проект по лепке для детей средней группы "Работа с пластилином"
проект по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Ямбушева Валентина Евгеньевна

                                                                                                Пластилин я в руки взял,

      Мял, давил, крутил, слеплял.

         Перемазал им все руки,

                                                                                      Своей воле покорял.

                                                                                            Вроде бы всё так легко,

                                                                                           Взял кусок, потом ещё,

                                                                                      Вместе их соединил,

                                                                                          Вот и что-то получил.

                                                                                          Гладил, форму улучшал,

                                                                                         Где неровно поправлял,

                                                                                    Руки вытер, оценил,

                                                                                       Наконец-то завершил.

Актуальность проекта:

Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.
Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения (хотя это тоже), это и:
- координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;
- разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);
- возможность создания объемных поделок;
- умение планировать работу и доводить ее до конца;
- богатое воображение.

Поэтому развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ребёнку возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика.

 

Тип проекта: Познавательно-исследовательский 

Цель проекта:

Создание интереса к занятиям лепкой, развитие детского творчества, чувства красоты, художественного вкуса и фантазии.

Задачи проекта:

Образовательные:

 

v    Учить основным приемам работы с пластилином (Отщипывание. Скатывание шариков. Раскатывание столбиков. Сплющивание. Вытягивание отдельных частей из целого куска. Вдавливание. Приплющивание.)

v    Учить рисованию способом контррельефа,  украшению работ дополнительным и природным материалом.

Учить оформлению  предмета мелкими деталями из пластилина, смешиванию в одном куске пластилина нескольких цветов.

 

Развивающие:

v   Формировать у детей познавательный интерес к изучению состава, свойств пластилина и интересных фактов о нём;

v      Развить творческую инициативу и поисковую деятельности воспитанников;

v   Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

v   Развивать интерес к процессу и результатам работы.

 

Воспитательные:

v   Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

v   Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.

 

Предполагаемый результат:

  • дети должны ознакомиться с научной литературой по теме;
  • узнать на основе эксперимента свойства пластилина;
  • выяснить, чем можно заменить пластилин;
  • сделать пластилин в домашних условиях;
  • пополнить творческую «копилку» новыми поделками. 

Участники проекта: Воспитатели, дети, родители.

Форма представления исследований: Мультимедийная презентация, творческие работы из пластилина, глины, солёного теста.

Содержание детского исследовательского проекта

Введение

Задание на дом:

  1. Детям спросить у взрослых «Что такое пластилин?», «Из чего делают пластилин?»;
  2. Найти информацию о пластилине в книгах и в Интернете;
  3. Сравнить его с другими материалами для лепки (глина, солёное тесто) и решить из какого материала легче, быстрее и больше понравиться нам лепить;
  4. Узнать можно ли изготовить пластилин самому,
  5. Узнать интересные факты о пластилине. 

1. Теоретическая часть

1.1. Из чего сделан пластилин?

С этим вопросом дети обратились к взрослым. Вот что они узнали.

На вопрос «Что такое пластилин?» «Это такой пластичный материал, из которого можно лепить».

- Из чего делают пластилин?

«Пластилин - это пластичный материал для лепки. Из него можно лепить различные фигуры. Пластилин делают из воска (для пластичности), глины, мелко помолотой (основа), вазелина или машинного масла (для мягкости), картофельной муки или талька (для твердости)»

