проект "Глиняное волшебство"
проект по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Перминова Наталья Вадимовна

Традиционно считается, что лучшим материалом для лепки в детском саду является глина. Предметы, вылепленные из нее, быстро высыхают, готовые изделия можно закалить до определенной степени твердости, а затем окрасить, покрыть росписью. Главное же состоит в том, что глина одноцветна и, работая с нею, ребенок основное внимание направляет на создание образа, пролепливание формы предмета в целом, в то время как при работе с детским цветным пластилином, окрашенным в активные цвета, дети зачастую лишь приближенно передают форму, удовлетворяясь яркостью цветового решения, цветовой выразительностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glinyanoe_volshebstvo.docx39.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4»

Методическая разработка по теме:

«Проект: Глиняное волшебство»

Разработала:

Перминова  Наталья  Вадимовна
воспитатель.

Вилючинск

2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………..

5

  1. Особенности работы с глиной……………………………………….
  2. Проектно-исследовательская деятельность……………………….
  3. Исследовательско-творческий проект «Глиняное волшебство»..

5

6

7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..

12

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ.

В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета».

                   И.Я. Гинцбург

Влажный песок, глина, хлеб, пластилин - из всего этого, чуть поработав пальцами, можно что-нибудь слепить. Малыш еще плохо держит в руках ложку, но отведите его в песочницу, и он слепит вам такой пирожок или кулич, что вы подумаете: «Какой талантливый ребенок! Он умеет лепить». Лепка, пожалуй, самый естественный для человека изобразительный творческий процесс. Ведь и Бог, задумав человека, вылепил его.

Основой познания детьми реального мира является ознакомление их с окружающей жизнью, миром предметов и явлений. Дети учатся видеть и понимать прекрасное в природе, искусстве.

Взрослые формируют отношения детей к событиям и явлениям реального мира, учат понимать форму, цвет, число, величину предметов, их пространственные соотношения, замечать характерные признаки предметов, понимать и определять сходство и различие, разнообразие форм.

Полученные в процессе обучения знания закрепляются в речи, уточняются в разнообразной деятельности, отражаются в игре, рисунке, лепке. Воспитатель показывает детям, как знакомые им предметы и явления передаются в различных видах искусства, как поэт передает впечатления о жизни в стихах, как художник отражает предметы и явления в живописи, графике, а скульптор - в монументальной и станковой скульптуре, в игрушке. Маленькие художники многое узнают об искусных мастерах, которые создали эти предметы, обращают внимание на то, какие интересные формы придал скульптор своему произведению, и конечно, хотят сами что-нибудь слепить, потрогать руками тот волшебный материал, из которого получаются такие замечательные скульптуры.

Актуальность: В требованиях ФГОС ДО целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, направлены на овладение ребёнком познавательно – исследовательской деятельности, владение установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; проявление любознательности, интереса причинно-следственными связями, обладание начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет.

Главное же при работе с глиной состоит в том, что глина одноцветна и, работая с нею, ребенок основное внимание направляет на создание образа, пролепливание формы предмета в целом, в то время как при работе с детским цветным пластилином, окрашенным в активные цвета, дети зачастую лишь приближенно передают форму, удовлетворяясь яркостью цветового решения, цветовой выразительностью.

Новизна: Все новое – это хорошо забытое старое. Глина природный материал, доступный многим, но постепенно современные материалы, например, пластилин, вытесняют ее  как более доступные.

Создавая собственную маленькую скульптуру из глины, ребенок непосредственно познает реальную действительность, поскольку скульптура, как и окружающий нас мир, трехмерна. Занимаясь лепкой, малыш изображает все стороны предмета, что невозможно в рисовании или аппликации.

Цель:  разработать проект «Глиняное волшебство», посвященный знакомству детей с глиной как с пластичным материалом для лепки.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • Проанализировать методическую литературу по данной теме;
  • Организовать совместную работу детей, воспитателей и родителей над реализацией проекта;
  • Систематизировать знания о приемах и способах лепки.
  • воспитывать бережное отношение к игрушкам, сделанным своими руками и руками своих других детей.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Особенности работы с глиной.

Традиционно считается, что лучшим материалом для лепки в детском саду является глина. Предметы, вылепленные из нее, быстро высыхают, готовые изделия можно закалить до определенной степени твердости, а затем окрасить, покрыть росписью. Главное же состоит в том, что глина одноцветна и, работая с нею, ребенок основное внимание направляет на создание образа, пролепливание формы предмета в целом, в то время как при работе с детским цветным пластилином, окрашенным в активные цвета, дети зачастую лишь приближенно передают форму, удовлетворяясь яркостью цветового решения, цветовой выразительностью. Из глины и технического пластилина дети лепят с большей последовательностью и внимательнее следят за превращениями куска пластичного материала в готовый предмет.

