"Пластилиновая фантазия"
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Захарова Ольга Васильевна

Вариативная часть программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinovaya_fantaziya_starshaya_gruppa.docx56.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад№15 комбинированного вида 2 категории

города Алейска Алтайского края.

Рабочая программа подготовительной группы

на 2016 – 2017 учебный год

                                                                                               

Захарова Ольга Васильевна

Содержание

№ п./п.

Оглавление

Стр.

1

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели  реализации рабочей  программы подготовительной группы

3

1.3

Задачи реализации рабочей программы подготовительной группы

3

1.4

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

4

1.5

Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей подготовительного возраста.

7

1.6.

Планируемые результаты как ориентиры  освоения  воспитанниками рабочей программы ( в виде целевых ориентиров)

11

2

Содержательный раздел

14

2.1

Комплексно – тематическое планирование (описание образовательной деятельности)

14

3.

Организационный раздел

19

3.1

Материально – техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе.

19

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Пластилиновая фантазия» разработана в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ детский сад № 15  2016 года и отражает особенности содержания и организации образовательного процесса в группе подготовительного возраста (6-7 лет).

1.2. Цели  реализации рабочей программы

Цель программы: - способствовать формированию художественно- творческих способностей детей посредством художественно творческой деятельности в лепке.

         1.3. Задачи реализации рабочей программы

Задачи:

1.Образовательные:

  • овладение основами, умениями работы из целого куска пластилина, из отдельных частей, создание образов;
  • формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
  • активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире;
  • способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из  пластилина;
  • содействовать развитию интереса детей к  художественному творчеству.

2. Развивающие:

  • развитие мелких и точных движений пальцев рук;
  • развитие способности к личному самоопределению и самореализации;
  • развивать память, внимание, воображение, фантазию;
  • активизация творческого мышления;
  • развитие пространственного воображения, глазомера.
  • развитие чувства цвета, пропорции, ритма;
  • овладение элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности.

3. Воспитательные:        

  • воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;
  • понимание необходимости качественного выполнения образа;
  • конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
  • воспитание аккуратности, старательности;
  • воспитание коммуникативных способностей детей;
  • воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия.

Программа направлена на:

  • создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

 Программа учитывает:

  • индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
  • возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

В основе реализации Программы лежит культурно-исторический и системно  деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС.

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральным государственным образовательным стандартом:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
  • индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
  • партнерство с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития);
  • обеспечение преемственности дошкольного общего  и  начального общего образования.

Также свою Программу мы строили на принципах дошкольной педагогики и возрастной психологии:

1. Принцип развивающего образования,в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости(содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).

3. Принцип интеграции содержания дошкольного образованияв соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

     4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Кроме того, при разработке Программы нами учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»:  

  • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Нормативно-правовой основой для разработки рабочей образовательной программы являются:

Федеральный уровень

  • Федеральный закон № 273 – ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.октября 2013 г №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 08 апреля 2014г. №293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 2014г., № 32220, вступил в силу 27 мая 2014г.)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013г. №462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013г., №28908)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
  • Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013г. №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014г.              № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего  образования Министерства образования и науки РФ от 10января 2014г        № 08-10 «О Плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования (далее – План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (№08-10)).
  • Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014г. № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО».
  • Письмо Министерства образования и науки от 10 января 2014г. № 08-5 «О соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных ФГОС ДО.
  • Федеральный закон РФ от 5 апреля 2013г. № 44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Региональный уровень

  • Закон Алтайского края от 4 сентября 2013г. № 56 ЗС «Об образовании в Алтайском крае» (принят  постановлением ЗС Алтайского края от 02.09.2013г. № 513)

Программа разработана с учетом:

Возрастная характеристика детей дошкольного  возраста 5 -6  лет.

Физическое развитие.

Продолжается процесс окостенения скелета ребёнка. Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость. Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на небольшие расстояния. Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. У них обычно отсутствуют лишние движения, которые наблюдаются у детей 3-5 лет. В период с 5 до 6 лет ребёнок постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т.д.). Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков – более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные).

