План работы кружка "Дымковская игрушка"
учебно-методический материал по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Кружок "Дымковская игрушка" рассчитан на детей 6-7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_kruzhka.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

П Л А Н

РАБОТЫ КРУЖКА

“ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА”

Составила: ст. воспитатель детского        сада  № 33 «Клубничка»

                        Титаренко Н.Н.


I год

ЗАНЯТИЕ 1

Тема. Рассказ-беседа “Дымково”.

Содержание. Знакомство с особенностями промысла, с историей, обычаями и традициями. Анализ лепки и росписи дымковской игрушки, сравнение с другими народными игрушками, выявление черт сходства и различия. Глина и ее свойства. Особенности работы с глиной.

Задание. Проба работы с глиной. Тема свободная.

Материалы. Доска для лепки, глина, стеки, вода, тряпочка.

Зрительный ряд. Дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки, альбом по дымковской игрушке.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема. Узоры и орнаменты, применяемые в дымковской игрушке.

Содержание. Солярные знаки. Обереговое значение росписи. Элементы росписи дымковской игрушки. Построение узоров и орнаментов. Цветовая гамма.

Задание. Изображение элементов узора, составление орнаментов.

Материалы. Темпера или гуашь, бумага, кисти, тычки.

Зрительный ряд. Дымковские игрушки, таблицы с элементами росписи, раскладушки с вариантами построения дымковского узора, орнамента.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема. Роспись силуэтных форм.

Содержание. Расположение орнамента на различных силуэтах дымковских игрушек. Подбор цвета для определенных элементов, таких, как рога у животных, лапки у птиц, гребешки у петухов, волосы у дам и кавалеров и т.п.

Задание. Роспись силуэтных форм дымковских игрушек.

Материалы. Шаблоны, темпера или гуашь, кисти, тычки.

Зрительный ряд. Тот же.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема. Лепка простейших игрушек.

Содержание. Обучение лепке. Способы лепки геометрических тел: шара, цилиндра, конуса, куба; различных элементов дымковской игрушки: колбаски, оборки, капельки, жгутика и др. Конструктивный способ лепки (из отдельных частей) в дымковской игрушке.

Задание. Лепка геометрических тел и элементов дымковской игрушки. Лепка простейшей птички.

Материалы. Глина, доска для лепки, вода, тряпочка.

Зрительный ряд. Гипсовые геометрические тела, игрушки, вылепленные учащимися, таблицы с последовательностью работы.

ЗАНЯТИЯ 5-6

Тема. Лепка птиц: сорока, петух.

Содержание. Обереговое значение птиц. Красота игрушки. Простота форм и пластичность линий в народной игрушке. Лепка мелких элементов, декора. Сходство игрушек по форме и различие по декору.

Задание. Лепка сороки, различных вариантов петуха.

Материалы. Глина, доска для лепки, вода, тряпочка.

Зрительный ряд. Игрушки: дымковские птицы, детские работы, таблицы.

ЗАНЯТИЯ 7-8

Тема. Роспись игрушек: сороки, петуха.

Содержание. Роспись игрушек на основе ранее полученных знаний. Конкурс на лучшую игрушку, лучший узор или на лучшую цветовую гамму росписи. Критерии оценки разрабатывают учащиеся.

Задание. Роспись сороки, петуха. Самостоятельное составление узора для росписи игрушек.

Материалы. Водоэмульсионная краска, темпера или гуашь, кисти, тычки.

Зрительный ряд. Игрушки: дымковские птицы, детские работы; шаблоны с росписью птиц, таблицы.

ЗАНЯТИЕ 9

Тема. Беседа “Символика в дымковской игрушке”.

Содержание. Солярные знаки в произведениях декоративно-прикладного искусства, в дымковской игрушке. Элементы росписи: круги (солярный знак - солнце), волнистые линии (вода), сеточка (ромб - символ земли).

Задание. Изображение различных солярных знаков.

Материалы. Гуашь, бумага, кисти.

Зрительный ряд. Слайды с изображением произведений, украшенных солярными знаками.

ЗАНЯТИЯ 10-11

Тема. Лепка и роспись индюка.

