Главные вкладки

    конспект НОД "Новый год у ворот" для детей старшей группы
    план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

    САДОВСКАЯ ЕКАТЕРИНА ЮРЬЕВНА

    История празднования нового года в России и других странах

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sadovskaya_novyy_god_u_vorot.doc96.5 КБ
    Файл sadovskaya_novyy_god_u_vorot1.ppsx2.45 МБ

    Предварительный просмотр:

    конспект занятия разработан

    воспитателем ГБОУ средней школы №296

    структурного подразделения

    отделения дошкольного образования

    Фрунзенского района

    Санкт-Петербурга

    Садовской Е.Ю..

    КОНСПЕКТ НОД

     ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

    «Новый год у ворот»

    (старший дошкольный возраст)

    Использование современных образовательных технологий:

    1. технология исследовательской деятельности
    2. информационно-коммуникационные технологии;
    3. личностно-ориентированные технологии;
    4. игровая технология
    5. здоровьесберегающие технологии

    Средства ИКТ: компьютер с выходом в интернет, музыкальный центр, проектор, интерактивная доска.

    Цель: закрепить  знания детей о праздновании нового года в России и других странах

    Задачи:

    Образовательные:

    Формировать представления дошкольников о традициях празднования Нового года на Руси. Систематизировать знания детей о праздновании Нового года в разных странах, отличия и сходства в праздновании праздника.

    Развивающие

    Развивать мышление, воображение, внимание, память, связанную речь.

    Воспитательные: Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, и к народам разных стран, а также формировать у детей положительное и активное отношение к здоровому образу жизни

     


    Ход НОД:

    Организационный момент: звуки зимнего леса.

    Воспитатель: Сегодня у нас на ёлочке появился новый гость – пушистый зайчик. Он нас приглашает в путешествие по зимнему лесу… Давайте последуем за ним по лесной тропинке!

    Пальчиковая гимнастика «Зима»

    Зайка выглянул в окошко,

    Ушками пошевелил.

    Кто-то ночью строил норку,

    Кто-то елки побелил,

    Кто-то яблоньку укутал,

    Набросал на ветки снег,

    У дверей следы запутал.

    Заморозил речки все.

    Это зимушка-зима

    За ночь сделала сама.

    Воспитатель: Вот мы и в лесу. Все звери и птицы собираются на праздник.

    Ребята, что такое праздник?

    Дети: Люди или семья собираются вместе и отмечают какое-то радостное событие.

    Воспитатель: Давайте вспомним, какие праздники мы отмечаем в течение года.

    Дети: 8марта, 23февраля, 9 мая, дни рождения, Новый год.

    Воспитатель: А как называется праздник в конце года, который мы отмечаем зимой?

    Дети: Новый год.

    Воспитатель:Правильно - этот праздник называется Новый год. Однако отмечали мы его, русский народ, не всегда в зимнее время года.

    Наши предки, древние славяне, встречали Новый год в марте и отмечали его, как праздник весны, солнца, тепла и ожидания нового урожая. Когда Русь приняла христианство, Новый год стали встречать 1 сентября. По указу Петра 1 началом Нового года повелевалось считать 1 января, как во всех европейских странах.

    Многие народы, жившие на территории нашей страны в далеком прошлом, поклонялись дубу, жители Камчатки чтили березу.

    У славян был обычай выращивать в кадках цветущие вишни. Именно вишня украшала новогодний праздник. Зацветет вишня на пересмене лет – быть Новому году цветущим, счастливым. Встреча Нового года - древняя традиция, существующая у всех народов мира. И хотя этот праздник проводится по-разному, основным ее украшением во многих странах является...

    Слайд

    Воспитатель:Отгадайте загадку, и вы узнаете, что же является украшением праздника:

    Ее всегда в лесу найдешь-

    Пойдем гулять и встретим:

    Стоит колючая, как еж,

    Зимою в платье летнем (елка).