К 6-ти годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.

В старшем возрасте продолжают совершенствоваться культурно-гигиенические навыки: уметь одеться в соответствии с условиями погоды, выполняет основные правила личной гигиены, соблюдаются правила приема пищи, проявляет навыки самостоятельности. Полезные привычки способствуют усвоению основ здорового образа жизни.

Речевое  развитие.

Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь: дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Познавательное  развитие.

В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируется. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. К 6-ти годам дети легко выстраивают в  ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 предметов разных по величине. Однако дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. 5-6 лет – это возраст творческого воображения. Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут менять постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, складывая её в несколько раз (2, 4, 6 сгибов); из природного материала.

Социально-коммуникативное развитие.

Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребёнок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все более длительными и активными. Дети самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств).

Ярко проявляет интерес к игре. В игровой деятельности дети 6-го года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре дети часто пытаются контролировать друг друга – указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж.

Ребенок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть проявления эмоционального состояния в выражениях, жестах, интонации голоса. Проявляют интерес к поступкам сверстников.

В трудовой деятельности, освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности.

Художественно-эстетическое развитие.

В изобразительной деятельности 5-6 летний ребёнок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью.

К лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций.

Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Проявляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия. Дошкольники могут  петь без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова; свободно выполняют танцевальные движения: полуприседания с выставлением ноги на пятку, носок, поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т.п. Могут импровизировать, сочинять мелодию на заданную тему. Формируются первоначальные представления о жанрах и видах музыки.

1.6. Планируемые результаты освоения Программы.

Планируемые результаты освоения Программы – это целевые ориентиры дошкольного образования (п. 4.1. ФГОС ДО), которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

 Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей (п. 4.1. ФГОС ДО).

В соответствии с п. 4.5 ФГОС ДО целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

  • аттестацию педагогических кадров;
  • оценку качества образования;
  • оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
  • распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников СП.

Решением педагогического совета № 1 («Установочный) (протокол № 1 от 3 сентября 2015 года), планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры) проводятся 2 раза в год:

  • с 01 сентября (первичный);
  • с 15 мая (итоговый);

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  • В соответствии с п. 4.7 ФГОС ДО целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Итог реализации части программы,  формируемой частниками образовательного процесса:

  1. Умение свободно владеть лепным материалом.
  2. Знание исходных форм и умение их выполнять любого размера.
  3. Правильное понятие о пропорции и соразмерности.
  4. Умение использовать плоские рисованные изображения для создания объёмных форм.
  5. Развитие фантазии и творческого мышления.
  6. Укрепление мелкой моторики рук.

2. Содержательный раздел

2.1. Комплексно – тематическое планирование (описание образовательной деятельности)

  1. Рабочая программа в старшей группе

«Пластилиновая фантазия»

Тема занятия

Задачи

Сентябрь

Осенние листочки

Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить осенний листочек. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином 

Солнышко

Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе.

Октябрь

1.

Консервированные фрукты

Обобщать представления детей о фруктах, об их характерных особенностях. Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту. Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета,величины предметов и изображения мелких деталей у фруктов: черенков, семян, чашелистиков.

2.

Гроздья рябины

Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, выкладывать из тонких колбасок силуэт грозди рябины и сложный листик

Цветы в траве

Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова;

Обучать детей и родителей к приемам работы в технике «пластилинография», лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать.

Вазочка

Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления об окружающих предметах домашнего обихода. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие), в своей работе пытаться передать особенности разных вазочек, их строение (силуэты на выбор предлагаются воспитателем). Самостоятельность в выборе цвета материала.

Ноябрь

Гусеница

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином.

Украсим кукле платье

Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.

Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

Продолжать обучать прикреплять

 горошины на расстоянии друг от друга.

Развивать мелкую моторику пальцев.

Букет для мамы

Создавать основу композиции – корзинку, переплетая колбаски коричневого и белого цвета в шахматном порядке. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.

