Педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства
статья по аппликации, лепке на тему

Лидия Сергеевна Маметьева

Представленная работа раскрывает содержание педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства (с учетом связей с природой, трудом, бытом, историей, праздниками, с другими видами народного искусства) применительно к детям дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства

                          Подготовила: воспитатель

                            д/с №40 «Золотой ключик»

                              п. Ключи Камчатского края

         Маметьева Л.С.

Ключи-1 2015 г.


"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

                                                                                       Е.Флерина

Мир, в котором живет ребёнок, отличается многообразием социальных ориентиров, разноречивостью многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить эти знания педагоги обращаются к истории, стремятся осмыслить педагогический процесс в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Особое внимание при этом обращается на то, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, выраженное в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Обращение к данному виду искусства неслучайно, постоянный интерес к достояниям культурного наследия предков обнаруживается как в повседневной жизни, так и в организованном педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений. Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров - гжельские чайники, хохломские миски, городецкие разделочные доски, берестяные туеса, тканые полотенца. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой, богородской резьбой по дереву, русской матрешкой, городецкой, хохломской, гжельской росписью.

Один из наиболее выраженных показателей эффективности использования произведений декоративно-прикладного искусства при работе с детьми дошкольного возраста состоит в содействии развития творческого потенциала маленьких детей.

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами народного декоративно - прикладного искусства возможно при соблюдении ряда условий:

- общение детей с подлинными образцами народного декоративно-прикладного искусства;

- создание атмосферы для эмоционального, образного восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства;

- включение ребёнка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства;

- создание предметно - развивающей среды на основе народного декоративно-прикладного искусства, дающей возможность каждому ребенку проявить свои индивидуальные особенности, творческие возможности;

- направленность процесса обучения на творческое отражение впечатлений от произведений народного декоративно-прикладного искусства;

-учёт индивидуальных особенности каждого ребенка.

 «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству», - это высказывание великого русского критика В.Г.Белинского следует понимать в том смысле, что воспитывать детей необходимо путем приобщения к общечеловеческому, но делать это следует через родное, национальное.

Человек формируется с детства. Начиная с дошкольного возраста и на продолжении всего детства и отрочества, закладывается фундамент будущей личности. Нравственные качества человека, любовь к Родине, родному краю своему народу, развитие эстетических чувств формируются в процессе уроков, развивающая цель которых ориентирована на ознакомление с окружающим миром, с реалиями повседневной жизни. Окружающая обстановка незримо связывает личность с национальными корнями, родными местами и оказывает решающее влияние на ее формирование. «Корни этого влияния в языке народа... в народных песнях, музыке, играх и игрушках, которыми ребенок забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет», - утверждал К.Д.Ушинский.

Посредством приобщения детей дошкольного возраста к традициям решается ключевая задача образования — создание условий для творческого самоопределения подрастающего поколения в сфере исторически развивающейся культуры.

Декоративно-прикладное искусство является феноменом национальной культуры, и его традиционность и инновационность, креативность, устремленность в перспективу развития не исключают, а делают ее важной составной частью социологической характеристики общества. В своих классических работах о крестьянском искусстве еще в первой трети прошлого столетия В.С.Воронов писал: «Бытовое искусство всегда консервативно, насыщено традициями, хранит в себе долгие и крепкие устои. Вне традиций нет элементов его созидательной силы», — отмечает автор. Далее он пишет, что традиционное искусство создается самим народом «под равномерным и неослабевающим воздействием неисчисляемых однородных и близко творческих сил отдельных индивидуальностей». Тем самым, синтезируя индивидуальный художественный опыт, народное искусство воссоздает целостный образ Мира. Отсюда — его общее (а не специальное значение) в духовном и душевном развитии человека, в том числе - растущего человека, ребенка. «Искусство и красота, как добрый гений, дают себя знать во всех наших жизненных начинаниях, украшая внешний и внутренний мир человека, они придают среде, в которой мы живем, более светлый и радостный характер».

М.А. Некрасова в своих трудах дает характеристику трем главным основам, обеспечивающим связь культурного будущего и настоящего народного искусства. Первая основа — историческая, социальная. Народное творчество есть продукт социально-исторического развития, оно связано с известным слоем культурной традиции. Вторая основа — бытовая. Разными функциями народное искусство связано с жизнью, а, следовательно, остается необходимым народу. Третья основа - природное окружение: чем ближе народный мастер к природе, чем теснее связан с ней трудом и всем укладом, ритмом сельской жизни, тем ближе ему коллективный опыт хранения традиций, тем сильнее и ярче выражен народный характер в творчестве.

Система образования может стать одним из важных средств социокультурного и духовного возрождения. Процесс выработки содержания национально-регионального компонента образования, служащего основанием для решения задач по созданию системы национального образования как в российском образовании в целом, так и в отдельных республиках в рамках разграничения компетенций субъектов Российской Федерации, уже прошел путь определения его составляющих и практической апробации.

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошколят и школьников к традиционному искусству.

Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.

Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам. Традиционно народные мастера происходили из крестьянской среды и были тесно связаны с природой. Обрабатывая землю и добывая дары леса, наши предки были чрезвычайно наблюдательны, и все свои наблюдения за животными, растениями и неживой природой воплощали в своих произведениях.

