Программа развития мелкой моторики " Чудо-пальчики"
рабочая программа по аппликации, лепке по теме

Мальцева Лилия Юрьевна

Уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию развивающую программу кружковой работы для дошкольников и младших школьников.

В программе используются современные развивающие игры "Блоки Дьенеша" , " Палочки Кьюзенера" , "Соты Кайе",

 " Кубики Никитина", " Уникуб" и другой интересный.развивающий материал 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo_palchiki_2_2.docx115.62 КБ

Предварительный просмотр:

              Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края

«Курганинский социально-реабилитационный центр                                                               для несовершеннолетних»

Рассмотрено и одобрено на заседании  педагогического совета ГКУ СО КК   «Курганинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»                                  Протокол № __ от _______ 2016г.

Утверждаю:                            Директор ГКУ СО КК «Курганинский социально-реабилитационный центр                                 для несовершеннолетних» М.П.___________О.Г. Габдулхакова

Приказ № __ от «__» _____ 2016 г.    

          

Дополнительная

общеразвивающая программа кружковой работы

 «Развитие мелкой моторики»

Направленность социально-педагогическая

Уровень ознакомительный

Рассчитана на детей от 3 до 7лет

Срок реализации (общее количество часов) 36

                                                           

                                                  Составитель:  Мальцева Л. Ю.

                                                 Воспитатель .

                                              п.   Лучезарный.

                                           2016г.

                                  Пояснительная записка 

      Целенаправленное развитие и воспитание двигательно-координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») воспитанников способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речь.
    Работа по развитию мелкой моторики пальцев рук у дошкольников  имеет особое значение, и важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
    Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. В результате, программа: «Развитие мелкой моторики» для дошкольников необходима  и ее актуальность продиктована временем.
.                                        
Цели и задачи программы             

     Целью программы «Чудо-пальчики» является создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольников. 

Цель конкретизируется в следующих задачах:

  • развитие точности выполнения движений,
  • уровня переключаемости,
  • полноты объема движений пальцев рук,
  • совершенствование координации движений руки и глаза;
  •  совершенствование лексической, произносительной стороны речи, развитие коммуникативных навыков;
  • формирование умения действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи.

                           Методика и технология реализации:

Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 3 до 7 лет, находящиеся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

         Формы занятий: теоретические и практические занятия. 

        Форма организации детей – групповая .  Длительностью 1 академ.час. Программа включает в себя следующие разделы:

  • Пальчиковая гимнастика
  • Лепка
  • Аппликация
  • Графические упражнения
  • Игры и действия с предметами.

     В разделе “Пальчиковая гимнастика дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

     В разделе Лепкав процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.

     В разделе Аппликация дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

     В разделе Графические упражнения игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

     В разделе Игры и действия с предметами для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

                                            Организация детей.

 

      Вводная часть. 

      Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы. Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе – это зависит от направленности упражнения.  Пальчиковая гимнастика любого вида начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа,  который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса работы пальчиками и оказывает разогревающее и тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук. Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей

        Физминутка. 

         Обеспечение на занятиях условий для снятия усталости, оказание помощи воспитанникам в переключении вида их  деятельности.

         Основная        часть.                                                                                                                                                          
       На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.

Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом, а также следующие упражнения:
   -соты Кайе; - блоки Дьёнеша ;  -палочки        Кьюзенера;

-шнуровка; -прищепки; -скрепки; -крышки; -пуговицы; -обведение рисунка по        контуру,        копирование.
-
аппликация с использованием не традиционных методов, таких как –  скомканная бумага, крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет;

- лепка из пластилина; - рисование пальчиками.

       Заключительная часть.

 Снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия;        подведение        итогов        занятия.
Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку

     Режим занятий: 1 раз в неделю, по одному занятию в день, занятия проводятся согласно календарно-тематического плана.

     Исполнитель: педагог имеющий профессиональное педагогическое образование.

     Ожидаемые результаты реализации программы:

         К        концу курса воспитанники должны знать: приемы        самомассажа    рук; названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп.
  Уметь: соизмерять, подчинять движения контролю взора; владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.); выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.). пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;  изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина; работать с трафаретами;  изготавливать детали по шаблону;  застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;  завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.

выполнять аппликации из различных материалов (ткань, бумага, природные материалы) лепить шар, цилиндр, диск, куб;  строить симметричные фигуры, рисунки по координатам точек; изготавливать поделки в технике “аппликация”, по образцу; пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру; применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение; плести косички из ниток; выполнять шнуровку.

Формы контроля результатов: конкурсы, соревнования, выставки творческих работ воспитанников, открытые мероприятия.

        Материальное обеспечение программы,  средства обучения и контроля:  игровая комната младшей группы,  компьютер-ноутбук, мультимедиа проектор.

Материалы:

  • различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся);
  • различные виды ткани;
  • картон;
  • пластилин;
  • природные материалы;
  • фольга;
  • клей ПВА;
  • нитки;
  • пуговицы.

Оборудование:

  • стакан-непроливайка;
  • крупа мелкая и крупная;
  • счетные палочки;
  • бусы;
  • ленты;
  • шнурки;
  • строительный материал;
  • шаблоны;
  • салфетки;
  • образцы готовых изделий;
  • массажные мячи;

Инструменты:

  • ножницы;
  • линейка;
  • стеки;
  • кисточки;
  • карандаши, фломастеры, краски;
  • иголки;
  • трафареты.

