Статья: Характеристика технических умений в рисовании детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа) по теме

В данной статье дается характеристика технических умений в рисовании у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: Характеристика технических умений в рисовании детей младшего дошкольного возраста

В современных психологических и педагогических исследованиях можно проследить связь между эстетическим и умственным развитием детей дошкольного возраста и изобразительной деятельностью. То, что дошкольники могут увидеть связь между явлениями, распознать их свойства и свойства предметов и отражать их в форме образа говорится в учениях В.В. Давыдова, А.В. Запорожца и др. Дети учатся понимать и выполнять задачу, следовать рекомендациям, анализировать, сравнивать и т.п.

Эффективное освоение технических умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техникой рисования, распределения задач по каждой группе детского сада с учетом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности.  
Обучая технике рисования малыша, необходимо учитывать, что движения руки ребенка, которые обусловливают изображение, только начинают развиваться. И этому процессу необходимо уделить особое внимание.

При формировании техники рисования у детей дошкольного возраста необходимо учитывать то полезное, что есть в детской "естественной" технике, что проявляется в самостоятельных действиях ребенка с карандашом.  

Для описания особенностей технических умений в рисовании у младших дошкольников целесообразно рассмотреть особенности психического развития детей в данном возрастном периоде. Чувства ребенка на протяжении дошкольного детства меняются. Если младший дошкольник еще неустойчив в проявлении своих эмоций, не способен на заботу о других и сочувствие им, то старший дошкольник проявляет боле глубокие чувства, они становятся устойчивыми [29, с. 119].

В дошкольном детстве действия ребенка становятся более разумными, от чего зависит его умственное развитие. Младший дошкольник еще мало знаком с окружающим миром, поэтому дошкольное детство - это период познания. Причем это познание направлено не только во внешнюю среду, но и на свои поступки, их последствия, познание плохого и хорошего и т.п.

Чувства младшего дошкольника еще носят бурный характер и резкое выражение. Его страх ярко выражен, он не сдерживает слез и прочее. Чувства становятся более осознанными и приобретают произвольный характер. Ребенок уже способен рассказать о своих переживаниях и контролировать чувства. Более тонкий мир чувств становится доступным малышу через подражание

В дошкольном возрасте формируется воля, что очень важно для сферы контроля над своим поведением и действиями, будь они внутренними или внешними. Наставление и требования не только взрослого, но и сверстников помогает ребенку научиться добиваться той или иной цели, подчинять свои действия определенной задаче, преодолевать препятствия.

Дошкольное детство - это начало сознательного управления собственным поведением. В младшем дошкольном возрасте уже присутствуют волевые действия, но пока еще никуда не ушла их импульсивность и непреднамеренность, которые связаны с ситуативными чувствами .

Таким образом, воля уже присутствует в поведении и действиях младшего дошкольника, однако не в полной мере, а ограниченно. Воля развивается под действием мотивов, которые начинают меняться в силу возраста. Наиболее важные мотивы толкают малыша на совершение сознательных действий в достижении имеющейся цели. При этом ребенок учится не отвлекаться на побуждения, которые возникают в связи с влиянием менее значимых мотивов.

Что касается сенсорного развития, то дошкольное детство - это период, когда активно начинают развиваться познавательные процессы ребенка. Происходит совершенствование восприятия, ощущения окружающего мира.

В младшем дошкольном возрасте дети уже способны различать цвета, так как острота их зрения повышается. Что касается слуха, то он становится более звуковысотным, при этом происходит развитие фонематического слуха. Младший дошкольник способен различить, какой предмет больше, а который меньше.  

Наконец, формируются перцептивные действия, которые позволяют малышу изучить объект и выделить в нем те свойства, которые наиболее характерны для него. В дошкольном детстве происходит усвоение сенсорных эталоном, с чем связано восприятие цветов и форм [4, с. 105].

Мышление младшего дошкольника пока еще носит наглядно-действенный характер. Для малыша пока еще трудно увидеть связь между предметами и явлениями. Он не может сделать вывод.

Л.С. Выготский писал, что мышление ребенка развивается посредством речи. Несмотря на то, что научные понятия становятся доступными ребенку только в младшем школьном возрасте, в дошкольном детстве уже можно сформировать полноценные понятия

Также в дошкольном детстве развивается память. Младший дошкольник способен узнать предмет, если раньше уже видел его. При этом он может запомнить и воспроизвести, например, стишок.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться образная память. Малыш способен запомнить предмет, и если ему предъявят его изображение, то он узнает его

Младший дошкольный возраст - это период развития воображения. Хотя у некоторых детей оно развивается в конце второго года жизни. Результатом воображения является наличие образов. Об этом можно судить по тому, что дети слушают сказки и сопереживают героям.

