Образовательная программа "Пластилинография".
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Андрианова Юлия Сергеевна

Программа содержит методические рекомендации, методы работы, примерное планирование деятельности для детей 4 - 5 лет и 5 - 6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_plastilinografiya.docx53.82 КБ

Предварительный просмотр:

             ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

                          Пластилинография

                                                         1 год обучения


Составитель:

Воспитатель
первой квалификационной категории

Андрианова Ю.С.

2015-2016 год


СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка образовательной программы

по предмету «пластилинография»…………………………………………….2

1. Цель и задачи образовательной программы……………………………….3

2. Структура типичного учебного занятия……………………………………3

3.Основные направления и этапы работы по программе…………………….4

4. Оборудование …………………………………………………………...........5

5. Основные приемы рисования
 ………….........................................................5

6. Формы и виды контроля……………………………………………………...9

7. Календарно-тематическое планирование. Средняя группа (4-5 лет) ……..10

8. Календарно-тематическое планирование. Старшая-подготовительная

    группа (5-6 лет)………………………………………………………………..12

9. Заключение…………………………………………………………………….15

Список литературы……………………………………………………………....17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рисование пластилином или пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства - представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Техника применения пластилина в качестве красок многим детям знакома. Главным образом тем детям, которые посещают детский сад. Но и те, которые знакомятся с пластилином - "краской" впервые, охотно выполняют эту работу. Техника проста. Сильно разминаем пластилин, чтобы он легко размазывался, и в таком состоянии намазываем его на картон. Создаем фон будущей картины. А потом обычным рабочим пластилином "налепами" выполняем все нужные детали задуманного рисунка. Неудачные места легко исправить, убрав стеком пластилин и налепив новый.

В этой технике можно исполнять очень много разнообразных заданий. Так же много, как и обычными красками, если научить детей расширять цветовую палитру пластилина. Только размеры пластилиновых картин будут значительно меньше, поскольку для детских рук исполнение их весьма трудоемко. Постепенно нужно усложнять сюжет картины и усиливать требования к исполнению согласно возросшим умениям и навыкам детей.

Лепка тренирует усидчивость, трудолюбие, моторику пальцев рук, развивает глазомер. Начинать лучше с размера в четверть альбомного листа: такой формат ребенок в состоянии покрыть тонким слоем пластилина, размазывая его большим и указательным пальцами правой руки (для левшей, соответственно, левой руки) попеременно. Иногда, если основная рабочая рука устала, можно часть работы переложить на другую руку.

Практическим знакомством с пластилином должна быть лепка на свободную тему. По своему усмотрению педагог  может использовать создание объемных предметных композиций, при такой комплексной подаче информации формируются связи, позволяющие ребенку переносить объемное изображение на плоскость и, наоборот, формировать объемное видение плоского рисунка; активизируются образное мышление и фантазия.

1. Цель программы: создание условий для развития творческой индивидуальности обучающихся.

В связи с поставленной целью, ставятся следующие
задачи:

Обучающие:
* научить основам художественной грамотности;
* научить основам цветоведения;
* научить элементарным композиционным приемам;
* привить практические навыки работы с пластилином и умение творчески их

   использовать;  

* научить детей выполнять лепную картину и показать, что детали предметов сохраняют

   объем и выступают над поверхностью основы;

* расширить познания детей о возможностях пластилина: им можно не только лепить, но

    и  рисовать;

* учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в

  своей работе;

* закрепить умение аккуратного использования пластилина в своей работе;

* формировать композиционные навыки.


Воспитательно-развивающие:
* развить мелкую моторику рук, образное, логическое и художественное мышление;
* создать в объединении соответствующую эстетическую среду;
* приучить к самостоятельности, трудолюбию, коллективизму, сотворчеству;
* развивать у детей интерес к изобразительной, художественной деятельности,

  декоративно-прикладному творчеству;
* развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в

  декоративные.


2.Структура занятий:

  1. Беседа.
  2. Самомассаж рук, пальчиковая гимнастика.
  3. Изготовление картины.
  4. Релаксация.
  5. Анализ работы.


Планирование занятий включает пять обязательных элементов:

  • Ключевые понятия.
  • Учебная задача.
  • Тема.
  • Вид деятельности.
  • Техника исполнения.


На занятиях с детьми младшего возраста целесообразно включить просмотр мультипликационных фильмов, выполненных с помощью пластилина («Пластилиновая ворона», мультфильмы из серии «Гора самоцветов» и т.д.)

