Обобщение опыта: Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
статья по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Бобкова Ольга Степановна

обобщение опыта по программе доп образования "Пластилиновое чудо"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_obl.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 «Зоренька»

Обобщение опыта

Роль пластилинографии в развитии творческих способностей

детей дошкольного возраста

Бобкова Ольга Степановна

Воспитатель МДОУ

Котлас  2016 г.

Добрый  день уважаемые коллеги. Разрешите представиться - воспитатель Бобкова Ольга Степановна.

(Слайд№1)Вашему вниманию представляем обобщение опыта по теме «Роль пластилинографии в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста».

Творчество - одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности.

       Именно творческая деятельность, по мнению Льва Семёновича Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.

Решая проблему успешного для детей доступа к внутренним творческим ресурсам опиралась на идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи  ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно.

Поскольку, в примерной образовательной программе «Детство» количество учебных часов по художественно - эстетическому развитию в разделе «лепка» уделено, на мой взгляд, недостаточно часов, я  разработала программу дополнительного образования «Пластилиновое чудо» в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, которая была утверждена экспертным советом от 08. 06.2015 и реализуется в настоящее время.

(Слайд № 2)Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, вторая - «графил» - создавать, рисовать.

Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.  Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических  процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей,  пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до логического завершения. Разработаны примерные конспекты совместной образовательной деятельности дополнены и переработаны  с учетом требований ФГОС ДО.

(Слайд № 3) Цель: развитие творческих способностей  дошкольников  посредством пластилинографии.

(Слайд № 4) Задачи:

-обучать техническим приемам лепки посредством основных видов пластилинографии, применяя бросовый и природный материал для воплощения замысла;

-развивать художественно-эстетический вкус (сочетать цвета, создавать цвета путем смешивания пластилина, создавать композицию);

- воспитывать умение доводить начатое дело до логического завершения.

       Перед началом обучения и по окончанию учебного года был проведен мониторинг, имеющихся знаний, умений и навыков у воспитанников опирались на методическое пособие для воспитателей и педагогов Казаковой Т. Г. И Лыковой И. А.

Критерии данного мониторинга я адаптировала под критерии овладения приёмами нетрадиционной  техники пластилинографии.

(Слайд № 5) Результаты мониторинга  представлены на слайде:

Период

Низкий уровень активного развития

Средний уровень

Высокий уровень

Начало года

2 человека - 18 %

8 человек- 73%

 1 человек -9%

Конец года

О %

7 человек- 64%

4  человек- 36%

Положительная динамика развития отмечена у всех детей.

(Слайд №6, 7) В результате был разработан учебно - тематический план работы с детьми по блокам, в которых дети знакомились с разнообразными видами пластилинографии:

  • Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной  поверхности.
  • Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
  • Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина  или шарикового пластилина.
  • Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины на  горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.

(Слайд№ 8, 9) Данная работа строилась в совместной деятельности с детьми в вечернее время в различных формах организации:

  • Игра - путешествие «Путешествие в страну Пластилинию»
  • Создание коллекций «Цветы в подарок» 
  • Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
  • Лаборатория «Почемучки»

(Слайд № 10) Итоговые  мероприятия:

  • Выставки в группе
  • Выставка в холе ДОУ

(Слайд № 11) Участие в муниципальных конкурсах:

  • «Новогодняя сказка»
  • «Новогодние чудеса»
  • «Круто, я попал в детский сад»

Участие во всероссийских конкурсах детского творчества:

  • «Арт-талант»
  • «Рыжий кот»

(Слайд № 12)

Для организации детей в домашних условиях с целью повышения компетентности родителей (законных представителей) в работе с пластилином был проведен комплекс мероприятий:

  • разработана картотека развивающих игр по развитию творческих способностей детей и игр с пластилином в «Уголке для родителей»;
  • проведены групповые консультации «Подари ребенку пластилин -  развиваем творчество», «Путь к успеху»;
  • проведен мастер- класс «Чудеса из пластилина»;
  • представлена выставка детского творчества на общем родительском собрании.

С целью распространения опыта работы и дальнейшего использования для педагогов было организовано:

  • Оформлена картотека развивающих игр и игр с пластилином по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.
  • Показ презентации на педагогическом совете.

(Слайд № 13) Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов продуктивной деятельности»

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общ...

Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Описание  опыта  работы  воспитателя  по  развитию  театрализованной  деятельности  с  детьми  младшего  дошкольного  возраста....

Обобщение опыта работы по теме: « Развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста посредством познавательно – исследовательской деятельности »

Обобщение опыта работы по теме:« Развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста посредством познавательно – исследовательской деятельности »...

Аннотация опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Обобщенный опыт работы содержит теоретический и практический материал по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник   рисования...

Обобщения опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому народному творчеству»

Обобщения опыта работы по самообразованию  за 2021-2022 учебный год  по теме:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому нар...