(Более точно: Восково-глиняный пластилин.  Берут сильно увлажненную глину, выдерживают ее некоторое время на воздухе и пропускают через мясорубку. После этого, подержав полученную массу еще немного на воздухе, ее смешивают с минеральным воском и тавотом, которые предварительно были расплавлены на водяной бане. Далее это все снова пропускают через мясорубку, добавляют туда сухие красящие пигменты и тщательно перемешивают. Если получившийся пластилин слишком мягок, в него можно добавить немного крахмала, а если наоборот, пластилин излишне твердый - технический вазелин. Восково-жировой пластилин. В его состав входит (в граммах): 1 вариант - натуральный воск 55, несоленое свиное сало 36, скипидар 100, крахмал 125, сухой пигмент (краска) 35. 2 вариант - натуральный воск 60, свиное сало 40, скипидар 100, крахмал 125, сухой пигмент)
В посуду помещают воск, сало, скипидар и ставят на слабый огонь. Когда масса достаточно расплавилась, в нее при перемешивании добавляют сухую краску, а затем и крахмал, и все тщательно перемешивают до однородности. Расплавленный продукт необходимо выливать в смазанную маслом емкость.
Из мультфильма «Фиксики.  Пластилин» мы узнали, что пластилин появился недавно - 100 лет назад. В его состав входил очищенный и размельчённый порошок глины с добавлением натурального или минерального воска, сала и других веществ. (демонстрация отрывка из мультфильма «Фиксики. Пластилин»)

 

 

1.2. Творческое использование пластилина.

image

Есть такие люди, которые проносят любовь к пластилину через всю жизнь. Для них этот материал превращается из хобби в настоящее творчество.В 1981 году Александр Татарский снял мультипликационный фильм под названием «Пластилиновая ворона». На создание известного мультфильма ушло 800 килограмм пластилина! Но в то время пластилин был не таким ярким, как сейчас и его пришлось из-за блеклых цветов раскрашивать красками.

Много можно из пластилина вылепить, но чтобы целый сад? Художник Джейм Мэй сделал это. В 2010 Джеймс Мэй при помощи более чем 2000 участников создал настоящий сад с цветами, деревом, спелой клубникой и цветной капустой в натуральную величину, состоящий исключительно из пластилина, и назвал его “Пластилиновый Рай”. На создание такого сада ушло 6 недель и 2,6 тонны пластилина 24 цветов.

Сергей Киселев (Россия) слепил уникальную коллекцию солдатиков, над которой работал более 30 лет. Около 2000 тысяч фигурок из пластилина вылеплены с «точностью до пуговки» и в соответствии с историческими документами. Прежде чем создать очередного солдатика, Сергей Киселев изучал историческую литературу, редкие документы. Для создания фигурок он использовал обычный пластилин.

Помимо удивительно красивых мультфильмов сейчас создают живые комиксы, небольшие киноленты и модели для рекламы. 

2. Практическая работа (Экспериментирование)

Чем можно заменить пластилин. Пластилин можно заменить глиной, соленым тестом. 

2.1. Эксперимент «Замена пластилина – глиной».

Мы решили слепить вазу с цветами сначала из пластилина, а потом из глины.Поделку из глины пришлось неделю сушить при комнатной температуре, и только потом раскрасить.
А вот вазу с цветами из разноцветного пластилина мы слепили за 2 часа. Её не нужно было не сушить, не раскрашивать.

Мы согласны с весёлой песенкой, что пластилин нежней чем глина: «Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина ».(звучит отрывок песенки «Я леплю из пластилина»)
Мы сравнили свойства глины и пластилина:
Глина — долго сохнет, а пластилин – не сохнет и не твердеет.
Глина — крошится, растрескивается, а пластилин – нет.
Глина — одноцветный материал, а пластилин – разноцветный.
Глина — сильно прилипает к рукам, а пластилин – не прилипает.

 

2.2. Эксперимент «Замена пластилина – солёным тестом».

Рецепт соленого теста мы узнали из мультфильма «Фиксики» (демонстрация отрывка из мультфильма «Фиксики»)
Практически в любом доме можно найти муку и мелкую соль «Экстра». Мы приготовили солёное тесто по рецепту Фиксиков и слепили из него панно.
Когда работа подсохла, мы сравнили свойства солёного теста и пластилина: из солёного теста можно лепить, но оно быстро сохнет или его надо держать в полиэтиленовом мешочке, на нём образуется корочка. При высыхании поделка может потрескаться, поменять форму, при сушке оно может вспучиваться.
 

2.3. Изготовление пластилина в домашних условиях.