Итогом работы над изучаемой темой должно быть создание тематической композиции. Работы, получившие лучшую оценку детей и воспитателя, в том числе и выполненные дома, достойны всеобщего обозрения. Такая выставка детям необходима, как и каждому художнику. Лучшие работы, находящиеся постоянно перед глазами, приучают к усвоению стандарта лепки, стимулируют стремление к лучшему. Поскольку эти работы выполнены детьми, а не воспитателем, у других детей возникает ощущение посильности такого качества исполнения. Выставка воспитывает уважительное отношение к работам товарищей и к искусству в целом. Выставку детских работ должны видеть и родители, поскольку она наглядно отражает уровень усвоения программы, уровень развития образного мышления.

3. Основные направления и этапы работы.


Предлагаемая программа рассчитана на один год обучения и соответствует одному занятию (1 час) в неделю.
Предметный материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.
Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются
исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый – исходные формы; второй – доработка исходных форм; третий – сложные изделия.

Первый раздел – это выполнение изделий самых простых на небольшом формате. Педагог объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.

Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются.

Третий раздел – выполнение сложных изделий большого формата.

В конце изучения каждой темы дети осваивают композицию – размещение предметов на плоскости.

Основные этапы:

1.Аппликация с частичным заполнением фона.

2.Плоскостное рисование.

3.Рельефное рисование.

4. Сграффито.

4. Оборудование.

Основное оборудование: одежда, доска, нож (стека), материал (пластилин), оргалит или пластиковые крышки для основы (картон).

Дополнительное оборудование: заостренные спички или зубочистки, бисер, декоративные элементы для оформления, мягкая чистая тряпка (для чистки рук и стеки по окончании занятий).

Рабочая одежда. Прежде всего, от пластилина необходимо защитить одежду ребенка, так как этот материал пачкает все и вся. Лучший вариант рабочей одежды для малыша – старая папина футболка. В ней ребенок закрыт со всех сторон, а рукава футболки спускаются как раз до его запястий. Идеально в край рукава вставить резинку. Можно пользоваться рабочим халатиком с длинными рукавами или фартуком с нарукавниками.

Рабочий нож. Главный рабочий инструмент – нож. В лепке его называют стекой. Нож должен быть небольшим и легким, прямым, не складным, но, прежде всего – безопасным, с тонким и не слишком острым лезвием, с заостренным (но не острым) концом. В некоторых наборах к пластилину прилагаются готовые пластмассовые стеки, однако они слабо удовлетворяют предъявляемым требованиям. Лучшая стека – пластмассовый одноразовый нож. У него тонкое, ровное или мелко зазубренное лезвие, обратная кромка прямая, как линейка. Он легкий и безопасный. Лезвие его достаточно прочное, чтобы разрезать брикет пластилина средней твердости. Обратная кромка послужит для контроля качества формы и пропорций. В руках физически сильных учеников эти ножи иногда ломаются, так что лучше иметь некоторый запас.

Для основы чаще всего используется картон, кроме этого можно использовать оргалит, пластиковые крышки, одноразовые тарелки или глянцевые стеновые панели, разрезанные до необходимого размера (для коллективных работ).

Дополнительно для оформления и создания наиболее интересных работ используют бисер, природный материал, сухие макаронные изделия и крупы, вату, перья, блёстки и другие декоративные элементы.

5.Основные приёмы рисования.

Урок начинается с подготовки пластилина к работе:

1. Отрезать от бруска нужного цвета необходимый для работы кусок пластилина.
2. Если пластилин достаточно мягкий, пальцами размять кусок целиком до рабочего состояния. Если пластилин твердый, разрезать кусок на более мелкие кусочки, размять их по отдельности и сложить вместе.


Основные приемы рисования пластилином:

* Перед использованием пластилин следует размять, а после работы протереть руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом.

* Для основы картин используется плотный картон. Если фон покрывается частично, то нужно применять картон с цветным покрытием, на котором не появляются масляные пятна от пластилина.

* Альбомная бумага может служить основой для покрытия пластилином или быть прокладкой вырезаемых деталей аппликаций.

* Дополнительные природные материалы, пластмассовые детали, бижутерия и т. п. используются для создания определенных эффектов.

* Для резания пластилина и нанесения на основу применяется стека — инструмент, у которого один конец ножеобразный, а другой острый.

