НОД на тему: Подводное царство.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Гасимова Гульназ Мансуровна

 

НОД в средней группе на тему: "Подводное царство"

Задачи:

Образовательные: Уточнять и закреплять знания детей о морских обитателях.

Развивающие: Развивать мыслительные операции, воображение, память, мелкую моторику руки, умение самостоятельно находить способы украшения костюмов, чувство цвета, эстетическое восприятие.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение продуктам своего и чужого творческого труда, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру. Воспитывать заботливое отношение к природе, самостоятельность.

Оборудование: Презентация «Подводный мир»; ракушка с разнообразными предметы для украшения (пайетки, бисер, ракушки, бусинки); пластилин; силуэты морских обитателей, выполненных в технике «пластилинопластики»; ванночка наполненная песком с «сюрпризами».

Ход НОД.

Организационный момент

Здравствуйте,  ребята! Здравствуйте девочки и мальчики! Давайте с вами знакомиться! Посмотрите, какая у меня красивая коробочка. Она необычная, можно сказать волшебная, потому что помогает мне совершать превращения и делать сюрпризы для детей. Я возьму свое имя и положу в эту коробочку – Гульназ Мансуровна. Положите и вы свои имена в коробку.  (собирает имена).
-Когда я была маленькой, меня называли ласково: Гульназочка.  Я тоже положу это имя в пакет. А вас как ласково называют мамы?  Хотите положить и свое ласковое имя в пакет? (собирает имена)
-Ой, что это, подул ветер, и все наши имена разлетелись… Что же нам теперь делать? Как же я буду теперь без имени? ( Если дети не предложат, продолжает радостно) Я поймала имя Танечка. Это девочка или мальчик? Где у нас Танечка? Возьми свое имя, Танечка. Очень приятно с тобой  познакомиться,  Танечка!  и  т.д.

 «Вот мы и познакомились: у нас здесь собрались замечательные ребята: мальчики и девочки - дружные и приветливые».

Релаксация.

Предлагаю вам лечь на ковер, закрыть глаза и представьте будто вы лежите  на берегу теплого моря. (Провожу аутотренинг, под музыку для релаксации: "Океанский пляж").

Расслабьтесь, руки лежат свободно вдоль туловища, не напряженны.    Ярко светит солнце, дует легкий ветерок, я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Слегка колышутся волны, надо мною гордо кружат чайки. Мне хорошо и приятно , рядом со мной мой друзья, я хочу сними дружить, общаться, жить в мире. Я рад, что встретился с удивительным и прекрасным миром.

- Я вам предлагаю отправиться в удивительное путешествие в царство подводного мира. Вы желаете заглянуть в подводный мир? В этом нам помогут  волшебная коробочка и волшебные слова:

Быстро, быстро кружимся,

с волшебством подружимся.

Хлопнули в ладоши и остановились.

на берегу теплого синего моря мы очутились.

-: Откройте глаза, присядьте на корточки, посмотрите на наше море.

Иногда море тихое, спокойное, как сейчас:

"Не шумит оно, не хлещет,

лишь едва, едва трепещет.

И в лазоревой дали,

Нежный плеск волны ..."

-Давайте представим, как море едва, едва трепещет:(дети берут ткань за края и слегка её колышут). Но море не всегда спокойное. Как только поднимется сильный ветер, шторм 

"Море вздуется бурливо

зашумит, поднимет вой.

Хлынет на берег пустой

расплеснётся в шумном беге ..."

 

-Представьте, что наше море расплескалось, поднялись высокие волны(дети встают, сильнее колышут ткань). Нелегко приходится и подводным обитателям в такие минуты. Но вот,  море успокоилось. Давайте мы с вами, опустимся на дно морское и понаблюдаем, за подводными обитателями. Закройте глаза, зажмите нос, присядьте на корточки. Откройте глаза. Вот мы с вами очутились в подводном царстве. (Слайд ).

-Беседа:

Вот мы и на морском дне. Море огромное, море прекрасное, море синее. Оно восхищает и удивляет. На морском дне растут целые заросли водорослей, есть красивые, разноцветные камни и моллюск с волшебными раковинами. Как вы думаете, море - это только вода, только песок, только камни? Или кто-то живет в морской пучине?

Загадки (появляются на слайде обитатели моря)

1.Через море- океан плывет огромный великан

и с судна видит капитан: на великане бьет фонтант(кит).

Это самое большое животное в мире. многие думают, что это рыба, хотя на самом деле - нет. Оно кормит своих детенышей молоком. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках его говорят "Чудо- юдо"

2. Что за дивная лошадка? очень странная повадка:

Конь не сеет и не пашет, под водой с рыбешкой пляшет.

Назови его дружок: рыбок друг - (морской конек)

Морской конек - небольшая рыба одна из самых необычных существ на свете. необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня.

3. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног, вот и весь я - (осьминог)

 Осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь.

4. Гроза всей живности морей, не знаем мы зубов острей.

Ее боится даже кит, а безопасна, если спит.

Потрогать можно, раз заснула. Кто эта рыбина(акула)

Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них - в шесть рядов, и острые, как пила. Кожа этих рыб покрыта чешуей и острыми шипами, поэтому даже легкое прикосновение к ним наносит серьезные раны.

5. Кто так медленно ползёт,

Словно груз большой везёт?

Панцирь твердый, очень прочный.

Защитит и днём, и ночью.

Но всегда дрожит от страха

Долгожитель. (черепаха).

Это - самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно.