На вопрос можно ли сделать пластилин в домашних условиях нам помогали наши родители. Мы вместе нашли рецепт в интернете и попробовали сделать: 

Рецепт:

400 г муки

200 г соли

1 ст. л. растительного масла

2 ст. л. квасцов 0,5 л кипятка

Добавляем пищевые красители

Все компоненты смешать, залить кипятком и вымесить миксером.

 Можно добавить блестки.

 

Примечание: соль надо брать не йодированную, квасцы - (по-немецки Alaun) - продаются в аптеке.

Вывод: пластилин можно сделать в домашних условиях, но такой пластилин, как и солёное тесто, нужно хранить в полиэтиленовом пакете и в закрытом виде. Разноцветный домашний пластилин при сушки теряет яркость цвета.

2.4.  Как сохранить изделие из пластилина?

·         Покрыть изделие лаком

·         Покрыть изделия водоэмульсионной краской 

·         Опустить в таз с холодной водой

·         «Законсервировать» изделие: опустить в банку с водой, добавив в воду 1ст. л. глицерина и пол-ложки  спирта

2.5. Знакомство с различными видами пластилина.

Обычный пластилин изготавливают из очищенной глины с добавлением жира, воска и других веществ, которые не дают ему высыхать и поддерживают его пластичность и мягкость. Обычный пластилин бывает разных цветов, но следует отметить, что, чем больше в нем глины, тем менее ярки его цвета. Восково-глиняный, восково-жировой и восково-серно-смоляной пластилин лучше всего подходят для занятий лепкой. Отечественный пластилин, в отличие от зарубежного,  не имеет ярких насыщенных красок.  В настоящее время можно найти самый разнообразный пластилин – перламутровый, с блестками, ярких флуоресцентных цветов, с ароматом и т. п. Главное, чтобы он отвечал требованиям «хорошего пластилина». 

Затвердевающий пластилин  отличается яркими цветами, пластичностью и легкостью. Он  затвердевает в течение суток, и вылепленная из него фигурка превращается в игрушку или статуэтку. Такой пластилин подходит для создания собственной коллекции автомобилей или бижутерии, а также для декоративного оформления различных предметов – рамок для фотографий, шкатулок.  При работе с затвердевающим пластилином следует учитывать, что если отдельные детали фигурки уже подсохли, то они могут плохо приклеиваться друг к другу,  в этом случае их крепят с помощью кусочков проволоки или спичек. С  некоторыми видами затвердевающего пластилина работать детям самостоятельно не стоит, так как может понадобиться прокипятить в воде фигурку или запечь ее в духовке при определенной температуре.

       Шариковый пластилин  состоит из очень легких мелких шариков, которые соединяются друг с другом практически невидимым клеящим веществом. Этот пластилин не липнет к рукам и одежде, имеет самые разные цвета – от сочных флуоресцентных до нежных пастельных оттенков. Поделки из шарикового пластилина долговечны, так как он застывает на воздухе в течение нескольких часов. Как и в обычном пластилине, цвета можно смешивать между собой, получая каждый раз все новые и новые оттенки, что дает огромный простор для  фантазии и творческих замыслов. Шариковый пластилин обычно упаковывается в пластиковые контейнеры, что очень удобно при его хранении.

       Моделирующая масса – это великолепный материал для настоящих профессионалов и любителей. Масса отличается от пластилина своей легкостью и пластичностью, легко принимает нужные формы. Моделирующая масса, как правило, формируется в отдельные брикеты и имеет один определенный цвет – белый,  розовый,  зеленый и т. д.

Вылепленную из такой массы фигурку оставляют на воздухе до полного затвердевания, а затем ее можно  разукрасить красками по своему вкусу. Масса для моделирования дает большой простор для фантазии, позволяя создавать замечательные поделки, а затем еще и декорировать их.

2.6. Секреты смешивания пластилина
           Как получить цвет

Темно-серый (3черных+2белых)

Светло-серый (1черная+7белых)

Розовый (1красная+4белых)

Фиолетовый (2синих+1красная)

Сиреневый (2синих+1красная+1белая)

Травяной (1зеленая+1желтая)       (2зеленых+2желтых+1белая)

Молодая зелень (2зеленых+1желтая)

2.7.Существует несколько способов лепки:

Конструктивный способ

При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано

Скульптурный способ

Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу.