Содержание. Органичная связь формы и орнамента в дымковском индюке. Богатство и великолепие декора: нарядный гребень, длинная борода, расстилающиеся по земле веерообразные крылья, празднично украшенный хвост и т.д.

Задание. Лепка и роспись индюка.

Материалы. 10-е занятие - глина, 11-е занятие - темпера, кисти.

Зрительный ряд. Дымковская игрушка: индюк; таблицы по росписи.

ЗАНЯТИЯ 12-14

Тема. Лепка четвероногих животных.

Содержание. Обереговая сила животных: коня, коровы, козла, оленя, барана. Сходство в лепке туловища, ног, головы и шеи, различие в декоре: конь - конические уши, грива и хвост в форме жгутика; корова, козел, олень, баран - одинаковые челка (жгутик, скрученный в баранку), уши (блин маленького размера, свернутый внизу), разные рога (у каждого животного своя форма рогов).

Задание. Лепка коня, коровы, козла, барана, оленя.

Материалы. Глина, доска для лепки, вода, тряпочка.

Зрительный ряд. Игрушки: дымковские кони, коровы, козлы, бараны, олени; детские работы, таблицы.

ЗАНЯТИЯ 15-17

Тема. Роспись четвероногих животных.

Содержание. Последовательность выполнения росписи. Окраска рогов, копыт, ушей, челки. Построение орнамента из разнообразных комбинаций кружков, волнистых линий, полос, округлых пятен.

Задание. Роспись коня, коровы, козла, барана, оленя.

Материалы. Водоэмульсионная краска, темпера или гуашь, кисти, тычки.

Зрительный ряд. Игрушки: дымковские кони, коровы, козлы, бараны, олени; детские работы, шаблоны с росписью данных животных, таблицы.

ЗАНЯТИЕ 18

Тема. Беседа “Праздник Свистуньи, или Свистопляски на Вятке”.

Содержание. Легенда о возникновении праздника Свистуньи. Связь праздника с весенними языческими обрядами. Дата и форма проведения праздника. Изготовление свистульки.

Задание. Эскизы свистулек.

Материалы. Шаблоны, гуашь, бумага, кисти.

Зрительный ряд. Слайды, таблицы, дымковские игрушки-свистульки.

ЗАНЯТИЕ 19

Тема. Свистулька. Отверстие для свиста.

Содержание. Обереговое значение свистульки. Лепка камеры свистульки: глиняный блин сворачивается в пустотелый конус, поверхность которого выравнивается легкими ударами деревянной лопатки (линейки). Изготовление отверстия для свиста: плоским стеклом игрушка прокалывается из свистка (того места, к которому прикасаются губы) наружу (стек выходит полого между ножек свистульки); круглым стеком под маленьким углом игрушка прокалывается снаружи внутрь камеры. Оба канала (от плоского и круглого стека) чистятся до тех пор, пока не появится свист. Затем по бокам игрушки прокалываются отверстия - лады.

Задание. Изготовление камеры и отверстия для свиста.

Материалы. Глина, доска для лепки, вода, тряпочка.

Зрительный ряд. Таблицы, дымковские игрушки-свистульки.

ЗАНЯТИЯ 20-24

Тема. Лепка свистулек: птицы, коня, рогатых животных.

Содержание. Лепка свистульки: основа свистульки - камера -дополняется двумя короткими ножками, налепляется голова коня, птицы, козла, коровы, оленя или барана. Закрепление умения изготавливать отверстия под свист.

Задание. Лепка свистулек: птицы, коня, рогатых животных.

Материалы. Глина, доска для лепки, вода, тряпочка.

Зрительный ряд. Таблицы, дымковские игрушки-свистульки.

ЗАНЯТИЯ 25-29

Тема. Роспись свистулек.

Содержание. Богатство и разнообразие композиционных построений росписи свистулек. Наиболее часто встречающийся узор свистульки: круги спереди и по бокам, полосы или волнистые линии по ножкам.

Задание. Роспись вылепленных игрушек.

Материалы. Водоэмульсионная краска, темпера или гуашь, кисти, тычки.

Зрительный ряд. Таблицы, дымковские игрушки-свистульки.

ЗАНЯТИЕ 30

Тема. Беседа “Творческий поиск дымковских мастериц”.

