Проект "Заглянула осень к нам"
проект (подготовительная группа)

Алещенко Ольга Викторовна

Творческий долгосрочный проект в подготовительной группе по теме "Осень"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение дет. сад №11 комбинированного вида ст . Новощербинововская.

                                                                                                                                                                  

         

                                           Творческий  проект

               в группе компенсирующей направленности по теме:

                             « Заглянула  осень  к  нам ».

                                                                               

                                                                                    Разработала и выполнила

                                                                                    воспитатель: Алещенко О.В.

                                                       

                                                     2016 г.

Тип и вид проекта: творческий, групповой, долгосрочный.

Участники проекта: воспитатель Алещенко О.В., дети гр. компенсирующей направленности,  родители. 

Продолжительность проекта: 3 месяца.

Актуальность:  развивать творческие способности детей, воображение, мелкую моторику, речь; способствовать  развитию предпосылок учебной деятельности.

Цель:  использование детских работ в оформлении группы детского сада; формирование  эстетического  восприятия окружающего мира;  способствовать творческому  и речевому  развитию детей.

Задачи проекта:

- создание доброжелательной обстановки в свободной творческой деятельности;

 - развитие эстетического восприятия детей через наблюдение мира природы на экскурсиях, прогулках, иллюстрациях и картинах художников;

- расширять и систематизировать знания детей об осени;

- учить детей изображать и выполнять несложные сюжеты, предметы объектов  природы под руководством воспитателя;

- создать индивидуальные и коллективные пейзажные композиции;

- активизировать речь детей;

- сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.

Ожидаемые результаты по образовательным областям:

- познавательное развитие :   расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах; совершенствовать знания о видах творческой деятельности; продолжать знакомить с художниками, их работами; учить детей чувствовать настроение, выраженное в поэтическом слове, живописи.

- речевое развитие:   активизация и обогащение словарного запаса детей образной лексикой  по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу; знание стихотворений об осени.

- социально-коммуникативное развитие:   формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни; развивать  свободное общение детей со сверстниками, воспитателем, родителями.

- художественно-эстетическое развитие:   достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи, поэзии;  развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.

- физическое развитие:   повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.

Предварительная работа:  выбор темы проекта; определение цели и задач проекта; составление плана работы; изучение и подбор литературы; подготовка оборудования и  материала;  предварительная работа с родителями.

Выполнение проекта:

  1. Совместное создание эстетической среды в группе:

-  оформление родителями уголка поделками на осеннюю тематику;

-  оформление папок – раскладушек  по темам: «Что нам осень принесла»,  «Природа осенью».

- украшение уголка природы букетами из листьев и цветов

  1.  Рассматривание наглядных материалов и пособий , предметов и явлений  для развития образного восприятия:

-  папки: «Природа осенью»,  «Что нам осень принесла»,  «Осенние     работы», «Осень», «Как животные готовятся к зиме»

- картина И. Шишкин «Ранняя осень»

- картина Е. Волков «Октябрь»

- И. Бродский «Поздняя осень»

- презентация «Осень в нашем крае»

          ЦОР: мультимедийная презентация «Осень в нашем крае»

       3.  Овладение детьми доступных творческих умений и навыков в своей   работе:

-  аппликация из бумаги и природных материалов;

-  рисование техникой «печатание», «кляксография». «рисование свечой»;

-  обучение нетрадиционным техникам составления коллажа;

-  совместная вечерняя деятельность детей и воспитателя;

-  сбор листьев  и семян для гербария.

     

 

4.   Наблюдение природы:

           -  прогулки с детьми и наблюдение за сезонными изменениями в    

        природе, за листопадом, ветром, дождём, за улетающими в тёплые края птицами;                                                      

           -  экскурсия в парк и  по территории детского сада.

     

  1. Знакомство с художниками и  рассматривание произведений

живописи:

  - И. Левитан  « Золотая осень»

  - И. Бродский  «Опавшие листья»

  - И. Остроухов  «Золотая осень»

  - В. Попков  «Осенние дожди. Пушкин»

  - А. Герасимов  «Дары осени»

 6.     Чтение художественной литературы о природе и явлениях,    происходящих в ней.

-  народные пословицы и поговорки;

-  загадки про осенние явления природы;

         

           -  стихи про осень:

                 А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало…»

                             И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной… »;

                             К. Бальмонт «Осень»;

                             А. Майков «Осенние листья»;

                             Е. Трутнева «Листопад», «Улетает лето»;

 

- составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и      иллюстрациям;

         

            - рассказы и сказки об осени:

                             

                              Н. М. Грибачев "Рыжие листья"

                    К. Д. Ушинский "Пчела и мухи"

                    Русская народная сказка "Мужик и медведь"

                    Н. Сладков "Осень на пороге"

                    Г. Скребицкий «Художник-Осень ("Четыре     художника")

                    В. Сутеев "Яблоко"

                    К. В.Лукашевич "Осень"

                    Э. Ю. Шим "Белые штаны"

                    В. Бианки "Осень" (из сказки-рассказа "Синичкин     календарь")                                                       

                    И. С. Соколов-Микитов "Перед зимой"

                    Домаренок Татьяна "Осень"

                    Домаренок Татьяна "Усталый дождик"

                    Домаренок Татьяна "Золотая осень на школьном дворе"

                    Туркменская народная сказка "Ярты-гулок и виноградник    

                              соседа»

  1. Выполнение  НОД:

- «Ознакомление с окружающим миром »:

          И.А. Морозова,  М.А. Пушкарёва:  «Начало осени»,  «Изменения в жизни растений и животных осенью»,  «Осень»,  «Поздняя осень».