Комбинированный способ

Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме.
 

3. Заключение.

Сделать поэтапную презентацию

1.      Мы узнали секреты пластилина и как его делают.

Основные свойства:

·         пластилин остаётся мягким,

·         практически не твердеет,

·         не сохнет,

·         имеет большое количество цветов,

·         не прилипает к рукам.

·         приобретает разную степень мягкости в зависимости от температуры.

2.      Мы узнали каким должен быть хороший пластилин?

Ø  легко разрезаться пластмассовым ножичком;

Ø  быстро согреваться в руках и становиться мягким;

Ø  не крошиться, но и не размазываться;

Ø  не таять;

Ø  легко отмываться с рук теплой водой с мылом .

3.      Мы узнали различные виды техники работы с пластилином.

Отпечатки на пластилине. Это одно из самых увлекательных занятий. Раскатываем лепешку из пластилина, а затем наносим на нее отпечатки различными ножичками для пластилина, колпачком от фломастера, карандашом, игрушечной вилкой, палочкой, пуговицами.

Жгутик можно получить двумя способами. Для этого можно использовать обычный медицинский шприц (на 5-10мл). Предварительно носик у шприца отрезать ножом, так выдавливать будет легче. Для каждого цвета нужно использовать свой шприц, чтобы не было наслоения цвета. Перед тем как поместить пластилин в шприц, его нужно хорошо согреть в руках. Если выдавливается туго, дополнительно разогреть (положить шприц на батарею или в горячую воду).  При втором способе просто раскатываете жгутик руками.

Лепка вытягиванием.Чтобы слепить кошку, сначала нужно скатать шар среднего размера и придать ему продолговатую форму, затем постепенно сформировать пальцами голову, оттяги-вая пластилин вверх, потом вытянуть ушки. Стекой или зубочисткой надо прорисовать на теле кошки сложенные лапы, хвост и мордочку. Эти выступающие части тела можно налепить по-верх прорисованных линий и аккуратно разгладить пальцами, придав телу животного округлые формы.

Обрубовка. Ножик или стека как бы обрубают лишний пластилин, отделяя его от общей массы, куска и выравнивая края изделия.

Лепка из шара.Круглую форму чаши можно сделать из шара, вдавливая в него большой палец другой руки, при этом палец углубляется и одновременно расширяются стенки. Следует распределять пластилин так, чтоб толщина стенок была одинаковой.
Путем кругового налепа полосками.Этим способом стенки сосуда получаются более толстыми, следовательно, можно изготовить более крупные формы. Отдельно подготавливается основа-ние, на котором насечкой обозначается место присоединения первой полоски. Кусочки (полоски) желательно использовать одинакового размера, укладывать последовательно, сглаживая внутренние швы стекой.

Лепка объемных форм из отдельных деталей.

Картина из пластилина имеет ровную поверхность и напоминает масляную живопись, а в барельефном исполнении составляющие фигуры могут слегка выступать над ее поверхностью.

Процарапывание, многослойное процарапывание.

Лепка на проволочном каркасе или на форме.
Лепка в сочетании с природным материалом

 

Результатом нашей работы стало создание разных работ из пластилина, а из глины и солёного теста (дома).

Я слеплю из пластилина небо, солнце, ручеек,
Разведу цветов повсюду, разбужу и василёк…
Тут ромашки, незабудки и тюльпанчики-малютки
Будут жизни улыбаться, чистым небом наслаждаться.

Я добавлю птиц красивых, бабочек неповторимых,
Лося, зайца, может мышку, вылеплю из пластилина.
И любимых, сердцу милых - будет радовать картина,
Потому что Миром этим мы поистине любимы!
А. Павлова


Творческие работы которые были созданы в ходе работы над проектом:
 

  • Работы из пластилина в сочетании с природным материалом;
  • Работы в технике жгутик;
  • Картины из пластилина;

Выводы:

Совместная исследовательская деятельность дала свои плоды. Все участники проекта активно включились в поисках ответа на интересующие вопросы, были проведены серии экспериментов, для сравнения свойств пластилина с другими материалами для лепки (глина, соленое тесто, домашний пластилин).

