"Развитие музыкального творчества дошкольников в совместной деятельности со взрослыми"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Баранова Наталия Александровна

Рекомендации для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorchestvo_microsoft_word.doc36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Барановой  Н. А.   музыкального  руководителя  ДОУ с.Филимоново

 «Развитие музыкального творчества дошкольников в совместной деятельности с взрослыми»

«Творчество детей в музыкально-художественной деятельности тесно связано с исполнительством. Оно возникает, если у ребенка имеется некоторый арсенал исполнительских умений (выразительных движений, певческих умений). Создавая свою  «творческую продукцию», ребенок уподобляется композитору, танцовщику, художнику, музыканту-исполнителю, постигает процесс создания выразительного образа, одновременно осмысливая сущностные основы искусства. Творчество всегда сопровождается яркими положительными эмоциями, которые становятся основой потребности в самом процессе и в создании конечного продукта творчества, имеющего значимость, прежде всего для самого ребенка.

Критериями детского творчества в музыкально-художественной деятельности являются выразительность и оригинальность созданных образов»  /Из пособия для педагогов «Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы» Москва, «Просвещение» 2012, О.В.Акулова, А.Г.Гогоберидзе, Т.И. Гризик и др./  

С одной стороны  мир детства переполнен звуками, красками, движениями, эмоциями и свободной фантазией. С другой стороны – новое поколение детей получает все больше информации о событиях, понятиях, фактах, оно  мыслит по - иному, все меньше восхищается, негодует, сострадает, сочувствует.  Прослеживается тенденция равнодушия к сверстникам, взрослым людям, старикам.  Как же  «разбудить» ребенка, «разбудить» интерес к самому себе, как к личности, заставить душу «трудиться», сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью жизни?

Специфичность творческой деятельности  детей заключается в проявлении активности, самостоятельности и инициативы в применении уже основных приемов работы к новому содержанию, нахождении  новых способов решения поставленных задач. В практической деятельности (пение, рисование, игр-драматизаций, танцы) развитие идет от подражательных средств к появлению попыток самостоятельного переноса приобретенного опыта в свою повседневную жизнь, к творческой инициативе. Творчество - нормальный и постоянный спутник  детского развития. Его результатом является способность к самовыражению. Создавая свою «творческую» продукцию ребенок уподобляется композитору, танцору, актеру, музыканту.

Для формирования творческой активности в музыкальной деятельности детей необходимы определенные условия:

-  создание  благоприятного климата, атмосферы творчества  в совместной деятельности с взрослыми;

- выделение времени в режиме дня для самостоятельной музыкальной деятельности детей, для прослушивания музыки, музыкальных сказок, инсценировок;

- общественная направленность деятельности детей: изготовление атрибутов для игр, музыкальной деятельности, деталей костюмов, украшений помещений детского сада и др.

Игровые приемы формирования детского творчества:

  1. «Рассмеши Петрушку» - дети придумывают   танцевальное движение в соответствии с характером музыки.
  2. «Кто придумает конец, то и будет молодец!» - предложить сочинить окончание к заданному музыкальному тексту, после – аккомпанировать  на любимом детском музыкальном инструменте.
  3. «Перепляс» РНМ - дети делятся на две подгруппы, каждая придумывает русское плясовое движение и выполняет его под музыку.
  4. «Наборный хоровод» РНМ – дети стоят в кругу, выбранный ведущий начинает двигаться, выполняя придуманное им танцевальное движение, к любому другому. Кланяется ему, отворачивается и двигается к следующему игроку. Тот, которого он выбрал, двигается за ним, выполняя то же движение. Первый кланяется тому, к которому подошел. Все поворачиваются в обратную сторону. Второй игрок оказывается в роли ведущего. Он начинает свое танцевальное движение. Первый и третий – повторяют, двигаясь за ним. И т.д.
  5. «Сочини польку» - начало мелодии исполняет музыкальный руководитель, ребенок на слог «ля» - придумывает окончание /можно дать ребенку беззвучную игрушечную скрипку/. Если остальным детям понравилось окончание, они хлопают в ладоши.
  6. «Коммуникативная полька» муз. Николаева. Во время сочинения в парах танцевальных движений, дети затрудняются в выборе движения, не могут договориться между собой, копируют движения других пар. Следует предварительно припомнить все выученные ранее движения  и пробовать составить танец из них. После накопления такого опыта   творческое самовыражение получит полное развитие.
  7. «Музыканты короля» - под звучание марша (на выбор) дети двигаются по кругу, имитируя игру на каком-либо музыкальном инструменте. В центре круга стоит «король», который должен угадать, кто из музыкантов на каком инструменте играет.
  8. «Весенние голоса» - воспитатель выбирает стихотворение о весне, которое можно «озвучить» музыкальными инструментами, либо звуками и жестами своего тела.
  9. «Ели кашку ложки» - игры с деревянными ложками. Воспитатель вместе с детьми придумывает разные действия с ложками, в соответствии с сочиняемым текстом. Например:

«Наши ложечки проснулись, потянулись к солнышку, поздоровались (дети, держа ложки в обеих руках, поднимаются на носки, тянутся вверх, подняв руки, стучат ложка о ложку).

Познавательная и творческая активность детей повышается, если  происходит процесс  интеграции разных образовательных областей.

При  едином календарно-тематическом планировании, позволяющем интегрировать содержание дошкольного образования, выявляются и развиваются интеллектуальные и творческие способности. Дети запоминают музыкальные произведения, песни, танцевальную музыку, просят повторять неоднократно.  Повторение и закрепление музыкального материала осуществляется как «новый виток» в  восприятии и музыкальной деятельности. Дети вносят творческое  видение, придумывают, сочиняют, изображают знакомые интонации музыки по-другому, иначе.  В детских  характерах  появляются   яркая увлеченность, любознательность, активность, воображение и фантазия.

 У детей формируется музыкальное мышление, способность к элементарным суждениям и оценкам, углубляется эмоциональное сопереживание, интерес к музыке. Возникает  интерес к  самому себе, как к личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музыкально-дидактических игр, как средства развития музыкального творчества дошкольников.

Развитие творческих способностей дошкольников через музыкально-дидактические игры....

"Развитие музыкального творчества дошкольников"

Проблема творчества в дошкольной педагогике всегда была одной из самых актуальных. Творческие личности требовались всегда, т.к. они определяли прогресс человечества. В статье говориться о развитии тво...

Проект: Панорама добрых дел старших дошкольников в совместной деятельности со взрослыми.

Проектная деятельность по формированию у детей бережного отношения к природе в совместной деятельности со взрослыми....

Сотрудничество воспитателя логопедической группы и педагога изо-деятельности в развитии речевого творчества дошкольников в художественной деятельности.

В процессе изобразительной деятельности у детей, помимо развития воображения, восприятия, мелкой моторики рук,  существенно обогащается словарный запас, развивается речь, активное восприятие худо...

Развитие музыкальных способностей дошкольников в совместной деятельности.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАРазвитие музыкальных способностей дошкольников в совместной деятельностиМузыкальное воспитание в детском саду должено предусматривать как коллективное пение, которое, конечно же...

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье, радость быть самим собой. Мир фантазии выдумки у детей связан с игрой. Вовсе исторические времена ...