Одним из достоинств глины является то, что она попадает ребенку в руки в том состоянии, которое позволяет сразу начать лепку.

Навыки, полученные при лепке из глины, могут быть легко перенесены на лепку из пластилина, а такие необходимые при работе с глиной приемы, как примазывание при соединении деталей, заделка трещин, почти не нужны при работе с пластилином.

Подготовка к работе с глиной занимает большой промежуток времени. Сухие камни глины следует залить водой так, чтобы вода закрыла глину. Через 4-5 часов лишнюю воду, не впитавшуюся в глиняные камни, надо слить, а глину оставить стоять 8-12 часов, после чего следует хорошо промесить ее руками, так как в глине могут встречаться мелкие травмирующие детали, камешки, опилки, и даже кусочки стекла.

Оставшуюся глину необходимо собрать в один ком, завернуть в мокрую плотную ткань, а затем поместить на небольшой пластмассовый поднос или тарелку и следить, чтобы на дне после смачивания ткани оставалось немного воды. Ткань эту нужно 2-3 раза в неделю простирывать. Новую глину или глину после нескольких перемесов следует проверить на годность для лепки. Для этого нужно скатать из нее столбик и медленно согнуть в баранку. Хорошая глина не дает трещин, или дает мелкие, едва заметные трещинки.

Готовые изделия из глины сушат на воздухе. Не следует невысохшие работы ставить на батареи центрального отопления, в печь или класть в духовку, так как, высыхая неравномерно и быстро, глина трескается, изделия разваливаются на куски. Лучшая сушка - воздушная. На данный момент в торговой сети представлено достаточно много различных видов глины (быстросохнущие, не требующие обжига). Весь этот богатый арсенал позволяет педагогам развивать интерес к лепке и занятию творчеством.

  1. Проектно-исследовательская деятельность

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  • На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  • Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  • Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  • Составление плана-схемы проекта.
  • Сбор, накопление материала.
  • Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  • Домашние задания для сам. выполнения.
  • Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

в каких источниках можно найти информацию;

какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

  • по составу участников;
  • по целевой установке;
  • по тематике;
  • по срокам реализации.

  1. Исследовательско-творческий проект «Глиняное волшебство»

Чтобы научиться более точно передавать форму и строение предметов, ребенок должен обучаться многим техническим приемам лепки, способам передачи строения предметов. Задача взрослых - педагогов, воспитателей, родителей - облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, научить лепить знакомые предметы реального мира, выражать свое отношение к миру и его явлениям.

Вид проекта: исследовательско- творческий.

Сроки проекта: сентябрь 2015 года

Участники проекта: воспитатели группы, дети старшей группы, родители.

Цель проекта: Расширение и систематизация знаний об использовании глины, о подготовке к работе с глиной и техниках, используемых при лепке из глины.

Задачи:

1. Изучить, что такое глина, какая она бывает.

2. Выяснить, какими свойствами обладает глина.

3. Узнать, как нужно выбирать глину для работы и как подготовить ее к лепке.

4. Выяснить, как правильно подготовить рабочее место, какие инструменты и приспособления используются в процессе работы.

5. Систематизировать знания о приемах и способах лепки.

6. Создать собственные глиняные изделия и декорировать их элементами дымковской росписи.

1 этап работы – Подготовительный

На подготовительном этапе я совместно с родителями детей, подготовили образцы глины (красной, голубой, белой, собрали выставку образцов глиняных изделий, фотографий и иллюстраций из журналов, собрали различные материалы о свойствах глины и использовании глины, в разных отраслях, человеком, создали презентацию слайдов о применении глины человеком в разных отраслях производства.

2 этап работы - Исследовательский

Провели эксперименты:

Эксперимент 1 «Хрупкость»

Цель: познакомиться с таким свойством глины, как хрупкость.

Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая.

Эксперимент 2 «Сравнение»

Цель: увидеть отличие сырой глины от сухой.

Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, т. к. ее частички связаны друг с другом, цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.

Эксперимент 3 «Где вода?»

Цель: познакомиться с особым свойством глины - не пропускать воду.

Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.

Эксперимент  4 "Волшебный материал"

Цель: сравнить прочность песка и глины, создавая объекты из разного материала.

Вывод: Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины.

Также на этом этапе я показала детям как правильно подготовить глину к лепке (хотя на занятиях вы использовали готовый материал)

3 этап работы – Лепка изделий из глины

На этом этапе было проведено 2 занятия

Первое занятие - «Глиняное волшебство». На этом занятии я познакомила детей со свойствами глины, рассказала детям как используют ее в различных целях: в строительстве, изготовлении кирпичей, бетонных блоков, цемента; для изготовления посуды, керамики, в лечебных целях, в косметологии; для изготовления игрушек. На первом занятии дети попробовали сами слепить игрушку из глины по замыслу.

