Искусство "оригами"в творчестве дошкольников"
материал по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

Зацепина Людмила Анатольевна

Детское творчество представляет собой активную познавательную и креативную деятельность. Реализация такой деятельности может проходить на различных занятиях (лепка,аппликация,рисование,конструирование и др.)

Особое внимание привлекает достаточно древнее искусство-оригами.

Оригами-это восточное искусство складывания разнообразных моделей из бумаги.Свое название искусство получило от двух японских слов "ори"-складывать и "гами"-бумага.Искусство оригами на Востоке предстает символом мира,покоя и семейного очага.А зародилось оно в далеком прошлом Китае на рубеже 1-2 веков нашей эры,ближе к 4 веку достигло Японии,где и обрело новую жизнь.Согласно японским традициям бумажные модели ценятся не столько за реализм в передаче различных живых существ,цветов,сколько за внутреннее чувство духовности,присущей тому или иному созданию природы.

Обучение технике оригами строится на обязательном изучении условных знаков,приемов и базовых форм.База-это простая сложенная форма,которая может быть развита во множество различных фигурок.Базовые формы помогают не только понять очертания и характер  изготовляемого предмета,но еще и подобрать наиболее подходящий вариант базы для собственной работы.

В разных книгах расссматривают различные базовые формы.Основными формами можно назвать следующие:треугольник(всего одна-складка-диагональ квадрата ), книга (используется также одна складка),дверь(получается из формы "книга"), основа воздушного змея (получается из треугольника),блин (складываемая в несколько слоев форма квадрата), рыба,птица,лягушка.

В обучении дошкольников искусству оригами важно соблюдать несколько правил:

Познакомить детей с базовыми формами и условными знаками (ориентирование на листе,манипуляции с ним:согнуть,разогнуть,подогнуть и др.);

Начинать работу с простых изделий;

Обратить особое внимание детей на правильное выполнение сгибов (сгибы практически "острые",слои бумаги должны плотно прилегать друг к другу);

При изготовлении изделия используется один сорт бумаги (соблюдается одинаковая толщина,плотность,эластичность).

Важно понимать,что для разных изделий может потребоваться разный сорт бумаги;

Исходный лист обязательно должен соответствовать формату,который нужен;

Всегда требуется готовый набросок,заготовка и пример изготавливаемой формы.Даже самая абстрактная работа должна быть узнаваемой.

Оригами не ограничивается выполнением однотипных способов сложения форм или использования однообразного материала.В работе с детьми использовать разные виды бумаг, также понадобятся простые карандаши, линейки, фломастеры, маркеры,в работе с модулями могут потребоваться ножницы, клей ПВА,клеящие карандаши.

Бумага для оригами может быть самой разнообразной: упаковочной, газетной ,тонкой или плотной , гладкой или шероховатой, белой или цветной.

Самый важный показатель для бумаги,который стоит помнить,это плотность бумаги.Оптимальным вариантом в работе на занятиях будет офисная бумага плотностью 80г\м. Простые плоские фигуры можно делать из тонкой бумаги, которая продается в детских наборах для творчества. А вот бумага близкая по плотности к картону не подойдет, такой вариант бумаги не сможет обеспечить ровную линию сгиба и идеальное прилегание слоев в местах складки.

Работа с бумагой не заканчивается на одном выборе ее плотности, самым интересным занятием для педагога может стать возможность совместного с детьми выбора цвета бумаги. Бумага может быть белой, одно-или двухстороне окрашенной (в одинаковый или разный цвет), даже узорчатый. Выбор окрашивания бумаги будет зависеть от выбранной модели оригами (это всегда стоит учитывать педагогу при изучении выполнения модели)!

Стоит не забывать ознакомится с нужным форматом и формой бумаги. Обычно формат определен в рекомендациях к инструкции по выполнению модели в книгах для изучения оригами. Формы листа могут быть различных форм: квадрат, прямоугольник ,шестиугольник, даже круг.

Перед началом работы педагогу важно ознакомится со всем перечисленным и подготовить нужные материалу к занятию. Дошкольникам важно четко объяснить способы работы с бумагой и объяснить какими способами нужно работать с бумагой. Линия сгиба бумаги разнообразна :линия сгиба долиной, горой,бумагу перегнуть долиной, горой, скомбинировать сгибы долиной и горой в итоге получится способ, называемый "складка-молния". Бумагу можно поварачивать в одной плоскости, тянуть или тащить и многое другое. Перед началом работы с моделями важно выделить одно занятие и просто потренироваться с детьми как можно работать с бумагой, дать им посмотреть, что может получится, если согнуть лист пополам, вогнуть кончик листа внутрь .Дошкольникам нужно внимательно изучить эти способы, запомнить базовые формы и тогда они смогут в дальнейшем самостоятельно делать различные модели.

Оригами можно включать как дополнительный или основной способ работы на занятиях по аппликации, конструированию, или даже добавлять в изо-деятельность. Занятия с комбинированными способами выполнения работ, включающие в себя оригами и, к примеру,обычную аппликацию позволяют добиться большего эффекта погружения в работу-детям интереснее выполнять разнообразные задания, поэтому переключение с одной деятельности (вырезание нужных форм из бумаги в аппликации) на другую (сложение форм из бумаги) повышают детям настроение и стремление выполнить работу как можно лучше и интереснее. Декоративно-прикладное искусство стремится помочь детям научиться переносить окружающий мир и воображаемый на материальную основу-бумагу.  А способов этого переноса великое множество.

Дошкольникам нужно прочувствовать особенности, повадки, красоту живой и неживой природы, только в этом случае они смогут сложить по-настоящему удивительные формы, а в дальнейшем придумывать  новые, собственные изделия .Оригами помогает развивать в ребенке усидчивость, аккуратность,тонкую моторику,внимание, образное и пространственное мышление, формирует эстетические вкусы. Занятие декоративно-прикладным искусством особенно важно тем, что позволяет увидеть мир с другой стороны, открыть для себя новые возможности воплощения собственного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazan.docx521.36 КБ

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесное творчество дошкольников

Творческая деятельность человека или коллектива людей характеризуется созданием качественно нового продукта, никогда ранее не существовавшего. Стимулом для творческой деятельности может послужить любо...

Карта инновационного педагогического опыта "Методы и приёмы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника"

Теоретическую основу педагогического проекта составили  методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных...

Развитие речевого творчества дошкольников с использованием мнемотаблиц

Мнемотаблицы, как основа интеллектуального тренинга, заметно облегчают детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана – схемы, делает рассказы (сказки) четкими, связными и ...

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Эстетическое воспитание  подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством  Педагог, работающий в Кольском Заполярье, должен обязательно обращаться к региональном...

" Художественная литература-развитие словестного творчества дошкольников."

Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины....

Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 3. Технология развития музыкального творчества

Тема 1: Развитие песенного творчества детей Тема 2: Музыкально-ритмическое творчество дошкольниковТема 3: Творчество в игре на музыкальных инструментахПрактическая работаИтоговый тест 5 дисциплин...