Наливное яблочко

Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых фруктов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, продолжать знакомить детей с приемом пластилинографии – вливания одного цвета в другой.

Декабрь

Первые снежинки

Беседа с детьми о зиме. Формирование эмоционального восприятия окружающего мира. Закрепление приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины. Поощрение самостоятельности, оригинальности в создании снежинок из пластилина.

Снеговик

Закреплять приемы работы с пластилином – отщипывания, скатывания, сплющивания. Развитие мелкой моторики рук. Развитие эстетического умения – украшения своей работы (шубки снеговичка) пластилином разного цвета.

Новогодняя  открытка

Создавать лепную картинку с выпуклым изображением. Развитие творческого воображения детей при украшении елочки, снеговика. Развитие мелкой моторики рук.

Зима в лесу

Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого. Ознакомить детей с понятием «пейзаж». Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Воспитывать интерес к природе в разное время года

Январь

Красивая рыбка

Способствовать расширению знаний о многообразии подводного мира;

Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения рыбы (туловище, хвост, плавники) посредством пластилинографии;

Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (ракушки, блестки и т.д.);

Развивать мелкую моторику;

Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

Нарядная елочка

Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации);

Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию;

Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестки);

Февраль

Смешной клоун

Учить детей и родителей выполнять изображение клоуна нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии;

Развивать чувство цвета;

Воспитывать интерес детей к цирковому искусству, уважение к необычной профессии клоуна – веселить людей, доставлять им радость своей работой.

Живые яблочки на веточках

Развивать цветовосприятие. Расширить представления детей о зимующих птицах, условиях их обитания. Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика. Закрепить приемы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки. Воспитывать самостоятельность

Украшение галстука для папы

Воспитывать интерес к изготовлению подарков своими руками; формировать интерес к работе с пластилином

Удивительная дымка

Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек. Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи. Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими. Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.

Март

Фиалки  для мамочки

Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растительного мира, укрепить познавательный интерес к природе. Учить создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественно – творческойдеятельности: цвет, материал, составление композиции. Воспитывать аккуратность, самостоятельность

Городец-удалец

Продолжать знакомство с городецкой росписью. Учить изображать элементы росписи при помощи пластилина. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте. Закрепить умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка. Развивать интерес к народному творчеству

Цыпленок

Закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина;

Учить детей и родителей создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения;

Развивать мелкую моторику рук.

Веселый зонтик

Беседа о весне. Формирование интереса к весенним явлениям – капели, таянию снега. Продолжать воспитывать у детей умение создавать знакомый образ посредством знакомых приемов пластилинографии.

Апрель

Веселая ракета

Освоение техники рельефной лепки; познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой; развивать чувство формы и композиции; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Яичко к празднику

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии, развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, размазывании, работе внутри контура), развитие эстетического вкуса при оформлении работы.

Подснежники

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни в определенное время года (весна, подснежники); осваивать способ создания образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости; закреплять навыки раскатывания, примазывания; испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. Воспитывать самостоятельность

Хохлома

Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами. Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография». Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки

Май

Бабочка

Способствовать расширению знаний о многообразии мира насекомых;

Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище) посредством пластилинографии;

Продолжать знакомить детей и взрослых со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция;

Божья коровка

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Чтение одноименной сказки – крошки В.Кротова. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания и сплющивания), закрепление умения работать по контуру.

Узор на  тарелке  из сердечек и цветов (одноразовая тарелка)  или веточка мимозы

фФормировать эстетическое  отношение к бытовым предметам. Развивать умение любоваться природными  формами и преобразовывать их  в декоративные рисунки. Упражнять      в  выполнении декоративного  лепного узора  на окружности, сохраняя объем и выступающие основы.

Формировать композиционные  навыки.

Весенняя полянка.

 ВВызвать у детей эмоциональное радостное отношение к  весенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем. Продолжать лепить картинку из отдельных деталей – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. Расширять умения применения разнофактурный материал для выразительности картинки.

3. Организационный раздел.

3.1. Материально – техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе.