Второе занятие – «Чудо-Дымка»

На втором занятии я рассказала детям о дымковских мастерах, показала детям элементы дымковской росписи. Дети сами слепили из глины птичку, используя прием лепки  из целого куска (вытягивание).

4 этап – Заключительный

На этом этапе работы мною были организованы:

  1. Выставка  детских работ;
  2. Демонстрация экспериментов с глиной и презентации о применении глины в старшей группе №5.

Итоги проекта:

У детей расширились и систематизировались знания о глине, песке, воде. Дети выяснили какими свойствами обладает глина, каких цветов она бывает, как, и для каких целей использует глину человек, как нужно выбирать и готовить для работы глину, какие инструменты используются в работе с глиной. Закрепились знания и приёмы лепки, знания элементов дымковской росписи. Дети и родители при работе над проектом получили положительные эмоции.

А также возникло вполне закономерное желание продолжать использовать на занятиях этот чудесный материал – глину, поэтому мной был разработан план дополнительных занятий «Глиняное волшебство» (Приложение 1)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ребенок открывает глаза и созерцает мир - незнакомый, удивительный и таинственный. Малышу еще предстоит ощутить свою принадлежность к этому большому, прекрасному миру, раствориться в нем, но при этом остаться индивидуальностью и стать творческой личностью, созидателем. Без помощи взрослого здесь не обойтись. Именно взрослые должны пробудить интерес к познанию, помочь усвоить опыт предшествующих поколений, научить приемам изучения и отражения окружающего мира.

Наиболее естественным выражением своих впечатлений об окружающем мире для малыша является изобразительная деятельность. Как легко и просто провести карандашом по листу бумаги — и вот перед тобой мяч или цветок. Но куда интереснее суметь сделать собственными руками все, что видишь.

Чтобы научить ребенка лепить, воспитатель должен сам тренироваться в лепке, освоить все технические приемы работы с глиной. Самостоятельная неоднократная лепка воспитателем предмета позволяет ему продумать всю методику обучения, избежать серьезных затруднений в работе, заранее предусмотреть, какая помощь может понадобиться детям, и быть в состоянии помочь каждому.

Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой является осязание предмета. И.М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно не доступны». Что может дать лучшее представление о предмете, чем самому, из невзрачного кусочка глины или пластилина создать этот предмет, сделать его узнаваемым и привлекательным. Этим объясняется огромный интерес малышей разного возраста к лепке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников – М.: Эксмо, 2006г
  2. Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 – 128с.
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Карапуз - дидактика», 2007.
  4. Милосердова Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки. М.: ЦПО, 2008.
  5. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под ред.  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова Комаровой, М.А. Васильевой.Старшая группа/авт.сост. Н.А. Атарщикова, И.А.Осина, Е.В. Горюнова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 114 с.
  6. Резенкова Ю.А., Кудрина Т.П., Одинокова Г.Ю, Теплюк С.Н. Лепим, рисуем, творим : Игры с детьми младшего возраста Под ред.Ю.А. Резенковой. Серия: Ребёнок от рождения до школы. – М. : Школьная Пресса, 2008.
  7. Соломенникова О.А. Радость творчество. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и прикладным искусством. Программа дополнительного образования. 2е изд. Испр.и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006 – 168с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

План занятий кружка по лепке из глины «Глиняное волшебство»

Работа с глиной очень заинтересовала меня и детей моей группы.

Глина однотонна, красива, позволяет развивать детскую фантазию. После лепки, изделия из глины хорошо просушиваются, и вот тогда раскрывается весь мир детского художественного творчества. Дети раскрашивают изделия яркими красками. Что невозможно сделать с изделиями из пластилина.

Лепка из глины - это конструктивная деятельность, здесь важно не столько слепить, сколько сообразить, как лепить. Глина - это тот материал, с которым ребёнок может легко справиться, потому что глина гораздо мягче пластилина. При работе с глиной внимание детей направлено на пространственное видение предмета. Глина имеет характерную фактуру, влажность, вязкость, что развивает осязание и чувственность.

Цель занятий:

Познакомить детей с глиной, её свойствами, научить лепить из неё, научить самостоятельно, определять форму предмета, его строение, выделять мелкие детали, декоративно оформлять вылепленный предмет, творчески мыслить.

Задачи:

  • воспитывать эмоционально – эстетические чувства, замечать красоту природы, окружающих предметов, воспитывать художественный вкус;
  • познакомить детей с трудом людей во время лепки из глины, научить лепить из неё, научить работать с гончарным кругом; подвести к пониманию ценности народного искусства;
  • расширить представление детей о природном окружении, об объекте неживой природы – глине; о русском народном творчестве.

