Опыт работы "Развитие математических представлений дошкольников посредством дидактических игр с использованием педагогической технологии Л.Г. Петерсон"старший возраст
учебно-методический материал по математике (старшая группа)

Сараева Людмила Витальевна

В наше время обучению дошкольников началам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми умеющими думать, хорошо ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ф Развитие математических представлений дошкольников с использованием дидактических игр педагогической технологии Л.Г. Петерсон

Слайд 3

Ц ель – С оздание интересной и содержательной с позиций общих представлений об окружающем мире системы знаний, направленной на всестороннее развитие ребенка, его интеллектуальных способностей и позитивных качеств личности, развитие математических представлений посредством дидактических игр. Задачи: показать значение занимательного математического материала для развития мыслительных операций у детей; развивать память, вариативное мышление, инициативу, творческие способности , фантазию, воображение в процессе игр - развивать речь, умение аргументировать свои высказывания. воспитывать у ребёнка осознание себя интеллектуально развитой личностью.

Слайд 7

Заключительный анализ диагностики знаний и умений детей за 2017- 18 год. Начало года 1,8 Середина года 2,2 Конец года 2,9



Предварительный просмотр:

 Развитие математических представлений дошкольников

                       посредством дидактических игр

        с использованием педагогической технологии

                                       Л.Г. Петерсон

В наше время обучению дошкольников началам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми умеющими думать, хорошо ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Одним из важных ориентиров при знакомстве с математическими понятиями является включение в их содержание игровых упражнений, направленных на развитие мыслительных операций.

Особое значение для развития познавательной сферы ребёнка имеют сенсорные способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств.

Кроме сенсорных, в структуру  умственного развития дошкольника, входят интеллектуальные способности,  необходимые для решения различных задач,  т.е.   связанные  с  мышлением.  В основе их развития лежат действия наглядного моделирования.

Их выделяют три типа:

-    действия замещения (в младшем и среднем возрасте - реальные предметы, в старшем возрасте - условные обозначения);

-    использование готовых моделей (модель даёт взрослый, ребёнок с её помощью решает интеллектуальную задачу);

-    действия детей по построению моделей.

Выше изложенное, обусловило актуальность выбранной мной темы углубленной работы: «Развитие математических представлений посредством дидактических игр».

В своей работе я  использую Программу «Школа 2000» Л.Петерсон,  

Которая построена на основе дидактических принципов Слайд №2

Принцип психологической комфортности Создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально комфортные условия образовательного процесса.        

Принцип деятельности Каждое новое знание  вводится  не в готовом виде, а через процесс самостоятельного "открытия" ребенком особенностей и свойств изучаемых предметов и явлений.        

Принцип целостного представления об окружающем мире

 Каждое новое представление формируется во взаимосвязи с другими предметами явлениями окружающего мира.

Принцип творчества  Ориентирует педагога на приобретение каждым ребенком опыта творческой деятельности.        

Принцип вариативности Предоставляет ребенку право собственного выбора действия.

Принцип непрерывности Обеспечивает преемственные связи на уровне содержания, методологии и методики обучения математике на всех ступенях образования.

Главная цель углублённой работы (Слайд № 3:  создание интересной и содержательной с позиций общих представлений об окружающем мире системы знаний, направленных на всестороннее развитие ребенка, его интеллектуальных способностей и позитивных качеств личности, развитие математических представлений посредством дидактических игр.

В соответствии с целью были выдвинуты следующие

Задачи:-    показать значение занимательного математического материала    для развития мыслительных операций у детей;

-    развивать память, вариативное мышление, инициативу,       творческие  способности, фантазию, воображение в процессе игр

-    развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.

-    воспитывать у ребёнка осознание себя интеллектуально                развитой  личностью.

    Как показывает практика, игра особо необходима для обучения и воспитания детей. Высоко оценивая значение игры, В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

    Прежде чем приступить к выполнению задач, я провела обследование детей по данной теме. Диагностика показала, что дети проявляют интерес, любознательность в процессе игровой и практической деятельности, но они недостаточно владеют навыками обобщения, сравнения, анализа, слабо развита моторика рук. Я  составила  перспективный план по развитию у детей дошкольного возраста математических способностей, используя математическое моделирование с учётом результатов начальной диагностики и материальной базы моей группы.

