Проект: Кто где живет?
проект по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Куликова Ольга Сергеевна

    Среднесрочный проект направлен на ознакомление детей с историей появления жилища, его развитя и изменения с течением времени. Проект включает в себя различные виды образовательно деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kto_gde_zhivet_kulikova_o.s.docx41.45 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ "Кто где живет?

Цель проекта:

 Развитие у дошкольников стремления активно познавать окружающий мир, вызвать интерес к истории родного края, воспитание  гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений.

Задачи:

Вид проекта: информационно-творческий, коллективный, открытый, ребёнок – «соучастник» выбора темы проекта.

Возраст детей: 5-6 лет (старший дошкольный возраст).

Продолжительность проекта: средней продолжительности.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, специалисты ДОУ, родители, социальные партнеры.

Формы реализации проекта:

  • Занятия;
  • Дидактические и с\р игры;
  • Рассматривание иллюстраций и открыток;
  • Экскурсии;
  • Работа с родителями.

Предполагаемый результат:

  • Расширятся знания детей о родном крае, о достопримечательностях родного города;
  • Пополнится словарный запас;
  • Сформируется желание больше узнать об истории родного края;
  • Сформируется умение определять различные конструкции зданий и архитектурных сооружений, называть детали;
  • Сформируется умение видеть индивидуальность и декоративность каждого здания;
  • Повысится познавательная и эмоциональная активность детей;
  • Сформируется умение выражать в продуктивной деятельности полученные знания и впечатления.
  • Появится заинтересованность родителей образовательным процессом детей в детском саду.

Продукт проектной деятельности:

  • Составление совместно с родителями альбома «дом, в котором я живу»;
  • Продуктивная деятельность рисование на тему «Дом моей мечты», аппликация «Русская изба», аппликация-барельеф «Сказочный домик» (из пластилина), коллективная работа «Подворье»;
  • Создание мини-музея «Подворье».

Этапы проекта

1этап. Подготовительный.

  • Возникновение идеи проекта.
  • Составление паспорта проекта;
  • Подбор детской художественной литературы для чтения детям;
  • Подбор сюжетных картинок и иллюстраций для рассматривания;
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

2 этап. Выполнение проекта.

  • Занятие «История жилища»;
  • Занятие «Дом и его части»;
  • Чтение художественной литературы детям, заучивание пословиц и поговорок по теме;
  • Создание альбома «Дом, в котором я живу», «Из истории жилища», рисование и аппликация по теме;
  • Экскурсии и рассматривание построек разной архитектуры.

3 этап. Заключительный.

     Открытое занятие  мини-музей «Подворье».

 

Актуальность и выбор темы.

        Работа посвящена изучению архитектуры – искусству проектировать и строить здания. Большое значение для воспитания у детей интереса и любви к городу имеет ближайшее окружение. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а, живя в другом городе, он постоянно с радостью рассказывает о красоте и богатстве своей малой родины. Это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Живя в родном городе, чаще всего не замечаешь той красоты, которая окружает тебя.

        Каждый город по-своему уникален и неповторим. Он похож на шкатулку с драгоценностями, которая медленно открывается нашему взору по мере ознакомления с городом. А драгоценности - это чудесные здания и архитектурные сооружения, которые отличаются разнообразием и самобытностью.

        Архитектура может выражать в художественных образах представления о мире, времени, величии, радости, торжестве, одиночестве и многих других чувствах. Вероятно, поэтому говорят, что архитектура – это застывшая музыка.

        Архитектура - искусство многих людей: одни придумывают, другие строят, третьи украшают, четвёртые проверяют. А в центре всей работы лежит единый архитектурный замысел.

        Воспринимая здания и архитектурные сооружения, дети получают сведения о внешних свойствах, их форме, величине, цвете, фактуре, т. е. участвуют почти все виды восприятия.

        Познавательные занятия, игры включают в себя непосредственное знакомство с архитектурой города, внешним видом зданий и архитектурных сооружений, их декоративными элементами и отличительными особенностями. Старшие дошкольники воспринимают и эмоционально реагируют на художественный образ и средства выразительности в произведениях изобразительного искусства разных видов и жанров. Дети самостоятельно создают индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности, в индивидуальной и коллективной работе интегрируют разные виды изобразительной деятельности.

        Архитектура, как вид изобразительного искусства, является для старших дошкольников доступным и естественным объектом наблюдения и изучения. Знакомя детей с архитектурой, мы использовали все виды восприятия. Результатом действий восприятия являются образы предметов, их внешних свойств. Полнота, детальность, четкость и, главное, правильность объектов зависят от того, насколько успешно выполняются действия восприятия, насколько хорошо человек ими владеет. Старший дошкольный возраст – период бурного проявления познавательного отношения ребенка к речи, элементарного осознания языковой действительности. Важное условие самостоятельной ориентировочной деятельности дошкольника в сфере языка и речи – богатство его языкового опыта, яркие впечатления, переживания, выраженные в точном, метком, образном слове.

