Статья на тему:Психолого-педагогические основы формирования изобразительных умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста.
статья по теме

Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как  отмечают исследователи детского изобразительного творчесва (Сакулина Н.П., Камарова Т.С., и Григорьева Г.Г.), она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и валивого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психическии функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_izo.docx31.43 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические основы формирования изобразительных умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста

1. Содержание понятия изобразительных умений

В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значение для разностороннего развития детей. Являясь для них самой интересной, она позволяет передать то, что дети видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение.

В дошкольном возрасте необходимо формировать изобразительные умения для разностороннего развития личности ребенка, для более успешного обучения в школе.

Умения — это сочетание знаний и навыков, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.                                                                        

Навык — действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма.

Под широко распространенным в изобразительном искусстве термином "уметь" обычно понимается изобразительная техника художника, его живописные и графические навыки, умения, степень владения мастерством.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности следует понимать систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения для учреждений дополнительного образования».

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, навыки и умения преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснение, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, рисование, и т. п.), то выделяются методы наглядные, словесные, практические.

Методы и приемы обучения находятся в диалектическом единстве и могут переходить один в другой. Так, показ нового способа изображения относится к методам, а показ ребенку знакомого способа изображения у доски или индивидуальный показ педагога в процессе занятия тому, кто в этом нуждается (например, ребенку, с трудом осваивающему способ изображения или пропустившему много занятий и забывшему тот или иной способ), можно назвать приемом обучения.

Изобразительная техника включает умения художников пользоваться рисовальными и живописными принадлежностями, навыки работы ими, знание различных технических приемов работы карандашом, углем, кистью и т.п., приемов изображения предметов в перспективе (воздушной и линейной), передачи светотени, конструктивного строения объектов, наиболее выразительной передачи изображаемого, а также индивидуальную изобразительную манеру художника и ряд других элементов.

Обучение детей изобразительному искусству предусматривает наряду с приобретением ими изобразительных умений и навыков развитие творческой активности. Эта система включает в себя программу требований к изобразительным навыкам дошкольников и методику, основанную на воспитании у них наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движение. Методика должна включать применение разнообразных приемов в зависимости от поставленных задач, возраста и общего развития детей.

Изобразительная деятельность представляет собой художественно- творческую деятельность, направленную не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому (Т.С.Комарова) [9].

Изобразительная деятельность – едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста. Деятельность эта позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к нему. Но интерес и положительное отношение во многом определяется тем, как идет овладение рисованием. Успешное решение всегда вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения, которые переносятся и на отношение к деятельности. Подтверждение тому – ответы самих детей: «Я люблю рисовать, потому что у меня хорошо получается». В противном случае: «Я не люблю рисовать, потому что не умею, у меня не получается». Возникает вопрос: отчего у него «хорошо получается»? Во многом от того, как протекает процесс обучения рисованию. Следовательно, необходимо так руководить этой деятельностью, чтобы она радовала детей, вызывала положительное отношение, желание рисовать.

Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. Я.А.Коменский считал, что изобразительное искусство и рисование позволяют развивать чувство прекрасного, учат «подмечать правильность и стройность в предметах», способности наслаждаться произведениями искусства и красотой природы [8].

Изобразительная деятельность обладает и воспитательным значением. Об этом писали художники, педагоги, психологи, ученые (А.В.Запорожец, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина, Б.И.Юсов и другие). Значение изобразительной деятельности, изобразительного творчества детей в воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б.Джефферсон, Э.Крамер, В.Лоунфельд, У.Ламберт, К.Роуланд и другие) [8]

К.Роуланд утверждал, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности. Э.Крамер подчеркивает значение этой деятельности для интеллектуального развития и формирования зрелости личности. В.Лоунфельд указывал на важную роль изобразительной деятельности в эмоциональном развитии ребенка [8]

Большое внимание детскому изобразительному творчеству уделял Е. И. Чарушин. Талантливый художник- иллюстратор и педагог много занимался рисованием с детьми дошкольного возраста.

Он придавал огромное значение руководству детским творчеством со стороны взрослого, предлагая направлять содержание детских рисунков, оказывать помощь детям в формировании образа, в поисках средств выразительности [9].

В процессе изобразительной деятельности создается благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма. В процессе рисования развиваются эстетическое восприятие и эстетические представления.

Эстетические чувства могут возникнуть при восприятии четкой изящной формы предмета или ритмического строя предметов (например: расположение деревьев в лесу, домов в городе и т.п.). Эстетические чувства становятся глубокими и осознанными по мере развития и обогащения восприятия и представлений детей о форме, цвете, строении предметов и явлений окружающего мира. На этой основе у детей формируется эстетический художественный вкус.

В процессе занятий рисованием у детей развивается воображение. Ребенок создает изображение не только на основе того, что он непосредственно воспринимал. Образ только что воспринятого предмета вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившимися представлениями. Например: дети никогда не видели сказочную птицу, но они могли видеть самых разнообразных птиц в окружающей жизни, на иллюстрациях, слушали сказки о волшебных птицах, жар- птицах, синей птице, рассматривали глиняные игрушки, изображения декоративных птиц в различных предметах декоративного искусства. На этой основе и складывается образ необычной фантастической птицы.