* Ножницы предназначены для вырезания деталей картин. Разрезать срезы, вырезать отверстия удобно ножом-резаком или скальпелем. Для того, чтобы брать мелкие детали, необходим пинцет. Шилом можно прокалывать отверстия, наносить углубленные рельефные линии.

* Для раскатывания пластилина удобна скалка. Применяя такие приспособления, как расческа, металлическое ситечко, чесноковыжималка, можно добиться рельефности пластилиновых деталей.

* Рисовать эскизы картин нужно
только карандашом. 

* Лепить из пластилина лучше всего на пластине из оргстекла, но можно использовать фанеру, картон или клеенку. Формат картин может быть различным: вертикальным, горизонтальным, квадратным, круглым, овальным.

В зависимости от объемности деталей картины могут иметь плоскостное или барельефное изображение. У плоскостных картин поверхность ровная, подобная масляной живописи. В барельефном изображении фигуры слегка выступают над поверхностью.

Подразделяются картины в зависимости от степени заполнения полотна. В одних картинах покрыта вся поверхность, а других пластилином заполнена только часть, ограниченная контуром рисунка
. Последний вид называется аппликацией. Преимущество пластилиновых картин заключается в возможности изображения выпуклых барельефных деталей, создающих особую зрительную реальность выполняемых художественных работ. Плоскостное изображение пластилином подобно живописи масляными красками, но наносится пластичный материал не кистями, а стеками или размазывается по картонной основе пальцами рук. Ручной способ нанесения пластилина более эффективен, потому что согретый пальцами материал ровно под давлением соединяется с основой.
Рельефность картин достигается лепкой деталей из пластилина, формованием стекой, резанием ножницами с последующим подъемом разрезов, дублированием объемных элементов бумагой, протиранием пластилина через металлическое ситечко, выдавливанием материала через чесноковыжималку и т. п.


Нанесение пластилина на основу
следует начинать с верхней части, чтобы исключить касание ладони с покрытыми участками.

При создании
объемных изображений применяются два способа лепки: конструктивный (деталь составляется из пластичной массы) и пластичный (форма вытягивается из пластичной массы).

Детали круглых и овальных форм формируются скатыванием пластилиновых шариков с дальнейшим расплющиванием при закреплении на полотне картины.

Для изображения
тонких полос выполняются валики, которые раскатываются ладонями на плоскости. Желательно, чтобы эти детали не были очень длинными, в противном случае их формование и перенос будут вызывать затруднении. После раскатывания валики необходимо остудить, потому что в теплом состоянии они могут разорваться. Длинные линии следует составлять из нескольких коротких элементов.
Раскатывая валики, нужно иметь в виду, что при расплющивании на поверхности их поперечное сечение увеличится.
Ровные и длинные валики с круглым поперечным сечением можно получить, продавливая пластилин через чесноковыжималку. Эти детали используются для изображения лепестков и стеблей цветов, прядей, завитков и т.п.

Эффект пушистости и рыхлости элементов картины достигается трением или продавливанием пластилина через металлическое ситечко. Таким способом изображаются мех животных, кораллы, растительность и т.п.

Рельефность на поверхности деталей можно получить продавливанием тонких бороздок кончиками ножниц, шилом, стекой, расческой.

Для создания
резного края срез пластилиновой пластинки надрезается ножницами, скальпелем или придавливается стекой под углом к оформляемой линии. Этот метод применяется при изображении листьев, кроны деревьев.

Детали сложной конфигурации можно выполнить расплющенным пятном, где стекой или скальпелем отсекаются излишки.
Если необходимы фигуры, которые затруднительно вылепить, то из продублированной тонким, слоем пластилина бумаги ножницами нужно вырезать деталь и присоединить ее к основе пластилиновыми валиками.

Для создания прозрачности или объемности элементов пластилин растирается пальцами и наносится на деталь тонким слоем. Излишки верхнего слоя соскабливаются стекой до получения необходимого зрительного эффекта.


Если пластилиновая аппликация с частичным заполнением фона выполнена на мягкой бумаге, то вокруг деталей могут образоваться масляные ореолы. В этом случае необходимо вырезать элементы ножницами и соответственно композиции наклеить их на картон с водоотталкивающим покрытием.

Дефекты можно аккуратно срезать стекой и на этом участке выполнить исправления.

