"Опыт работы по развитию речи посредством тестопластики"
материал по аппликации, лепке (младшая, средняя группа) на тему

Баранова Дина Викторовна

Опыт работы по развитию речи посредством тестопластики для детей младшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testoplastika.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по развитию речи посредством тестопластики.

Современный Образовательный Стандарт предъявляет не только требования, но и предоставляет возможности. Творческая вариативность послужила основой для моей работы по использованию тестопластики при решении задач  речевого развития. Развитие тонкой ручной моторики играет важную роль в овладении полноценной речью. Объемы работы могут быть самыми различными: как отдельные объекты, так и  элементы декоративных украшений, при этом усложнение работы проявляется ненавязчиво, по желанию детей.                                                                 

Тестопластика представляет особый мир творчества, притягательного для ребенка. Именно в творческом направлении стоит развивать ребенка – самостоятельность, гибкость и оригинальность мышления  делают процесс ребенка более продуктивным, чтобы, как говорил М. Монтель,  ребенок «чувствовал себя тверже, чтобы обогатил и украсил себя изнутри». Ребенок приобретает знания, сведения об окружающем, осваивает предметное окружение, под грамотным руководством воспитателя происходит  становление  личности.  Тестопластика в этом случае выступает не только как средство развития тонкой моторики, но и как определенный связующий элемент между внутренним миром ребенка и его стремлению к самовыражению, к повышению уровня  его коммуникативности, так как, ребенку свойственно общаться и обсуждать свои действия. Тестопластика в этом плане представляет собой благодатный материал для действий.

Преимуществами данной техники является ее доступность, вариативность, простота и относительная дешевизна. Детям, почти всем без исключения, нравится лепить своими руками различные фигурки. Тесто, в отличие от пластилина, более приятное на ощупь, обладает большей пластичностью (более податливо), ему можно придать желаемый цвет, а также с бытовой точки зрения оно более безвредно для ребенка и легче поддается очищению. Лепка из соленого теста направлена на развитие воображения детей, повышение вариативности мышления, развитие восприятия, реализацию творческого потенциала ребенка. Способы выполнения лепки из соленого теста позволяет ребёнку приобрести знания не только в области данного предмета, но и знания о бытовом окружении, приобрести навыки по самообслуживанию и взаимопомощи.  Ребенок открывает для себя возможность использования привычных предметов в неожиданном ракурсе. Появляется понятие вариативности.

 Необходимо обязательно донести и до родителей и до детей, что использование тестопластики не означает пренебрежительное отношение к хлебу. Наша работа связана с творчеством и преобразованием материала. Создавать можно не только единичные объекты, со временем используя принцип усложнения, коллективные композиции, элементы декора, картины и т.д. Но прежде всего, необходимо правильное начало работы, а оно у педагогов сказочное, как в общеизвестной сказке о Колобке: замесить тесто.  А тесто бывает разным. Вот этот вопрос мы рассмотрим поподробнее.                                                                                     Тесто у всех мастеров, в принципе одинаково, только  с небольшими изменениями:

Рецепт теста для простых изделий 1 стакан (200 г) муки;

0,5 стакана (200 г) соли и 125 мл воды.

Нужно помнить: соль тяжелее муки, поэтому по весу они одинаковы, а по объему соли примерно в два раза меньше.

При изготовлении рельефных фигурок,  добавьте на выбор:1 столовую ложку клея ПВА или 1 столовую ложку крахмала, или 1 чайную ложку сухого клея для обоев.

 Если работа довольно сложная, с включением  мелких деталей, тогда рецепт будет такой: 300 г муки, 200 г соли, 4 столовые ложки глицерина (продается в аптеке), 2 столовые ложки клея для простых обоев, 125-150 мл воды.

Если планируете создать что-то в стиле Зураба Церителли, то есть нечто монументальное, тогда и рецепт несколько видоизменяется:  200 г муки, 400 г соли, 125 мл  воды.

Замешиваем тесто, как при обычной готовке: высыпаем в  миску необходимое количество соли и муки и перемешиваем все это столовой ложкой. Затем добавляем частями воду. Для получения однородной массы тесто нужно хорошенько вымесить, а затем положите готовую массу в полиэтиленовый пакет и поместите в холодильник на 2-3часа. После этого из теста можно лепить.

Как вводить добавки: сухой обойный клей – в смесь соли и муки, клей ПВА, крем для рук, растительное масло – в смесь воды, соли и муки, крахмал можно вводить сухим, обязательно просеяв его, чтобы не было комочков.

 Температура во время сушки должна быть минимальной, да и при обжиге – тоже невысокой. Иначе фигурки просто обгорят, вспучатся, растрескаются или изменят цвет. Сушить поделки лучше в приоткрытой духовке.  Сушку лучше проводить в несколько этапов. Пусть изделия час подсохнут с одной стороны, а потом переверните их, и пусть подсохнут с другой. Можно сделать перерывы между сушками: час фигурки сохнут в духовке, затем – сутки на воздухе.

Самое главное - не забывайте о том, что это изделия, предназначенные для того, чтобы ими любовались.  Обязательно устройте выставку работ, неважно где, в группе детского сада, или в музыкальном зале, или в домашних условиях, на столике, в детской. То, что сделано вашим ребенком, безусловно, достойно уважения, и не только.

Начинать приобщение к основам тестопластики необходимо с простых элементов: калачики, прянички, лепешки, колобочки. Приемы используем, такие же, как при работе с пластилином: скатывание- раскатывание, сплющивание, вытягивание и т.д. Желательно иметь несколько видов стек – тесто удивительно пластичный материал, и работы могут быть украшены различными элементами оформления. Можно изготовлять различные броши, бусины, по мере освоения технических навыков работы с тестом, совершенствуются и усложняются задания:  игровой материал для наполнения магазинов «Булочная», «Пекарня», декоративные картины портретного типа,  коллективные сюжетные картины, оформление чашек, бутылочек, тарелочек, подарки-сувениры к праздникам. При использовании тестопластики желательно учитывать и особенности декоративного оформления: национальные мотивы и  народные праздники разнообразят спектр работ, доставят немало приятных минут не только детям, но и родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по развитию речи дошкольников посредством фольклора и русских традиций в разных видах деятельности

В работе  используются все виды фольклора: потешки, скороговорки, заклички, пестушки, песенки, хороводные игры, сказки и т.д....

Передовой опыт работы: «Интеллектуальное развитие детей посредством развивающих игр».

СодержаниеВведение.Глава 1. Игры как средство развития мыслительной деятельности.1.1 Понятие игры.      Классификация игр.      Этапы знакомства детей...

Опыт работы "Сенсорное развитие детей посредством дидактической игры"

Описание опыта работы по теме: "Сенсорное развитие детей посредством дидактической игры". Актуальность, проблема, цели и задачи, система педагогической деятельности, Индивидуальная работа, использован...

Обобщенный опыт на тему : « Развитие речи посредством театральной̆ деятельности»

Обобщенный опыт на тему : « Развитие речи посредством театральной̆ деятельности»...

Доклад Развитие речи посредством тестопластики

Речь является ярким показателем развития ребенка.Рядом исследований установлено, что на становлении детской речи сказывается развитие мелкой моторики пальцев рук, положительно влияет на...

Презентация "Развитие речи посредствам тестопластики"

Речь является ярким показателем развития ребенка. Исследования показывают, что все Психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение – развиваются через ре...

Опыт работы по развитию речи младших дошкольников посредством игр экологического содержания

В публикации представлен опыт работы воспитателя по использованию  дидактических игр экологического содержания  с  целью развития речи детей....