Были продемонстрированы фрагменты из мультфильма, прослушаны отрывок песни «Пластилин нежней чем глина».


 

Литература

  1. Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». - СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.
  2. Венгер Л.А. «Педагогика способностей». - М., 1973 г.
  3. Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». - М., 2000 г.
  4. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г.
  5. Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.
  6. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». - М., 1998 г.
  7. Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». - М., Просвещение, 2006 г.
  8. Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).
  9. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rabota_s_plastilinom.docx66.2 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №42»

     

Проект по лепке:

«Работа с пластилином»

                                                                                            Подготовили:

Симатова Л.Н.

Ямбушева В.Е.

Саранск

2017

                                                                                                Пластилин я в руки взял,

      Мял, давил, крутил, слеплял.

         Перемазал им все руки,

                                                                                      Своей воле покорял.

                                                                                            Вроде бы всё так легко,

                                                                                           Взял кусок, потом ещё,

                                                                                      Вместе их соединил,

                                                                                          Вот и что-то получил.

                                                                                          Гладил, форму улучшал,

                                                                                         Где неровно поправлял,

                                                                                    Руки вытер, оценил,

                                                                                       Наконец-то завершил.

Актуальность проекта: 

Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.
Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения (хотя это тоже), это и:
- координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;
- разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);
- возможность создания объемных поделок;
- умение планировать работу и доводить ее до конца;
- богатое воображение.

Поэтому развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ребёнку возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика.

Тип проекта: Познавательно-исследовательский 

Цель проекта:

Создание интереса к занятиям лепкой, развитие детского творчества, чувства красоты, художественного вкуса и фантазии.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Учить основным приемам работы с пластилином (Отщипывание. Скатывание шариков. Раскатывание столбиков. Сплющивание. Вытягивание отдельных частей из целого куска. Вдавливание. Приплющивание.)
  • Учить рисованию способом контррельефа,  украшению работ дополнительным и природным материалом.

Учить оформлению  предмета мелкими деталями из пластилина, смешиванию в одном куске пластилина нескольких цветов.

Развивающие:

  • Формировать у детей познавательный интерес к изучению состава, свойств пластилина и интересных фактов о нём;
  •      Развить творческую инициативу и поисковую деятельности воспитанников;
  • Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
  • Развивать интерес к процессу и результатам работы.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
  • Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.

Предполагаемый результат:

  • дети должны ознакомиться с научной литературой по теме;
  • узнать на основе эксперимента свойства пластилина;
  • выяснить, чем можно заменить пластилин;
  • сделать пластилин в домашних условиях;
  • пополнить творческую «копилку» новыми поделками. 

Участники проекта: Воспитатели, дети, родители.

Форма представления исследований: Мультимедийная презентация, творческие работы из пластилина, глины, солёного теста.

Содержание детского исследовательского проекта

Введение

Задание на дом:

  1. Детям спросить у взрослых «Что такое пластилин?», «Из чего делают пластилин?»;
  2. Найти информацию о пластилине в книгах и в Интернете;
  3. Сравнить его с другими материалами для лепки (глина, солёное тесто) и решить из какого материала легче, быстрее и больше понравиться нам лепить;
  4. Узнать можно ли изготовить пластилин самому,
  5. Узнать интересные факты о пластилине

1. Теоретическая часть

1.1. Из чего сделан пластилин?

С этим вопросом дети обратились к взрослым. Вот что они узнали.

На вопрос «Что такое пластилин?» «Это такой пластичный материал, из которого можно лепить».

- Из чего делают пластилин?