             Изобразительная деятельность – художественно- творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и выражение своего отношения к изображаемому.

Выражение отношения к изображаемому – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей.[9]

На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер занятий по изобразительной деятельности, заключающийся, прежде всего в том, что дети занимаются все вместе, создавая каждый свое изображение, затем сообща рассматривают и оценивают все выполненные рисунки.

В процессе занятий по изобразительной деятельности у детей воспитываются нравственно- волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитывается умение объединяться для общего дела, договориться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.

На занятиях по изобразительной деятельности создаются условия для осуществления задач трудового воспитания. Для создания изображения, подготовки материалов к занятию и уборки своего рабочего места требуется применение трудовых усилий.

В изобразительной деятельности детей ценно то, что она позволяет воспитывать у ребенка  бережное, уважительное отношение к продуктам человеческого труда. Привыкнув ценить и беречь свои и других детей рисунки, ребенок будет внимательно и с уважением относиться ко всему, во что вложен труд людей.

Изобразительная деятельность- это специфическое образное познание действительности. Поэтому она имеет большое значение для умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Известный русский художник- педагог П.П.Чистяков писал: «Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования» [7].

Рисование является специфическим средством познания и отражения предметов и явлений реального мира. Но прежде чем появиться на бумаге, в плане, эти образы складываются в сознании ребенка в процессе непосредственного чувственного познания – восприятия (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, Е.И.Игнатьев, Н.П.Сакулина и другие) [8].

Изобразительная деятельность способствует развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенно образующийся запас знаний и представлений о разнообразных формах и пространственном расположении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков, цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин, цветов, разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, клюет зернышки; рыбки плавают в разных направлениях и т. п.).

Рисование способствует обогащению восприятия, представлений, памяти детей новыми образами, которые в процессе изображения уточняются, обогащаются. Сформировавшиеся представления в процессе их воссоздания дополняются новыми чертами. Увеличивается в целом запас знаний об окружающей жизни.

Занимаясь рисованием, дети узнают различные материалы (бумагу, краски, мелки, фломастеры и др.). Знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними, узнают орудия человеческой деятельности – карандаш, кисть. Усваивают способы действия с ними Запас знаний детей о вариативном использовании материалов и орудий расширяется.

В процессе подготовки и проведении занятия создаются благоприятные условия для формирования таких умственных качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность, которые лежат в основе детского изобразительного и любого другого творчества.

В изобразительной деятельности дети постоянно сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета, явления, у них развивается образная выразительная речь. Принимая участие в восприятии и анализе предметов и явлений перед их изображением, ребенок в результате приобретает собственный опыт познания.

Опыт изображения, творческой переработки полученных впечатлений служит развитию воображения, творчества, без которых невозможна ни одна репродуктивная деятельность.

Дети приобретают необходимые для обучения в школе умения, формируется потребность контролировать себя при любой работе.

Занятия изобразительной деятельностью – один из путей воспитания в детях чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке и его труде, в произведениях искусства, потребности отразить увиденное в рисунке. В процессе изобразительной деятельности в детском саду при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека.

Без овладения техникой рисования ребенок не чувствует себя свободным в изображении задуманного и выражении своего отношения к изображаемому. Овладение детьми способами рисования разными материалами важно для них, чтобы они могли свободно создавать образы предметов и явлений в рисунках.

Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достигнуть, разнообразя способы работы уже известными в широкой практике цветными карандашами и красками и используя новые материалы – графитный и угольный карандаши, сангину, акварель, цветные восковые мелки, а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику.

Занятия рисованием создают почву для творческого проявления и в этих и в других деятельностях. Изобразительная деятельность является лишь одним из средств эстетического воспитания и осуществления полноценного эстетического воспитания возможно лишь при комплексном характере эстетических воздействий на человека и совершенствовании всех средств эстетического воспитания.

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляется разностороннее воспитание ребенка- дошкольника. Огромное значение рисования для воспитания и развития ребенка отмечают многие педагоги и психологи (Б.М.Теплов, А.В.Запорожец, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Э.Крамер, Б.Джефферсон, У.Ламберт и другие). Содержание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребенка развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием учат видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства.

2.        Особенности формирования изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст – возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию, они приобретают сюжетный характер. Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.

В различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

Продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства.

Комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Высокая продуктивность в развитии изо -деятельности.

Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений). Развивается умение обобщать причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ «Я».

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако в подготовительной группе развитие снижается, по сравнению со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и СМИ, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

Основные достижения старшего дошкольного возраста связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

 Ведущую роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально – образного по своей сути. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.

         Ценность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношения к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоционально – чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Задача педагога – развивать интерес к изобразительному искусству, потребность в нем.