Наглядные пособия:

  • иллюстрации;
  • игрушки;
  • мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);
  • конструктор(палочки Кьюзенера);
  • набор геометрических тел (Блоки Дьёнеша);
  • коллекции бумаги, картона, ткань.

                                   Содержание программы

 Занятие № 1.1. «Божья коровка» Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «едем-едем», «ручки», «массаж». Самомассаж с помощью колючего мяча. С предметами: -бельевые прищепки. Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 2,3стр.- лепка : «Божья коровка».

 Занятие № 1.2. «Гусеничка»         Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом». Самомассаж с помощью еловых шишек. С предметами: -шнуровка ; -соты Кайе: - счетные цветные палочки. Лепка из пластилина: гусеничка .

 Занятие № 1.3. « Тарелка с зернышками для курочки» Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «машина», «ручки», «массаж». Самомассаж с помощью колючего мяча. С предметами: -бельевые прищепки.- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 7стр. - лепка из пластилина: «тарелка с зернышками для курочки».

 Занятие № 1.4. «Улитка»  Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «игрушки-зверюшки», «две чашки», «массаж». Самомассаж с помощью колючего мяча; С предметами: -канцелярские скрепки. Палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик» 10стр. Лепка из пластилина: «Улитка».

Занятие № 1.5. «Геометрические фигуры» Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел», фигура «автобус»- самомассаж под песню Е.Железновой. С предметами: - шнуровка.               Палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик»,стр.13;- лепка из пластилина.

Занятие № 2.1. «Кораблик» Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел».- самомассаж под песню Е.Железновой. С предметами: - шнуровка. Знакомство с палочками Кьюзенера. Аппликация: «Кораблик».

Занятие № 2.2. «Грибы в корзинке» Самомассаж еловыми шишками. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», фигура«автобус». С предметами: -канцелярские скрепки.  Соты Кайе. – знакомство с новым материалом. Аппликация: «Грибы в корзинке».

Занятие №  2.3. «Банка с соленьями» Самомассаж еловыми шишками –. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», фигура «автобус». С предметами: -канцелярские скрепки.  Соты Кайе.  Аппликация: «Банка с соленностями».

Занятие № 2.4. «Тряпичный домик»  Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел», фигура «автобус». С предметами: - шнуровка – повторяем «крестик», «дождик» - палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик»,стр.5- аппликация: «Тряпичный домик», активно работаем при приклеивании, создаем из лоскутков ткани.

Занятие №  2.5.  «Плодовое дерево»          Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «дождик», фигура «автобус». С предметами: -мозаика мелкая: делаем цветок.- соты Кайе. – делаем стрелку синим;           - аппликация из крупы и семечек: плодовое дерево.

Занятие № 2.6. « Заяц с шариками» Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка». Самомассаж. С предметами: -шнуровка. Коробочка с крупой. Палочки Кьюзенера, и блоки Дьенеша альбом «Маленькие логики», делаем шарики в руках зайца.

Занятие № 2.7. «Золотая рыбка» Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел», фигура «автобус» - самомассаж под песню Е.Железновой. С предметами: - шнуровка.  Палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик»,стр.11 - аппликация: «Золотая рыбка»: с применением семечек тыквы.

Занятие № 2.8. «Панда» Самомассаж еловыми шишками. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «дождик», фигура «автобус». С предметами: -мозаика мелкая: делаем грибы в корзине; - соты Кайе. – делаем по образцу узор; - аппликация из манки и мака: «панда».

Занятие № 2.9. «Коллаж» Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел», самомассаж под песни Е.Железновой. С предметами: - канцелярские скрепки. Палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик»,стр.15; Аппликация: «Коллаж».                          

Занятие № 3.1. «Груша» Массажный, колючий мяч. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка». С предметами: - бельевые прищепки. –Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 1стр. Раскраска «Груша».

Занятие № 3.2. «Самолет» Самомассаж колючим мячем.   Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка». С предметами: - бельевые прищепки. - Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 4,5стр.- раскраска «Самолет»

Занятие № 3.3. «Яблоко»  Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом». Самомассаж с помощью еловых шишек. С предметами: -шнуровка. Соты Кайе. Раскрашивание.

Занятие № 3.4. «Гусеница» Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом». Самомассаж с помощью еловых шишек. С предметами: -шнуровка. Соты Кайе. Счетные цветные палочки. – Рисование пальчиками.

Занятие № 3.5. « Цветы на лугу». Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка». Самомассаж с помощью колючего мяча. С предметами: -шнуровка. Коробочка с крупой. Палочки Кьюзенера, и блоки Дьенеша альбом «Маленькие логики», цветы на лугу.

Занятие № 3.6. «Лев» Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом». Самомассаж с помощью еловых шишек.  С предметами: -шнуровка.  Соты Кайе. счетные цветные палочки. Рисование пальчиками льва.

Занятие № 3.7. «Раскрашивание по точкам» Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «машина», «ручки», «массаж». Самомассаж с помощью колючего мяча. С предметами: -бельевые прищепки. Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 14стр, - раскрашивание по точкам.

Занятие № 3.8. « Лошадь и наездник» Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом». Самомассаж с помощью еловых шишек. С предметами: -шнуровка. Соты Кайе. счетные цветные палочки: Рисуем пальчиками: лошадь и наездник.

