Главные вкладки

    Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста.
    статья по аппликации, лепке на тему

    Кукулиева Мария Владимировна

     "Статья на тему: "Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста."

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста.

       Дошкольный возраст является актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изобразительном творчестве.

       Художественное творчество – это удивительный волшебный мир, это душевное состояние «маленького человека», когда он с помощью различных изобразительных средств может выплеснуть свои чувства, мысли, желания, тревоги, свое искреннее отношение к действительности. Познавая красоту и необъятность природы, ребенок с большой радостью пытается остановить и запечатлеть «счастливое мгновение», восхищается результатом своего труда.

       Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольниковспособствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей, фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография.

      Пластилинография – это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объему (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.

      Данная техника актуальна, т.к. данное направление популярно в наше время и постоянно развивается. На каждом занятии решаются не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, воображение. Дети получают знания, умения, навыки, ребенок учится познавать мир и осознавать себя и свое место в нем, единство человека и природы, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. Занятия пластилинографией сначала под руководством взрослого, а затем самостоятельное творчество научат детей создавать своими руками интересные тематические картинки, которые они смогут поставить на стол, повесить на стену, преподнести своим близким и друзьям. А самое главное, дети узнают много интересного об окружающем их мире, научатся любить и не причинять вред природе и живым существам, населяющим нашу планету.

      Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:

    Обучающие:

    Пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание сделать что-то своими руками;

    научить правильным навыкам работы с пластилином и умение наблюдать, выделять главное, существенное;

    закрепление освоенных приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;

    обучение умению ориентироваться на листе картона;

    возбудить фантазию и воображение

    ознакомление с окружающим миром.

    Воспитательные:

    воспитать волевые качества такие как: усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;

    воспитывать навыки трудолюбия (приучить к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте);

    формировать умение работать в коллективе.

    Развивающие:

    развитие всех психических функций (восприятие, мышленье, память, речь);

    развитие творческих способностей;

    развить самостоятельность, аккуратность;

    расширение словаря;

    развитие моторики и глазомера;

    развитие коммуникативных навыков.

    Занятия всегда проходят под руководством, но в работе всегда учитываю желание детей, настроение, возможности, интересы. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка. Дети получают знания и умения, навыки, идёт знакомство с миром разных предметов, и расширяются возможности изобразительной деятельности в процессе частичного использования, бросового и природного материалов

    Основной материал в пластилинографии — пластилин, а «инструментом»  является рука, что очень важно для развития общей и мелкой моторики, которая в свою очередь является одним из главных стимулятором мозговой деятельности ребенка. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

    Данная техника хороша и тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более разнообразным, увлекательным и интересным.

    Материалы, используемые в пластилинографии:

    • Пластилин (разных цветов);
    • Пластиковые дощечки для выполнения работ;
    • Стеки;
    • Картон (однотонный и цветной), желательно плотный;
    • Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик;
    • Бросовый материал – для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пластиковые емкости и т. д.

        Как правило, большое количество картин и композиций создаваемые в группе – это коллективные работы детей. В этом случае уместно использование совместно-индивидуальной формы работы, где дети вначале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределять операции, что побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность. В процессе занятий учу грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.

       Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда нужно использовать игровые мотивации. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

      Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов:

    выполнение декоративных налепов разной формы;

    сплющивание, прищипывание;

    оттягивание деталей от общей формы;

    плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой;

    смешение разных цветов пластилина для получения промежуточных оттенков – приём «вливания одного цвета в другой».

    На занятиях пластилинографией развиваются психические процессывнимание, память, воображение, мышление, а также творческие способности, креативность. Развивается восприятие, пространственной ориентация, сенсомоторная координация детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Одновременно воспитываются культура общения, нормы поведения, познавательный интерес, самостоятельность, уверенность в своих силах, индивидуальность, инициативность, характер ребенка, умение работать в сотворчестве.

    Важным условием развития детского творчества при использовании данной техники является  создание эмоционально-благополучной атмосферыВ результате детской деятельности, важен не только сам продукт деятельности, но и положительные эмоции, хорошее настроение, доверительная атмосфера, желание творить.

    Рекомендации по работе с пластилином:

    использовать специальный мягкий пластилин. Твердый пластилин перед занятием разогреть в емкости с горячей водой;

    картон должен быть плотный, так как пластилин имеет вес, а картина может при работе деформироваться;

    желательно, чтобы одна сторона картона была лощеная. Если ребенок вышел за контур рисунка, то лишний пластилин можно легко убрать стекой или вытереть бумажной салфеткой;

    контуры рисунков выполняются фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребенок ошибся;

    предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка

    покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".

    работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в виде пальчиковой гимнастики, физминутки.

       Использование приемов и материалов нетрадиционной техники (наряду с традиционной лепкой) позволяет добиться следующих результатов:

    1.Дети увереннее работают с пластилином, и лепка становится для детей более интересной, увлекательной.

    2.Свободнее экспериментируют с инструментами и художественными материалами.

    3.Дети становятся более внимательными, учатся видеть красоту.

    4.Развивается мелкая моторика и координация рук.

    6.Детям получают возможность выплеснуть отрицательные эмоции.

    7.Чувствуют себя более уверенно, что даёт возможность удивляться, радоваться.

       Главной задачей при изготовлении поделок из пластилина является снятие излишнего напряжения, управление пальцами своих рук, такая координация зрения и движения является необходимым условием выполнения любых действий. В процессе работы по лепке улучшается речевое развитие детей, формируется положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками, преобладает веселое настроение у детей. Формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость. Это способствует развитию личности ребенка. Развивается волевое усилие (дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца), формируется элементарные трудовые навыки и навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение). Отмечается повышенный интерес к занятиям (стараются выполнять задание правильно), развивается общая и мелкая моторика, что находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления.

        Таким образом, в воспитании, ребёнка нет и, не может быть мелочей, и такая забавная и несерьёзная на первый взгляд вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль, так как способствует сохранению психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций. При этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в ДОУ может стать необычным решением задачи творческого развития детей. Потенциал, творить так, как хочется именно ему


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Ученые доказали, что с анатомической точки зрен...

    Опыт работы по теме: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

    Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, ...

    «Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста»

    Художественное творчество – это удивительный волшебный мир, это душевное состояние «маленького человека», когда он с помощью различных изобразительных средств может выплеснуть свои чувства, мысли, жел...

    мастер -класс"Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

    Пластилинография как средство  развития творческих способностей у детей дошкольного возраста...

    Консультация для воспитателей «Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста»

    Художественное творчество – это удивительный волшебный мир, это душевное состояние «маленького человека», когда он с помощью различных изобразительных средств может выплеснуть с...

    Пластилинография как средство развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста

    Данная статья посвящена вопросу развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста средствами пластилинографии....