- «ИЗО»:

           Т. С. Комарова:  «Корзинка с грибами» (лепка),   «Золотая осень»  (рисование),  «Грибы, овощи, фрукты» (лепка),  «Ветка рябины»  (рисование с натуры), «Вазы с фруктами, ветками и цветами» (рисование),   «Поздняя осень» (рисование) .  

- «Экология»:

        О.А. Воронкевич:  « Посещение кафе «Дары осени»,  «Экскурсия в парк: «Как растения готовятся к зиме», «Беседа: «Унылая пора! Очей очарованье!...» , «Путешествие в осенний лес».                                

     8.   Работа с родителями:

- сбор материала для создания альбомов и папок – раскладушек

- оформление выставки семейных работ «Осенний калейдоскоп»

- наблюдения с детьми по дороге в детский сад или домой

- сбор интересных предметов неживой природы

- составление с детьми небольших сказок про листочек дерева

 

  1. Презентация проекта:

-  оформление группы детскими работами и поделками родителей.

                

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности по проектной деятельности «Заглянула осень к нам!»

недели

Вид деятельности

Мероприятие

1-9 сентября

Создание эстетической обстановки в группе

Оформление родителями уголка поделками на осеннюю тематику;

Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений  для развития образного восприятия

Рассматривание папки: «Природа осенью – сентябрь»

 Игра: «Найди такой же листок»

Овладение детьми доступных творческих умений и навыков в своей работе

Аппликация из кусочков бумаги

Рисование жгутиками из пластилина

Наблюдения в природе

Наблюдения за сезонными изменениями

Знакомство с художниками и  рассматривание произведений

живописи:

Знакомство с творчеством И. Шишкина. Рассматривание картины «Ранняя осень»

Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней.

Н. М. Грибачёв «Рыжие листья»

К. Д. Ушинский «Пчела и мухи»

Работа с родителями:

Помощь в сборе интересного природного материала (кора деревьев, ракушек и т.д.)

Выполнение НОД

И. А. Морозова, М.А. Пушкарёва «Начало осени»

12-16 сентября

Создание эстетической обстановки в группе

Украшение группы на осеннюю  тематику (листочки, грибочки….)

Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений  для развития образного восприятия

Рассматривание папки: «Что нам осень принесла»;

Создание гербария.

Овладение детьми доступных творческих умений и навыков в своей работе

Рисование карандашами

Объёмная аппликация

Наблюдения в природе

Наблюдение за цветником

Знакомство с художниками и  рассматривание произведений

живописи:

Беседа по картине И. Шишкина «Ранняя осень».

Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней.

Русская народная сказка «Мужик и медведь».

Загадывание загадок об осени.

Работа с родителями:

Наблюдение с детьми за изменениями в природе по дороге в детский сад

Выполнение НОД

Т.С. Комарова «Корзинка с грибами»-лепка

О.А. Ворнкевич «Путешествие в осенний лес»

19-23 сентября

Создание эстетической обстановки в группе

Оформление папки « Что нам осень принесла»

Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений  для развития образного восприятия

Просмотр мультимедийной презентации: «Осень в нашем крае».

Упражнение «Осенью».

Овладение детьми доступных творческих умений и навыков в своей работе

Рисование методом «Печатания»

Аппликация из природнего материала

Наблюдения в природе

Наблюдение за травой

Знакомство с художниками и  рассматривание произведений

живописи:

Знакомство с творчеством А. Герасимова. Рассматривание картины «Дары осени».

Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней.

Г. Скребицкий «Художник – осень»

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало….»

Работа с родителями:

Совместное рисование с детьми «Осень у меня дома»

Выполнение НОД

О.А. Воронкевич «Посещение кафе «Дары осени»

26-30 сентября

Создание эстетической обстановки в группе

Выставка первых детских работ в уголке «Осенний калейдоскоп»

Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений  для развития образного восприятия

Рассматривание картины Е. Волкова «Октябрь».

Упражнение «Подбери предметы к признакам».

Овладение детьми доступных творческих умений и навыков в своей работе

Лепка из пластилина

Рисование методом: «Кляксография»

Наблюдения в природе

Наблюдение за небом

Знакомство с художниками и  рассматривание произведений

живописи:

Рассматривание картины А, Герасимова «Дары осени».

Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней.

Н. Сладков «Осень на пороге».

Пословицы и поговорки про осень.

Работа с родителями:

Заучивание с детьми наизусть стих. А. Арикеева «Наступила Осень»

Выполнение НОД

Т.С. Комарова «Золотая осень» -рисование

3-7 октября

Создание эстетической обстановки в группе

Оформление папки «Природа осенью»

Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений  для развития образного восприятия

Рассматривание папки: «Природа осенью – октябрь».