         Основу изобразительных средств, при создании детьми образов составляет рисунок, линия, цвет и некоторые основы композиционной организации, посредством которых дети отражают в рисунках окружающий мир и выражают к нему свое отношение. Однако, как отмечают исследователи, при самостоятельном овладении этими средствами  у детей возникает много трудностей, которые они не могут преодолеть без помощи взрослого.

Для формирования изобразительного интереса, изобразительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста необходимо четко определить задачи, условия, методы, приемы, формы проведения этой работы. Содержание инновационных, комплексных и парциальных программ содержит необходимую информацию.

 Научить ребенка осознанно использовать элементарные основы изобразительной грамоты, пользоваться ими как средством, позволяющим с наибольшей полнотой  выражать свое представление  об окружающей действительности, передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа, выражать к нему свое отношение – одна из важнейших задач развития детского творчества, которая ставится авторами программы «Детство» (В.И.Логиновой и др.). Раздел программы называется «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», соавторами которого являются Л.М.Гурович, Н.А.Курочкина, А.Г.Гогоберидзе, Г.В.Курило.

В подразделе «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей» авторы раскрывают задачи педагога, представления детей о декоративно-прикладном и декоративно–оформительском искусстве (расширение представлений о национальном костюме, его назначении, традиционности образов, узоров и орнаментов, их связь с природой, народным бытом, культурой, традициями), графике, живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, жанровая живопись), скульптуре и архитектуре. А также изобразительные навыки, умения и отношение детей. Авторы говорят о том, что в старшем дошкольном возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения, украшения, постройки. Развивается самостоятельность, инициатива, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания об искусстве, происходит освоение способов изображении, украшения, постройки, изобразительных и технических навыков и умений.

           В изображении предметного мира дети добиваются определенного сходства с реальными объектами. Выразительность образа достигается не только через большое сходство в форме, пропорциях, но и передачей характерных поз, динамикой или статикой, жестом, мимикой, существенными деталями. Совершенствуется умение использовать цвет, как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в картине главного. Дети осваивают свойства цвета (теплая, холодная, контрастная или сближенная гамма), красоту ярких насыщенных и мягких, приглушенных тонов, прозрачность и  плотность цветового тона. Происходит совершенствование технических навыков и умений в создании новых цветовых тонов и оттенков.

            При изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности – рисунок, цвет, композицию.

 В сюжетном изображении – формируются умения изображать линию горизонта, линейную перспективу, умения выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами, используя все средства выразительности, и особенно композицию; изображать предметы близкого, среднего и дальнего планов, создавать сюжетные изображения с натуры. Авторы предлагают также уровни освоения программы по данному разделу. [15].

Вывод:

Изобразительное искусство - это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни средствами формы, цвета, композиции. Подлинный эстетический вкус у дошкольников мы можем воспитывать путем отбора объектов, наиболее близких для детского восприятия. Чем художественнее, реалистичнее изображена наша действительность, тем более она доступна для восприятия и доставляет подлинное эстетическое переживание. Изобразительное искусство обогащает детей впечатлениями, способствует развитию органов чувств, мышлению, воображения, делает наблюдение более целенаправленными и глубокими. Искусство развивает у детей умение видеть, понимать красоту природы, оценивать явления действительности, стремиться, не только познать, но и изменить ее, делать жизнь более интересной, содержательной, красивой.

В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образы народного искусства и мастеров, педагог воспитывает интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценных ориентаций в школьном возрасте, как, например, умение высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни.

Список литературы.

1.        Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество.- М.: Педагогика, 1990.- 144 с.

2.        Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика- Синтез, 2008.- 192 с.

3.        Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду.- М.: Педагогика, 1984.- 120 с.

4.        Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования. Учебное пособие для педагогических училищ; Москва «просвещение»1991.- 255с.

5.        Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика- Синтез 2005.-120с.

6.         Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1986.- 336с.    

7.        Шпикаловой Т.Я, Г.А. Поровской Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество/ Владос. 2000. - 486с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов при развитии изобразительных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в конкурсной деятельности

Использование метода проектов для развития изобразительных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления творческих работ для участия в конкурсах, выставках...

Перспективный план работы с родителями по проблеме формированию конструктивных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста через оригами

перспективный план работы с родителями по формированию конструктивных умений и навыков старшегот дошкольного возраста через оригами...

Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста

Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста...

План по самообразованию по теме "Формирование плавательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста посредством игр на воде"

План по самообразованию будет полезен инструкторам по физической культуре(плавание) работающим в дошкольных учреждениях....

Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста

Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста...

Статья "Основы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в системе воспитательно-образовательной деятельности в детском саду"

Статья посвящена актуальной проблеме формирования основ здорового образа жизни через современные здоровьесберегающие педагогические технологии в системе воспитательно-образовательной деятельности в де...

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОМ И ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Аннотация: в статье рассматриваются взгляды исследователей на понятие «функциональная грамотность». Авторы статьи выделяют компоненты функциональной грамотности в музыкальном и физическом ...