Занятие традиционными промыслами развивает у детей наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения. Поскольку большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, изготовление традиционных предметов способствует развитию мелкой моторики, а следовательно, и когнитивных способностей.

Благодаря народному искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. В результате занятие народными ремеслами способствует общему повышению успеваемости в школе и помогает достигнуть успеха во взрослой жизни.

Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь научаются самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло. Помимо психологического аспекта, народные промыслы обучают многим чисто прикладным навыкам.

Дети учатся работать с деревом, глиной, тканью, красками. Народное искусство помогает овладеть разными техниками шитья и вышивки, росписи, лепки, плетения, резьбы по дереву и так далее. Кроме того, дети узнают о свойствах различных материалов и правилах работы с ними, о методах заготовки, хранения и обработки природного материала (который является основой для народных ремесел). Кроме того, юные мастера знакомятся с изобразительными традициями различных регионов.

В сложившихся условиях системе образования необходимы специалисты, имеющие опыт внедрения потенциала народного декоративно-прикладного искусства (ДПИ) в образовательный процесс. Однако анализ учебных программ предметов, входящих в региональный компонент художественно-педагогического образования, показал, что комплексные подходы к изучению народного декоративно-прикладного искусства на всех этапах художественно-педагогического образования еще до сих пор не выработаны: не определен его педагогический потенциал, не учитываются возрастные особенности обучающихся, не изучалось влияние народного декоративно-прикладного искусства на развитие личности учителя изобразительного искусства на всех периодах жизни.

В связи с этим возникает необходимость выявления сущности педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства.

Являясь частью культуры, народное декоративно-прикладное искусство сохраняет все черты, присущие ей, в том числе и механизмы ее усвоения, включающие в себя четыре этапа:

1) подражание: стремление индивида воспроизвести в действии, скопировать внешние проявления творческой активности других людей, профессионально занимающихся народным ДПИ;

2) эмпатия: способность людей проникать в психологические состояния, переживания друг друга в процессе создания произведений народного ДПИ;

3) комбинирование: перебирание элементов одного из видов народного ДПИ и составление из них различных комбинаций в соответствии с пожеланиями окружающих;

4) импровизация: выражение индивидуального видения при соприкосновении с достижениями народного ДПИ, но в рамках ее традиций.

На данный момент в научной литературе выявлено множество функций, всесторонне характеризующих современную культуру, в том числе и народное ДПИ: инструментальная; инкультурация; преемственности; оценочная; целеполагающая; познавательная; сигнификативная (знаковая); производства новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений; накопления, хранения и распространения (трансляции) знаний, норм, ценностей и значений; воспроизводства духовного процесса через поддержание его преемственности; коммуникативная; социализации; рекреативная и др.

Развиваясь, человек в течение своей жизни выступает по отношению к культуре в различных ипостасях: как "продукт" культуры; как потребитель культуры; как производитель культуры; как транслятор культуры и как основа для самоидентификации общества в целом и каждой личности. Поэтому, рассматривая взаимосвязь народного ДПИ и личности на протяжении всей жизни, необходимо выявить определенную закономерность: в детстве и юности происходит "впитывание", восприятие культуры; в молодости и среднем возрасте - работа по формированию, "производству" культуры и культурных артефактов, а в пожилом возрасте и старости - обобщение и передача культурных традиций следующим поколениям. Здесь же происходит и смена центральных, превалирующих функций народного ДПИ по отношению к развитию личности в течение всей жизни на допрофессиональном, профессиональном и постпрофессиональном этапе непрерывного образования. Так, на допрофессиональном этапе развития личности на первый план выходят духовно-нравственная, нормативная, социализирующая, познавательная (обучающая), ценностная, художественно-эстетическая, развивающая функции, на профессиональном этапе - преобразующая, коммуникативная, информационная, гуманистическая, ценностная, творческая, семиотическая; постпрофессиональному этапу соответствуют компенсаторная, коммуникативная и творческая функции.

Обозначенные функции позволят в дальнейшем определить критерии, которые будут характеризовать особенности реализации педагогического потенциала народного ДПИ на трех уровнях непрерывного художественно-педагогического образования.

Следовательно, педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства - многогранное понятие, выступающее в совокупности признаков, направленных на личность и преобразующих ее на формальном (системные связи "Я-этнос") и реальном ("Я-профессионал", "Я-творец", "Я - развивающаяся личность") уровнях, позволяющих ей существовать, творчески взаимодействовать и преобразовывать изменяющееся мультикультурное пространство. Рассмотренные подходы к определению педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства позволяют сделать определенные выводы:

- педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства - сложное понятие, осмысление которого должно осуществляться с позиции культурологии, педагогики и с позиций процессов, происходящих в обществе;

- определение данного понятия возможно только в связи с существующими в единстве их положительных и отрицательных сторон;

- выработка понятия будет сопровождаться поиском условий его реализации в образовательной системе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта (народно декоративно - прикладное искусство).

Мы живём в очень сложное, неспокойное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, когда заново открываем, переосмысливаем, переоцениваем. Сейчас много говорится о возрождении Отечества. Возрод...

Доклад на тему: Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами народного декоративно - прикладного искусства.

Доклад на тему: Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами народного декоративно - прикладного искусства.«Творчество является уделом всех, ...  оно является норма...

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...