Игра «К нам осень пришла».

Овладение детьми доступных творческих умений и навыков в своей работе

Рисование восковыми мелками

Рисование жгутиками из пластилина

Наблюдения в природе

Наблюдение за перелётными птицами

Знакомство с художниками и  рассматривание произведений

живописи:

Знакомство с творчеством И. Левитана. Рассматривание картины «Золотая осень».

Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней.

В. Сутеев «Яблоко»

К. Лукашевич «Осень»

Работа с родителями:

Зарисовать с детьми домашние древья и рассказать о них

Выполнение НОД

И.А. Морозова, м.А. Пушкарёва «Изменения в жизни растений и животных осенью»

10-14 октября

Создание эстетической обстановки в группе

Пополнение родителями уголка своими поделками

Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений  для развития образного восприятия

Рассматривание папки: «Что нам осень принесла».

Игра «Найди по описанию».

Овладение детьми доступных творческих умений и навыков в своей работе

Объёмная аппликация

Рисование техникой «Кляксография»

Наблюдения в природе

Наблюдение за берёзой

Знакомство с художниками и  рассматривание произведений

живописи:

Рассматривание и беседа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней.

В. Бианки «Осень»

И. Бунин «Листопад»

Работа с родителями:

Понаблюдать за погодой на выходных, сделать зарисовки

Выполнение НОД

Т.С. Комарова «Грибы, овощи, фрукты» - лепка.

И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва «Осень»

17-21 октября

Создание эстетической обстановки в группе

Смена тематического украшения в группе; смена работ детей в уголке

Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений  для развития образного восприятия

Просмотр иллюстраций по теме: «Осенние работы».

Упражнение: «Один -много».

Овладение детьми доступных творческих умений и навыков в своей работе

Рисование свечой

Создание нетрадиционного коллажа

Наблюдения в природе

Наблюдение за дождём

Знакомство с художниками и  рассматривание произведений

живописи:

Рассматривание и беседа по картине И. Левитана «Золотая осень».

Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней.

Т. Домарёнок «Осень»

А. Майков «Осенние листья по ветру кружатся….»

Работа с родителями:

Совместное домашнее творчество по выбору

Выполнение НОД

О.А. Воронкевич «Экскурсия в парк: «Как растения готовятся к зиме».

24-28 октября

Создание эстетической обстановки в группе

Украшение уголка природы осенней композицией из листьев и цветов

Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений  для развития образного восприятия

Рассматривание папки: «Как животные готовятся к зиме».

Игра «Угадай слово».

Овладение детьми доступных творческих умений и навыков в своей работе

Создание нетрадиционного коллажа

Аппликация из кусочков бумаги

Наблюдения в природе

Наблюдение за облаками

Знакомство с художниками и  рассматривание произведений

живописи:

Знакомство с творчеством И. Остроухова. Рассматривание картины «Золотая осень».

Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней.

Т. Домарёнок «Усталый дождик»

К. Бальмонт «Осень»

Работа с родителями:

Понаблюдать за осенними работами людей

Выполнение НОД

Т.С. Комарова «Ветка рябины» - рисование с натуры

31-4 ноября

Создание эстетической обстановки в группе

Украшение окна на осеннюю тему в коридоре

Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений  для развития образного восприятия

Рассматривание папки: « Природа осенью – ноябрь».

Игра «Найди слово».

Овладение детьми доступных творческих умений и навыков в своей работе

Рисование пальчиками

Аппликация из бумаги

Наблюдения в природе

Наблюдение за животными

Знакомство с художниками и  рассматривание произведений

живописи:

 Рассматривание и беседа по картине И. Остроухова  «Золотая осень».

Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней.

Т. Домарёнок «Золотая осень на школьном дворе»

Народные приметы в ноябре

Работа с родителями:

Сбор материала для создания папок - раскладушек

Выполнение НОД

Т.С. Комарова «Вазы с фруктами, ветками и цветами»-рисование

7-11 ноября

Создание эстетической обстановки в группе

Размещение в уголке стихов об осени с иллюстрациями, смена тематического украшения в группе (тучки,  дождь…..)

Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений  для развития образного восприятия

Изучение картины и. Бродского «Поздняя осень».

Упражнение «Доскажи словечко».

Овладение детьми доступных творческих умений и навыков в своей работе

Рисование техникой «Печатания»

Лепка из солёного теста

Наблюдения в природе

Наблюдение за положением и яркостью солнца в течение дня

Знакомство с художниками и  рассматривание произведений

живописи:

Знакомство с творчеством И.Бродского. рассматривание картины «Опавшие листья».

Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней.

Туркменская народная сказка «Ярты – гулок и виноградник соседа»

Работа с родителями:

Создание с детьми домашнего гербария

Выполнение НОД

И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва «Поздняя осень»

14 -18 ноября

Создание эстетической обстановки в группе

Смена работ детей в уголке «Осенний калейдоскоп», пополнение уголка родительскими поделками.

Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений  для развития образного восприятия

Просмотр созданного ранее гербария.