Содержание. Пути развития дымковского промысла. Рождение сюжетной композиции: Е.А. Кошкина “Девушка с коньком у колодца”, “Оркестр”, “Репка”; Е.И. Пенкина “Челн Степана Разина”, “Чаепитие”; О.И. Коновалова “Уточка с утятами”, “Дети, играющие с собачками” и т.д.; А.И. Деньшин, его альбом и роль в возрождении промысла.

ЗАНЯТИЯ 31-37

Тема. Сюжетная композиция в дымковской игрушке.

Содержание. Творческий подход к работе над дымковской игрушкой. На основе традиционной игрушки и при использовании знаний, полученных на занятиях кружка, создание собственной сюжетной композиции.

Задание. Составление эскиза сюжетной композиции. Так как в течение первого года обучения были изучены только лепка и роспись животных и птиц, в сюжетных композициях не должны изображаться люди. Варианты тем сюжетных композиций: русские народные сказки о животных, например “Колобок”, “Теремок”, “Три медведя” и др.; “Мои любимые животные” и т.п.

Учащиеся могут объединяться в пары, группы, а также лепить индивидуально, В процессе работы над сюжетной композицией кружковцы знакомятся с приемами лепки животных, деревьев, предметов прямоугольной формы и т.д.

Роспись игрушек.

Составление сюжетной композиции, сочинение рассказов по композиции, подведение итогов проделанной работы.

Материалы. Бумага, гуашь, материалы для лепки и росписи.

Зрительный ряд. Слайды с изображением сюжетных композиций дымковских мастериц.


Сентябрь

1 занятие

1) Возникновение русской песни.

2) Пение русских народных попевок.

2 занятие

  1. Прослушивание русских народных попевок в исполнении М. Мардасовой.
  2. Пение русских народных попевок.
  3. Русская одежда.

3 занятие

1) Распевание.

  1. Пение русских народных прибауток.
  1. Знакомство с песней “Во кузнице” (беседа, понятие об акапельном пении).
  2. Индивидуальная работа.

4 занятие

1) Распевание, чтение стихов, упражнение на дыхание.

  1. Знакомство с песней “Ой, вставала я ранешенько”.
  1. Пение а′капелла “Во кузнице”.

Индивидуальная работа.

Октябрь

1 занятие

  1. Знакомство с колыбельными. Прослушивание. Рассказ.
  2. Распевание. Работа над певучим звуком, дыханием.
  3. Разучивание песни “Ой, вставала я ранешенько”.
  4. “Во кузнице”.

2 занятие

1) Продолжение разговора о колыбельных. Пение колыбельных “Про кота”, “Про собачку”. Работа над певческими навыками.

  1. Работа над песней “Ой, вставала я ранешенько”.
  1. “Во кузнице”. Индивидуальная работа.

3 занятие

1) Слушание русских народных песен. Репертуар             М. Мардасовой.

  1. Работа над вокальными данными.
  1. Разучивание колыбельных песен. Пение а′капелла “Ой, вставала я ранешенько”.

4 занятие

1) Знакомство с русскими народными инструментами, игра на них.

  1. Распевание, пение попевок.
  1. Знакомство с песней “Зимушка-зима” (игра на колокольчиках, бубенцах).
  1. Пение “Ой, вставала я ранешенько”, “Во кузнице”, “Во поле береза стояла”.

Ноябрь

1 занятие

  1. Игра на музыкальных инструментах.
  2. Ритмические упражнения в ритме русских народных попевок.
  3. Распевание песни “Зимушка-зима”.

    “Во кузнице”. Индивидуальная работа.

2 занятие

  1. Упражнения вокальные и ритмические на темы русских народных песен.
  2. “Зимушка-зима” - русский народный мотив. Работа над правильностью распевания.
  3. Повторение знакомых песен.

3 занятие

1) Упражнения вокальные и ритмические.

2) Пение песен: “Во кузнице”, “Ой, вставала я ранешенько”.

Итоговое занятие

“Зимушка-зима” - русская народная песня. Индивидуальная работа.

4 занятие

  1. Игра на музыкальных инструментах.
  2. Слушание русских народных мелодий, песен.

