НОД "В гости к мамушке Ладушке"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

НОД по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" направление "Лепка". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_mamushke_ladushke.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 2 «Рябинка»

«В гости к мамушке Ладушке»

конспект НОД в группе

общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Струкова Елена Анатольевна, воспитатель

Радужный


Задачи: Познакомить с технологией изготовления оригинальных хлебобулочных изделий (рогалики, плетенки, хворост) при помощи тестопластики. Продолжать учить работать с тестом: замешивать по рецепту, раскатывать в тонкий пласт скалкой, делить на части ножом, придавать сложную форму разными способами: скручивать, плести, сворачивать, выворачивать. Расширять опыт работы с тестом.  

 Развивать мелкую моторику рук, творческие способности, умение работать по схемам.

Воспитывать интерес к истории и традициям национальной культуры, любовь к своей семье; желание сохранять семейные традиции (домашняя кухня, праздники); бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа: Подготовка теста по рецепту. Расширение кулинарного опыта: дети рассматривали разные виды изделий из сдобного теста, сравнивали по форме, определяли способы изготовления (формообразования); замешивали тесто и раскатывали его с помощью скалки, получали печенье силуэтным способом – с помощью формочек для выпечки.

Материалы, инструменты, оборудование: Для показа детям: рогалик (круассан), хворост, плетенка; фотографии дымковских игрушек «Печка-матушка». Для работы: готовое тесто; доски разделочные; скалки; стеки; противни; фартуки; схема на каждого ребенка» Румяные заплетушки от мамушки Ладушки.

Ход занятия:

Вводная часть:

Помещение оформлено элементами русского народного быта. Воспитатель встречает детей в русском народном сарафане. Дети заходят в группу.

Воспитатель: Проходите гости дорогие. Ребята, вы не одни сегодня у меня в гостях, поздоровайтесь. Зовут меня мамушка Ладушка. Я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие в прошлое.

Воспитатель: Вправо, влево повернись и в прошлом окажись. (слайд 1, музыка народная)

Воспитатель: Вот мы и оказались в прошлом. Присаживайтесь на стульчики и послушайте сказ про мамушку Ладушку.

Сказ про мамушку Ладушку.

        В старинные годы я - мамушка Ладушка была великой искусницей-хлебодельницей. (слайд 2). День изо дня, из недели в неделю, из года в год трудилась я у жаркой печки – ладила хлеба сытные да душистые.

        (слайд 3) Непочатую воду брала для хлебов до зари, молча, втайне, из семи источников. (слайд 4) Тесто замешивала, читая молитвы, разговаривая с ним, чтобы выше поднялось и принесло здоровье. Мягкое тесто нежилось под руками, добрело, распухало. (слайд 5) Затем открывала я трубу и затопляла печь.

Тесто продолжало подниматься, пока топилась печь, она должна быть хорошо протопленной, но не слишком жаркой… В печь хлеба я ставила, так же «провожала» заговорами. (слайд 6) Смазывала караваи легким перышком. На честное веселье всем добрым людям и на радость славный выходил хлебушек – пышный и румяный, с крепкой блестящей корочкой и мягким легким нутром. (слайд 7) И плыли из избы да во двор, да по широкой улице душистые волны  хлебного духа.

А если вдруг случалось кому-то в дальнюю путь-дорогу ехать из родного дома, тогда пекла я хлебцы-подорожники. (слайд 8) И пока водились в заплечной сумке подорожники, казалось путнику, что светит ему во мраке огонь родного очага. (слайд 9) Чудится, словно теплые, невидимые руки поддерживают, гладят уставшую склоненную голову, и слышится рядом тихий ласковый шепот: «Отдохни, родимый, я сберегу твой сон. Все-то будет у тебя хорошо, все будет ладушки».  

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, а из чего пекут хлеб?

Дети: Хлеб пекут из муки, воды.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Что из чего сделано?». (слайд 10-14)

Дидактическая игра «Что из чего сделано?»

На слайдах картинки, дети отвечают, из чего сделаны те или иные предметы. Последний слайд хлебобулочные изделия.

Воспитатель: из чего сделаны эти предметы?

Дети: из дерева

Воспитатель: а какие вы предметы делают из дерева?

Дети: бумага, дома, посуду и т.д.