Репродуктивное или воссоздающее, а также творческое или продуктивное воображение можно развить при помощи таких видов деятельности, как лепка, игра, рисование, конструирование. Однако образы, создаваемые младшим дошкольником, пока еще не имеют самостоятельного существования. Обязательно должна иметься внешняя база, которая происходит в деятельности. Например, играя, малыш берет на себя роль зайчика, цыпленка, человека и т.п.

Творческое воображение ребенка развивается через словотворчество. Это происходит при сочинении дразнилок, сказок, считалок и т.п. Для продуктивного словотворчества младшего дошкольника важно сопровождать его внешними действиями малыша. То есть пока еще словотворчество имеет связь с ними. Активное развитие познавательной сферы младшего дошкольника оказывает влияние на его эмоции.

Таким образом, младший дошкольный возраст характеризуется яркостью, непосредственностью и непроизвольностью эмоций. Уже присутствует воля, но пока еще не в полной мере. Познавательная сфера характеризуется развитием продуктивного воображения, которое пока еще связано с деятельностью.

 Одна из главных задач в изобразительной деятельности сводится к овладению техническими умениями в рисовании. Техническими умениями называют умение детей правильно использовать карандаш, кисть  и краски при рисовании, а также способность к воспроизведению линий в любом направлении. Также технические навыки включают в себя правильное использование изобразительных материалов и приборов для рисования. Высокий уровень развитии технических навыков обеспечивает повышенный интерес дошкольника к процессу рисования.

Технические навыки возникают в виде сознательно автоматизируемого действия и функционируют в дальнейшем как  автоматизированный способ выполнения того или иного действия. При этом данное автоматизированное явление является сознательным, и, по мнению И.М, Сеченова,  чем больше технические навыки развиты и выработаны  у ребенка, тем  оно более подчиняется его воле.

Для технических умений  характерен сенсомоторный характер и каждый их них состоит из двух составляющих - двигательного (рука выполняет рисовальное движение) и сенсорного (движение воспринимается человеком и осуществляется его контроль).

Технические умения рисования карандашом:

- умение держать карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), далеко от отточенного конца;

- умение рисовать линию сверху вниз, при этом рука находится сбоку линии, и также умение рисовать линию слева направо, - при этом рука с карандашом находятся внизу линии;

 - умение рисовать  ровную линию без отрыва карандаша от бумаги;

- умение рисовать геометрические фигуры квадратной и прямоугольной формы  и при этом знать, что останавливаться нужно на углах, а геометрические фигуры округлой формы, наоборот, рисовать не останавливаясь, одним движением;

 -умение закрашивания рисунка карандашом неотрывно, движением руки туда-обратно;

 - умение закрашивать рисунки штрихами в одном направлении;

 - умение не выходить за контур рисунка при его закрашивании;

 - умение правильно распределять нажим на карандаш при его закрашивании;

- умение не оставлять просветы при закрашивании определенной фигуры;

При использовании кисти и красок следует владеть следующими техническими умениями:

 -  умение держать кисть между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником,  при этом не сжимать ее сильно пальцами;

-  умение вести кисть по форсу при рисовании различных фигур ;

 - умение держать кисть палочкой вверх при рисовании тонких линий, и держать ее наклонно - при рисовании широких линий;

 - умение  закрашивать рисунки накладыванием линий рядом и ведением их только в одном направлении, при этом движение каждый раз следует делать только сверху вниз

(а не туда-обратно, как карандашом).

- умение проводить каждую линию рисунка кистью только один раз;

 - умение проводить линию кистью не останавливаясь и не оставляя пробелов;

 Таковы основные технические умения, которыми следует владеть ребенку младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.   

В задачу воспитателя входит развитие не только умения правильно держать карандаш и кисть, но и развитие сложного и пластичного умения свободного владения карандашом и кистью при разных приемах рисования. С целью этого развивают не только умения, но и знания об основных  положениях руки с рисовальным инструментом. Итак. Ребенку для развития технических навыков необходимы умения:

-  правильного расположения кисти или карандаша (умение принимать исходное положение руки);

 -  правильного положения руки с кистью и карандашом в процессе рисования вертикальных и горизонтальных линий;

- правильного положения руки с кистью и карандашом  при прорисовывании широких или тонких полос.

Постепенно овладевая данными умениями, ребенок  учится правильно владеть карандашом или кистью при разных приемах изобразительной деятельности.

Также  к важным техническим умениям в рисовании относится способности к регулированию рисовальных движений по отношению к силе нажима, скорости, размаха, равномерности, слитности, плавности в изображении предметов.