Смешением пластилина разных цветов достигается разнообразие колорита. Белый пластилин добавляется для осветления красок, а примесь черного, синего, коричневого придает темный оттенок. Часто используется цвет охры, который получается смешением коричневого и желтого цветов.
Чтобы добиться
эффекта "мраморности", т. е. изображения с разноцветными хаотическими разводами, пластилиновые валики разных цветов скручиваются жгутом, слегка перемешиваются, но не допускается полное поглощение красок. Колорит комбинируемых красок при нанесении на полотно должен просматриваться разноцветными разводами.

Видимость объемности пластилиновым деталям можно придать напылением порошка пастели или тенями для век.

Для изображения белых элементов на белом картоне можно использовать трафареты, которыми закрывают определенные участки, а вокруг окрашивают фон.

Картины из пластилина желательно оформить в рамках под стеклом. Если изображение рельефное, то между стеклом и плоскостью картины необходимо проложить вдоль рамки прокладку на высоту выпуклости рисунка. Плоскостные картины можно хранить под прозрачными пленками.

Пластилиновые изображения не следует подвергать деформации, нагреванию, не допускать попадания солнечного света.

Начинать осваивать технологию работы с пластилином лучше всего с небольших картин, на которых изображены простые предметы. Только после того, как появится уверенность в работе с пластилином, следует разработать собственную манеру.


Материалы и инструменты:

• Плотный картон, оргалит или цветная пленка - для основы под картину.

• Деревянная или пластиковая дощечка - в качестве рабочего стола для раскатывания пластилина и лепки мелких деталей.

• Стакан с водой (руки необходимо периодически смачивать водой, чтобы пластилин к ним не прилипал).

• Хлопчатобумажная салфетка для рук.

• Набор стеков различной формы (Стеки - это небольшие пластмассовые или деревянные ножички для вырезания, выравнивания пластилина и деталировки изображаемых предметов).

• Различные зубчатые колесики, многогранники, трубочки и др. приспособления - для придания поверхности определенной структуры.

• Пластиковые медицинские или кондитерские шприцы - для выдавливания пластичной массы.

• Хороший пластилин. То есть такой, который имеет яркий цвет, тонко выкатывается и не липнет к рукам.

6. Формы и виды контроля

Контроль исполняемого детьми действия. 

Прохождение по рядам и показ совершенного воспитателем действия каждому ребёнку вблизи. При необходимости можно на очень короткое время дать в руки ребёнку изделие - образец для развития сенсорики пальцев.

Во время контроля педагог обычно ограничивается указанием на ошибки и просьбой исправить, если ребёнок согласен и видит свою ошибку. Если ошибка не видна, следует провести сравнение с образцом или с правильной работой любого другого ребёнка.

Контроль можно проводить в виде таблиц. Например:

    Сроки

Вид контроля

Форма контроля

Объект контроля

Необходимый инструментарий

Октябрь

Начальный

Выставка работ

ЗУН на начало обучения

Канцелярские принадлежности

Декабрь

Текущий

Мастер-класс, выставка работ

ЗУН полученные за истекший период обучения

Канцелярские принадлежности, выполненные работы

Апрель

Итоговый

Мастер-класс, коллективная работа

ЗУН полученные в течение всего периода обучения

Материалы и оборудование, необходимые для работы

Учебный план

Возраст детей

Продолжительность

занятий

Периодичность

в неделю

Количество занятий в месяц

Количество часов в год

4-5 лет

         25 мин.

           1 раз

4 раза

1 час 40 мин

5-6 лет

         30 мин.

          1 раз

4 раза

2 часа

В таблице приведены примерные данные для работы по обучению курса пластилинографии с октября по апрель.  Продолжительность занятий соответствует своей возрастной категории.

                         

7. Календарно – тематическое планирование.  Средняя группа (4- 5 лет)

Месяц

Неделя

Тема

Цель

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1 неделя

Кленовый лист

Учить катать «жгутики», присоединять их к основе.

2 неделя

Мухомор

Учить катать маленькие шарики, присоединять их к основе.

3 неделя

Дождик

Учить создавать  изображение методом «растягивания» пластилина на необходимой поверхности рисунка.

4 неделя

Жёлудь

Учить создавать  изображение методом «растягивания» пластилина на необходимой поверхности рисунка, использовать в работе несколько цветов.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1 неделя

Чайник (чашка)

Учить украшать заготовку, используя умение катать «жгутики», шарики, метод «растягивания» пластилина.