    Слайд

    Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. Основным украшением новогоднего праздника является елка.

    Первоначально новогодние елки наряжали в лесу, а затем стали приносить в дом. Но сначала их не «ставили», как водится сегодня, а подвешивали к потолочной балке, украшая разными вкусностями. А утром дети обтряхивали новогодние деревья.

    Обычай приносить елку в дом и украшать ее родился в Германии.  Затем этот обычай переняли и в России. У нас это дерево украшают разноцветными новогодними игрушками - гирляндами, шарами, вешают на него яблоки, орехи, пряники. В других странах елку украшают фигурками ангелов, свечками, звездочками.

    Показ презентации:

    Воспитатель: Послушайте загадку и отгадайте о ком она.

    У этого дедушке много внучат,

    Внучата на дедушку часто ворчат!

    На улице дедушка к ним пристает –

    За пальцы хватает, за уши дерет,

    Кусается, щиплет, доводит до слез.

    У внуков краснеют и уши и нос...

    Но вечер приходит счастливый в году.

    Сердитого дедушку в гости я жду

    Подарки приносит он, добрый на вид

    И все веселятся, никто не ворчит. (Дед Мороз )

    Дед Мороз – это дедушка с большой белой бородой, с усами, с заснеженными бровями, в нарядной красной шубе, усыпанной снежинками, в красной шапке, с посохом в руках и мешком с подарками.

    Слайд 2

     Он приходит к нам со своей внучкой Снегурочкой.

    Слайд 3

    Живет Дед Мороз в красивом деревянном тереме в городе Великий Устюг.

    Слайд 4

    Каждый народ ждет на празднике доброго Дедушку, только имена у него в разных странах разные, не такие как в России.

    В Швеции вместо Деда Мороза подарки детям дарит сутулый дед с шишковатым носом, которого зовут Юлтомтеннен. Вместе с ним ходит карлик Юлниссар. Считается, что Юлтомтеннен прилетел на Землю на метеорите 300 млн. лет назад.

    Слайд 5

    Дед Мороз в Болгарии приходит вывернутой бараньей шкуре, украшенной стручками красного перца. С последним ударом часов все целуются. В новогодний пирог кладут монеты, бутоны роз. Тот кто найдет в пироге монету, будет богатым, а кто откусит кусочек пирога с бутоном розы, будет счастливым.

    Слайд 6

    Есть на свете такая страна Италия. Итальянский Дед Мороз Баббо Натале – спешит к детям в канун Рождества. 

    Слайд 7

    Ещё через трубу дома к детям прилетает на метле волшебница Бефане и у каждой кроватки оставляет новогодние подарки. В Италии в самую последнюю минуту старого года из окон квартир на улицу выбрасывают различный хлам, старые вещи. Летят на мостовую цветочные горшки, стулья сапоги. Случается, и громадный деревянный шкаф с диким грохотом обрушивается наземь. Люди стремятся освободить свой дом для всего хорошего, что несет с собой год грядущий. Чем больше выбросить старых вещей, считают итальянцы, тем больше богатства принесет Новый год. А другая традиция прекрасна: обязательно помириться накануне Нового года с тем, с кем в ссоре, простить все прегрешения друзьям.

    В Америке, Канаде, Нидерландах, Англии и во многих других странах Деда Мороза называют Санта Клаусом. Он очень похож на нашего Деда Мороза, только носит вместо шубы красную куртку. Санта Клаус оставляет подарки детям в вязанных чулочках.

    Слайд 8

    Финский Дед Мороз носит красную шапку. Вместе с ним ходят гномы. А подарки раздает не  сам Дед Мороз, а козел. Его зовут Иолупукки. И раздает подарки только тем детям, кто хорошо вел себя весь год.

    Слайд 9


    В Румынии и Молдавии «снежного дедушку» зовут Мош Крэчун . Он очень похож на нашего Деда Мороза.