Праздник русской музыки

Декабрь

1 занятие

Частушки

  1. Беседа.
  2. Вспомнить русские народные попевки.
  3. Распевание на четкость слов.
  4. Слушание частушек о детском саде, для мам.

2 занятие

Частушки

  1. Распевание Да-да-да, за-за-за.
  2. Разучивание частушки.

3 занятие

Игра на музыкальных инструментах, сопровождающих пение частушек (ложки, трещетки, бубен, колокольчик).

4 занятие

Повторение пройденного материала.

Подготовка к новогоднему празднику (атрибуты, одежда в русском стиле).

Январь

1 занятие

  1. Знакомство со стариной, бытом, обрядами.
  2. Рассматривание картинок.
  3. Распевание песен: “Ах, лапти”, “Зимушка-зима”.

2 занятие

Колядки.

Рождественские колядки:

  1. Рассказ.
  2. Прослушивание колядок.
  3. Распевание на гласные.
  4. Пение колядок.

3 занятие

Колядки.

Крещенские колядки:

  1. Знакомство.
  2. Протяжное пение, распевание гласных.
  3. Пение колядок.

4 занятие

Итоговое.

  1. Распевание.
  2. Пение колядок.
  3. Индивидуальная работа.

Игра на музыкальных инструментах индивидуально.

Февраль

1 занятие

Масленичные песни, заклички, игры.

  1. Знакомство с обрядом.
  2. Прослушивание материала.
  3. Разучивание закличек, песен.

2 занятие

Разучивание масленичных песен, закличек, игр. Дошкольное воспитание. № 3, 94 г. Индивидуальная работа.

3 занятие

Подготовка материала к празднику “Масленица”.

  1. Пение, игры.
  2. Костюмы.
  3. Индивидуальное пение.

4 занятие

Итоговое.

Праздник “Масленица”.

Март

1 занятие

Русские народные песни.

  1. “Во поле береза стояла”.
  2. “Во кузнице”.
  3. Попевки. Индивидуальная работа.

2 занятие

Творчество детей.

  1. Импровизация русских народных сказок.
  2. Повторение песен. Распевание. Индивидуальная работа.

3 занятие

1) Прослушивание русских народных песен.

  1. Пение песен, частушек.
  1. Индивидуальная работа.

4 занятие

Конкурс: “Молодцы и молодушки”.

Апрель

1 занятие

  1. Распевание.
  2. Знакомство с песней “В деревне было в Ольховке”.
  3. Повторение песен. Индивидуальная работа.

2 занятие

1) Распевание.

  1. Разучивание песни “В деревне было в Ольховке”.
  1. Игра на музыкальных инструментах.

3 занятие

1) Распевание.

  1. Разучивание “В деревне было в Ольховке”.
  1. Игра на музыкальных инструментах. Индивидуальная работа.

4 занятие

1) Распевание.

  1. Разучивание песни “В деревне было в Ольховке”. Индивидуальная работа.

Игра на музыкальных инструментах.

Май

Творчество детей. Инсценировка песен.

1 занятие

  1. Распевание.
  2. Знакомство с песней “Ах вы, сени, мои сени”.
  3. Инсценировка “Как у наших у ворот”.

2 занятие

1) Распевание.

  1. Пение песни: “Ах вы, сени, мои сени”. Индивидуальная работа. Игра на музыкальных инструментах.
  1. Инсценировка “Как у наших у ворот”.

3 занятие

1) Распевание.

  1. Знакомство “Во поле береза стояла”.
  1. Инсценировка “Как у наших у ворот”.

Итоговое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы кружка "Дымковская игрушка"

План работы кружка по ознакомлению детей с дымковской игрушкой...

Комплексно-тематический план работы для детей 5-7 лет "Игрушки","Наш город.ПДД".

Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду....

План кружковой работы «Народная игрушка» для детей старшего возраста на 2013- 2014 год

В основе тематического плана кружка использована программа русские народные куклы "Василинки" Н.В. Кадникова г. Курган...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с дымковской народной игрушкой»

Данный план поможет педагогам в работе по ознакомлению детей с дымковской народной игрушкой.способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей, воспитывать интерес к народно...

Перспективный план работы мини – музея «Русская народная игрушка»

В плане указаны темы по которым ведётся работа в музее. Описана работа с детьми и родителями....