Занятие № 4.1.  «Золушкины забавы»  Знакомство с программой, правила поведения на занятиях. Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу  Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «дятел», «дождик». С предметами: -шнуровка – учимся засовывать шнурок в дырочку, делать крестик.-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки.

Занятие №   4.2.   «Автобус» Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».

С предметами: - бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму -знакомство с Блоками Дьёнеша:все формы, цвета, толстый и тонкий;- лепка из пластилина: «Еж» с помощью спичек делаем иголки.

Занятие № 4.3.  «Пирамида» Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого орехаС предметами: - эспандер –учимся зжимать и разжимать под музыку;-пуговицы – делаем бусы ,с разными по размеру и по цвету; - собираем маленькую пирамидку.

Занятие №  4.4.  «Дорожка для гусенечки» Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка». Самомассаж с помощью колючего мяча. С предметами: -шнуровка – делаем дорожку.-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки - палочки Кьюзенера, альбом

«Занятие №  4.5.  «Солнце»          Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха. С предметами: - эспандер – учимся сжимать и разжимать под музыку;-пуговицы – делаем колеса и фары машине ,с разными по размеру и по цвету; - собираем геометрический конструктор (малый): строим «Солнце».

Колокольчик», делаем дорожку гусеничке, стр. 1.

Занятие №  4.6. «Дом»  Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «гуси-гуси», «пальчики».Самомассаж с помощью грецкого ореха. С предметами: - эспандер –сжимать и разжимать под музыку;          -пуговицы – делаем части лица на картоне;- собираем геометрический конструктор(большой): строим «Пирамиду».

Занятие №  4.7.  «Крокодил»  Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха. С предметами: - эспандер – учимся сжимать и разжимать под музыку;-пуговицы – делаем чешую рыбе; - знакомство с Кубиками Никитина: выкладываем только красный цвет.

Занятие №  4.8.  «Красивый дом» Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка». С предметами: - бельевые прищепки – вставляем на более толстую опору- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 8стр.- кубики Никитина: делаем по образцу-красно-белый дом.

Занятие №  4.9.  «Зверята» Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха. С предметами: - эспандер – сжимать и разжимать под музыку; -пуговицы – отделяем больших от маленьких;- собираем маленькую пирамидку.

Занятие №  4.10.  «Любимый урок»  Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами: - эспандер –сжимать и разжимать под музыку-пуговицы – отделяем черные и белые пуговицы;- кубиками Никитина: выкладываем узор по книжке.

Занятие №  4.11.  «Зайка» Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка». С предметами: - бельевые прищепки – делаем осьминога.- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 12стр; - кубики Никитина: делаем по образцу узор.

Занятие № 2.12.  «Машина»   Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж..С предметами: - эспандер,           -пуговицы. Собираем маленькую пирамидку; - геометрический конструктор (малый):делаем машину.

Занятие №  4.13.  «Домино» Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха. С предметами:  эспандер –сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем черные и белые пуговицы; - кубиками Никитина: выкладываем узор по книжке; - строительный конструктор: выкладываем по принципу домино.

Занятие №  4.14.  «Башня»  Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха.С предметами: - эспандер –сжимать и разжимать под музыку;-пуговицы – делаем браслет;- кубики Никитина: строим самую большую башню.

                                   Список литературы

  1. Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. - М.: “Лист”, 1998. 198с.Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги.
  2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 1996. 207 с.
  3. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
  4. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
  5. Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. – М.: “Вентана-Граф”, 2004. 400с.
  6. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991. 93 с.
  7. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
  8. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием (1-4 классы) Уроки труда. – М.: “АСТ - ПРЕСС”, 2000. 140 с.
  9. Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах. – М.: “Начальная школа”, 1994. 192 с.
  10. Гусакова М.А. Аппликация. – М.: “Просвещение”, 1987. 45 с.
  11. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: “Сфера”, 1999. 107 с.
  12. Дегтярева Т. Умные поделки. – М.: “Лист”, 1999. 133 с.
  13. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
  14. Конышева Н.М. Лепка в начальной школе. – М.: “Просвещение”, 1980.
  15. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
  16. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 1999.
  17. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. 190 с.
  18. Нагибина Н.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль: “Академия развития”, 1998. 205 с.
  19. Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: “Просвещение”, 1990. 94 с.
  20. Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: “АСТ – ПРЕСС”, 1998.128 с.
  21. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
  22. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.
  23. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 1999.40 с.
  24. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2002.

                                               Интернет-источники

1.        http://ped-kopilka.ru/ - Учебно-методический кабинет – сайт для педагогов, учителей, воспитателей, студентов, родителей и всех тех, кто занимается воспитанием и обучением детей.

2.        нс-портал международная сеть работников образования

3.        http://www.maam.ru/ - международный образовательный портал.

     

                                                                                      Утверждаю:

Директор ГКУ СО КК

«Курганинский СРЦН»

                                                                                  __________О.Г.Габдулхакова  

                       

«____»_____________2015г.  

                                            Учебный план

                   дополнительной общеразвивающей программы

                         по реабилитации   несовершеннолетних 

                                «Развитие мелкой моторики»

п/п

Название разделов и тем

      Кол-во занятий

Всего

Теоретические занятия

Практические

занятия

1.

