Программа кружка "Волшебная лепка"
рабочая программа по аппликации, лепке на тему

Бердникова Татьяна Николаевна

Программа кружка "Волшебная лепка" составлена для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_volshebnaya_lepka.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН  – ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«ВОЛШЕБНАЯ ЛЕПКА»

для детей старшего дошкольного возраста

Автор – составитель: Бердникова Т.Н.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Возможно, каждый родитель задавал себе вопрос о том, как правильно подготовить ребёнка к школе. Ведущая роль в этом не лёгком пути отводится дошкольным учреждениям. Ведь к моменту поступления ребёнка в школу он (дошкольник) должен многое уметь и владеть определёнными навыками, которые помогли бы ему успешно учиться.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координаций движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избежать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.  Развитию «ручной умелости» для поступления ребёнка в школу способствуют занятия лепкой.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические  вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во многом его многообразии. Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей  к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Ещё одной специфической чертой лепки является её тесная связь с игрой. Объёмность  выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет интерес к  лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Создание ребёнком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Развитие детского  творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии  с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания. Скульптура открывает большие возможности для обучения детей композиции, рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их на подставке.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно  формирование  первоначальных основ социально-активной личности.

В работе с детьми используется три вида лепки:  лепка предметная, сюжетная и декоративная. Программа предусматривает лепку из различных материалов:  пластилина, глины,  солёного теста, кусочков бумаги (папье-маше) в сочетание с природным и дополнительным материалом.

Важную роль знакомства с декоративно-прикладным искусством детей дошкольного возраста, отмечали многие искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова и др.). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества, побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

Настоящая программа рассчитана на два года, описывает курс подготовки по изобразительной деятельности (лепки) детей  старшего дошкольного возраста 5- 7 лет (старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязательного минимума содержания по изобразительной деятельности для ГОУ с учетом обновления содержания по парциальным программам. Программа кружка основана на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности. Программа предполагает проведение двух  занятий в неделю во вторую половину дня педагогом дополнительного образования. Продолжительность занятия  25 мин (старшая), 30 мин (подготовительная).

Программа подготовлена на основе программы по изобразительной деятельности в детском саду И. А. Лыковой.   При составлении программы  использована литература: Д.Н. Колдина Лепка с детьми 5-6 лет издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010;

 И.А. Лыкова Лепим, фантазируем, играем ООО «ТЦ Сфера», 2000;

 Уроки творчества Н.А. Цирулик, Т.Н. ПросняковаТ.Н.  Самара: корпорация Фёдоров ,2000.

Н.В. Соколова  Рабочая тетрадь по обучению чтению дошкольников

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ РАБОТЫ КРУЖКА

Целью курса является формирование у детей умений и навыков  лепки. Развитие их творческих способностей, фантазии, воображения. Подготовка детей к  школе.

  • формирование целенаправленного интереса к лепке

  • развитие мелкой моторики и координации движений пальцев  рук
  • раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ребёнка в творческом его развитии.
  • информационно-познавательная компетентность: воспитывать интерес к изучению и познанию разных техник лепки
  • регулятивно-поведенческая компетентность: воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми
  • коммуникативная компетентность: учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению
  • культурно-социальная компетентность:  приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать  к оценке  и самооценке деятельности.

Задачи:

  1. образовательные
  • формирование сенсорных способностей, целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета
  • ознакомление с разными техниками лепки: рельефной (барельеф, контррельеф, горельеф), техника папье-маше
  • овладение основами, умениями работы из целого куска, из отдельных частей создание образов
  • формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
  • обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства
  • овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания
  1. развивающие
  • развитие интереса к лепке
  • повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ
  • активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на кружке, применив их на практике ежедневно с усложнениями
  • формирование способности к самостоятельному поиску методов и приёмов, способов выполнения
  • развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций
  1. воспитательные
  • воспитание ответственности при выполнении работ
  • соблюдение правил безопасности
  • активное участие в конкурсах, ярмарках
  • стремление к поиску, самостоятельности
  • понимание необходимости качественного выполнения образа
  • конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера
  • ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЁНОК

В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ КРУЖКА НА КОНЕЦ ГОДА

Старшая группа:

  1. Лепка с натуры;
  2. Лепка по представлению;
  3. Лепка из целого куска;
  4. Сглаживание поверхности формы;
  5. Устойчивость изделия;
  6. Выразительность образа;
  7. Динамика движения;
  8. Лепка из нескольких частей;
  9. Пропорции;
  10. Роспись;
  11. Налепы;
  12. Углубленный рельеф;
  13. Использование стеки.

Подготовительная группа:

  1. Лепка с натуры;
  2. Лепка по представлению; динамика движения;
  3. Динамика движения;
  4. Выразительность образа;
  5. Лепка скульптуры из 2-3 предметов;
  6. Поза;
  7. Пропорции;
  8. Разные способы лепки;
  9. Сплющивание;
  10. Защипывание, соединение краёв теста;
  11. Оттягивание;
  12.  Сглаживание;
  13.  Вдавливание;
  14. Прижимание;
  15.  Примазывание;
  16. Раскатывание;
  17. Мелкие налепы;
  18.  Устойчивость;
  19.  Рельеф;
  20. Роспись;
  21. Использование стеки.

Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный — в сентябре, итоговый — в мае)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Лепке Художественное творчество.

В подготовительной к школе группе лепка проводиться в чередовании с рисованием, один раз в неделю....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛЕПКЕ ДЛЯ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН ВОСПИТАТЕЛЯМИ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИИ СВОЕЙ РАБОТЫ....

Рабочая программа по лепке в средней группе детского сада "Страна Лепляндия"

Учебно-методический материал  по лепке для воспитателей, включающий в себя годовое планирование по средней группе детского сада....

Программа по лепке из соленого теста "Мукосолька" старшего воспитателя МАДОУ ЦРР №36 г.Курганинска

С целью приобщения детей старшего дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству Кубани нами была разработана система кружковых занятий по тестопластике. Дети знакомятся с традиционными худо...