Игра: «С какой ветки детки»

Овладение детьми доступных творческих умений и навыков в своей работе

Рисование жгутиками из пластилина

Аппликация из бумаги

Наблюдения в природе

Наблюдение за дождём из окна

 

Знакомство с художниками и  рассматривание произведений

живописи:

Рассматривание и беседа по картине И. Бродского «Опавшие листья».

Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней.

Э. Шим «Белые штаны»

Е. Трутнева «Листопад»

Работа с родителями:

Найти с детьми интересный листочек и придумать о нём сказку.

Выполнение НОД

Наблюдение из окна за ветром.

21-30 ноября

Создание эстетической обстановки в группе

Выставка всех работ детей

Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений  для развития образного восприятия

Рассматривание папки: «Осень».

Упражн: «Продолжи предложение».

Овладение детьми доступных творческих умений и навыков в своей работе

Аппликация из природного материала (индивидуальные работы)

Рисование карандашами

Наблюдения в природе

Наблюдение за сезонными измеениями

Знакомство с художниками и  рассматривание произведений

живописи:

Знакомство с творчеством  В. Попкова. Рассматривание и беседы по картине «Осенние дожди. Пушкин».

Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней.

И. Соколов – Микитов «Перед зимой»

Пословицы и поговорки про осень

Работа с родителями:

Оформление уголка в группе интересными  работами

Выполнение НОД

О.А. Воронкевич «Унылая пора! Очей очарованье…!»

Т.С. Комарова «Поздняя осень» - рисование



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

               

            Рассказы и сказки  про осень.

Осень - красивое время года, когда листья деревьев окрашиваются в золотистые цвета, лес покрывается в багряные, красные, желтые и коричневые краски. Всё чаще солнечные дни сменяет продолжительный дождь - переход к зиме.Сказки и рассказы про время года осень дети узнают, как выглядит осенний лес, о погодных явлениях осеннего времени года, как природа и весь её растительный и животный мир готовятся к долгой зиме.

Сказка: Н. М. Грибачев  «Рыжие листья»  (отрывок)

Осень в лес пришла. Зелеными остались только сосны и елки, другие деревья стали делаться желтыми, рыжими, красными. Но больше всего, конечно, желтыми. И листья с них полетели — плывет по воздуху листок, падает в траву, шелестит шшу-шшу-шшурх! Ветер холодный между деревьями шумит -чшу-чшу-чшух!
Обрадовалась лиса Лариска. «Вот как хорошо все выходит, — думает она, желтые да рыжие листья на мою шкуру похожи. Наметет их ворохами по канавам, спрячусь я туда и подстерегу зайца Коську. Он-то меня среди желтых и рыжих листьев не заметит, а я его ам — и съем!»
А заяц Коська первый год на свете жил, осени еще не видел. И очень боязно ему было — ночью спать не может. Шум кругом стоит, шелест, а ему кажется подползает кто-то, съесть его собирается. Смотрит он, смотрит в темноту, глаза лапами продирает, а все ничего не видать.

Сказка: К. Д. Ушинский  «Пчела и мухи»

Поздней осенью выдался славный денёк, какие и весною на редкость: свинцовые тучи рассеялись, ветер улёгся, солнце выглянуло и смотрело так ласково, как будто прощалось с поблёкшими растениями. Вызванные из улья светом и теплом, мохнатые пчёлки, весело жужжа, перелетали с травки на травку не за мёдом (его уже негде было взять), а так себе, чтобы повеселиться и порасправить свои крылышки.
      - Как вы глупы со своим весельем, - сказала им муха, которая тут же сидела на травке, пригорюнясь и опустив нос. - Разве вы не знаете, что это солнышко только на минуту и что, наверное, сегодня же начнётся ветер, дождь, холод, и нам всем придётся пропасть.
      - Зум-зум-зум! Зачем же пропадать? - ответели мухе весёлые пчёлки. - Мы повеселимся, пока светит солнышко; а как наступит непогода, спрячемся в свой тёплый улей, где у нас за лето много припасено мёду.

Русская народная сказка  « Мужик и медведь »

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришёл к нему медведь:

— Мужик, я тебя сломаю.

— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

— Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушёл в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:

— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, а мне корешки.

Отдал мужик медведю всю ботву, а репу наклал на воз и повёз в город продавать. Навстречу ему медведь:

— Мужик, куда ты едешь?

— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

— Дай-ка попробовать — каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь как съел:

— А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидает:

— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю!

Мужик говорит:

— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увёз домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

Сказка: Николай Сладков   «Осень на пороге»

- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:

- Готовы, готовы, готовы...

- А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?

Откликнулись звери:

- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

- Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт!

- Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут!

- Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!

- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

- А мы, дрозды, на рябину навалимся!

- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

- А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

- Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый - осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала

Сказка: Владимир Сутеев  «Яблоко»  (отрывок)

Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.

В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!

— Крра-крра!

Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеётся.

— Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко!

Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.

— Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало.

Что такое?

Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней.

Сказка: К. В.Лукашевич «Осень»

Она пришла на землю хмурая, ветреная, под зонтом.
- Кто ты? – спросили дети.
- Я – время года – осень

Я пришла с дождем. Ветром. Туманом.

Я раскрасила листья на деревьях в красные и желтые цвета. Я тороплю птичек улетать в теплые страны, потому что за мною скоро идет зима.