Воспитатель: из чего сделаны эти предметы?

Дети: из металла

Воспитатель: а какие вы предметы делают из металла?

Дети: ворота, стул.

Воспитатель: из чего сделаны эти предметы?

Дети: из пластмассы

Воспитатель: из  чего сделаны продукты, изображенные на слайде?

Дети: из молока

Воспитатель: назовите продукты, которые делают из молока

Дети: кефир, творог, сыр, йогурт

Воспитатель: из  чего сделаны продукты, изображенные на слайде?

Дети: из муки

Воспитатель: а какие вы знаете продукты, которые готовят из муки?

Дети: хлеб, булочки, батон, вареники и т.д.

Воспитатель: Не просто получить хлеб, долгий он проходит путь, прежде чем к нам на стол попадет. Я предлагаю вам пройти на ковер и отдохнуть.

Физкультминутка «Колоски» (рефлексия) (слайд 15)

 - Давайте представим, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (дети присаживаются).

 - Теплое солнышко пригрело землю, дождик полил. Зернышки росли, росли и стали колосками (дети встают, поднимают руки вверх).

 -Колоски тянутся к солнышку (дети протягивают руки вверх).

 -Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (дети постепенно опускают сначала: руки, голову, плечи, туловище).

 -И вот полил дождик, ожили колоски. Снова тянутся они к солнышку. В поле выросли замечательные колоски. Улыбнитесь друг другу.

Самостоятельная деятельность детей:

Педагог показываю детям хлебобулочные изделия оригинальной формы (рогалики, хворост, плетенки). Дети рассматривают, сравнивают и пытаются угадать, как получились такие необычные заплетушки. (слайд 16)

Воспитатель: Прежде чем приступить к работе давайте сделаем гимнастику для наших пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Хлеб».

 Рос сперва на воле в поле,               Дети слегка покачивают руками,

 Летом цвел и колосился,                  поднятыми вверх.

 А потом обмолотили,                       Постукивают кулаками друг о друга.

 Он в зерно вдруг превратился.       Выполняют упражнение

                                                «Пальчики        здороваются»  

 Из зерна – в муку и тесто,               Сжимают и разжимают кулаки.

 В магазине занял место.                  Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.

 Вырос он под синим небом,              Поднимают руки вверх.

 А пришел на стол к нам – хлебом.    Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.

Воспитатель: А сейчас вы узнаете как же готовят хворост и круассан. Посмотрите на карточку-схему. (слайд 17)

Воспитатель: Что нужно сделать сначала?

Дети: скатать тесто в шар, потом раскатать в круг

Воспитатель: что для этого необходимо?

Дети: скалка

Воспитатель: дальше необходимо пласт разрезать на треугольники и свернуть начиная с широкого края

Воспитатель: Что бы сделать хворост, что нам необходимо?

Дети: скатать тесто в шар, потом раскатать в прямоугольник, потом разрезать на прямоугольники меньшей формы, в маленьком прямоугольнике сделать надрез и вывернуть один край.

Проходите ребята за столы.

(Детям предлагаются карточки-схемы «Румяные заплетушки от мамушки Ладушки»).

Дети изготавливают из соленого теста рогалики (круассаны), плетенки, хворост, опираясь на схемы, воспитатель при необходимости оказывает посильную помощь

Итог:

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами на занятии занимались?

Дети: делали круассаны и хворост из соленого теста

Воспитатель: сегодня вы узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до того, как оказаться у нас на обеденном столе. Сейчас ребята расскажут стих:

Положит в землю Человек зерно,
Прольётся дождь — зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит,
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.

Сколько много вкусного можно приготовить из муки. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей. Карточки-схемы вы заберете домой, на них написан рецепт, и вы дома с мамой или бабушкой испечете настоящий хворост.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

Развлечение: «Ладушки, ладушки, в гости к бабушке»

Цель: Закрепление знаний  о русской национальной культурой.Задачи:- продолжать знакомить детей с творчеством русского народа;- продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой;-...

Конспект занятия для группы раннего возраста «Ладушки-ладушки, в гостях у бабушки»

Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями....

Совместное мероприятие с родителями "Румянные заплетушки от мамушки Ладушки"

Совместное мероприятие по художественно-этетическому рахзвитию (лепка из соленого теста) с родителями (законными представителями)...