«Лепка»

5

1

4

2.

«Аппликация»

9

1

8

3.

«Графические упражнения» 

8

1

7

4.

«Игры и действия с предметами»

14

1

13

ВСЕГО

36

занятий

4

32

                                 

Утверждаю

Директор ГКУ СО КК

«Курганинский СРЦН»

________О.Г.Габдулхакова

«____»___________2016г.

                               Календарно-тематический план

      Дополнительной общеразвивающей программы кружковой работы

                                 «Развитие мелкой моторики»

Раздел/

Тема

Дата проведения

Название разделов и тем

Кол-во часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

 Лепка

5

1

  4

1.1.

Инструктаж. «Соблюдение техники безопасности на кружке.» Лепка по теме             « Божья коровка»

1

1

   -

1.2.

 Лепка по теме « Гусеничка»

1

-

  1

1.3.

Лепка по теме « Тарелка с зернышками для курочки»

1

-

  1

1.4.

Лепка по теме «  Улитка»

1

-

  1

1.5.

Лепка по теме « Геометрические фигуры»

1

 -

  1

2

Аппликация

9

1

  8

2.1.

Аппликация по   теме « Кораблик»

1

-

  1

2.2.

Аппликация по теме « Грибы в корзинке»

1

-

  1

2.3.

Аппликация по теме « Банка с соленьями»

1

-

  1

2.4.

Аппликация по теме « Тряпичный домик»

1

-

  1

2.5.

Аппликация  по теме « Плодовое дерево»

1

 -  

  1

2.6.

 Аппликация по теме « Заяц с шариками»

1

-

  1

2.7.

Аппликация по теме « Золотая рыбка»

1

-

  1

2.8.

 Аппликация по теме « Панда»

1

-

  1

2.9.

 Аппликация по теме « Коллаж»

1

-

  1

3

Графические упражнения

8

1

  7

3.1.

Рисование по теме « Груша»

1

-

  1

3.2.

Раскрашивание по теме « Самолет»

1

-

  1

3.3.

Раскрашивание по теме « Яблоко»

1

-

  1

3.4.

Рисование по теме « Гусеница»

1

-

  1

3.5.

Рисование по теме « Цветы на лугу»

1

 -

  1

3.6.

Рисование по теме «Лев»

1

 -

  1

3.7.

Рисование по точкам

1

-

  1

3.8.

Рисование по теме «Лошадь и наездник»

1

-

  1

4

Игры и действия с предметами

14

1

  13

4.1.

 «Золушкины забавы»

1

1

  -

4.2.

« Автобус»

1

-

  1

4.3.

 « Пирамида»

1

-

  1

4.4.

«Дорожка для гусенички»

4.5.

 « Солнце»

1

-

  1

4.6.

 « Я строитель»

1

-

  1

4.7.

 « Крокодил»

1

-

  1

4.8.

 «Красно-белый дом»

1

-

  1

4.9

«Зверята»

1

-

 1

4.10.

« Любимый узор»

1

1

  -

4.11.

 « Зайка»

1

-

  1

4.12.

 « Машина»

1

-

  1

4.13.

 «Домино»

1

-

  1

4.14.

«Башня»

1

-

  1

Итого

48

4

 44

                                                                                      Утверждаю:

Директор ГКУ СО КК

«Курганинский СРЦН»

                                                                                    __________О.Г.Габдулхакова  

                       

                                                                                    «____»_____________2016г

                               

                           Календарно-тематическое планирование

                       дополнительной общеразвивающей программы

                             по   реабилитации несовершеннолетних 

                                        «Развитие мелкой моторики»

Дата проведения

№ занятий

Тема

Кол-

во

минут

Занятие № 1

Знакомство с группой, правила

поведения на занятиях. Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу

5

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «дятел», «дождик»

5

С предметами:

-шнуровка – учимся засовывать шнурок в дырочку, делать крестик.

-коробочка с крупой – перебираем фасоль,горох и семечки

10

Занятие № 2

Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу

5

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».

5

С предметами:

- бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму

-знакомство с Блоками Дьёнеша:все формы, цвета,толстый и тонкий

- лепка из пластилина: «Еж» с помощью спичек делаем иголки.

10

Занятие № 3

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел».

- самомассаж под песню Е.Железновой

5

3

С предметами:

- шнуровка – повторяем «крестик», учимся делать узор «дождик»

-знакомство с Палочками Кьюзенера: все размеры, цвета,

- аппликация: «Кораблик»

5

5

5

Занятие № 4

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу,дуем на него.Пальчиковая гимнастика под муз.Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка».

5

5

С предметами:

- бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «человечка»

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 1стр.

- раскраска «Груша»- учимся не выходить за границы рисунка

3

5

5

       

Занятие № 5

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил».Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- эспандер –учимся зжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – делаем бусы ,с разными по размеру и по цвету

- собираем маленькую пирамидку

2

10

Занятие № 6

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «едем-едем», «ручки», «массаж».Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «бычка»

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 3стр.

- лепка из пластилина: «Божья коровка»

2

5

10

Занятие № 7

Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столуПальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».

3

5

С предметами:

-канцелярские скрепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем лучики у «солнца»

- соты Кайе. – знакомство с новым материалом, учимся вытаскивать и снова засовывать соты

- аппликация: «Грибы в корзинке»

2

5

10

Занятие № 8

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ручки», «краб», «зайка».

 Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-шнуровка – делаем дорожку

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

- палочки Кьюзенера, альбом «Колокольчик», делаем дорожку гусеничке, стр. 1

3

5

8

Занятие № 9

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил».Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- эспандер – учимся сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – делаем колеса и фары машине ,с разными по размеру и по цвету

- собираем геометрический конструктор(малый): строим «Солнце»

3

5

9

Занятие № 10

Колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу,дуем на него.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка».

3

5

С предметами:

- бельевые прищепки –делаем «сороконожку»

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 4,5стр.

- разукрашка «Самолет»- учимся не выходить за границы рисунка, точно нажимать и правильно держать

3

5

9

Занятие № 11

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

 Самомассаж с помощью еловых шишек

5

3

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок(один)

-соты Кайе: собираем только желтые соты

- счетные цветные палочки: делаем заборчик и домик

-лепка из пластилина: гусеничка(5 шариков)

2

3

3

9

Занятие № 12

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «гуси-гуси», «пальчики».Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- эспандер –сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – делаем части лица на картоне

- собираем геометрический конструктор(большой): строим «Пирамиду»

3

5

8

Занятие № 13

Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столуПальчиковая гимнастика под  муз.Е.Железновой – «ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».

3

5

С предметами:

-канцелярские скрепки –делаем цепочку

- соты Кайе. – собираем половину синих,половину желтых сот

- аппликация: «Банка с соленностями»

3

5

9

Занятие № 14

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «машина», «ручки», «массаж».

Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-бельевые прищепки – делаем длинную цепь

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 7стр.

- лепка из теста: «тарелка с зернышками для курочки»

2

5

10

Занятие № 15

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- эспандер – учимся сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – делаем чешую рыбе

- знакомство с Кубиками Никитина: выкладываем только красный цвет.

3

5

9

Занятие № 16

Пальчиковая гимнастика под муз. Е.Железновой – «ослик», «мошка», «дом».

 Самомассаж с помощью еловых шишек

5

3

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок(один)

-соты Кайе: собираем только желтые соты и делаем синие окошки

- счетные цветные палочки: ставим к картонному солнцу лучики

-раскраска: закрашиваем  пальчиками яблоко

3

5

9

Занятие № 17

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

5

3

С предметами:

- шнуровка – повторяем «крестик», «дождик»

- палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик»,стр.5

- аппликация: «Тряпичный домик» ,активно работаем при приклеивании, создаем из лоскутков ткани

3

5

9

Занятие № 18

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу, дуем на него. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка».

3

4

С предметами:

- бельевые прищепки – вставляем на более толстую опору

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 8стр.

- кубики Никитина: делаем по образцу-красно-белый дом

3

5

10

Занятие № 19

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- эспандер – сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем больших от маленьких

- собираем маленькую пирамидку

5

3

8

Занятие № 20

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «игрушки-зверюшки», «две чашки», «массаж».

Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-канцелярские скрепки – делаем «бычка»

- палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик» 10стр.

- лепка из теста: «Улитка»

2

5

10

Занятие № 21

Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу.Пальчиковая гимнастикапод муз. Е. Железновой – «ква-ква», «дождик»,«автобус».

3

3

С предметами:

-мозаика мелкая: делаем цветок

- соты Кайе. – делаем стрелку синим

- аппликация из крупы и семечек: плодовое дерево

6

5

10

Занятие № 22

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка».

 Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-шнуровка – делаем дорожку

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

- палочки Кьюзенера, и блоки Дьенеша альбом «Маленькие логики», делаем шарики в руках зайца

3

5

8

Занятие № 23

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил». Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- эспандер –сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем черные и белые поговки

- кубиками Никитина: выкладываем узор по книжке

3

5

9

Занятие № 24

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ослик», «мошка», «дом».

Самомассаж с помощью еловых шишек

5

3

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок(один)

-соты Кайе: собираем только желтые соты и делаем синие окошки

- счетные цветные палочки: делаем зиг-заг

-рисуем пальчиками гусеницу,шмеля и дерево

3

4

3

    7

Занятие № 25

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»- самомассаж под песню Е.Железновой

5

3

С предметами:

- шнуровка – повторяем «крестик», «дождик», добавляем привязать предмет

- палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик»,стр.11

- аппликация: «Золотая рыбка: с применением семечек тыквы

3

5

9

Занятие № 26

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу,дуем на него.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка».

3

    4

С предметами:

- бельевые прищепки – делаем осьминога

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 12стр.

- кубики Никитина: делаем по образцу узор

3

5

10

Занятие № 27

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- эспандер – сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем больших от маленьких

- собираем маленькую пирамидку

- геометрический конструктор(малый):делаем машину

5

3

8

Занятие № 28

Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столуПальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ква-ква», «дождик», «автобус».

3

3

С предметами:

-мозаика мелкая: делаем грибы в корзине

- соты Кайе. – делаем по образцу узор

- аппликация из манки и мака: «панда»

6

5

10

 

Занятие № 29

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «ручки», «краб», «зайка».

 Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-шнуровка – делаем косичку

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

- палочки Кьюзенера, и блоки Дьенеша альбом «Маленькие логики», цветы на лугу

3

5

8

Занятие № 30

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- эспандер –сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем черные и белые поговки

- кубиками Никитина: выкладываем узор по книжке

- строительный конструктор: выкладываем по принципу домино

3

5

9

Занятие № 31

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

 Самомассаж с помощью еловых шишек

5

3

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок (один)

-соты Кайе: делаем ромашку из желтых сот

- счетные цветные палочки: делаем параллельные дорожки

-рисуем  пальчиками льва

3

4

3

7

Занятие № 32

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

5

3

С предметами:

- шнуровка – повторяем «косичку»

 - палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик»,стр.13

- лепка из пластилина :делаем фигуры – шара, квадрата, овала

3

5

9

Занятие № 33

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«машина», «ручки», «массаж».

Самомассаж с помощью колючего мяча

5

3

С предметами:

-бельевые прищепки – делаем сороконожку

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 14стр.

- раскраска по точкам: обводим рисунок по точкам

2

5

10

Занятие № 34

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

5

3

С предметами:

- эспандер –сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – делаем браслет

- кубики Никитина: строим самую большую башню

3

5

9

Занятие № 35

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

 Самомассаж с помощью еловых шишек

5

3

С предметами:

-шнуровка – учимся завязывать бант

-соты Кайе: собираем только желтые соты и делаем синие окошки

- счетные цветные палочки: закрываем ими разукрашку

-рисуем пальчиками: лошадка и наездник

3

5

9

Занятие № 36

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»- самомассаж под песню Е.Железновой

5

3

С предметами:

- канцелярские скрепки – чередуем в цепи 3 цвета: красный, белый, зеленый

- палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик»,стр.15

- аппликация: «Коллаж»

3

5

9

                                                Приложение 1.

 Соты Кайе – это развивающая предметно-игровая система изобретателя В.А.Кайе. Набор состоит из 84 элементов, имеющих форму шестигранника, всего 21 вариант рисунков, по 4 штуки каждого. На лицевой стороне шестигранника мозаичный рисунок, обратная сторона однотонная.  Также в набор включены методические рекомендации с различными вариантами заданий и примерами. Соты Кайе – уникальная развивающая игра. Набор можно использовать в качестве материала для художественного конструирования. Занятия с сотами способствуют развитию фантазии, глазомера; формируют такие качества, как аккуратность, усидчивость, терпение. Также с сотами можно проводить  занятия по геометрии, математике и логике. Игровой набор может быть рекомендован для занятий не только дома, но и в детских садах, школах и студиях раннего развития. Предназначен для занятий с детьми 3-11 лет.

 «Использование логических блоков З. Дьенеша и цветных палочек Д. Кюизенера в процессе творческой деятельности педагогов и детей ДО».

                                               

Актуальность, эффективность применения логических блоков З. Дьенеша и цветных палочек Д. Кюизенера в педагогическом процессе.

Одна из основных задач, дошкольного образования - формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста  в соответствии с программами ГОСО. Сформированные компетентности, развитая коммуникативная и  информационная культура личности рассматривается сейчас как основа успешной адаптации современного человека в обществе.

В мире информационной цивилизации недостаточно научить детей счёту, измерению, вычислению. Важно – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить.

Уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Золтона Дьенеша и палочки Джорджа Кюизенера. Эти частные методики отличаются своими особенностями: универсальностью, абстрактностью, высокой эффективностью. Они позволяют, «через руки» ребенка, сформировать понятия «длиннее – короче», «между», понятие числовой последовательности, состава числа. Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша  –  это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка.

    Логические блоки Золтона Дьенеша и палочки Джорджа Кюизенера  являются одновременно и орудием профессионального труда педагога, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка. Занимательность этого дидактического материала оживляет ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.

Цели:- развитие познавательных интересов и способов умственной деятельности;- развитие способности самостоятельно и творчески мыслить; видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости;-расширение кругозора.

Задачи. Развивать:

  • умение конструировать и моделировать;
  • умение оперировать предметами, знаками, символами;
  • наглядно – образное, логическое, нестандартное – креативное мышление (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
  • воображение, сообразительность, любознательность, память, внимание;
  • наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности.
  • психические функции, связанные с речевой деятельностью.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Формы организации работы с логическими блоками и цветными палочками:

  • Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера применяю в игровой форме в организованной учебной деятельности комплексной, интегрированной. Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера обеспечивают наглядность, системность и доступность, смену деятельности. Например в области «Познание», в подобласти «ФЭМП», с помощью их дети оперируют
  • сенсорными эталонами (геометрическими понятиями)
  • узнают, что такое множество, подмножество
  • с величинами
  • с понятием числа
  • с составом числа 
  • с пространственными представлениями 
  • арифметическими действиями сложением и вычитанием.

В подобласти «Конструирование» в процессе моделирования дети замещают конструкцией из палочек и блоков реальные предметы с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление.

В области «Здоровье» - проводим подвижные игры с палочками и блоками – это предметы ориентиры.

В области «Коммуникация» - на грамоте выкладываем буквы, слоги из цветных палочек.

В области «Творчество», на рисование и аппликации моделируем узор, орнамент с помощью палочек и блоков, экспериментируем созвучие цветовой гаммы.