Но зато я увесила Ваши сады спелыми яблоками, грушами, сливами, наполнила все огороды овощами.

Созрел виноград. А сколько грибов появилось в лесах!

То-то раздолье ребятам!

Сказка: Э. Ю. Шим  «Белые штаны»

Студёно в лесу, звери готовятся летние одёжки менять на зимние.

А молоденькому Зайчишке это в диковинку. Он ещё только первую зиму встречает. И страсть как не терпится Зайчишке в обнове пощеголять. Не стал ждать, пока вся одёжка готова будет, взял и надел новые штаны.

— Эхма, — говорит, — пройдусь окрест, покрасуюсь!

А штаны и впрямь хороши. Белые, как первый снежок, пушистые, тёплые! Идёт Заяц, и новые его штаны далеко-о видать, словно кто- то платочком машет. Радуется Заяц:

— Пусть все видят, пусть все завидуют!

Ну и конечно — увидели.

Только Зайчишка на поляну вышел, — Сова с дерева заметила. Кинулась вниз, когти нацелила, — вот-вот сгребёт! Еле увернулся Заяц, без памяти стреканул в кусты — да под ёлку, да под берёзку...

В берёзник выскочил — Лисица издалека приметила. Погналась со всех лап, от радости даже тявкает на бегу... Едва-едва упредил её Заяц, битый час кружил, пока не отстала Лисица.

На опушку леса вылетел — а тут нате вам: шагает к нему Охотничек с ружьецом. Вот сейчас, вот сейчас на мушку возьмёт!

Эх, кабы скинуть белые штаны!

Да не выскочишь из них.

Забился Зайчишка в самую глухую чащобу, схоронился в кустах за кочкой. Лежит — дрожит: как бы не заметил кто ненароком.

Понял теперь, что не для одной красоты белые штаны даются.

Рассказ: И. С. Соколов-Микитов  «Перед зимой»

Все в поле и в лесу себе на зиму дома построили.

Под ёлочкой, под зелёной еловой лапой, строит свой дом заяц-беляк. Пока шубку серую на белую не поменяет, ему ёлка защитой будет.

Белка переменила на зиму шубку, починяет гаюшку — гнездо, чтобы не надувало в гаюшку снегу. Лисичка-сестричка бегает по полям, ищет мышиные норы... Ёж-ежович накрылся палым листом, заснул на целую зиму.

Крот глубоко ушёл в землю, застыл до весны. Белые ласочки и лесные мышки — поглубже в мох, под древесные корни спрятались.

Лягушки-квакушки зарылись в мох, в ил на прудах. Будут лежать до самой весны недвижно. Застыли под хворостом юркие ящерицы.

А лучше, а теплее всех Михаилу Михайловичу. Забрался он в берлогу, припал к лапе и — на боковую. Будет всю зиму сосать лапу, видеть лесные сны, слушать, как скрипят над берлогой высокие ели.

Хуже всех бездомнику волку: будет он долго и жалобно петь на перекрёстке свою горькую волчью песню: «У-у-у!» — «У-у-у!» — «У-у-у!»

Подули холодные ветры. Голые стояли деревья — ждали зимней одежды. Ели и сосны стали ещё зеленее. Много раз большими хлопьями начинал падать снег. Просыпаясь, люди не узнавали поля: такой необыкновенный свет светил в окно. А потом снег таял. И снова всё кругом становилось серым: деревья, крыши домов, дороги.

Ночью выпал снег да так и остался. Ночной снег на зиму ложится. Пришла зима...

Сказка: Т. Домаренок   «Осень»  (отрывок)

Заплакали цветы, склонив свои головки. Они-то знали, что скоро совсем замерзнут. Да и деревья приуныли, глядя, как с их ветвей слетает на землю пожелтевшая листва. Зверушки в лесу совсем растерялись. Что теперь будет?
Наступил первый день осени – первое сентября. Ранним утром  все в лесу увидели, как к ним через поле идет уже совсем другая девушка с умными  немножко грустными глазами.
– Это Осень, – прошептали деревья.
– Да, это она! – подтвердили травы и цветы.
– Что ж вы приуныли! – сказала Осень, с улыбкой глядя на всех. – Не бойтесь! Все будет хорошо. Только всем жителям леса нужно как следует подготовиться к приходу холодов.
Вам, травы и цветы,  помогут эти опадающие желтые листья. Они укроют и защитят ваши корешки от зимних морозов. Так, чтобы весной вы смогли снова расцвести.
А вы, воробьи и синицы, галки и вороны, тоже не волнуйтесь. Я вам приготовила к зиме пищу. Посмотрите на эти ягоды шиповника и рябины. Они для вас!
Малыши: ежики, мышки и белочки, почему растерялись? Ищите в лесу грибы, орехи и яблоки, а в поле зернышки. Делайте для себя запасы на холодную и голодную зиму. Тогда она вам не будет страшна!
Деревья и кусты, не плачьте! Все листики, которые вы потеряете сейчас, весной снова вырастут из ваших почек. Только не растеряйте запасы  живицы, что течет по вашим стволам. Она – ваше питание на долгую зиму.
Ну, а вы, наши дорогие певчие птицы! Вам не уберечься здесь от холодов.  Потому летите на юг. Вы перезимуете там, а весной, когда потеплеет, вновь вернетесь к нам. Мы вас будем ждать с нетерпением!
После таких приободряющих слов золотокудрой Осени весь лес повеселел, зашумел, загудел в работе. А певчие птицы, обсудив планы перелета и отдохнув, как следует, собрались в далекое путешествие.
И вот уже ранним утром к югу потянулись стаи перелетных птиц. А девушка Осень, провожая их, глядела в небо им вослед и желала доброго и счастливого пути.

