Опыт работы по развитию речи младших дошкольников посредством игр экологического содержания
статья по развитию речи (младшая группа)

Баканова Анна Николаевна

В публикации представлен опыт работы воспитателя по использованию  дидактических игр экологического содержания  с  целью развития речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx108.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи младших дошкольников посредством дидактических игр экологического содержания»

 С помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь.      Следовательно, учитывая все преимущества дидактической игры и ее влияние на речь ребенка, на мой взгляд, выбранная мною тема актуальна и на современном этапе.

       В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской игровой деятельности, не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует выбора новых методов, приемов, технологий, содержания работы по формированию развития речи детей дошкольного возраста.

        Прежде чем приступить к реализации педагогической идеи, мною были изучены различные методические рекомендации по организации и проведению занятий, совместной деятельности детей, научно-популярные статьи, проанализированы печатные издания, а затем были определены этапы работы.

         Я пришла к выводу, что необходимо использовать дидактическую игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.

              Для развития  коммуникативных способностей была создана предметно – развивающая среда в группе, которая является одним из условий развития речи дошкольников.

.Цель и задачи:

        Начав  работать  с  детьми    1  раннего и младшего возраста  я  поставила  перед  собой  цель:

  • развивать  связную речь детей через введение в работу дидактических игр экологического содержания

Исходя из данной цели, я поставила перед собой следующие задачи:

  • изучить методическую литературу по данной теме;

  • создавать условия для развития речи детей через использование дидактической игры;
  • разработать перспективный план по развитию речи в 1 и 2 младших группах с использованием дидактических игр экологического содержания , внедрить его в работу;
  • сделать  подборку  дидактических  игр  по  развитию  речи  в  1  и  2  младших группах;
  • Привлечь родителей к созданию условий организации дидактических игр

Гипотеза:

Развитие  речи  детей раннего и  младшего  дошкольного  возраста  при  использовании дидактических игр пройдет успешно, если:

  • подобрать  дидактические  игры  в  соответствии  с  воспитательными

задачами;

  • проводить дидактические игры в системе;
  • при  проведении  дидактических  игр  с  детьми  использовать  правильную их организацию, то у детей дошкольного возраста можно активизировать словарный  запас, формировать  правильное  звукопроизношение,формировать грамматический правильный строй речи, развивать связную речь дошкольников, творчество, инициативу.

Ожидаемые результаты:

1. Сформированы игровые умения, развиты культурные формы игры

 2. Развита связная речь дошкольников.

 3. Развиты самостоятельность и инициатива, умение принимать решения в незнакомой обстановке, развиты самостоятельность, инициатива.

 4. Сформировано доброжелательное отношение к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Исходя из  этого,  этапы  моей  работы  можно  представить  следующим

образом:

1 этап – информационно-аналитический.

 На этом этапе

  • поставила перед  собой цели и задачи работы над темой;
  • подобрала и изучила методическую  литературу

  • Разработала перспективный план работы по использованию дидактических игр для развития речи детей
  • Сделала подборку дидактических игр  по  развитию  речи  на  младший  дошкольный  возраст
  • Подобрала  информационный  материал  родителям:  «Игры  и  упражнения  по  развитию  речи  детей  3-го  года  жизни»,  «Развитие  речи  младших дошкольников»,  «Дидактическая  игра  и  развитие  речи  детей»  и др.   Мною  были  подготовлены  консультации,  памятки  для родителей,  были  проведены  тематические  родительские  собрания:  «Язык детской  игры»,  «Использование  игр  и  игровых  упражнений  в  домашних  условиях для развития речи детей».

2  этап  –  практический.

  Всю  работу  проводила  с  детьми,  родителями  и педагогами.

                                                    Работа с детьми:

         В работе с детьми использую следующие методы и приемы:

Наглядный - рассматривание и обсуждение иллюстраций, показ действий, пример взрослых.

 Практический – игровые действия, коллективные игры взрослого и ребенка. Словесный – беседы, инструкции, описание, объяснения, убеждения в форме разъяснения.

 Средствами обучения детей являются:

 - использование наглядных модулей;

- использование игровых действий;

- интеграция познавательных и игровых действий

                   Развитие связной речи дошкольников в дидактических играх предполагается через построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми.

 Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровая, познавательная, продуктивная, коммуникативная) по всем образовательным областям.

 Совместная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.  Самостоятельная деятельность.

  Взаимодействие с семьями воспитанников. В работе с дошкольниками использую преимущественно игровые, интегрированные формы образовательной деятельности.

Я начала работу с введения дидактических игр  экологического содержания. Это  такие  игры,  как:  Д/и «Помоги Машеньке выбрать овощи, фрукты», «Что, где растет?», «Как живут деревья?», «Что есть у осени», «Собери дерево», «Подбери петушку зернышко» и др.

Дидактические игры экологического содержания, предложенные  малышам,  затрагивали  разнообразную тематику: времена года, деревья и растения, домашние и дикие животные, овощи и фрукты.

         Уже с младшего возраста ставила перед собой задачу заложить первые ориентиры в мире природы-растений и животных как живых существ и независимости от условий жизни.  Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В этом возрасте дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства - форму, цвет, величину,степень твёрдости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

        В этом помогали  такие игры как: "Узнай на вкус" - упражняющая детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, солёный, кислый, горький…);

 "Угадай что в руке" - узнавание предмета на ощупь; "Что едят в сыром виде, а что в варёном?"- определение того, что можно есть в сыром виде, а что в отварном;   "Сложи картинку"- составление целого предмета из его частей;

 "Чудесный мешочек"- узнавание предмета по характерным признакам;

 "Угадай по описанию"- узнавание растений, предметов по их описанию; и многие другие игры.