Таким образом, умение рисовать базируется на основе развития нескольких технических умений в младшем дошкольном возрасте, а именно: умении правильно держать кисть и карандаш, умение правильно рисовать линии и узоры, умение контролировать силу нажима, равномерности, плавности при рисовании линий.

Такие факторы, как возможность выбора, необычное начало работы, интересные задания, разнообразные материалы и прочее дают возможность сделать рисование веселым занятием. При этом развивается восприятие ребенка, эстетическая сторона его личности.

Каждый ребенок любит рисовать, будь то дети двух-трех летнего возраста или подростки. Они рисуют все, что слышат и видят, и даже чувствуют (что интересно, нарисовать ребенок может и запахи). Но со временем этот интерес пропадает. Остается он только у художественно одаренных людей, которые видят свое будущее, связанное с рисованием [2, с. 209].

Природа детских рисунков объясняется наличием множества теорий и подходов. Однако более понятной на данный момент является возрастная эволюция изобразительного творчества.

Так, К. Риччи выделял два этапа:

1. Доизобразительный.  Он включает в себя следующие стадии:

- каракули (2 года), когда ребенка больше интересует предмет рисования, а не то, что он изображает, поэтому научить его нарисовать реальный предмет невозможно. Уже через полгода малыш начинает зрительно контролировать свое рисование. В этот период ребенку не стоит делать замечаний по поводу его рисунков, иначе это отобьет интерес к изобразительной деятельности и вызовет задержку в его общем развитии.

- период от 2 до 3 лет, когда рисунок малыша, по сути, остается каракулей, но ребенок способен дать ему название. Да, возможно на рисунке вы не найдете того, что сказал малыш, но факт остается фактом.

2. Изобразительный, который в свою очередь делится на:

- период от 3 до 5 лет, когда ребенок изображает примитивно-выразительные рисунки, однако они еще весьма специфичны.

- период от 6 до 7 лет. К ней относятся схематические рисунки, более осознанные. Изображение содержит те качества, которые должны принадлежать изображаемому явлению или предмету [29, с. 28].

Ранние детские рисунки носят линейный характер. Рисование в этот период развивает умение видеть, способствует формированию зрения. В младшем дошкольном возрасте происходит становление форм, ребенок уже может воспринимать свойства материалов, и это происходит гораздо быстрее, чем формирование словарного запаса. Младший дошкольник способен осмысленно воспринимать окружающий мир [13, с. 332].

Освоение цвета в младшем дошкольном возрасте происходит постепенно. Воспитатель, подбирая краски и карандаши, учитывает содержание работы. При первом освоении формы нежелательно давать разнообразие цветов, лучше ограничиться черным карандашом, а затем уже пользоваться разнообразной гаммой. В конце учебного года воспитатель не дает новых знаний, а предлагает нарисовать знакомые формы предметов, дети сами могут придумать содержание рисунков: цветы, жучки, весенняя травка, теплое солнышко (развитие у детей инициативы, самостоятельности).

Тематика рисунков в этом возрасте подбирается близкая детям: "Дождик кап-кап", "Падают листья", "Цветы яркие цветут"(то, что дети видят в процессе наблюдений). Не страшно, если дети еще слабо владеют изобразительными средствами: та тематика, которую предлагает воспитатель, должна быть им понятна и доступна.

Приемы на закрепление и обучение техническим умениям в младшем дошкольном возрасте:

Чтобы воспитать сознательное отношение к занятиям, необходимо чаще предлагать детям самим показать, как надо держать кисть, карандаш. В этом возрасте полезно предложить детям несколько раз произвести движение рукой в воздухе или пальчиком на листе бумаги. В отдельных случаях, если после одного зрительного восприятия ребенок не может выполнить показанное движение, можно прибегнуть к показу его рукой на отдельном листе бумаги. При этом ребенок воспринимает движение не только зрительно, но и кинетически.

 По мнению Комаровой Т.С., особое внимание надо обратить на те технические умения  рисования, которыми дети начали овладевать в младшей группе:

При рисовании круглых форм следует вырабатывать свободу движения руки без излишнего нажима на карандаш и кисть. Надо добиваться движения непрерывного, слитного, предлагая по несколько раз повторить рисунок круга, показывая, как следует действовать рукой, поясняя свои действия. Можно предложить равномерно покрыть лист бумаги колечками, как бы рисуя ткань для платья (фон разный). Техническая задача в этом случае будет решаться в единстве с эстетической.

