кружок "Умелые ручки"
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа) на тему
программа кружка по аппликации в первой младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Иркутска МБДОУ детский сад № 124
Программа работы кружка «Умелые ручки»
Составила:
Зобнина Наталия Владимировна
Воспитатель МБДОУ г.Иркутска
детского сада №124
1 квалификационной категории
«Развивая мастерство рук, я развивал разум»
В.А. Сухомлинский.
Пояснительная записка.
Каждый возраст характеризуется возрастающим интересом ко всему, что нас окружает (возрастает познавательная активность, стремление к наблюдению и сравнению). Аппликация в развитии мелкой моторики позволяет развивать умственную и речевую деятельность, способствует формированию координации движений пальцев на руках. Важнейшая задача аппликации заставить работать пальчики. Аппликация доступна абсолютно всем (даже маленьким детям). Она вносит определенную новизну в нашу деятельность, делает ее более интересной и увлекательной, быстро позволяет достичь желаемого результата.
Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Поэтому нужно с самого детства уделять малышам должное внимание по развитию мелкой моторики. Это помогает решить сразу несколько задач. Во-первых, способствует развитию интеллекта у детей, а во-вторых, готовит ребенка к более быстрому овладению навыком письма. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребенка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта малыша, а также для овладения письмом в будущем.
Аппликацию выбрала потому, что это хороший способ для развития гибкости и точности движений пальцев, который благотворно влияет на формирование личности ребенка. При занятиях аппликацией у детей развиваются творческие способности, художественный вкус, тактильное восприятие, внимание, память, абстрактное и объектное мышление, речь.
Цель:
создание условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики руки дошкольника.
Задачи:
- Учить детей подбирать и чередовать предметы по форме, цвету, величине.
- Формирование умений, навыков работы с разными материалами.
- Формирование умения работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать с взрослыми в совместной деятельности.
- Развитие внимания, аккуратности, зрительного восприятия, воображения детей.
- Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до завершения.
На данных занятиях младший дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в младшей группе:10 минут-15 минут.
Всего 34 занятие.
Срок программы 1 год. Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи - аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы. К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; освоят навыки работы с клеем; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук.
Принципы организации занятий
- Каждая аппликация должна быть интересна детям по содержанию.
- Содержание аппликация обязательно должно предусматривать применение конструктивных (анализ образца) и технических (сгибание бумаги, скручивание, склеивание) навыков, которые дети получают на занятии и вне занятия.
- В трудовом процессе необходимо предусмотреть усложнение предлагаемой детям работы. Выполнение работ идёт от простого, к сложному.
- В изготовлении аппликации должен принимать участие каждый ребенок.
- Используемые воспитателем педагогические приемы помогают детям осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием.
- При выполнении детьми работы следует предусмотреть место и роль воспитателя в зависимости от степени овладения детьми различных навыков, а также их самостоятельности в организации, планировании и осуществлении трудового процесса.
- Необходимо сочетать время работы с кратковременным отдыхом (проведение физкультминуток или пальчиковой гимнастики).
- Использование метода синхронной работы, так как, работая вместе с детьми, педагог быстро налаживает устойчивый эмоциональный контакт с ними, создавая, таким образом, творческую мастерскую, где все занимаются одним делом. Педагог, поэтапно показывая, как выполняется та или иная деталь, даёт детям нужные советы.
- На каждом занятии надо стараться сочетать слово, изображение и музыку. Это способствует более яркому, образному восприятию темы занятия, что, в свою очередь, развивает у ребёнка целостное восприятие мира, оказывает на него более сильное эмоционально-эстетическое воздействие.
- Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы дети получали положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность дошкольников была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
Основные методы работы
- Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
- Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
- Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Перспективный план работы по аппликации 1 младшая группа
Дата | Название | Программное содержание |
Октябрь занятие 1 | Вот какие у нас листочки | Учить наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист; продолжать знакомить с красным и жёлтым цветом, учить соотносить цвет с его названием; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. |
Занятие 2 | «Кап-кап дождик» | Рваная аппликация. Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. |
Занятие 3 | Осенняя фантазия | Вызвать интерес к созданию аппликации из раскрошенных осенних листьев. Учить рассыпать раскрошенные листья на поверхность листа. Познакомить с техникой аппликации: наносить клей на поверхность листа. Затем стряхивать остатки листьев с листа. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы. |
Занятие 4 | Пушистая тучка. | Продолжать учить детей создавать объёмные изображения из ваты, прикладывать к фону и прижимать пальчиками. Вызвать интерес к созданию красивой пушистой тучки из кусочков ваты. Развивать чувство формы, фактуры, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисть руки. |
Ноябрь Занятие 5 | Груши и яблоки в вазе | Учить наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист; продолжать знакомить с зеленым цветом, учить соотносить цвет с его названием; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. |
Занятие 6 | Флажок
| Учит клеить флажок из 2 элементов разного цвета. |
Занятие 7 | Дорожка для куклы | Учить детей наклеивать чередуя круг и квадрат по линии, развивая и поощряя самостоятельность. |
Занятие 8 | Платье в горошек | Учить детей на данной заготовке наклеивать круги бумаги, развивая эстетику. |
Ноябрь занятие 9 | Кружечка | Учить детей на данной заготовке наклеивать круги бумаги, развивая эстетику. |
Занятие 10 | Снеговик. | Учить детей наклеивать круги друг на друга. Развивать чувство формы. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности. |