Темы занятий:

  1. Знакомство с глиной, как с природным материалом Дать представление о том, что глина – природный материал, добывается из недр земли. Какая глина, где добывается. Рассматривание куска глины, картин с изображением мест добычи глины, какая бывает глина. Чем она отличается одна от другой, для чего она предназначена.
  2. Экспериментальная деятельность: выявление свойства глины, сравнивание свойств сухой и мокрой глины. Дать знания о свойствах сухой и мокрой глины, чем она отличается, что с ней можно делать.
  3. Знакомство с глиной для лепки, атрибутами для лепки, разминание глины, скатывание шара, сдавливание его. Учить разминать глину пальцами, скатывать шар, сдавливать его пальцами. Практическая работа с глиной. Педагог показывает приемы работы с глиной.
  4. Лепка «Чашка на блюдце» Учить скатывать шар, сдавливать его пальцами, учить оформлять края блюдца и чашки, вылепливать ручки у приборов. Лепка блюдца и чашки, оформление края, обработка мокрой тряпкой, сглаживание поверхности. Установка для просушки.
  5. Раскрашивание чайной пары, нанесение декоративного рисунка. Учить красочно, оформлять свою работу стекой и гуашью.Чтение стихотворения «Пёстрый хоровод», нанесение рисунка стекой, раскрашивание изделий гуашью, с использованием разных кистей.
  6. «Дымковская игрушка» Познакомить детей с народным промыслом, изготовлением дымковской игрушки. Рассказ воспитателя о том, что дымковские игрушки выполнены народными мастерами. Чтение рассказа «Кировская игрушка», показ наглядного материала.
  7. Лепка «Кукла» Учить детей распределять необходимое количество глины для работы, начинать лепку с конуса, голова из шара, руки из валиков путём налепа. Воспитатель показывает игрушку, объясняет способы лепки, помогает в процессе работы тому, кому необходима помощь. Объясняет, что все мелкие детали налепляются на основные. Куклы выставляются для просушки. Раскрашивание куклы в соответствии с дымковской росписью. Учить накладывать рисунок на готовое изделие, использовать разные оттенки красок, проводить тонкую линию кистью на изделии Чтение потешки «Хорошо лентяю жить», растолкование смысла потешки, продуктивная деятельность, помощь воспитателя.
  8. «Гончарная мастерская» Просмотр видео фильма. Расширить представления детей о работе гончара, внесение в словарь новых слов: гончар, гончарный круг, обжиг, муфельная печь. Просмотр видеофильма, рассказ воспитателя, пояснения в ходе просмотра.
  9. Знакомство с гончарным кругом. Познакомить детей с гончарным кругом, способом работы с ним. Воспитатель показывает гончарный круг, рассказывает о способах работы с ним.
  10. Село «Гжель» Познакомить с посудой гжельского производства, научить отличать эту посуду от другой. Рассказ воспитателя о селе Гжель, рассматривание иллюстраций, пособий, посуды, выявление отличительных черт посуды (роспись) .
  11. «Самовар» лепка Продолжать учить лепить предметы из цилиндра, использовать приём налепа. Лепка самовара, воспитатель учит детей использовать в работе все пальцы. Выделяет все детали самовара, вылепленные путём налепа. Готовое изделие выставляется для просушки.
  12. Декорирование самовара, работа с гончарным кругом. Продолжать учить раскрашивать готовое изделие, учить работать с гончарным кругом.
  13. «Каргопольская игрушка», знакомство, сравнивание с дымковской. Дать представление о городе Каргополь, игрушках данной местности, чем они отличаются от других. Беседа о городе, показ иллюстраций, сравнивание двух игрушек. Рассматривание способов изготовления игрушки поэтапно.
  14. «Конь» лепка каргопольской игрушки. Учить лепить с натуры, рассматривая игрушку со всех сторон. Лепить пластическим способом – из одного куска глины туловище, голова, шея. Воспитатель показывает, как лепить из целого куска, выделяя туловище, шею, голову. Маленькая голова, опущенная вниз, изогнутая шея, удлинённое туловище, прямые ноги, немного расставленные в стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научите руки волшебству

Консультация-практикум...

Сценарий развлечения "Зимние волшебства"

Сценарий новогоднего праздника подготовлен на основе болгарской сказки Ц. Петрова "Подарок Деду Морозу". Сказка переработана и адаптирована Г.Т. Холоповой для дошкольников средней и старшей групп. Зан...

Консультация для родителей Исцеление искусством, или волшебство арт-терапии

Консультация для родителей Исцеление искусством, или волшебство арт-терапии      Старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна...

"Волшебство снежинки и льдинки".

Конспект интегрированной НОД по формированию целостной картины мира и рисованию. Форма проведения: опытно-экспериментальная....

Волшебство для Золушки

Согласование числительных «два», «две» с существительными. Закрепление образования существительных в родительном падеже единственного числа. Обогащение словаря по теме «Одежда». Развитие зрительного в...