6. Глубоко на дне она, словно на небе видна,

Но не светит и не греет, потому, что не умеет(морская звезда)

Эти животные - хищники. Питаются звезды моллюсками. Они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей.

7 Для нее волна – качели, и плывет она без цели

Ниоткуда в никуда, вся прозрачна, как вода(медуза)

Медузы бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми наподобие прозрачного дирижабля. Все медузы ядовиты.

- Правильно! А как мы можем назвать их всех вместе?(морские обитатели)

 

Дидактическая игра Собери картинку:

 

 

 

 

 

Рисование морское животное на манке:

Детям предлагается нарисовать пальчиком на манке любое морское животное. Каждый рисунок комментируется детьми. Я рисую.......

 

ФИЗКУЛЬМИНУТКА под музыкальное сопровождение (синтезатор)«Поймай рыбку по признакам»

Подготовка к игре: разложить рыбок.

 

Игрок бросает кубик.

 

звучит музыка (на сентезаторе). Дети быстро собирают в одну емкость рыбок на которой нарисован тот или иной знак который на кубике. .

 

 

 

 

Ребята мы уже задержались в гостях и нам пора возвращаться в детский сад. Обратное превращение. Встанем в круг, зажмём носы, закроем глаза и вынырнули . (Дети приседают с закрытыми глазами под музыку и встают).

   

В: Вам нравилось в подводном царстве? 

От  подводного царства  нам осталась только  вот эта картина, что бы мы  помнили, что есть жизнь не только на земле, но и под водой.

Но здесь чего то или кого -то не хватает?

 

Ответы детей.

 

В: Я предлагаю сделать нам рыбок и пустить их в подводное царство жить. Но сначала мы  подготовим наши руки и пальчики.

 

   Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких рыбок».

 

Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация движений рыб).

Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны).

Первая рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (имитация ныряния).

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (грозят указательным пальцем).

Третья сказала: «Мне хочется спать» (руки лодочкой под ухо).

Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи).

Пятая крикнула: «Здесь крокодил, (руками имитируют пасть крокодила).

Плывите скорее, чтоб не проглотил» (убегают).

 

Изобразительная деятельность.


-Посмотрите, какие красивые рыбки. Ребята, как вы думаете, 
рыбки видят нас? (да, видят, у них есть глаза). 
-А как лучше назвать глаза рыбки: глаза, глазищи или глазки? Почему? 
(глазки, они у рыбки маленькие). 
-Где расположены глаза у рыбок? (глаза у рыбок расположены на голове) 
-Что еще есть на голове у рыб? 
-Зачем рот рыбке? 
-А что еще рыбки умеют делать кроме того, что едят, смотрят? 
-С помощью чего рыбы плавают? 
-Где находятся плавники? 
-Чем покрыто тело рыбы? 
-Чешуя защищает рыб от повреждений.

Чешуя сверкает, переливается на свету. И чтобы наши рыбки были красивыми, мы им сделаем чешую.

 

Предлагаю выполнять парную работу  в различных  техниках. Комочки из салфеток, пайетки из пластилина, арбузные семечки, окрашенные  крупы. Выберите сами материал из которого вы будете делать чешую для рыбки и саму рыбку.

 

Когда ваши рыбки будут готовы, вы подходите ко мне, и мы с вами заселим наше подводное царство рыбками.

 

А сейчас мы запустим наших красивых рыб в наш замечательный аквариум, который мы сделали раннее.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем рыбок запускать.

В наш аквариум глубокий.

Мы запустим их сейчас.

Рыбки плавают по кругу

Улыбаются друг другу.

Смотрят рыбы сквозь стекло,

Им уютно и тепло.

Ведь аквариум морской

Для рыбѐшек – дом родной.

 

Дальнейшая работа

Составить общую композицию (коллаж) – «Разноцветные рыбки»

Заключительная часть:

- Ребята, мне очень понравились ваши рыбки. Наши рыбки не будут скучать, будут резвиться и играть вместе.

·             А вам понравилось украшать рыбок? Какая рыбка понравилась больше всего? Чем она понравилась? У какой рыбки больше всего чешуек?  Какая рыбка самая красивая? Почему она вам понравилась? 

Что вы расскажете своим друзьям, маме, папе?

Вы, молодцы, у нас с вами получился очень красивое подводное царство.

 

Ребята, давайте пофантазируем. А что было бы, если бы нам золотая рыбка предложила исполнить наши желания? О чем бы вы попросили рыбку? Подумайте! Вот я бы попросила у рыбки, чтобы …….

А каковы ваши желания? Дети рассказывают свои желания

Педагог  А мне пора с вами прощаться, вы мне очень понравились . О чем бы вы хотели поговорить в следующий раз ?

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по изобразительной деятельности на тему "Подводное царство" (нетрадиционная техника рисования "гратаж")

В конспекте "Подводное царство" дети знакомятся с работой техники гравирования ("гратаж" - процарапывание по воску). Данный способ работы выполняется путем процарапывания пером или острым инструментом...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию в старшей группе. Тема: «Подводное царство»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по рисованию в старшей группе.Тема:  «Подводное царство»Цель:  Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу.За...

комплексное занятие на тему "Подводное царство"

комплексное занятие на тему "Подводное царство"...

Непосредственно - образовательная деятельность во второй младшей группе на тему: "Подводное царство"

Непосредственно - образовательная деятельность во второй младшей группе на тему: "Подводное царство"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.Тема: "Подводное царство"

Конспект с использованием арт-терапии. Способствует приобщению детей к красоте подводного мира.Побуждает детей создавать из различных материалов общую композицию, добиваясь целостности, художественной...