Период обучения – 1 год

Режим работы: занятия проводятся один  раз в неделю по 25 минут

Периодичность занятий: 1 раз в неделю

Форма организации: подгрупповая

Длительность занятий: 25 минут

Место проведения: групповая комната

В основу работы положены следующие принципы:

  • систематичности и последовательности: материал подобран в определённом порядке, системе;
  • доступности: характер и объем знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей;
  • наглядности: задания предполагают опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения;
  • сезонности: построение программы  с учётом природных особенностей в данный момент времени;
  • обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;

уважение к личности каждого ребенка.

Методы работы:

  • Метод сенсорного насыщения (без сенсорного основы немыслимо приобщение к художественной культуре).
  • Метод эстетического выбора («убеждение красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса.
  • Метод разнообразной художественной практики.
  • Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).
  • Метод эвристических и поисковых ситуаций.
  • Метод игровых, творческих ситуаций.

Материалы, приспособления, инструменты:

  •  Пластилин (разных цветов)
  • Пластиковые дощечки для выполнения работ
  • Стеки
  • Цветной картон
  • Салфетка

Список источников

  1. Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». -СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.
  2. Венгер Л.А. «Педагогика способностей». -М., 1973 г.
  3. Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». -М., 2000 г.
  4. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». -М., 1995 г.
  5. Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.
  6. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.
  7. Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». -М., Просвещение, 2006 г.
  8. Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).
  9. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки»

Приложение

Календарно-тематическое планирование работы с родителями

в рамках  рабочей программы

на 2016 – 2017 год

№ п\п

Мероприятие

Форма проведения

Сроки выполнения

1

«Пластилиновое увлечение»

Консультация для родителей в приёмной

Сентябрь

2

 «Мелкая моторика рук»

Информация на сайте ДОУ

Октябрь

3

«Букет для мамы»

Конкурс совместных творческих работ с детьми ко дню матери

Ноябрь

4

«Подготовка руки дошкольника к письму»

Родительское собрание с использованием ИКТ

Декабрь

5

 «Пластилинография с элементами дизайна»

Буклеты-памятки для родителей

Январь

6

 «Пластилиновая живопись»

Папка-передвижка

Февраль

7

 «Фиалки для мамочка»

Совместное творчество детей т родителей.

Март

8

 «День Космонавтики»

Проведение выставки совместного творчества детей и родителей

Апрель

9

«Я леплю из пластилина»

Консультация для родителей

Май

Критерии

(индикаторы)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Творческая активность

Повышенный интерес,  творческая активность.

Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога

Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания.

Новизна, оригинальность

Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества. «индивидуальный» подчерк детской продукции.

Ребёнок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с подсказками педагога.

Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками.

Сенсорные способности

(чувство цвета, формы)

Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения.

Есть незначительные искажения. Отступления от окраски.

Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность.

Композиция.

По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами.

На полосе листа с незначительными элементами.

Не продуманно, носит случайный характер.

Общая ручная умелость

Хорошо развита моторика рук, аккуратность.  

Ручная умелость развита.

Слабо развита моторика рук.

Самостоятельность

Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца.

Требуется незначительная помощь.

Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Пластилиновая фантазия: Рисуем пластилином

Задачи и обучение детей с нетрадиционной техникой лепки - пластилинографией...

План работы кружка "ПЛАСТИЛИНОВАЯ ФАНТАЗИЯ"

Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое решение в условиях кружка «Пластилиновая фантазия». Открытие в себе неповторяемой индивидуальности поможет ребенку реализовать ...

"Пластилиновая фантазия"

Кружковая работа по технике пластилинография во 2 младшей группе....

Пластилиновая фантазия на тему "Осенние цветы"

Настала осенняя пора, сказочная и удивительно красивая!При встрече с природой нас переполняют чувства, которые дарят нам вдохновение для дальнейшего творчества.Вот и дети третьей речевой группы «Звёзд...

Проект "Пластилиновые фантазии"

Проект в слайдовой форме+выход из проекта-пластилиновый мультфильм....