  • Совместная игра с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера даёт возможность закрепить полилингвальный компонент:
  • в дидактических играх, настольно-печатных, подвижных, сюжетно-ролевых (формы, цвета, ориентировка в пространстве и многое другое)
  • в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
  • в настольно - печатных (работа с картами к играм, схемами, альбомами, алгоритмами);
  • в сюжетно-ролевых играх: Магазин - деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта - адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. Аналогично. Поезд - билеты, места.
  • В самостоятельной - коллективной игровой деятельности (конструируют, работают с альбомами, схемами, играют в настольно-печатные игры, организуют сюжетно-ролевые игры).

Работу с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера отражаем в планировании.

В циклограммах планируем игровую деятельность с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера в утренние и вечерние часы, на прогулке, в самостоятельной игровой деятельности, в индивидуальной работе с детьми и родителями.

Организованную образовательную деятельность (ОУД) с применением логических блоков Золтона Дьенеша и палочек Джорджа Кюизенера планируем в перспективном планировании и в технологических картах по ФЭМП.

Литература, которая вам поможет при работе с данными методиками:

  • Камарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера?» - раскрывает все этапы обучение дошкольников основам математики с помощью цветных палочек Кюизенера.
  • Носова Е.А. Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников». В этой книге Носова, рассказывает о логических блоках Дьенеша. В пособии представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками и прилагаются схемы. Р. Л. Непомнящая знакомит с палочками Кюизенера, первоначальными упражнениями игры с ними и приводит несколько примерных занятий с ними.
  • В практических пособиях, Пановой Е.Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ» для младшего и старшего возраста, представлены дидактические игры и занятия с использованием блоков Дьенеша для младшего возраста и цветных палочек Кюизенера для старшего дошкольного возраста.
  • Игровые занятия представлены, в пособий В. П. Новиковой, Л. И. Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3–7 лет»

Методическое обеспечение необходимое для игр с блоками и палочками:

Альбомы «Лепим небылицы», "Блоки Дьенеша для самых маленьких","Давайте вместе поиграем","Праздник в стране блоков""Спасатели приходят на помощь""Поиск затонувшего клада" цикл игр с логическими блоками Дьенеша.

  • Альбомы «Волшебные дорожки», «На золотом крыльце», «Посудная лавка или кростики», «Дом с колокольчиками» цикл игр с цветными палочками Кюизенера.
  • Альбом «Страна блоков и палочек» - это сюжетно – дидактические игры с блоками и палочками.
  • Альбом «Демонстрационный материал» - диагностика к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша.

                                             

                                             Приложение 2.

Игра «Где спрятался Джерри?» Цель. Развитие логического мышления, умения кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать ее.

Материал. Логические блоки, карточки с обозначением свойств.

Содержание: Ведущий каждый раз указывает с помощью карточек три свойства того блока, под которым спрятан мышонок Джерри. Свойства блока он обозначает перечеркнутыми и неперечеркнутыми знаками:

(в книге Носовой Е.А. каждая игра или упражнение представлены в трёх вариантах, на усложнение: оперирование 1 свойством, 2 и 3)

Игра «Автотрасса или построй дорожку» Цель. Развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам, самостоятельно составлять алгоритм.

Материал. Таблицы с правилами построения дорог (табл. 1—3), логические блоки.

Содержание – Для выкладывания дорожек используются правила, которые требуют ориентировки на два свойства блоков – это таблицы. (чередование по одному свойству цвету или форме, по двум свойствам цвет и форма, форма и толщина блоков, форма и размер. Для поддержания интереса предлагаю различные игровые задачи: построить дорожку из дворца Снежной Королевы, чтобы помочь убежать Каю и Герде; украсить торт, сделать бусы. (литература Е.А. Носова)

Игра «Построй дом» Цель. Развитие логического мышления, внимания.

Материал. Набор логических фигур в мешочке, карточки-домикапрямоугольники по размеру клеток.Содержание Ведущий, вынимая фигуры из мешочка, называет форму, участники у которых на карточке есть эта форма, закрывают её прямоугольником. Игра в дальнейшем усложняется. Выделяются 2 свойства блоков, 3 м 4. В конце игры подводят итоги: кто построил дом первым, кто был внимательным и не допустил ошибок. (лит –ра Е.А. Носова)

Игра «Помоги фигурам выбраться из леса» (лит-ра Е.А. Носова)Цель. Развитие логического мышления, умения рассуждать. Материал. Логические фигуры или блоки, таблицы. Содержание - Перед детьми таблица. На ней изображен лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи.

Дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки. Не перечеркнутые знаки разрешают идти по своей дорожке только таким фигурам, как они сами; перечеркнутые знаки — всем не таким, как они, фигурам. Затем дети разбирают фигуры (блоки) и по очереди выводят их из леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть.

Игра «Архитектор» (альбом «Давай поиграем»)
Цель: развивать умение работать с алгоритмом, действовать строго по правилам. Материал: Алгоритмы №№ 1,2 Блоки Дьенеша
Описание игры:
Детям предлагается разработать проект детской площадки
• выбрать необходимый строительный материал
• построить объекты детской площадки
Выбор строительного материала в строгом соответствии с правилами (по алгоритму №1 или по алгоритму № 2). Как выбрать строительный материал"? Давайте вместе сделаем это, пользуясь алгоритмом № 1.
Берем любой блок. Пусть это будет, например, синий большой толстый треугольный блок. Слово "начало" подсказывает нам откуда начинать путь (движение по блок схеме).

Игра "Доставка грузов". (альбом «Спасатели приходят на помощь»)Цель: Умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке.