    Слайд 10

    В Узбекистане Деда Мороза зовут Корбобо  ("Снежный Дед"). Он одет в полосатый халат и красную тюбетейку. В кишлаки Корбобо въезжает на ослике, навьюченном мешками с новогодними подарками.

    Слайд 11


    В 
    Германии —  «Nikolaus»
    Кстати, в Германском фольклере, дети клали в свои ботинки морковку для пролетающего коня Одина. А Один взамен клал им сладости.

    Слайд 12


    В 
    Индии функции Деда Мороза выполняет богиня  Лакшми деви - богиня счастья и процветания. Лакшми обычно изображается и описывается как богиня необыкновенной красоты, стоящая на лотосе и держащая лотос в каждой из двух рук.

    Слайд 13

    Игра «Запрещенное движение»

    Дети выполняют все движения, кроме приседания.

    Воспитатель:   Новый год празднуют во всех странах мира. И везде по – особому. Посмотрите на глобус – это модель нашей планеты. Здесь нарисованы разные страны. Их очень – очень много. Сейчас мы отправимся в новогоднее путешествие по разным странам и посмотрим, где и как празднуют Новый год.

    Воспитатель 

    В Швеции под Новый год принято прямо у дверей соседей разбивать посуду на счастье.

    В Германии люди самого разного возраста забираются на стулья, столы, диваны, как только часы начинают бить 12 раз. А двенадцатым ударом они впрыгивают в новый год!

    В Японии, когда наступает новый год, с первым ударом часов, все начинают смеяться. Японцы верят, что смех принесет им удачу. Праздничный стол украшают рисовыми лепешками, поверх которых кладут мандарины — символ счастья и здоровья.

    У французов есть традиция — запекать в торте или пироге боб. Кому достается этот кусочек с бобом, тот становится «бобовым королем»! На него надевают корону, и весь новогодний праздник выполняют его пожелания.

    В Румынии в новогодних пирогах прячут маленькие сюрпризы. Запекают колечки, монетки и даже горький перец! Найденное кольцо означает, что новый год будет счастливым. А как вы думаете, что означает горький перец? Каким будет новый год?

     (ответы детей)

    Воспитатель:   На Кубе когда часы бьют 12 раз, жители с каждым ударом съедают по виноградине.

    В Италии под Новый год выбрасывают старые вещи из окон.

    В Венгрии на Новогодний ужин обязателен жаренный или шоколадный поросенок.

    В Японии в новогоднюю ночь звонят колокола. Они ударяют 108 раз. В это время все дети заняты рисованием. Каждый рисует то, что хотел бы получить в подарок. Этот рисунок ребенок должен положить под подушку и уснуть, как только колокол ударит последний 108 раз. Рано утром жители Японии выходят из домов, чтобы поклониться восходящему солнцу, и только после этого начинается праздник.

     Россия. В Новогодний праздник россияне накрывают праздничный стол: зажигают свечи, гирлянды на елочке, накрывают празднично стол, готовят вкусные блюда. И в  12 часов ночью под бой самых главных часов слушают поздравление президента России. Вот как отмечают новый год в разных странах мира!

    Но самое главное то, что у всех людей на Земле принято перед Новым годом прощать друг другу обиды, желать всем только мира, добра и здоровья.

    Воспитатель:   А как в ваших семьях отмечают Новогодний праздник? (ответы детей). Давайте представим, что мы с вами в тесном семейном кругу и к нам уже пришел Дед Мороз.

    Физминутка «Дед Мороз»

    (дети ходят по кругу, Дед Мороз за кругом. По окончанию слов текста и возле кого остановился Дед Мороз, с тем ребенком он бежит вокруг круга).

    Дед Мороз, Дед Мороз.

    Через дуб перерос,

    Прикатил подарков воз.

    Морозы трескучие,

    Снега сыпучие

    Ветры вьюжные,

    Метели дружные

    Холод, стужу напустил,

    На реке мост намостил.