Сказка: Т. Домаренок «Усталый дождик»(отрывок)

Жили-были бабка с дедкой на хуторе у леса. Весной посадили они на огороде овощи да овес. Пришло лето. Зреют у дома на грядках лук, картофель и капуста, овес за домом колосится, силу набирает. Радуются старики. Даст Бог, хороший урожай соберут!
Как-то мимо их огорода Заяц пробегал. Увидел на грядках кочаны капусты, и так ему есть захотелось!
– Дай мне, бабка, – просит Заяц, – кочан капусты попробовать. Пожалуйста! Ну, хоть самый маленький! Я не обижусь.
– Я бы рада тебя, Зайчик, угостить, – бабка ему в ответ, – но не созрел он еще.
– Ладно, я потом приду, – хмыкнул Заяц и дальше побежал.
Скачет мимо огорода Лошадка. Увидела, как овес шумит на ветру, колосками помахивает, и просит дедку:– Угости меня, дедка, овсяным колоском. Пожалуйста! Так хочется его попробовать!

Сказка:  Т. Домаренок  «Золотая осень на школьном дворе»

Закончились уроки. Наскоро запихнув в рюкзаки тетради, книжки, ручки и карандаши, дети разбегались по домам. А на школьном дворе красовалась золотая Осень. Все вокруг было залито солнечным светом, и лишь прохладный ветерок, обдувая детские лица, напоминал о том, что не за горами холода и дожди.
На ходу застегивая куртку, Валик бежал к своему дому. К четырнадцати часам обещали прийти его друзья – Мишка и Кирилл. Они учатся в соседней школе. И, хотя всем им нужно делать домашние задания к завтрашнему дню, все же очень хочется хоть немного отдохнуть от долгого сидения за письменным столом.
Да, вот и они!
– Привет! Что будем делать?
– Как что? Пошли!
Только сейчас Валик заметил футбольный мяч.
– Ура! Поиграем немного!
Мальчик помнил строгий наказ мамы в шестнадцать часов садиться за уроки. Но, вот уже школьные рюкзаки свалены в кучу на лавочке в скверике у спортивной площадки, а сверху на рюкзаки легли куртки и шапки мальчишек.
Погода – что надо! Сухо, ни облачка на небе. Только жаль, что лето прошло. Пока дети играли в футбол, клен, растущий неподалеку от спортивной площадки, сбрасывал и сбрасывал с себя желтые и багровые пятиугольные листочки. Они плавно опускались на землю прямо у ног ребятишек, но никто из них не замечал эту осеннюю красоту.
Набегавшись вдоволь, устав и изрядно проголодавшись, подхватив рюкзаки и куртки, мальчишки разошлись по домам. Лавка опустела, но не совсем.

Туркменская народная сказка «Ярты-гулок и виноградник соседа»  (отрывок)

Весной хорошо, зимой хорошо, летом хорошо, а осенью еще лучше.

Осенью спадает зной, осенью снова расцветают цветы, осенью созревают яблоки и гранаты, виноград и зеленый инжир, созревают арбузы и золотые дыни.

В это осеннее утро Ярты-гулок - мальчишка величиной с половину верблюжьего уха - сел на своего ишака и поехал в поле за травой для козы. Он каждый день хоть чем-нибудь да помогал своей матери по хозяйству. Тропинка огибала виноградник соседа; а что может быть лучше и богаче, чем виноградник осенью? Тяжелые грозди сгибали лозы до самой земли, а теплый ветер доносил их пряный и сладкий запах до самой дороги.

- Ай, хорош! - воскликнул малыш и подъехал к винограднику. Таких крупных ягод он еще никогда не видал! К тому же солнце так припекало, что мальчику захотелось отдохнуть в прохладной тени: виноградник казался ему густым и непроходимым лесом.

Он спрыгнул с осла и шмыгнул под зеленые своды. У Ярты даже потекли слюнки: сколько тут было ягод!

"Сорвать бы хоть одну ягодку!" - подумал малыш, но он помнил, что это не его виноградник, и старался даже не смотреть на сочные грозди.

Приложение 2.

                                   Стихи про осень

А. С. Пушкин

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

И. А. Бунин   «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

К. Бальмонт   «Осень»

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

А. Майков  

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»

Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны

Е. Трутнева «Листопад»

Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки - невидимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета,
Всё притихло, отдыхать легко.
Только в небе празднично от света –
Небо все созвездия зажгло!..
С золотыми листиками схожи,
Звёзды с неба сыплются… летят...
Будто в тёмном, звёздном небе тоже
Наступил осенний листопад.

