Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
статья по аппликации, лепке (старшая группа)
Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastilinografiya.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник может стать максимально благоприятной для творческого развития способностей детей.
В 2015 году я начала работу по самообразованию по данной теме. Перечитав множество литературы, я поняла, что данное направление деятельности будет интересно детям, и решила создать кружок. С первого занятия я поняла, что не ошиблась с выбором темы. Дети увлечённо работали, загорались новыми идеями. Особенно подкупает детей то, что оказывается, пластилином можно рисовать, а не только лепить.
Пластилинография – это один из сравнительно новых жанров в изобразительной деятельности. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов (внимание, память, мышление), восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Исходя из вышеизложенного была определена цель: всестороннее развитие ребёнка дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Исходя из цели мною были определены следующие задачи:
1. Научить передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
2. Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
3. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.
4. Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять различные способы изображения.
5. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
6. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
7. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Были определены три основных этапа работы:
Подготовительный.
1. Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца;
2. Выработать правильную постановку пальца;
3. Овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывания шарика между двумя пальцами, жгутиков, косичек, выполнение рельефа, наложение деталей;
4. Научиться работать на ограниченном пространстве.
Основной.
1. Научиться не выходить за контур рисунка.
2. Размазывать пальцем пластилин по всему рисунку.
3. Использовать несколько цветов пластилина.
4. Освоить умение пользоваться специальной стекой-печаткой.
5. Доводить дело до конца.
6. Работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий.
7. Действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.
Итоговый.
1. Научиться самостоятельно решать творческие задачи.
2. Выбирать рисунок для работы.
3. Самостоятельно выполнять задания.
4. Сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Кружковая работа проводится 1 раз в 2 недели по следующим формам: групповая (10 – 12 человек) и индивидуальная.
При комплектовании группы я обращала внимание на личные симпатии детей, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.
Индивидуально работаю с наиболее одарёнными детьми, что позволяет дать им дополнительные знания, умения и навыки; расширить возможности в изобразительной деятельности.
Деятельность с детьми целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать их деятельность, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Но спонтанные идеи в нашей группе возникают до сих пор. И их реализация доставляет детям наибольшее удовольствие, от того, что идея принадлежит им.
Основными средствами, которые я использую в работе, являются:
Художественные средства:
• Пластичный материал (разноцветный пластилин).
• Бросовый и природный материал.
• Дополнительные предметы для декорирования изображений (бисер, бусины, фантики, палочки, трубочки, колпачки, стержни и др.).
Наглядные средства:
• Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
• Таблицы с технологическими карточками способов лепки.
• Образцы работ, фотографии.
• Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений (слайд-шоу, презентации).
Технические средства:
• Музыка.
• Видеофильмы.
• Слайд – шоу, презентации.
Особое внимание уделяю и предметно – развивающей среде: цвет стен, мебель, украшения интерьера, разнообразие игрушек, детские поделки. Ведь всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и впечатления.
Важно, что в наш творческий процесс присоединились родители. По данным анкетирования и беседам выяснилось, что у большинства детей дома не имеется материала для самостоятельного художественного творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, раскраски). Родители и сами не уделяют внимание творчеству, не владеют навыками, и не учат своих детей работе с изобразительным материалом. Проводимые с родителями различные консультации, мастер – классы, выставки совместного творчества дали свои результаты. Многие из родителей создали уголки творчества в домашних условиях.
Итак, я считаю: проводимая мною работа показывает, что системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, что отслеживается по разработанной мною педагогической диагностике, результаты которой демонстрируют:
• У детей появился повышенный интерес, творческая активность. Дети с желанием и интересом занимаются пластилинографией.
• В работах детей преобладают новизна и оригинальность.
• Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.
• У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки.
• Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.
• Участники кружка выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).
За время работы кружка мною были изготовлены несколько альбомов в помощь воспитателю и детям для усвоения и понимания нового материала. Так же был составлен перспективный план работы кружка на год с привлечением родителей. Создан информационный стенд для родителей по работе с пластилином, даны рекомендации, неоднократно проводились консультации, родительские собрания, мастер классы.
Намечены новые задачи на следующий учебный год:
1. Разработать перспективный план работы кружка для старшей группы.
2. Учить детей использовать в своих работах новый прием работы с пластилином: путем вливания цвета в цвет.
3. Использовать вспомогательные предметы в своей работе (перышки, горошки, бусины, пайетки и т. д.)
4. Для успешного освоения навыков пластилинографии использовать в работе следующие приемы: воспроизведение движений в воздухе, работа детей на общем фоне.
5. Создание новых дидактических игр.
6. Организация родительского клуба.
Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:
1. Дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.
2. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.
3. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.
Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.
2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999.
3.Давыдова Г. Н. «Пластилинография: анималистическая живопись» - Скрипторий 2003, 2008.
4.Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Ученые доказали, что с анатомической точки зрен...
Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста.
"Статья на тему: "Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста."...
Опыт работы по теме: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, ...
«Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста»
Художественное творчество – это удивительный волшебный мир, это душевное состояние «маленького человека», когда он с помощью различных изобразительных средств может выплеснуть свои чувства, мысли, жел...
Консультация для воспитателей Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста.
консультация для воспитателей...
Презентация к опыту работы "Применение пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Презентация к опыту работы...
Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Статья о пользе техники пластилинография (лепка + рисование пластилином) для дошкольников, прилагаются мои работы в этой технике.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13550566","attribute...