    Упражнение на дыхание «Снежинка».

    Каждому ребёнку на ладошку кладётся снежинка, вырезанная из салфетки, привязанная к картонной рукавичке. Ребёнок сдувает снежинку.

    Воспитатель:   Ребята, а давайте и группу к новогоднему празднику украсим! Развесим везде новогодние шары с пластилинографией «Ёлочка». Как их сделать, каждый увидит на пооперационной карте, которая лежит на столе вместе с бумагой, картоном и пластилином.

    Воспитатель:    Молодцы, вы были похожи на настоящую семью, украшающую дом к празднику.

    Какой обычай украшения из других стран вам запомнился и почему?

    Где необычнее всего встречают новый год?

    Чем празднование нового года в России отличается от других стран?

    Рефлексия детей.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Новый год у ворот Выполнила воспитатель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №296 СП ОДО Фрунзенского района Санкт-Петербурга Садовская Е.Ю.

    Слайд 2

    Дед Мороз – это дедушка с большой белой бородой, с усами, с заснеженными бровями, в нарядной красной шубе, усыпанной снежинками, в красной шапке, с посохом в руках и мешком с подарками.

    Слайд 3

    Он приходит к нам со своей внучкой Снегурочкой.

    Слайд 4

    Живет Дед Мороз в красивом деревянном тереме в городе Великий Устюг.

    Слайд 5

    В Швеции вместо Деда Мороза подарки детям дарит сутулый дед с шишковатым носом, которого зовут Юлтомтеннен. Вместе с ним ходит карлик Юлниссар.

    Слайд 6

    В Америке, Канаде, Нидерландах, Англии и во многих других странах Деда Мороза называют Санта Клаусом.

    Слайд 7

    В Румынии и Молдавии «снежного дедушку» зовут Мош Крэчун . Он очень похож на нашего Деда Мороза.

    Слайд 8

    В Германии — « Nikolaus » Кстати, в Германском фольклоре, дети клали в свои ботинки морковку для пролетающего коня Одина.

    Слайд 9

    В Индии функции Деда Мороза выполняет богиня Лакшми деви - богиня счастья и процветания.

    Слайд 10

    В Новогодний праздник россияне накрывают праздничный стол: зажигают свечи, гирлянды на елочке, накрывают празднично стол, готовят вкусные блюда

    Слайд 11

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по математике у детей старшей группы на тему:"Путешествие в сказку Зимовье".

    На этом занятии дети закрепляют знания о порядковом счёте,о геометрических фигурах(определять их на ощупь,строить геометрические фигуры из палочек).Через игру у детей формируется познавательный интере...

    Конспект ситуации игрового взаимодействия для детей старшей группы на тему "Школа"

    В данной сюжетно-ролевой игре вы можете не только играть в игру "Школа", но и развивать функции словообразования....

    Презентация к конспекту занятия "В зоопарке" для детей старшей группы

    Презентация к конспекту занятия по развитию речи для детей старшей группы...

    Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Путешествие в страну правильной речи". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.

    ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИЗадачи:Образовательные.Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слово, предложение, текст.Закрепление практических умений и навыков пользо...

    Конспект познавательно-речевого занятия для детей старшей группы "Поможем Федоре"

    Конспект на закрепление знаний о посуде(из чего сделана как называется, детали посуды) , классификация посуды, обогащение и активизация словаря детей. Образование уменьшительной формы существител...

    "Поможем Федоре" - конспект познавательно-речевого занятия для детей старшей группы.

    Закрепление знаний о посуде( из чего сделана, части посуды, название). Образование уменьшительной формы существительных, относительных прилагательных, употребление предлогов. Продолжать знакомство с т...

    "По-разному зовутся дети" (конспект занятия по правовому воспитанию детей старшей группы)

    Цель: дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; развивать у детей способность сочувствовать и сопережи...