        Таким образом, я считаю, что старший дошкольный возраст более всего подходит для восприятия детьми архитектуры посредством изобразительной деятельности, а также для обогащения и активизации словаря дошкольников.

        В рамках занятия согласно календарно-тематическому планированию в начале учебного периода у детей возник оживленный  интерес к теме строительства, профессиям, связанным с областью проектирования и создания различных сооружений. Поговорив с воспитанниками, я решила предложить им заняться темой строительства подробнее. Мы вместе обсудили, что ребята хотели бы узнать. Через несколько недель возник целый спектр тем для глубокого изучения: в каких домах жили люди в древности, как изменился внешний вид дома с давних времен до сегодняшнего дня, какие профессии связаны со строительством и многие другие. Со своей стороны я также предложила несколько тем для изучения: дома животных, строительные материалы и, самое главное, возникло желание конструировать, "построить" дом самостоятельно.

 

Паспорт проекта

Образовательная деятельность (занятия)

Совместная деятельность

Работа с родителями

РПС и речи.

Занятие 1. «Строительные профессии»

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о профессиях в строительстве, о материалах, из которых создают дома. Закрепить обобщающее понятие «здание», классификацию строительных профессий. Расширить, уточнить, актуализировать словарь детей: названия строительных профессий. Развивать слуховую и зрительную память.

Занятие 2. «Дом и его части»

Цель: Систематизировать знания детей о строении здания: стены, потолок, пол, крыша, окна, двери, этаж, балкон, лестница, лифт. Закрепить знания детей о названии частей дома. Обогатить и активизировать словарь детей: названия частей дома, здания. Развивать память, внимание.

Беседа о процессе строительства.

Беседа о видах строительных материалов.

Беседа о различных видах строений, необычных домах.

Игра "Чей домик?"

Игра "Чего не хватает?"

Игры на развитие памяти

 И/у «Что лишнее?»

И/у «Подбирай, называй, запоминай»

И/у «Что изменилось?»

Экскурсии с родителями на стройку, в строительный магазин.

Ознакомление с литературой.

Чтение стихотворений о строительных профессиях

Цель: учить детей чувствовать и понимать характер образов, соотносить идею с содержанием, сравнивать стихотворение с другими литературными жанрами. Упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов. Формировать  ценностное отношение к положительным и отрицательным качествам героев.

РЭМП.

Цель: Продолжать закреплять представления детей о составе чисел, навыки счёта в пределах 10, взаимосвязь целого и частей. Упражнять детей в порядковом счёте, счёте на слух и счёте движений. Совершенствовать навыки детей в составлении числового ряда, уметь находить числа перед и после заданного числа, употреблять слова «предыдущее, последующее», числа-соседи. Развивать память, внимание, слуховое восприятие.

И/у «Работа по клеточкам»

И/у «Расставь правильно знаки» (<,>,=)

И/у «Засели домики» (состав числа)

И/у «Расставь правильно цифры» (соотнесение числа и цифры)

Рисование.

  1. «Дом моей мечты»

Цель: Учить детей рисовать здание, правильно располагать части дома, подбирать цвета, составлять единую композицию, соблюдая размеры и масштаб. Совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях), карандашами. Поддерживать стремление самостоятельно использовать приёмы декорирования здания. Развивать творчество детей.

  1. «Окно моего дома»

Цель: Развивать у детей творческое фантазирование в изображении окна здания, его декорирования. Развивать уверенность в работе с карандашами. Воспитывать бережное отношение детей к продуктам собственной деятельности.

Лепка.

По замыслу.

Цель: Поощрять любые творческие проявления детей, развивать фантазию, воображение, выдумку и инициативу. Развивать самостоятельность, активность, уверенность в себе. Поддерживать стремление детей использовать дополнительные материалы в работе.

Лепка

Барельеф на картоне "Сказочный домик"

Цель: продолжать формировать и закреплять умение работать с пластилином, формировать умение составлять единую композицию, развивать художественный вкус.

Аппликация. 

«Русская изба»

Цель: Продолжать учить детей работать с бумагой, срезать углы, разрезать лист на полоски. Развивать фантазию детей в расположении окон, дверей, наличников. Развивать уверенность в работе, смелость в дизайнерских решениях и задумках.

Конструирование.

«Жилой дома»

Цель: Закрепить представления детей о различных видах строительных материалов, их свойствах. Научить скреплять "кирпичи", составлять единую конструкцию, проектировать расположение окон, дверей. Развивать художественный вкус.

Создание объекта строительства (любого сооружения, где можно поселиться человек или животному).