Продумывая свою работу по развитию у детей математических способностей, я выделила основные

 математические эталоны знаний:

-     эталоны цвета: 7 цветов спектра, их оттенки

-     эталоны формы: геометрические фигуры

-     эталоны величины: метрическая система мер.

Решение задач математического развития детей - процесс длительный, поэтому я определила способ их решения в процессе:

- специальных занятий,

-тактильного общения,

-наблюдений,

- игр - моделирования, конструирования,

- индивидуальных упражнений и самостоятельной практики ребёнка в быту.

На втором этапе своей работы я разработала мини – программу,  в которую входят комплекс игр со счётными палочками, геометрическими фигурами,  конспекты интегрированных занятий, цикл загадок, стихов, задач-шуток.

Трудно переоценить значение первых дидактических игр для детей, они не только обобщали чувственный опыт, но и учили мыслить. Детям предлагалась мозаика разной  величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием. Цель обучения - фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Другим важным направлением в содержании дидактических игр с детьми является включение таких проблемных ситуаций, поиск способов, разрешение которых осуществляется самими детьми при незначительной моей помощи. Особое внимание при решении проблемных ситуаций, задач, я уделяла неправильным ответам.  Анализируя вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан, помогала им понять ошибочность решения, и подводила к поиску нового способа, не нарушая атмосферу эмоционального творческого подъёма детей, ощущения победы при решении той или иной задачи в процессе игровой и практической деятельности. Большое внимание я уделяла развитию логического мышления и познавательных способностей детей. На своих занятиях  предлагала  упражнения и задания творческого характера:  «Составь  картинку  из геометрических  фигур»,  «Измени гараж,  чтобы можно было поставить  большую машину»,  «Дорисуй картинку»,  побуждала   детей  решать  их  самостоятельно,  высказывать  и обосновывать свои  суждения.   При  моделировании  таких ситуаций  главная задача состояла в том, чтобы не просто сообщить ребёнку информацию, а создать условия для его собственных наблюдений и размышлений. В таких практических действиях как соединение,  прикладывание,  разъединение,  сбор  целой  фигуры  из частей,  я развивала у  детей мыслительные  операции  анализа,  синтеза,  сравнения и обобщения,  и пополняла их математический словарный запас  новыми математическими  терминами.  Важным принципом в моей работе, является включение в каждое игровое занятие работу ребёнка с индивидуальным дидактическим материалом. Процесс познания интенсивно протекает не тогда, когда дети только созерцают окружающий мир, а когда активно участвуют в его преобразовании. Поэтому я старалась, чтобы познавательная работа с дидактическим материалом проходила «через руки» каждого ребенка.

       Использовала  игры с геометрическими фигурами слайд №4

 «Что на что похоже?», «Геометрическая мозаика»,

 «Волшебные квадраты»,

«Нарисуй картинку палочками».  

Также с детьми разучивали стихи, считалочки, разгадывали логические загадки, задачи-шутки,  при решении которых, дети проявляли находчивость, смекалку, учились понимать юмор. Читали сказки с математическим уклоном, слайд №5

 и разыгрывали их в театре: «Колобок- круглый бок»,    «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят»,  «Три медведя», рисовали и лепили персонажей и отгадки к загадкам.

 Невозможно успешно решать задачи всестороннего развития ребёнка без создания предметно - развивающей среды, в частности математического дидактического материала. Материал для игр в нашей группе соответствует достижениям современной педагогики. Слайд№ 6  Он актуален, соответствует возрастным особенностям детей, имеет современный, эстетический вид,  используется многофункционально.   Несмотря на хороший ассортимент дидактических игр в магазинах,  с участием родителей и детей были изготовлены интересные и полезные математические пособия  «Геометрическая мозаика», «Цветик-семицветик»