2 неделя

Узор на полоске

Учить создавать узор, используя умение катать «жгутики», шарики.

3 неделя

Воздушные шарики

Учить изображать предметы с помощью  метода «растягивания» пластилина на необходимой поверхности рисунка.

4 неделя

Паровозик

Учить создавать  изображение методом «растягивания» пластилина на необходимой поверхности рисунка, использовать в работе несколько цветов.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1 неделя

Снежинка

Учить создавать объёмное изображение предмета с помощью « жгутиков».

2 неделя

Зимнее дерево

Учить изображать дерево с помощью « жгутиков» и метода «растягивания» пластилина на необходимой поверхности рисунка.

3 неделя

Ёлочная игрушка

Учить создавать объёмное изображение предметов, используя метод «сплющивания», учить добавлять пластилин другого цвета для украшения.

4 неделя

Новогодняя ёлка

 Учить работать стекой, изображать еловые ветки с помощью Метода «сплющивания» и стеки. Учить передавать в изображении характерные атрибуты праздника (ёлка, игрушки).

Я
Н
В
А
Р
Ь

1 неделя

                            К А Н И К У Л Ы

2 неделя

Неваляшка

Отрабатывать умение заполнять пространство рисунка, растягивая пластилин, заполняя контуры изображения. Учить сочетать различные цвета.

3 неделя

Снегирь

Учить использовать различные методы работы с пластилином для создания объёмного изображения предметов. Передавать в рисунке характерные черты снегирей.

4 неделя

Аквариум

Учить использовать различные методы работы с пластилином для создания объёмного изображения предметов. Передавать в рисунке характерные черты аквариумных рыбок и аквариумных растений.

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

1 неделя

Коллективная работа « Три поросёнка»

Отрабатывать умение применять изученные методы в технике «Пластилинография» для изображения сказочных героев. Учить работать в коллективе.

2 неделя

3 неделя

Подарок папе

к  23 февраля

Закреплять знания детей о празднике. Отрабатывать умение применять разные методы работы с пластилином.

4 неделя

Мышка-норушка и золотое яичко

Продолжать учить изображать сказочных героев с помощью пластилина. Совершенствовать умение передавать форму, используя знакомые способы лепки.

М
А
Р
Т

1 неделя

Хохлома

Познакомить детей с цветовой гаммой и элементами хохломской росписи: ягоды, цветы, завитки. Совершенствовать умение выполнять работу разными способами лепки.

2 неделя

Подарок маме

к 8 марта

Закреплять знания детей о празднике. Отрабатывать умение выполнять лепную картину, Сохраняя объём изображаемых предметов.

3 неделя

Весёлый дельфин

Закреплять умение изображать животных с помощью пластилина. Развивать чувство формы.

4 неделя

Мать-и-мачеха

Учить создавать образы растений, используя навыки и умения работы с пластилином. Закреплять умение работать стекой.

А
П
Р
Е
Л
Ь

1 неделя

Котик спит

Совершенствовать умение передавать положение туловища животного. Закреплять умение применять ранее усвоенные приёмы лепки, смешивать цвета для получения нового оттенка.

2 неделя

Ракета

Закреплять знания детей о празднике. Закреплять умение выполнять работу в технике « Пластилинография».

3 неделя

Веточки с листочками

Учить создавать изображение  «с натуры», используя изученные способы лепки.

4 неделя

Бабочка

Закреплять умение пользоваться разными способами лепки для создания образа бабочки, смешивать цвета для получения нового оттенка.

Планируемые результаты: К концу обучения дети должны:

  • Познакомиться с жанрами изобразительного искусства: пейзажем, натюрмортом, портретом, анималистическим жанром.
  • Владеть приёмами работы  технике « пластилинография»: придавливать, растягивать, сплющивать.
  • Владеть приёмом «вливания одного цвета в другой».
  • Познакомиться с народными промыслами (хохломская роспись).
  • Чувствовать композицию, цвета, умеют располагать элементы узора на поверхности предмета.

8. Календарно – тематическое планирование. Старшая – подготовительная группа (5-6 лет).

Месяц

Неделя

Тема

Цель

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1 неделя

Жёлуди

Учить катать «жгутики», присоединять их к основе. Учить создавать  изображение методом «растягивания» пластилина на необходимой поверхности рисунка, использовать в работе несколько цветов.

2 неделя

Яблоня

Учить катать шарики разного размера, присоединять их к основе.