Конспект НОД "Дом и его части"

Цели: познакомить детей с разными типами домов и частями дома; закрепить знание домашнего адреса; учить детей образовывать множественное число существительных; подбирать синонимы; развивать слуховое внимание и речевой слух.

Оборудование: предметные картинки.

Речевой материал: этаж, подъезд, балкон, лоджия, панель, блок, бревно, окно, рама, форточка, лестница, перила, двери, лифт, звонок, крыша, труба, чердак, подвал, ступеньки, каменный, деревянный, одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, высотный, современный, блочный, кирпичный, панельный, бревенчатый и др.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

Чтение  с т и х о т в о р е н и я  «Новый дом».

Против школы новый дом.

В новом доме мы живем.

Мы по лестнице бежим

и считаем этажи:

Раз – этаж,

Два – этаж,

Три, четыре – мы в квартире.

3. Работа с картинками.

Педагог выставляет картинки разных видов домов.

И г р а  «Назови, какой дом» (одноэтажный, двухэтажный... многоэтажный).

– Что такое высотный дом?

4. Беседа «Что есть в доме?»

5. Дидактические игры.

И г р а  «Добавь слово».

В доме большое... (окно).

В доме нет... (окон).

Я подошёл к... (окну).

У меня растут цветы под... (окном).

Физкультминутка

И г р а  «Один – много».

6. Закрепление знаний.

– В каком доме вы живете? На каком этаже? Какая у вас квартира? Что в ней есть?

7. Подбор синонимов к слову крыша – кровля, кров.

8. Закрепление знаний о доме.

– Назвать свой домашний адрес.

9. Итог занятия.

 

Занятие  по развитию речи "Дом и его части"

Цель: учить детей сравнивать одноэтажные и многоэтажные дома; развивать наблюдательность и память.

Оборудование: предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто назовет свой домашний адрес.

2. Повторение.

– В каком доме вы живете?

– Что в нем есть?

3. Составление рассказа по предметным картинкам.

Педагог выставляет картинку одноэтажного дома.

– Расскажите все, что вы знаете об одноэтажном доме.

Педагог выставляет картинку многоэтажного дома.

– Расскажите все, что вы знаете о многоэтажном доме.

4. Сравнение предметов.

Многоэтажный дом     Одноэтажный дом

высокий                        низкий

кирпичный                   деревянный

подъезды                      нет подъездов

балконы                        нет балконов

лифт                              нет лифта

живет много семей       живет одна семья

и т. д.

 

Физкультминутка

5. Рассказы-сравнения детей о домах и их частях по плану:

-    Что это?

-    Какие дома по высоте?

-    Из какого материала сделаны?

-    Какие части есть у этих домов?

-    Кто живет в этих домах?

Занятие по аппликации "Русская изба"

Задачи: углубить представление о русской избе как памятнике русской деревянной архитектуры; научить делать избу из бревен; закрепить умение вырезать из бумаги; развивать координацию движений руки; воспитывать любовь и интерес к старине;

Материалы: листы бумаги (альбомной) на каждого ребенка, прямоугольники из белой, желтой бумаги разных размеров для бревен, кисти, клей, салфетки, ножницы, цветная бумага, иллюстрации с русскими избами.

Ход занятия.

- Наши предки жили в рубленых избах - удивительных сооружениях искусных зодчих. Русская изба - замечательный памятник русской архитектуры. Строили избы большие, добротные, крепкие. Иногда в один этаж, чаще - в два, с просторным крыльцом. Стояла такая изба «лицом» к проезжей дороге, реке или озеру. Украшали избу затейливые узоры полотенец (вертикальная доска над коньком - верхним стыком двух скатов, подзоров (резная доска под скатами кровель на фронтальных поясах). Главным декоративным убранством были наличники (декоративное обрамление оконных проемов) и ставни.

Рассматриваем с детьми фотографии, иллюстрации, репродукции, на которых изображены русские избы, обращая внимание на их характерные особенности.

Предложить детям «срубить» бревенчатую избу с резными украшениями. Бревна сделать, разрезав единый лист бумаги на полоски  и приклеив их на лист основы с небольшим отступом друг от друга. Сделать окно из бумаги другого цвета, приклеив по центру. Сделать крышу, срезав углы у прямоугольника. Слушают воспитателя, рассматривают иллюстрацию избы.

Делают избу

Рассматриваем все работы. Отмечаем самые аккуратно выполненные работы. Радуемся результату

Ожидаемый результат:

Знать:

- как делать избу из бревен.

Иметь:

- представление о русской избе

Уметь:

- вырезать из бумаги, срезать угла, приклеивать составлять композицию.

Конспект совместной  деятельности аппликация пластилином

(барельеф) "Сказочный домик"

Цель: продолжать формировать умение детей работать с пластилином, раскатывать бревнышки, скатывать шарики; развивать координацию рук, тонкие движения пальцев; прививать умение аккуратно работать, воспитывать эстетические чувства.

