красного к фиолетовому.

3.Закреплять знания о получении оранжевого, голубого, розового, серого, коричневого и бордового цветов. Познакомить с разными вариантами получения коричневого цвета. Дать знания о том, что коричневый цвет имеет названия: каштановый и шоколадный.

4. Учить различать и называть оттенки зелёного цвета. Познакомить с новым названием бледно-зелёного или жёлто-зелёного цвета – салатный.

5. Развивать способность различать цвета предметов при увеличении поля восприятия. Закреплять умение составлять сериационный ряд из 8-10 объектов с учетом убывания и возрастания цветовой насыщенности.

6.Совершенствовать зрительные возможности в восприятии разномерных точек белого, чёрного, серого цветов, представленных с учётом разного цветотонального контраста.

1. Закрепить представления о системе и взаимосвязи цветов в спектре, об основных и промежуточных, о тёплых и холодных цветах. Закреплять умение называть точным словом тёплые и холодные, хроматические и ахроматические цвета.

2.Продолжать знакомить с цветом как признаком предмета. Учить видеть нюансы окраски окружающих объектов. Упражнять в локализации заданного цвета в предметах окружения.

3.Упражнять в систематизации красного, синего, фиолетового цветов. Закреплять умение узнавать и называть точным словом оттенки красного цвета, упражнять в их локализации.

4. Учить узнавать и называть точным словом лиловый и сиреневый цвета. Упражнять в локализации и соотнесении оттенков лилового и сиреневого цветов, в соответствии сериационного ряда в порядке убывания цветовой насыщенности, в узнавании изображения, представленного в зашумленном фоне.

5. Развивать зрительную дифференциацию при восприятии фиолетового, лилового и сиреневого цветов, совершенствовать навык их систематизации. Учить получать оттенки фиолетового цвета по цветовой насыщенности.

6. Тренировать зрительные возможности в дифференцировании изобразительных элементов с разным цветотональным контрастом.

6. Развивать аналитическое восприятие цвета, творческое воображение, способность воспринимать и передавать настроение с помощью цвета.

Приложение 3

Тематический план курса продуктивной деятельности

средний  дошкольный возраст с 4 до 5 лет

  1

«Филимоновские цветы»

Познакомить детей с филимоновской игрушкой, элементами ее росписи, цветовой гаммой узоров и способами их выполнения. Учить рисовать традиционный элемент филимоновской росписи — «цветок».

2

«Храбрый петушок»

Учить детей рисовать петушка
гуашевыми красками, красиво сочетая
формы и цвета. Развивать наблюдательность чувство цвета и формы. Закрепить название основных цветов.

3

«Зайка серенький стал беленьким»

Учить детей видоизменять выразительный образ зайчика — летнюю шубку менять на зимнюю: приклеивать бумажный силуэт серого цвета и раскрашивать белой гуашевой краской. Создать условия для экспериментирования при  сочетании изобразительных техник и самостоятельны творческих поисков.

4

«Как розовые яблоки, на ветках снегири»

Учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы – строение тела и окраску. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками: свободно вести кисть по ворсу, повторяя очертания силуэта. Развивать чувство цвета и формы.

5

 «Цвета радуги»

Познакомить детей с последовательным расположением цветов в спектре. Учить подбирать цвета радуги в определённой последовательности по образцу и по слову, используя стихотворение «Цвета радуги»

6

«Волшебные краски»

.

Закреплять знания детей об оранжевом цвете. Учить получать оранжевый цвет из двух основных: красного и жёлтого, используя способ окрашивания воды

7

 «Цветные колокольчики » 

Дифференцировать понятия «синий цвет», «голубой  цвет». Учить узнавать и правильно называть  голубой  цвет, различать 3 оттенка голубого цвета.

8

«Помоги Незнайке собрать букет на день рождение»

Закреплять знания о цветах спектра, их последовательном расположении. Учить определять основной цвет предмета, его фон, отвлекаясь от цвета деталей.

9

«Рыбки  в аквариуме»

Закреплять знания о фиолетовом цвете. Учить узнавать и выделять три оттенка фиолетового.

10

 «Цыплята на лужайке »

Учить анализировать  образец, подбирать нужные цветовые тона при составлении образа цыплёнка. Упражнять  в соотнесении объектов коричневого цвета.

старший дошкольный возраст с 5 до 6 лет

1

"В гостях у красок".

Предложить детям начать путешествие в Волшебную Страну Цвета. Раскрыть детям роль цвета в жизни людей. Познакомить с основными цветами (красный, жёлтый, зелёный).

2

«Солнечный остров»

Познакомить детей с тёплой гаммой цветов. Учить высветлять цвет добавляя белый цвет краски

3

"В краю удивительных бабочек".

Рассказать о бесконечности оттенков и разноцветности мира. Учить детей смешивать краски, находить новые цвета и оттенки.

4

"Волшебные ковры"

Закрепить знания о тёплой и холодной гамме. Закрепление умения смешивать краски, -закрепление знаний о теплой и холодной гаже. Совершенствование умения работать с кисточкой (всем ворсом и концом кисти).

5

«Ледяной дворец»

Познакомить детес холодной гаммой цветов. Учить создавая художественный образ использовать дополнительные цвета и оттенки холодной гаммы.

6

"Цветовушка" - произвольный красочный отпечаток.

Закупить свойства дополнительных или составных цветов. Учить опытным способом творчески использовать гуашевые краски для выражения своей мысли и чувства. Учить работать свободным цветом, а не закрашивать контур рисунка. Развивать воображение, фантазию.

7

"Живая капля".

Способствовать  развитию творчества, фантазии, воображения. Закрепить знаний о цвете и его законах.

8

Волшебный лес

Познакомить детей с промежуточной гаммой цветов. Учить назыыать и использовать в создании художественного образа леса промежуточные оттенки зелёного цвета.

9

«Какого цвета радуга?»

Закрепить у детей знания цветов радуги в их последовательности. Учить изображать радугу приёмом смешивания цветов.

10

«Праздничный салют»

Знакомить детей с основными цветами и со способом получения составных цветов.

11

«Необычное письмо»

Познакомить детей с психологией цвета.

Старший возраст с 6 до 7 лет

1

 «Чудо краски»

Познакомить детей с основными (красным, жёлтым, синим цветами) и дополнительными цветами. Показать способ получения дополнительных цветов путём смешивания красок; побуждать детей к экспериментированию с цветом.

2

 «Волшебная поляна»

Познакомить детей с новым способом смешивания красок – симметричной монотипией. Закрепить знания детей о цветообразовании. Учить детей получать дополнительные цвета с помощью монотипии и дорисовывать образы травы, цветов, насекомых. Поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа.

3

 «Ясный день»

Познакомить детей с понятием «светлые тона». Учить детей получать светлые. Нежные, не яркие оттенки путём смешивания трёх основных цветов с белилами. Учить создавать образ тёплой, ясной, ласковой погоды. Поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа.

4

 «Тёмная ночь»

Познакомить детей с понятием тёмные тона и новым способом смешивания красок. Учить детей получать глубокие, глухие, мрачные тона путём добавления к трём основным цветам чёрный краски. Закрепить знания детей об образовании красок ненасыщенных цветов.

5

 «Букет для Осени»

Познакомить детей со свойствами красок передавать тепло и холод. Учить детей относить цвета к тёплой и холодной гамме. Учить детей осваивать и применять новый приём – рисовать концом кисти. Учить создавать образ осеннего букета в ограниченной тёплой гамме.

6

 «Дождик, лей, лей, лей…»

Закрепление знаний детей о насыщенности цвета и тёпло-холодности. Познакомить детей с новым способом рисования «по сырому» и «набрызгом». Учить передавать образ дождливой погоды в холодной гамме. Закреплять знания детей о цветообразовании.

7

 «Музыка, какая она?»

Познакомить со способностью передавать различные психологические состояния. Учить детей создавать абстрактный образ предложенного музыкального произведения красками, используя особенности цвета (тёпло-холодность, насыщенность, блёклость, силу цветов и т.д.). Закрепить знания детей о цветообразованиии

8

«Осень рисует»

Выполнение абстрактной композиции на тему осени. Закрепление знание детей о цветообразовании. Учить детей видеть и наслаждаться цветовым богатством природы. Учить детей видеть образ и дорисовывать его.

9

 «Облака и тучи»

Учить детей с понятиями ахроматические цвета, нюанс, контраст, ритм и особенностями перехода одного тона в другой. Учить детей создавать образ тяжёлых, серых, рыхлых облаков путём получения различных оттенков серого цвета. Учить детей видеть и наслаждаться богатством природы.

10

 «Распустились кисти белой бахромой»

Познакомить детей с особенностями монохромной гаммы. Учить передавать прозрачными, нежными оттенками ощущения хрупкой заколдованной природы. Учить детей передавать прозрачными, нежными оттенками ощущения хрупкой заколдованной природы.

11

 «Всё белым, белым - бело»

Составление объёмной композиции на тему «Зима». Обучение детей технике коллажа, композиции. Поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному решению образа.