Занятие 11 | Падают снежинки | Познакомить с новым видом аппликации – обрыванием (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на картон); учить понимать и анализировать содержание стихотворения. |
Занятие 12 | Разноцветные камешки | Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами, учить мять бумагу, скатывая из неё комочки, приклеивать их к картону, формировать интерес и положительное отношение к работе. |
Декабрь занятие 13 | Облака на небе | Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы приклеивать к картону. |
Занятие 14 | Праздничная ёлочка | Учить детей создавать образ нарядной праздничной ёлочки на основе незавершённой композиции (силуэта ёлки). Продолжать учить приклеивать на силуэт ёлки (огоньки) или упорядоченно (бусы, гирлянды). Развивать чувство формы, цвета и ритма. Воспитывать самостоятельность, интерес к аппликации. |
Занятие 15 | Гусеничка | Расположить фигуры на основе согласно образцу по линии разметки. |
Занятие 16 | Цветочек | Развивать чувство формы и цвета. Учить наклеивать готовые формы; учить работать с необычными материалами (макароны), закреплять навыки ориентирования на плоскости листа. |
Январь Занятие 17 | Пирамидка | Пирамидка – одна из любимых игрушек малышей. Подобным образом придумывайте различные игры с ней, подключайте ваши игрушки. |
Занятие18 | Ветка рябины | Закреплять навыки ориентирования на листе. Учить составлять композицию из готовых элементов. Развивать чувство формы и композиции. |
Февраль Занятие19 | Воздушные шарики | Развивать умения ребенка различать основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый. Учить наклеивать фигуры круглой и овальной формы. |
Занятие20 | Салфетка | Продолжать учить детей намазывать клей кисточкой, украшать салфетку для куклы разными геометрическими фигурами, наклеивая их в хаотичном порядке. |
Занятие21 | Лесные приключения ёжика. Коллективная работа | Учить детей наклеивать готовые фигуры на лист бумаги, развивать моторику рук. |
Занятие22 | Шарфик для мышки | Учить располагать подготовленные фигуры по краям основы, чередуя по величине и по форме. |
Март Занятие23 | Полотенце для зайчат | Учить детей при наклеивании чередовать геометрические фигуры (круг, треугольник), располагая их на середине листа; закреплять навыки ориентировки на плоскости альбомного листа. |
Занятие24 | Крошки для птичек, коллективная работа | Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы приклеивать к картону, формировать интерес и положительное отношение. |
Занятие25 | Вот какой у нас букет! Коллективная работа | Вызвать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить составлять композицию из готовых элементов-цветов и листиков: выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (силуэте букета). Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать чувство заботы о маме. |
Занятие26 | Утята | Формировать у детей пространственные представления – учить правильно, располагать изображения на листе бумаги, формировать положительный интерес. |
Апрель Занятие27 | Цыплёнок
| Продолжать формировать умение наклеивать готовые шаблоны на картон, обыгрывая их. |
Занятие28 | Грибы
| Закреплять умение составлять силуэт предмета из 2 готовых заготовок, наклеивая их на основу. |
Занятие29 | Зонтик | Закреплять умение составлять силуэт предмета из 2 готовых заготовок, наклеивая их на основу. |
Занятие30 | Божьи коровки» | Продолжать учить детей наклеивать готовые круги на предмет |
Май Занятие31 | Цветочная поляна. Коллективная работа | Закреплять практические навыки, умение составлять цветок из нескольких кругов цветной бумаги, наклеивая их на картон, правильно располагая. |
Занятие 32 | Земляничка | Учить детей наносить клей на изображение, прикладывать проклеенной стороной к бумаге, прижимать ладонью и разглаживать тряпочкой, закреплять знания о различных цветах. |
Занятие33 | Красивая бутылка | Научить наклеивать кусочки клейкой бумаги на объёмный предмет, формировать интерес к аппликации. |
Занятие 34 | Салют | Закреплять умение правильно наклеивать на фон кусочки рваной бумаги. |
Показатели эффективности
- Приобретение навыков работы в коллективе.
- Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками.
- Формирование трудовых и специальных умений.
- Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения.
- Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
- Овладение навыками культуры труда.
Формы подведения итогов реализации данной программы являются: творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете, участие в конкурсах детского сада.
Диагностика
1. Создает изображения предметов из готовых фигур.
2. Украшает заготовки из бумаги разной формы.
3. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.
Результаты:
- низкий уровень—1 балл;
- средний уровень- 2 балла;
- высокий уровень- 3 балла
Литература:
1. Янушко Е,А. «Аппликация с детьми раннего возраста» методическое пособие для воспитателей и родителей.-М.:-Мозаика-Синтез .: 2006.-64 с.
2.Волшебные комочки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. А.В.Белошистая, О.Г.Жукова.— М.: АРКТИ, 2006
3.Волшебная аппликация: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. Н. Ю. Зубрилин, Е.М. Богатырская, Н.И. Карманова – М.: АРКТИ,2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/08/picture-304673-1381247512.jpg)
Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"
Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/18/picture-669737-1442596132.jpg)
Открытый музейный урок "Русь ремесленная. Русь мастеровая" в младшей группе №3 дошкольного подразделения "Надежда" ГБОУ СОШ№2092.
6.10.15 в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"в младшей группе №3 прошел тематический день.Цель - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным т...
Открытый музейный урок «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»
расписание мероприятий к открытому музейному уроку «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/22/picture-672201-1442947834.jpg)
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».Образовательные задачи:· Вызвать интерес к зан...
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».
Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая»....
Пост-релиз открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"
В пост-релизе можно ознакомиться с формами работы , которые проводились с детьми дошкольного возраста во всех возастных группах в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/10/picture-435234-1397142756.jpg)
Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке"
Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке" в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)...