Связь сенсорной и двигательной областей головного мозга была доказана нейрофизиологами   А. Лурия  и  И. Берштейном, именно поэтому, совместно с инструктором по физической культуре на занятиях мы сочетали двигательные задачи с математическими: например, такие задания, как «Домики фигурки» - ориентировка,  «Чья команда быстрей соберёт дорожку»- цифры, «Живая неделька»,

    Работа с нестандартным материалом ( палочками, камешками, бумагой), игры с пальчиками, индивидуальные упражнения, разнообразные формы взаимодействия, интерес и активность детей позволили добиться положительной динамики роста математических способностей детей.  Как на занятиях, так и в повседневной деятельности, я стараюсь развивать  в личности ребёнка познавательную активность, целеустремленность, инициативность и самостоятельность.

    Воспитание и развитие детей, невозможно представить без активной роли родителей. Вовлечение их в решение задач математического развития детей я осуществляла через различные формы взаимодействия:

Родительское собрание: «Как работать с тетрадью «Игралочка»

Консультации в уголке: «Времена года», «Части суток»

Памятки: «Поиграйте вместе с ребёнком»

 Фотомонтаж:  «Нам интересно»

 Если на начальном этапе моей работы над темой, я замечала: что родители не проявляли заинтересованности, были малоактивны, то к середине рабочего процесса они сами предлагали помощь в приобщении и изготовлении пособий, а на конечном этапе родители благодарили за доступное, и профессиональное объяснение значимости дидактических игр в развитии ребёнка  Слайд№ 7На завершающем, обобщающем этапе я провела заключительный анализ диагностики знаний и умений детей  за2017 - /18год.

Начало года

Середина года

Конец года

1.9

2.2

2.8

   Выводы: анализируя  сделанную работу в течение года, я пришла к выводу, что в процессе дидактической игры дети лучше запоминают, логически мыслят,  думают и быстрее находят правильные ответы на поставленную перед ними задачу. Заключительный, сравнительный анализ знаний и умений детей по реализации указанной темы показал устойчивую положительную динамику роста математических возможностей посредством дидактических игр  и как следствие, повышение умственных способностей у дошкольников.

  Перспективу дальнейшей работы я вижу в усложнении дидактических игр с математическими задачами по мере возрастания воспитанников. Включение игр с занимательным  кубиком  Рубика,  путешествие по сказкам (лабиринты).

Источники информации: Практический курс математики для дошкольников 3 - 4 и 4 - 5 лет "Игралочка"(авторы Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.). Практический курс математики для дошкольников 5 – 6 лет "Раз - ступенька, два - ступенька..."

(авторы Петерсон Л.Г., Холина Н.П.)

 

Программа математического развития дошкольников Л.Г. Петерсон строится на основе дидактических принципов, среди которых ведущими являются:

Принцип психологической комфортности 

Создание особой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально комфортные условия образовательного процесса

Принцип деятельности

Каждое новое знание вводится не в готовом виде, а через процесс самостоятельного "открытия" ребенком особенностей и свойств изучаемых предметов и явлений

Принцип целостного представления об окружающем мире

 Каждое новое представление формируется во взаимосвязи с другими предметами явлениями окружающего мира

       

          Принцип

        творчества  

Ориентирует педагога на приобретение каждым ребенком опыта творческой деятельности

              Принцип

         вариативности 

Предоставляет ребенку право собственного выбора действия

Принцип непрерывности

Обеспечивает преемственные связи на уровне содержания, методологии и методики обучения математике на всех ступенях образования.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников посредством сказки.

«Математика всегда остаётся для учеников работой», — утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее ...

ПРОЕКТ «Развитие логико-математического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Цель: Развитие элементов логического мышления и математических навыков детей старшего дошкольного возраста с использованием Даров Фребеля.Задачи:Образовательные:-...

Презентация к мастер-классу «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством дидактических игр с применением кейс-технологии»

Развитие элементарных математических представлений – одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. В старшей группе детского сада предусматривает...

Программа проведения Педагогического совета «Развитие логико-математических представлений дошкольников, посредством игровых инновационных технологий»

Педагогический совет «Развитие логико-математических представлений дошкольников, посредством игровых инновационных технологий»...