12

«Зимняя сказка»

Знакомство детей с графикой. Познакомить детей с особенностями монохромной гаммы. Учить детей составлять фантастический пейзаж, используя своё композиционное и пространственное решение. Создать фантастический образ зимней природы со сказочными героями – деревьями и снежинками.

13

«Морозные узоры»

Закрепить знания детей об особенностях монохромной гаммы. Учить детей передавать прозрачными, нежными оттенками ощущение хрупкой, заколдованной природы. Рассматривать, придумывать и изображать морозные узоры. Учить детей свободными мазками наносить плавные , округлые линии – завитки, концом кисти – травинки.

14

«Гжельский сервиз»

Познакомить детей с особенностями гжели и «гжельского мазка». Учить видеть детей гармоничное решение росписи с учётом особенностей формы и размера предметов. Учить расписывать гжелью бумажные шаблоны разных форм гжельской посуды.

15

«Добрый сказочный герой»

Учить детей передавать образ добра и красоты через цвет и костюм. Учить детей декоративному оформлению образа, прорисовке деталей.

16

«Сказочный фонарик»

Учить создавать образ светящего фонаря используя различные материалы (пластилин, гуашь, фломастеры). Закреплять умение подбирать по светлоте необходимые цвета передавая образ светящего фонарика.

17

«Этот сказочный злодей»

Учить передавать детей цветом и линией злого, мрачного героя сказки. Повторить с детьми понятие «портрет». Учить детей находить композиционное и колористическое решение отрицательного героя сказки. Учить детей передавать цветом и линией злого, мрачного героя сказки.

18

«Где живёт злодей»

Учить детей создавать сказочные образы жилищ злодеев при этом находя правильное цветовое решение , выделять особенности строения.

19

«Мы гуляем в зимнем лесу»

Учить детей рисовать фон – подмалёвок для будущей композиции, используя своё цветовое решение зимнего неба и земли. Смешивать краски , составляя нежные оттенки для дальнейшего плана пейзажа.

20

«Что за чудо Городец»

Познакомить детей с историей и характерными особенностями городецкой росписи – цветовыми сочетаниями и элементами.

21

«Рисуем запах»

Цветовое, графическое и декоративное решение абстрактного или реалистического образа. Учить детей цветовому , графическому и декоративному решению абстрактного или реалистического образа.

22

«Птичка –невеличка в предвестник весны»

Закрепить знания детей о цветовом спектре , монохромных цветах. Учить рисовать птицу с хвостом из всех цветов спектра.

23

«Портрет Весны – Красны»

Учить детей декоративно изображать весну, учитывая колористическое решение образа.

24

«Весна пришла, весна пришла»

Закрепить понятие «пейзаж». Учить детей рисовать подмалёвок  методом сближенных цветов и оттенков.

25

«Травы. Разнотравье»

Учить детей составлять зелёный цвет со множеством оттенков. Учить смешиванию цветов с целью получения различных оттенков

Приложение 4

        

Приложение 5

Результаты диагностики на преобразовательном этапе реализации проекта   (октябрь 2012-2013 уч.  год)

           На преобразовательном этапе реализации проекта была проведена промежуточная  диагностика,  в которой участвовала экспериментальная группа (старший возраст с 5-до 6 лет). Для объективности оценки развития цветового восприятия детей этой группы были взяты диагностические данные контрольной группы детей этой же возрастной категории прошлого (2011-2012 учебного года).

группы

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

экспериментальная группа

0% (нет детей)

20% (4 ребёнка)

80% (16 детей)

контрольная группа

9% (2 ребёнка)

41% (9 детей)

50% (11 детей)

Сравнительная диаграмма, отражающая показатели диагностики  использования цвета в продуктивной деятельности

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Цветные ладошки" Лыкова И.А.

Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки" (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельн...

Конспект занятия по изо в старшей группе:"Цветные ладошки"

Фантазийное занятие- рисование в старшей группе. Развивать воображение, творчество детей....

Учебный план ИЗО студии по программе Лыковой И.А. «Цветные ладошки» для младшей и средней группы

Учебный план        ИЗО студии  по программе                       Лыковой И.А.       «Цветные ладо...

ЛЕПКА СЮЖЕТНАЯ НА ЗЕРКАЛЕ ИЛИ ФОЛЬГЕ (С ОТРАЖЕНИЕМ) «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ». Старшая группа. (по программе И. А. Лыковой «Цветные ладошки»)

Задачи. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок, передавая взаимоотношения между ними. Продол¬жать учить передавать несложные движе¬ния (наклон и поворот туловища, пер...

Центр сенсомоторного развития для детей младшего дошкольного возраста «Мир под рукой – цветные ладошки»

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей: во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, ...