Приложение 3.                        

                    Пословицы и поговорки об осени

В ноябре зима с осенью борются.

В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

В осень и у кошки пиры.

В сентябре огонь и в поле, и в избе.

     

 Весна красна цветами, а осень — снопами.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.

Вешний дождь растит, осенний гноит.

День прозевал — урожай потерял.

Знать осень в октябре по грязи.

Ива рано инеем покрылась — к долгой зиме.

Октябрь развезет — ноябрь подберет.

Октябрьский гром — зима бесснежная.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы — из глаз слезы.

Осень идет и за собою дождь ведет.

Осенью серенько утро, так жди красного денька.

Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.

С березы лист не опал — снег ляжет поздно.

Теплая осень — к долгой зиме.

Приложение 4.

                                         Загадки про осень

Солнцу теплому не верьте -
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами.
                                          (осень)

Листья жёлтые летят

Падают, кружатся, 
И под ноги просто так 
Как ковер ложатся! 
Что за желтый снегопад? 
Это просто ... 
                                          (листопад )

Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
                                          (осенний лист)

Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
                                           (дождь)

Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.
                                   (иней)

Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
                                 
(ноябрь )

Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
                                 
(сентябрь)

Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
                                   
(октябрь) 

Летит, а не птица, Воет, а не зверь.
                                     (ветер)

В сером небе низко
Тучи ходят близко?
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли...

                            (зонт)

Дождь прошел - оставил их,
Средних, маленьких, больших.

                                   (Лужи)

Приложение 5.                      

                   

                   Картины знаменитых художников

И. Левитан "Золотая осень"

На полотне мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами пересекает картину вертикально, помогая глазу зрителя увидеть перспективу. Четкими вертикальными мазками художник показывает движение воды.Левитан Золотая осень

  Перед нами березовая рощица. Береза - очень живописное дерево. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: желтый, золотистый оранжевый. Они такие яркие, что сначала кажется: вся картина написана разными тонами желтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на переднем плане еще зеленая, только начала желтеть. И дальнее поле, за которым виднеется несколько деревенских домов, еще зеленое. И рощица на правом берегу еще бодро зеленеет.

   Но наше внимание приковано именно к желтым березкам. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой.

И. И. Бродский "Опавшие листья"

Бродский Опавшие листья

На картине изображен тихий и ясный день ранней осени. Природа еще не замерла, готовясь к зиме, еще виднеются зеленые листья, только тронутые золотистой желтизной, но уже видно, что теплая пора прошла и лето закончилось. Сквозь переплетенные ветви посаженных вдоль аллеи старых деревьев проглядывает голубое, чистое, еще такое летнее небо. И солнце по-прежнему светит ярко и дарит свое тепло. Кажется, парк замер в безмолвном ожидании. Но, может быть, это лишь на короткое время затих ветер, который сорвал засыхающие листья, и занес их на веранду дачного домика.

Создается впечатление, что хозяева покинули этот домик совсем недавно, просто ушли погулять и скоро вернуться. Незакрытая дверь, стоящие у входа низенькие табуретки – все говорит об этом. И все же легкая печать запустенья присутствует, и практически с первого взгляда на картину становится ясно – этот домик оставят на зиму, и вернутся в него лишь летом.

И. С. Остроухов "Золотая осень"

Перед нами чаща леса или парка. На переднем плане - клены. Большая часть листвы - желтого цвета, но есть и зеленый, и красноватый, и коричневый. Их мы можем рассмотреть, лишь хорошенько вглядевшись в картину. Небольшое количество этих тонов , а также чернота стволов и ветвей, лишь подчеркивают золото листвы. А вот трава еще почти везде зеленая. Она желтеет позже, и на картине зелень хорошо подчеркивает эту ослепительную желтизну.http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/resize/images/shkolnikam/Ostrouhov_Zolotay_osen-350x257.jpg

В. Е. Попков "Осенние дожди. Пушкин"http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/resize/images/shkolnikam/Popkov_Osennie_dojdi-320x326.jpg

В. Е. Попков на своей картине "Осенние дожди. Пушкин" изобразил ту самую болдинскую осень, созерцая красоту которой великий поэт и сочинил свои известные стихи. Момент вдохновения и попытался изобразить художник. Пушкин стоит на крыльце особняка, прислонившись к одной из двух больших колон, а перед ним раскинулся умопомрачительной красоты вид на долину реки со стогом сена, пасущимся белым животным, каскадом уходящих вниз ступенек с садовой лавочкой на нижнем ярусе, но самый главный акцент – золотая осень. Она вальяжно раскинулась в своем роскошном убранстве и придала «звучанию» окружения несколько новую тональность, более грустную, завораживающую красотой и утонченностью.