Вариант 1. Надо доставить ценные грузы - блоки из города А в город Б (названия городов можешь придумать сам). Везти груз можете по любому из предложенных 12 маршрутов. В пути с грузами происходят изменения. Играть в эту игру можно со своими друзьями, договорившись по каким маршрутам, вы будете перевозить грузы. 

Игра "Лабиринты" (альбом «Спасатели приходят на помощь»)Цель: умение действовать последовательно в строгом соответствии с правилами. 
Перед нами лабиринт. Если сумеешь пройти лабиринт А, то поможешь принцу освободить заколдованную принцессу (блоки - волшебные камни для освобождения принцессы).

Правила: берём любой блок, передвигаем только по прямой, наискось нельзя. Чёрные клетки ловушки их обходим. Путь блока надо выстраивать в соответствии со знаками – символами. По пустым клеткам может идти любой блок.Проходя лабиринт Б, ты будешь участвовать в доставке чая в Англию из Индии (блоки - контейнеры с чаем).

Аукцион «Кто больше». Придумайте игры с использованием логических кубиков З. Дьенеша – название игры, что блоки будут замещать, игровое действие. Кто больше придумал, получает кубики.

                                                                                      Утверждаю:

                                                                                      Директор ГКУ СО КК

«Курганинский СРЦН»

                                                                                                                                          __________О.Г.Габдулхакова                                                                                            

«____»_____________2015г.

                             

                                      Календарно-тематический план

                     дополнительной  общеразвивающей    программы по  

                                    реабилитации     несовершеннолетних

                                                «Чудо-пальчики»

Раздел/

Тема

Дата проведен.   -..дения

Название разделов и тем

Кол-во часов

Всего

Теоретич.занятия

Практические

занятия

1.

«В здоровом теле – здоровый дух»

10

1

9

1.1.

Чистота –залог здоровья

1

1

-

1.2.

Несколько слов о личной гигиене

1

-

1

1.3.

Распорядок дня

1

-

1

1.4.

Надо, надо умываться по утрам и вечерам

1

-

1

1.5.

Путешествие в страну «Здоровейка»

1

-

1

1.6.

Наше тело

1

-

1

1.7.

Как помочь себе сохранить здоровье

1

-

1

1.8.

Радуга здоровья

1

-

1

1.9.

Что это за птица «Здоровье»?

1

-

1

1.10.

Подари  улыбку другу

1

-

1

2

«Чистота и красота - две подруги»

10

1

9

2.1.

На здоровье!

1

1

-

2.2.

Какие мы внутри

1

-

1

2.3.

Красивые руки

1

-

1

2.4.

Новые приключения Буратино

1

-

1

2.5.

Не забудьте о ноготках

1 

-

1

2.6.

Уход за зубами

1

-

1

2.7.

Сияющий взгляд

1

-

1

2.8.

Хорошо здоровым быть

1

-

1

2.9.

Уход за волосами

1

-

1

2.10.

Красота тела и души

1

-

1

 3

  Профилактика ЗОЖ

6

1

 5

 3.1.

Путешествие в страну «Носарию»

1

1

-

 3.2.

Хочу попасть в страну Неболейка

1

-

1

3.3.

Маша -растеряша

1

-

1

3.4.

Витамины и здоровье

-

1

3.5.

Закаливание  

1

-

1

3.6.

Зеленая аптека

1

-

1

 4

«Путешествие в страну   Неболей-ка»

13

1

12

 4.1.

 Что нужно знать о лекарствах

1

 1

 -

 4.2.

Осторожно-инфекция!

1

-

1

 4.3.

 Что такое вредные привычки

1

-

1

 4.4.

 Части суток

1

-

1

 4.5.

 Кто такие микробы

 1

-

 1

 4.6.

Хорошие привычки

1

-

1

 4.7.

Движение-это жизнь

1

-

1

 4.8.

Веселый урок здоровья

1

-

1

 4.9.

Здоровье группы в наших руках

1

-

1

4.10.

Будем стройные и красивые

1

-

1

4.11.

Мой выбор ЗОЖ

1

-

1

4.12.

Я здоровье берегу-сам себе помогу

1

-

1

4.13.

День здоровья

1

-

1

ВСЕГО

36

5

31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Развитие мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях в условиях логопункта ДОУ».

Дополнительная программа по развитию мелкой моторики в условиях логопункта позволяет организовать и систематизировать коррекционную работу, не упустить ни одно из направлеений по развитию мелкой мотор...

Программа “Развитие мелкой моторики» для детей с нарушением речи

С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Контингент логопедических групп в нашем ДОУ соста...

Авторская программа: Развитие мелкой моторики у детей 5 - 6 лет с речевым недоразвитием "Развиваем, играем, говорим!"

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики благотворно сказывается на развитии речи ребенка. У детей с различными речевыми нарушениями отмечаетс...

Общеразвивающая программа «Развитие мелкой моторики и подготовка к письму детей дошкольного возраста»

Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики руки у детей 5-7 лет не теряет своей актуальности. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овлад...

Педагогическая программа развития мелкой моторики и графических навыков "Умные ручки"

Программа «Умные ручки» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – годичной....

План кружковой работы по развитию мелкой моторики «Чудо-пальчики» для детей 1-ой младшей группы «Теремок»

Кружок «Чудо-пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимн...