Экопластика в детском саду
консультация по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Первые художественные игры с природным материалом

-           Разложите вместе с детьми все «богатства», собранные на прогулке или принесенные детьми из дома и начинайте фантазировать. Предложите внимательно рассмотреть каждый камешек (ракушку) и рассказать, что он напоминает. Затем покажите этот же камешек с разных ракурсов и укажите на то, как изменяется образ. В таких играх дети занимаются о предмечиванием – наделяют новым художественным смыслом знакомые, но безликие предметы.

-          Через некоторое время попробуйте перейти к играм другого плана – предоставьте детям возможность соединять камешки и раковины таким образом, чтобы получались изображения: бабочки, гусеницы, жуки и пр. При этом дети осваивают один из основных способов конструирования – составление целого из частей.                                                                                                                                                                            -  Во время свободных игр на прогулке упражняйте детей в составлении узоров (орнаментов) из камешков, палочек, шишек. Сложность орнамента зависит от возраста или индивидуальных особенностей детей. Это может быть выкладывание нескольких камешков в ряд, независимо от их формы и размера уже создание самого настоящего орнамента. Или чередование элементов по форме (камешек – ракушка, по величине, цвету.

-          Постепенно изменяйте задание, усложняя алгоритм (один камешек, две ракушки) или используйте другие комбинации. Покажите, что орнамент может быть не только линейным, но и в круге, овале, квадрате.

        В экспериментальной деятельности с природным материалом ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на природный материал с целью его познания, освоения и преобразования в художественный образ. Вот почему именно в этой деятельности очень рано и наиболее ярко проявляется общее психическое развитие детей, формирование творческих способностей. Эти занятия помогут в художественном, нравственном и экологическом воспитании ребенка. Он научится любоваться гармонией природы, создавать красоту своими руками и дарить ее близким, продлевая жизнь природного материала в картинах, сувенирах, открытках, декоративных панно и других поделках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekoplastika_v_detskom_tvorchestve.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

                        Экопластика в детском творчестве

                        «Ручной труд полезен, не только для тела,

                                                                                                           но и для души»

                                 Максим Горький

Экопластика – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов. Это слово строится на основе двух производных слов «экология» (наука о доме, как среде обитания в широком смысле этого понятия) и «пластика» (динамичная форма и процесс формообразования в самом широком смысле). Термин  «Экопластика»  вводится авторами в один смысловой ряд с такими понятиями, как «конструирование из природного материала», «флористика», и «дизайн».
- «Конструирование из природного материала» подразумевает создание разного рода целостностей путем их преобразования или соединения частей (Л.А.Парамонова).

-«Флористика» - вид декоративно-прикладного искусства, в котором произведения создаются, как правило, из листьев и лепестков (на плоскости) и представляют собой картины или аранжировки для благоустройства интерьера.

-«Дизайн» (от английского Design – проектировать , конструировать) – это деятельность , связанная с конструированием вещей, машин, интерьеров.
Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов (игрушек, сувениров, предметов одежды и интерьера), составляющих среду для ребенка (Г.Н.Пантелеев).  Детская дизайн-деятельность сходна с рукоделием, поэтому ее можно назвать дизайн-рукоделием (Л.В.Пантелеева). Продукты детского  дизайн - творчества могут быть использованы детьми сразу же – в играх и в быту.
Экопластика – это такой вид художественного творчества, в котором произведение создается в сотворчестве
с природой . Художественный образ рождается на основе готовой природной формы (шишки, ветки, ракушки) и сохраняются ее исходные признаки и свойства (конфигурации, цвет, фактура).

-Понятие «экопластика» включает в себя  с одной стороны, натуральность и естественность (т.е. безвредность для здоровья), с другой стороны, необходимость бережного отношения к природе (культура поведения и отношения к природному окружению). Для детского творчества из природного материла характерно стремление к созданию реальной предметной среды - не столько декоративно-оформительской или дидактической, сколько  игровой или сюжетной. Экопластика предоставляет детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. Они создают забавные игрушки, фигурки для спектакля, скульптуры для своего игрового пространства, сувениры и подарки для близких людей. Экопластика – или создание оригинальных картин, изделий и композиций из природного материала, одно из  любимейших занятий детства. Малыши старательно прилаживают перышки к шишке –получается птичка, соединяют несколько скорлуп от ореха- выходит гусеница, а потом играют с ними как с настоящими игрушками. Дошколята постарше с увлечением мастерят поделки и сувениры из самых разных материалов : шишек, желудей, из семян плодов, крылаток клена, ягод шиповника, и просто из красивых листочков и веточек. Почти все дети любят разыгрывать представления с забавными персонажами. Да и взрослые вместе со своими детьми снова и снова окунаются в свои детские впечатления. Именно о таких впечатлениях вспомнил Владимир Набоков, когда писал: “Загадочно- болезненное блаженство не изошло и за полвека, если и ныне возвращаюсь к этим первичным чувствам. Они принадлежат гармонии моего совершеннейшего, счастливейшего детства”.

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, который с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный  окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Поэтому изобразительная, художественно- продуктивная деятельность самый доступный вид работы с детьми в деском саду. Этот вид деятельности создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого он создает что-то красивое и необычное. Художественно-продуктивная деятельность приносит много радости дошкольникам, дети с удовольствием работают с природным материалом, т. к. легко поддается обработке.