           Дидактические  игры  помогли  мне  обогатить активный  словарный  запас  детей,  малыши  научились  слушать  небольшие  рассказы  без  наглядного  сопровождения,  отвечать  на  вопросы,  повторять  за  взрослыми  слова, простые  предложения,  делиться  информацией.   С  помощью  дидактической  игры  процесс  обучения  стал  эмоциональным,  действенным, позволил детям получить собственный опыт.

 К каждому ребёнку осуществлялся  индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляют недостаточную речевую активность; чаще обращалась  к ним в ходе занятия и в процессе игры. 

                             Работа с родителями:

        Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса.

         Только опираясь на семью, нашими совместными усилиями мы сможем решить главную задачу- развитие полноценной речи детей.

            Я подвожу родителей к тому, что игра- вещь полезная, игра со взрослыми - вещь очень полезная, а игра с родителями- вещь особо полезная.

Взаимодействие с семьей ведется по следующим формам и приемам:

1. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей) - информационные стенды; - памятки, буклеты; - сайт ДОО; - папки-передвижки.

 2. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс группы:помощь в создании развивающей предметно-пространственной среды, посещение открытых мероприятий, выпуск печатной продукции.

 Работа с родителями осуществляется также через проведение родительских собраний, консультаций,выставок совместного творчества, совместных развлечений, через анкетирование.

 В  работе с родителями я использую как традиционные формы работы (беседы, консультации, собрания), так и нетрадиционные ( практикумы, мастер-классы,).

           Еще одна форма работы с семьей - это педагогические ширмы, в которых родителям даю конкретные, четкие, практические советы по какой- либо теме.

             Мною были разработаны консультации, памятки для родителей, были проведены тематические родительские собрания: «Игры и упражнения по развитию речи детей 3-4 лет», «Дидактическая игра и развитие речи детей», «Рекомендации родителям по развитию речи» и др. Собрания старалась проводить в игровой форме, чтобы родители немного почувствовали себя детьми, отключились от повседневных забот.

А самое главное - научились сами играть и могли научить играть своих детей.

          В индивидуальной беседе стараюсь тактично объяснить родителям, дети которых нуждаются в помощи специалистов, всю серьезность положения. Ведь многие родители считают, что ребенок заговорит сам, но это к сожалению, не так.

      Часто советую родителям больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь, даже на кухне, когда готовят ужин можно поиграть в словесные игры. Многие родители прислушиваются к советам, и когда был виден результат, говорят спасибо.

Работа с педагогами

            Взаимосвязь с педагогами осуществляется по нескольким направлениям:

 -консультации по развитию связной речи у детей;

- проведение  открытых  занятий;

- трансляция опыта.

-  сайт ДОО, сайт Бакановой А.Н. в социальной сети работников образования

- участие в педсоветах

             

Роль дидактической игры в развитии речи дошкольника

Список литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. Изд. Центр Академии, 1986.

2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: формирование грамматического строя речи [Текст]: Методическое пособие для воспитателей / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика - Синтез, 2004.

3. Акимова, Г.Е. Лучшие игры для детей от 2 до 7 [Текст] / Г.Е. Акимова, Е.В. Фёдорова, Е.Н. Яковлева. - СПб.: ИД "Весь", 2002. - 192с.

4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение , 1991.

5. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильева. - М.: Просвещение РФФСР, 1987.

6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. - М., 1982. - Т. 2.

7. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / В.В. Гербова, А.И. Максаков. - 2-е изд., перераб. - М: Просвещение, 1986. - 128 с.

8. Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет [Текст] / Т.В. Галанова. - Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия холдинг, 2000.

9. Доронова, Т.Н. Радуга: программа и руководство для воспитателей [Текст] / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 1993.

10. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / С.Л. Новосёлова, Е.В. Зворыгина и [др] ; под ред. С.Л. Новоселовой. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985.

11. Ермакова, И.А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких [Текст] / И.А. Ермакова. - Санкт - Петербург: Издательский Дом "Литера", 2006.

12. Лямина, Г.М. Развитие речи ребёнка раннего возраста [Текст]: метод. пособие / Г.М. Лямина. - М.: Айрис-пресс, 2005.

13. Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления [Текст]: методическое пособие / Л.Н. Павлова. - М.: Мозаика - Синтез, 2000.

14. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982.

15. Теплюк, С.Н. Занятия на прогулках с детьми раннего дошкольного возраста [Текст]: пособие для педагогов дошк. учр. / С.Н. Теплюк. - М. Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по развитию речи дошкольников посредством фольклора и русских традиций в разных видах деятельности

В работе  используются все виды фольклора: потешки, скороговорки, заклички, пестушки, песенки, хороводные игры, сказки и т.д....

Опыт работы "Развитие математических представлений дошкольников посредством дидактических игр с использованием педагогической технологии Л.Г. Петерсон"старший возраст

В наше время обучению дошкольников началам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышение...

Опыт работы "Развитие логического мышления дошкольников посредством элементов ТРИЗ-технологии".

В опыте раскрыта технология развития логического мышления дошкольников посредством элементов ТРИЗ-технологии....

Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, основанным на движениях под музыку, развивающим музыкальный слух, двигательные способности, а также те психические процессы, ...

Опыт работы «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством»

Обеспечить развитие личности ребёнка, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности...

Опыт работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

Известно, что творчество способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, за...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...