Оборудование и материалы: пластилин, стеки, доски, картон для аппликации.

Ход занятия.

         Во второй половине дня заняться с ребятами лепкой. На своем примере показать им, как можно создать картину на картоне. Раскатывать на доске тонкие колбаски пластилина и приклеивать их на картон, создавая объемное изображение домика.

        Занятие проводится с заинтересовавшимися детьми и не является обязательным для всех.

Конспект по рисованию "Дом моей мечты"

Цель: закреплять способы рисования зданий.

Задачи:

- закреплять способы выполнения наброска простым карандашом с  последующим закрашиванием изобразительными материалами по выбору детей;

- способствовать развитию интерес к профессии архитектора;

- вызвать желание использовать разные изобразительные материалы ;

- формировать у детей стремление доводить начатое дело до конца.

Материалы: образец воспитателя (дом), опорные схемы для рисования (разные модификации окон, дверей, крыш), карандаш, ластик, краски, восковые мелки, цветные карандаши (по выбору детей), иллюстрации с изображением различных строений.

Ход занятия:

Ребята, все мы с вами живем в домах, на вид самых обычных, но неизменно теплых, красивых, уютных. Сегодня мы с вами нарисуем дом своей мечты. Подумайте, каким бы вы хотели видеть ваш дом. Какого он будет цвета? Сколько в нем будет этажей? Какими будут крыша, окна?

Живым существам очень трудно без дома

Жилье нужно птицам, зверям, насекомым

Живым существам без жилища – беда

Но людям без дома, - совсем никуда

Прежде чем рисовать дом вашей мечты, давайте вспомним из какихчастей состоит дом.

Назовите каждую часть дома и ответьте для чего она нужна(работа с образцом воспитателя)

1. У каждого дома есть стены

Что мы можем о них сказать? (они ровные, крепкие. Здание похоже на прямоугольник) Верно.

Дому крепкая стена,

Обязательно нужна,

Потому что мы за ней

Чувствуем себя сильней

2. Следующая часть это-показ на образце ( крыша)

Опишите ее. ( она ровная, прямая, похож а на трапецию. Крыша находится сверху стены, защищает дом от непогоды. Она плотно прилегает к стенам дома. На крыше есть скосы, они не дают влаге задерживаться на крыше.)

Крыша для долга - убор головной

Здание накроет,как шляпой большой.

3. У дома есть окна.

Что мы можем о них сказать (окна располагаются в ряд, друг под другом. Они бывают разными по форме: квадратными и прямоугольными. Разными по размеру: большими и маленькими.)

4. О какой очень важной части дома мы еще не упомянули?

В доме есть двери, они прямоугольной формы, бывают широкими и узкими.

Теперь, когда мы назвали все части дома, давайте вспомним , какой строительный материал вам может понадобиться для строительства дома?

Игровое упражнение «Из чего?»

Чтобы построить бревенчатый дом нужны будут... бревна. Чтобы построить кирпичный дом нужны будут.... Чтобы построить блочный дом нужны будут....      

Разработать чертеж будущего дома - это очень непростая работа и подойти к ней нужно со всей ответственностью, как знать может быть через некоторое время, по вашим проектам построят новые, современные здания.

Уточнение последовательности выполнения работы

Итак, вспомним, с чего начнем выполнять работу?

- сначала нарисуем стены

- затем нарисуем крышу

- потом будем рисовать ряды окон

- после этого нарисуем дверь.  

Прежде, чем приступим к рисованию , вспомним правила выполнения вспомогательного рисунка:

- нельзя обводить 2 раза по одной линии ;

- нельзя сильно нажимать на карандаш

Эти правила, хоть и просты –

Детям и взрослым очень нужны!

Они помогают весь мир оживить,

Листочек бумаги в мечту превратить.

Попробуем и мы превратить ваши листы бумаги в дом вашей мечты. Постарайтесь нарисовать красивое, прочное строение.

самостоятельная деятельность детей

Руководство деятельностью детей (указания, пояснения, индивидуальная помощь на отдельных листах)

Анализ (детские работы вывешиваются на выставку)

Дома бывают разные

Зеленые и красные

Высокие и низкие

Далекие и близкие

Панельные, кирпичные

И вроде бы обычные

Дошкольные, лечебные

Торговые, учебные

Театры и жилые

Красивые такие.

Ребята, а вы хотели бы попробовать себя в роли строителей, воздвигающих такие прекрасные строения по чертежам архитекторов (Да). Тогда приглашаю вас в строительный уголок.

Предлагаю по одному из ваших рисунков создать дом., по-настоящему его построить. Давайте выберем самый подходящий рисунок для нашего проекта. ( голосуем за лучший рисунок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...