А. М. Герасимов "Дары осени"

 На переднем плане бросаются в глаза два наполовину опустошенных подсолнечника. Может быть, их выклевали птицы, а может, пока художник собрался писать картину и подготавливал кисти и холст, часть семечек съел кто-то из домашних. В любом случае, художник очень умело использует контраст в цветках подсолнечника, который всегда был символом богатства. Довольно одиноко рядом с ними выглядит небольшой грибочек. Видимо, вырос случайно где-то у порога и художник добавил его в натюрморт. С левой стороны он поставил миску с яблоками зеленого цвета.Герасимов Дары осени

  А над всем этим возвышается главный образ натюрморта, его сердце, его главный цветовой и смысловой акцент - букет рябины. Алые ягоды выглядят наряднее, чем цветы. Тяжелые рябиновые кисти согнули ветки. Необычный осенний букет почти полностью загораживает окно и доминирует в картине, задает в ней тон. Красный цвет обильных рябиновых гроздьев дает отблеск на все вокруг и меняет цвет предметов: все отдает спелой осенней краснотой, на всем вокруг лежат красноватые блики. Этот оттенок красного и создает впечатление роскоши - простые привычные осенние дары выглядят настоящим сокровищем.

                                     

                                   

Приложение 6.

                                        Приметы осени

   

Белки собирают много орехов – к холодной и продолжительной зиме

Если журавли летят высоко и медленно, перекликаясь – осень будет мягкой и долгой

Большой урожай рябины – к сильным морозам зимой

Кошка прячет мордочку – к холоду

Редкие облака осенью предвещают ясную и холодную погоду

Куры начинают рано линять – зима будет мягкой

Жёлтые листья долго не опадают – долго не будет мороза

Берёза желтеет снизу – зима будет поздней, а сверху – ранней

Паутина стелется по растениям – к тёплой погоде

Если поздней осенью появились комары – зима будет тёплой

Чем больше муравейники, тем холоднее будет зима

Если в сентябре слышен гром – осень будет мягкой.

От первого снега до санного пути – шесть недель.

Какова погода в ноябре, таков и май.

В ноябре зима с осенью борется.

 

Приложение 7.

                               

                                 Народный календарь

 1 сентября – приходится последняя гроза.

14 сентября – день летопроводец. Середина лета и осени.

20 сентября- начало общего листопада.

22 сентября- день осеннего равноденствия. Ровно полсуток ночь, полсуток день.

3 октября–в этот день примечай ветры: северный- к мокроте, восточный- к ведру.

13 октября – если снег упадёт, зима не сразу настанет

14 октября – Покров день. На Покров до обеда – осень, после обеда – зима. Каков Покров, такова будет и зима: ветер с севера –зима холодная, с запада – снежная, с юга – теплая.

 17 октября – Ефрофеев день. С Ефрофея холода сильнее.

18 октября – Отстал от ночи день – запнулся валенком за пень

12 ноября – Синичкин день. Прилетают птицы – зимовки: синицы, свиристели, сойки, чечетки. Синица к избе – зима на двор. Покорми птиц зимою – послужат тебе весною.

14 ноября – Кузьминки. Кузьма и Демьян – проводы осени, встреча зимы, первые морозы

19 ноября – Ледостав. Если на ледостав снегопад , зима будет снежная.

22 ноября – Матрена Зимняя. Иней на деревья-  к морозам, туман – к оттепели.

23 ноября – если  идет дождь – быть зиме грязной и малоснежной до 6 декабря

30 ноября – каков день, такова и зима.

Приложение 8

Словесные игры

«Осенью»   - координация речи и движения.

Вдруг закрыли небо тучи,      (поднимаемся на носочки и поднимаем вверх перекрещ. руки)

Начал капать дождь колючий.   (прыжки на носочках, держа руки на поясе)

Долго дождик будет плакать,

Разведёт повсюду слякоть.    (приседаем, держа руки на поясе)

Грязь и лужи на дороге,    (идём по кругу и высоко поднимаем колени)

Поднимай повыше ноги.

«К нам пришла осень»  - употребление падежных окончаний

Мы ждали …(осень),  долго не было -…(осени),  мы рады - …(осени),  мы одеваемся тепло…(осенью),   мы любим …(осень)….

«Подбери предметы к признакам» - формирование навыка словообразования

Осенний…, осенняя…, осеннее…, осенние…,  осеннему…

 «Найди слово» - образование родственных слов

Лес – лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовик, лесовоз, лесоповал, лесозаготовки.

«Один – много» - образование мн. числа имён существительных

Лист- листья, дерево – деревья, лужа – лужи, зонт – зонты, капля – капли….

 

«Угадай слово» - изменение глагольных форм

Ветер дует, а ветры…

Лист желтеет, а листья…

Холод наступает, а холода наступают…

Дождь моросит, а дожди моросят…

Лист падает, а листья падают


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фото отчет к проекту «Заглянула осень к нам!» МБДОУ детский сад №11, группа компенсирующей направленности

Слайд 2

Экскурсия в парк.

Слайд 3

Играем в осеннем парке

Слайд 4

Радуемся осеннему ковру

Слайд 5

Выставка «Осенний калейдоскоп»

Слайд 6

НОД по теме «Осень!»

Слайд 7

Нетрадиционное рисование

Слайд 8

Наблюдаем листопад

Слайд 9

Читаем книги про осень

Слайд 10

Собираем осенний букет

Слайд 11

Индивидуальная работа

Слайд 12

Собираем природный материал

Слайд 13

Собираем гербарий

Слайд 14

Игры на прогулке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».

Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)

Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками,  и конечно же встреча со сказочными героями......

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование ...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...