3 неделя

Дождик

Учить создавать  изображение методом «растягивания» пластилина на необходимой поверхности рисунка, изображать капельки дождя.

4 неделя

Осеннее дерево

Учить изображать дерево с помощью « жгутиков» и метода «растягивания» пластилина на необходимой поверхности рисунка.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1 неделя

Платье для куклы

Учить украшать заготовку, используя умение катать «жгутики», шарики, метод «растягивания» пластилина.

2 неделя

Узор в квадрате

Учить создавать узор, используя умение катать «жгутики», шарики.

3 неделя

Пароход

Учить создавать  изображение методом «растягивания» пластилина на необходимой поверхности рисунка, использовать в работе несколько цветов.

4 неделя

Любимая игрушка

Учить создавать  изображение методом «растягивания» пластилина на необходимой поверхности рисунка, использовать в работе несколько цветов.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1 неделя

Снежинка

Учить создавать объёмное изображение предмета с помощью « жгутиков», украшать его разными материалами (блёстки).

2 неделя

Домик под снегом

Учить изображать объёмные предметы с помощью     « жгутиков» и метода «растягивания» пластилина на необходимой поверхности рисунка, украшать его разными материалами (вата).

3 неделя

Новогодняя ёлка

Учить работать стекой, изображать еловые ветки с помощью Метода «сплющивания» и стеки. Учить передавать в изображении характерные атрибуты праздника (ёлка, игрушки).

4 неделя

Дед Мороз

 Учить создавать знакомый образ, используя в работе изученные способы лепки.

Я
Н
В
А
Р
Ь

1 неделя

                            К А Н И К У Л Ы

2 неделя

Матрёшка

Отрабатывать умение заполнять пространство рисунка, растягивая пластилин, заполняя контуры изображения, сглаживая места соединения цветов. Учить сочетать различные цвета.

3 неделя

Снегири

Учить использовать различные методы работы с пластилином для создания объёмного изображения предметов. Передавать в рисунке характерные черты снегирей. Формировать композиционные навыки.

4 неделя

Аквариум

Учить использовать различные методы работы с пластилином для создания объёмного изображения предметов. Передавать в рисунке характерные черты аквариумных рыбок, применять для украшения разные материалы (ракушки, камешки).

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

1 неделя

Коллективная работа « Заюшкина избушка»

Отрабатывать умение применять изученные методы в технике «Пластилинография» для изображения сказочных героев. Учить работать в коллективе.

2 неделя

3 неделя

Подарок папе

к  23 февраля

Закреплять знания детей о празднике. Отрабатывать умение применять разные методы работы с пластилином, использовать материалы для украшения.

4 неделя

Совушка-сова

Продолжать учить изображать сказочных героев с помощью пластилина. Совершенствовать умение передавать форму, используя знакомые способы лепки.

М
А
Р
Т

1 неделя

Хохлома

Познакомить детей с цветовой гаммой и элементами хохломской росписи: ягоды, цветы, завитки. Совершенствовать умение выполнять работу разными способами лепки.

2 неделя

Розы для мамы

Закреплять знания детей о празднике. Отрабатывать умение выполнять лепную картину, Сохраняя объём изображаемых предметов. Формировать композиционные навыки.

3 неделя

Стайка дельфинов

Закреплять умение изображать животных с помощью пластилина. Развивать чувство формы и пропорций. . Формировать композиционные навыки.

4 неделя

Весенний ковёр

Учить лепить коврик из «жгутиков», имитируя технику плетения. Продолжать учить создавать образы растений, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином. Закреплять умение работать стекой.

А
П
Р
Е
Л
Ь

1 неделя

Кошки –мышки

Закреплять умение передавать положение туловища животного. Закреплять умение применять ранее усвоенные приёмы лепки, смешивать цвета для получения нового оттенка. Развивать композиционные навыки.

2 неделя

Ракета в звёздном небе

Закреплять знания детей о празднике. Закреплять умение выполнять работу в технике                                      « Пластилинография», украшать изображение разными материалами (блёстки).

3 неделя

Подснежники

Учить создавать изображение  «с натуры», используя изученные способы лепки, создавать выразительный образ посредством передачи объёма и цвета.

4 неделя

Бабочка

Закреплять умение пользоваться разными способами лепки для создания образа бабочки, смешивать цвета для получения нового оттенка.