Продолжается выработка прочного навыка владения карандашом и кистью, умение изменять положение руки. Так, положение кисти по отношению к бумаге может быть наклонным (при рисовании широких линий и мазков) и вертикальным (при рисовании тонких линий и точек). Воспитателю следует добиваться легкости движения, усвоения навыка рисования без опоры рукой о стол или при опоре только до локтя; прикосновения к бумаге концом кисти; усвоения навыка умеренного нажима на карандаш, произвольности размаха при закрашивании частей рисунка, не выходя за контур, равномерности движений.

Учить детей накладывать штрихи в одном направлении в пределах контура (сверху вниз, слева направо или по косой). Движение карандаша при закрашивании неотрывное (туда-обратно), а кисть может двигаться только в одну сторону, по ворсу.

 Приемы обучения и закрепления технических умений в рисовании:

Первоначальное освоение всякого технических умений требует наглядного показа способа действия. Это делает, прежде всего, сам воспитатель, затем он предлагает повторить показ кому-нибудь из детей. Показ обязательно сопровождается пояснением. В средней группе, как и в младшей, прежде всего, называются те движения и действия, которые показываются. Более сложные действия, включающие несколько более простых, расчленяются и каждое действие показывается и называется отдельно. При этом подчеркиваются слова "теперь", "потом", "после этого".

При рисовании красками, например, апельсина, сначала следует рассмотреть его. До занятия дать подержать в руках, погладить. На занятии апельсин держит воспитатель, обводит его форму руками: "Круглая, совсем круглая". Кладет апельсин на ладонь левой руки, а пальцем правой обводит, как-бы прорисовывая. После этого дети рисуют[52, с. 62].

При дальнейшем усвоении технических умений больше самостоятельности в показе и назывании действия предоставляется детям, воспитатель их только поправляет, дополняет. Умения  можно считать усвоенным, если дети самостоятельно, без напоминаний применяют и действуют при этом свободно.

Обучению техническим умениям в рисовании позволяет развивать :

- ориентировочно-исследовательскую деятельность младших дошкольников (ребенок может экспериментировать, смешивая краски, нанося их на природные материалы и т.п.);

- мелкую моторику пальцев рук, а это в свою очередь оказывает влияние на развитие речевой зоны коры головного мозга;

- психические процессы (внимание, воображение, мышление, восприятие, зрительную память);

- тактильную чувственность (контактируя с краской, дети узнают о ее густоте, вязкости, твердости);

- познавательный интерес.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте, несмотря на недостаточность развития воли и эмоциональных проявлений,  развивается познавательная сфера, характеризующаяся  развитием продуктивного воображения, которое пока еще связано с деятельностью.

Дошкольники овладевают искусством рисования постепенно.  Младший дошкольный возраст относят к доизобразительному периоду рисования, в котором ребенок изображает примитивно-выразительные рисунки, однако они еще весьма специфичны: они рисуют простейшие штрихи, пользуются нетрадиционными техниками рисования, рисуя различные фигуры, изгибы, узоры. Младший дошкольник сравнительно медленно  усваивает цвет и форму, и для закрепления технических умений в рисовании воспитателю необходимо постоянно вырабатывать этот навык, а именно: учить, как правильно держать кисть, карандаш, учить прорисовывать фигуры, менять положение руки при рисовании различных фигур, учить заштриховывать фигуры в различных направлениях.

Список использованной литературы:

  1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия. - 2012. - 267с.
  2. Григорьева,  Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/ Г. Г. Григорьева. - М.: Академия, 2009. - 344 с.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - М.: "Издательство Скрипторий , 2008. - 80с.
  4. Зеньковский В.В. Психология детства. -Лейпциг: Сотрудник, 2012
  5. Изобразительная деятельность в детском саду. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа: Т. С. Комарова - Москва, Мозаика-Синтез, 2014 г.- 120 с.
  6. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. - М., 2011. - 215 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:Психолого-педагогические основы формирования изобразительных умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как  отмечают исследователи детского изобразительного творчесва (Сакулина Н.П., Камарова Т.С., и...

Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста

Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста...

Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста

Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста...

Актуальность и применение техники эффективного общения "я-сообщение" в развитии коммуникативных умений и навыков детей младшего дошкольного возраста

      Коммуникация с другими людьми, то есть общение, по мнению многих психологов, например Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского,  А.Н. Леонтьева, является основой развития челов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка технической направленности "ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ" для детей младшего дошкольного возраста

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Легоконструтрование» реализуется на базе МДОУ № 4. Программа разработана на основании программы Фешиной Е.В. «Лег...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка технической направленности "ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ" для детей младшего дошкольного возраста

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Легоконструтрование» реализуется на базе МДОУ № 4. Программа разработана на основании программы Фешиной Е.В. «Лег...