Общение с природой обогащает мир  ребенка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является отличным побудителем развития фантазии и воображения. Работа с природным материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и положительно влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе и к  окружающему  миру.  В процессе изготовления поделок развивается мелкая моторика руки, восприятие, мышление, внимание, интеллектуальная и творческая активность, что является необходимым условием будущего успешного обучения в школе. Из природного материала могут быть выполнены как аппликационные работы, так и объемные работы.   Работа с дошкольниками по изготовлению поделок из природного материала может проводиться в утренние часы в совместной образовательной деятельности и в вечернее время, как индивидуальная ,так и подгрупповая работа .Аппликацию  из сухих листьев лучше выполнять осенью, сразу же после того как дети на прогулке соберут и засушат разноцветную листву деревьев.( долго хранить ее не очень удобно). А конструировать из природного материала можно ближе к зиме .Разнообразие и красочность природного материала, доступность его заготовки и техники выполнения изделий позволяют широко использовать природный материал для работы с детьми в художественно-продуктивной деятельности.

  Для аппликации можно использовать такие природные материалы:

  • Засушенная листва деревьев и кустарников;
  • Лепестки цветов;
  • Желуди и их шляпки;
  • Чешуйки шишек;
  • Семена овощей, цветов;
  • Косточки фруктов;
  • Семена деревьев различных.

Как засушить и сохранить листочки

Самый быстрый способ :

- прогладить между газетными листами ( 1- 3 мин.)

Самый известный способ:

- выдержать  5 дней в старом журнале, проложив салфетками

Самый деликатный и трудоемкий способ:

- засыпать листочки слоями сухого песка в коробке

 Задачи художественно-творческого развития детей в экопластике:

1. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой.

2. Развивать воображение и творчество, способности к изобразительной и дизайн-деятельности, воспитывая чувство цвета, формы, композиции.

3. Упражнять в самостоятельном нахождении приемов изображения как в отдельных видах изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование, так и при их интеграции.

Общение ребенка с природным материалом:

1. Деликатно и ненавязчиво учит всматриваться в окружающий мир и любоваться им. Воспитывает тонкое восприятие и наблюдательность.

2. Исподволь знакомит с важнейшим жизненным принципом: «Не навреди! », ведь если нужны листья и шишки, то лучше собрать лежащие на земле. Постепенно, шаг за шагом, ребенок начинает осмысливать роль человека в сохранении природы, да и самой жизни на земле.

3. Поделки из природного материала – не просто забава и приятное развлечение на прогулке в лесу или парке. Это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так неповторимо то, что создано из ее даров. Каждое произведение уникально и совершенно в своем роде, даже если это самая простая птичка из обыкновенного желудя или перышка.

4. Самодельные игрушки – не только осязаемый результат увлекательных занятий с природным материалом, но и развитие нестандартного мышления и воображения, а, как известно, творческое воображение – ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда.

5. Работа с природным материалом развивает глазомер, аккуратность и, что очень важно, точную согласованность в работе глаза и руки (сенсомоторика) .

Первые художественные игры с природным материалом

  •  Разложите вместе с детьми все «богатства», собранные на прогулке или принесенные детьми из дома и начинайте фантазировать. Предложите внимательно рассмотреть каждый камешек (ракушку) и рассказать, что он напоминает. Затем покажите этот же камешек с разных ракурсов и укажите на то, как изменяется образ. В таких играх дети занимаются о предмечиванием – наделяют новым художественным смыслом знакомые, но безликие предметы.
  • Через некоторое время попробуйте перейти к играм другого плана – предоставьте детям возможность соединять камешки и раковины таким образом, чтобы получались изображения: бабочки, гусеницы, жуки и пр. При этом дети осваивают один из основных способов конструирования – составление целого из частей.                                                                                                                                                                            -  Во время свободных игр на прогулке упражняйте детей в составлении узоров (орнаментов) из камешков, палочек, шишек. Сложность орнамента зависит от возраста или индивидуальных особенностей детей. Это может быть выкладывание нескольких камешков в ряд, независимо от их формы и размера уже создание самого настоящего орнамента. Или чередование элементов по форме (камешек – ракушка, по величине, цвету.
  • Постепенно изменяйте задание, усложняя алгоритм (один камешек, две ракушки) или используйте другие комбинации. Покажите, что орнамент может быть не только линейным, но и в круге, овале, квадрате.

        В экспериментальной деятельности с природным материалом ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на природный материал с целью его познания, освоения и преобразования в художественный образ. Вот почему именно в этой деятельности очень рано и наиболее ярко проявляется общее психическое развитие детей, формирование творческих способностей. Эти занятия помогут в художественном, нравственном и экологическом воспитании ребенка. Он научится любоваться гармонией природы, создавать красоту своими руками и дарить ее близким, продлевая жизнь природного материала в картинах, сувенирах, открытках, декоративных панно и других поделках.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экопластика в детском саду.

Экопластика - это разхвитие художественных и творческих способностей детей путем аппликативных работ с природными  материалами....

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет  «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...

Экопластика в детском саду

Первые художественные игры с природным материалом-           Разложите вместе с детьми все «богатства», собранные на прогулке или принесенные детьми и...

«Экопластика в детском дизайне»

Дети и художники знают, что самый лучший портрет природы можно создать лишь в сотворчестве с ней. Как неповторима природа, так неповторимо и то, что создано из её даров. Каждое произведение уникально ...

Экопластика в детском саду.

Экопластика - вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов. Художественный образ рождается на основе готовой природной формы (шишки...

Консультация для родителей Экопластика в детском творчестве

Экопластика – это такой вид художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов. Это слово строится на основе двух производных слов « Эколо...