Планируемые результаты: К концу обучения дети должны:

  • Различать  жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр.
  • Владеть приёмами работы  технике « пластилинография»: придавливать, растягивать, сплющивать, раскатывать, разглаживать границы соединения частей.
  • Владеть приёмом «вливания одного цвета в другой».
  • Различать характерные цвета и элементы народных промыслов (хохломская роспись).
  • Чувствовать композицию, цвета, пропорции предметов, умеют располагать элементы узора на поверхности предмета.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Методические рекомендации

Демонстрационная лепка воспитателя. Педагогу надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку детей – лучше педагога сразу ни один ребёнок ещё никогда не лепил. Цель предложенной программы – приблизиться в конце концов к качеству лепки педагога. Педагог должен владеть пластилином, хорошо знать его качества, обладать развитым глазомером и объемным видением, чувствовать пропорции. Объемное видение и глазомер развивается у детей не за один год, и об этом надо всегда помнить, тактично указывая на ошибки. Жесткие требования следует предъявлять лишь к наиболее успешным ребятам  после многократной лепки одними и теми же приемами одних и тех же форм разного размера.
Изделия, которые ребенок делает из пластилина, полностью зависят от его наблюдательности, непроизвольного внимания к форме и развития мелкой моторики рук.

Лепка изделия по нотации. 
Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за воспитателем. Разделив всё исполнение изделия на этапы, воспитатель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем.

 Каждый этап нотации включает в себя следующее:
1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.
2. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным словесным описанием. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних рабочих мест хорошо были видны действия воспитателя.

Начните задуманную композицию с эскиза на листке бумаги. Выберите цвета изображения и фона, не забывая о контрастности и сочетании цветов: жёлтый предмет будет казаться более ярким на зелёном, синий на жёлтом фоне и т.п.

Затем подберите нужный формат картины и вырежьте из оргалита прямоугольную пластину нужного размера с учетом ширины полей. Затем вырежьте прямоугольник из цветной плёнки по размеру будущей картины и наклейте ее на оргалит. Перенесите изображение с эскиза на плоскость картины, например, с помощью координатной сетки и детских мелков.

В зависимости от выбранного сюжета, решаем, что будет являться фоном для изображения: сама плёнка или нанесённый на нее пластилиновый слой. Рекомендуемые цвета самоклеющейся плёнки для фона - все оттенки синего и, зелёного; серый; чёрный. Главное в картине - это не фон, а задуманное вами изображение, поэтому фон не должен быть слишком ярким и бросающимся в глаза. То же самое относится и к полям картины - их цвет должен сочетаться как с основными цветами изображения, так и с цветом фона. Универсальные поля - белые. Поля тоже нужно изготовить из самоклеющейся плёнки и наклеивать после полного завершения работы.

Итак, вы уже подготовились к главной работе - изготовлению картины.


При лепке картин нужно помнить про некоторые
особенности работы с пластилином. 

Например, такие:
1)  При работе с пластилином не всегда подходят "чистые" цвета. Иногда для задуманного цветового решения применяют смешивание различных цветов и сортов пластилина. Пропорции подбирают до получения желаемого результата.
2) Помните об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаются новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, вы получите зелёный, жёлтый с красным - оранжевый, красный с синим - фиолетовый.
3) Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными.
4) Не стоит смешивать более двух цветов одновременно.
5) При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получается пластилин нового качества.
6) Для того чтобы поверхность стала глянцевой, пальцы смачивают водой.
7) Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: Издательство «Скрипторий», 2007.
  2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008.
  3. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн-2» Поделки из бросового материала.2007.
  4. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы.2007.
  5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – М.: Аст; СПб: Сова, 2006.
  6. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. – Ростов-на – Дону: Издательсво «Феникс», 2003.
  7. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО издательство Астрель: издательство Аст, 2004.
  8. Стародуб К.И. Ткаченко Т.Б. Пластилин. Издательство Феникс. 2003
  9. Е.Г. Лебедева. Простые поделки из бумаги и пластилина. Издательство: Айрис-пресс. 2008
  10. И. О. Шкицкая Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009
  11. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007
  12. Лыкова Ирина. Серия Мастерилка. Издательство: Мир книги. 2008
  13. Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010
  14. Е.А.Румянцева. Простые поделки из пластилина. Серия: "Внимание: дети!" 2009
  15. Е.В. Чернова. Пластилиновые картины. Издательство: Феникс. 2006
  16. Е. Данкевич, О. Жакова. "Лепим из пластилина"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...