«Пластилин - это пластичный материал для лепки. Из него можно лепить различные фигуры. Пластилин делают из воска (для пластичности), глины, мелко помолотой (основа), вазелина или машинного масла (для мягкости), картофельной муки или талька (для твердости)»

(Более точно: Восково-глиняный пластилин.  Берут сильно увлажненную глину, выдерживают ее некоторое время на воздухе и пропускают через мясорубку. После этого, подержав полученную массу еще немного на воздухе, ее смешивают с минеральным воском и тавотом, которые предварительно были расплавлены на водяной бане. Далее это все снова пропускают через мясорубку, добавляют туда сухие красящие пигменты и тщательно перемешивают. Если получившийся пластилин слишком мягок, в него можно добавить немного крахмала, а если наоборот, пластилин излишне твердый - технический вазелин. Восково-жировой пластилин. В его состав входит (в граммах): 1 вариант - натуральный воск 55, несоленое свиное сало 36, скипидар 100, крахмал 125, сухой пигмент (краска) 35. 2 вариант - натуральный воск 60, свиное сало 40, скипидар 100, крахмал 125, сухой пигмент)
В посуду помещают воск, сало, скипидар и ставят на слабый огонь. Когда масса достаточно расплавилась, в нее при перемешивании добавляют сухую краску, а затем и крахмал, и все тщательно перемешивают до однородности. Расплавленный продукт необходимо выливать в смазанную маслом емкость.
Из мультфильма «Фиксики.  Пластилин» мы узнали, что пластилин появился недавно - 100 лет назад. В его состав входил очищенный и размельчённый порошок глины с добавлением натурального или минерального воска, сала и других веществ. (демонстрация отрывка из мультфильма «Фиксики. Пластилин»)

1.2. Творческое использование пластилина.

Есть такие люди, которые проносят любовь к пластилину через всю жизнь. Для них этот материал превращается из хобби в настоящее творчество.В 1981 году Александр Татарский снял мультипликационный фильм под названием «Пластилиновая ворона». На создание известного мультфильма ушло 800 килограмм пластилина! Но в то время пластилин был не таким ярким, как сейчас и его пришлось из-за блеклых цветов раскрашивать красками.

Много можно из пластилина вылепить, но чтобы целый сад? Художник Джейм Мэй сделал это. В 2010 Джеймс Мэй при помощи более чем 2000 участников создал настоящий сад с цветами, деревом, спелой клубникой и цветной капустой в натуральную величину, состоящий исключительно из пластилина, и назвал его “Пластилиновый Рай”. На создание такого сада ушло 6 недель и 2,6 тонны пластилина 24 цветов.

Сергей Киселев (Россия) слепил уникальную коллекцию солдатиков, над которой работал более 30 лет. Около 2000 тысяч фигурок из пластилина вылеплены с «точностью до пуговки» и в соответствии с историческими документами. Прежде чем создать очередного солдатика, Сергей Киселев изучал историческую литературу, редкие документы. Для создания фигурок он использовал обычный пластилин.

Помимо удивительно красивых мультфильмов сейчас создают живые комиксы, небольшие киноленты и модели для рекламы. 

2. Практическая работа (Экспериментирование)

Чем можно заменить пластилин. Пластилин можно заменить глиной, соленым тестом. 

2.1. Эксперимент «Замена пластилина – глиной».

Мы решили слепить вазу с цветами сначала из пластилина, а потом из глины.Поделку из глины пришлось неделю сушить при комнатной температуре, и только потом раскрасить.
А вот вазу с цветами из разноцветного пластилина мы слепили за 2 часа. Её не нужно было не сушить, не раскрашивать.

Мы согласны с весёлой песенкой, что пластилин нежней чем глина: «Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина ».(звучит отрывок песенки «Я леплю из пластилина»)
Мы сравнили свойства глины и пластилина:
Глина — долго сохнет, а пластилин – не сохнет и не твердеет.
Глина — крошится, растрескивается, а пластилин – нет.
Глина — одноцветный материал, а пластилин – разноцветный.
Глина — сильно прилипает к рукам, а пластилин – не прилипает.

2.2. Эксперимент «Замена пластилина – солёным тестом».

Рецепт соленого теста мы узнали из мультфильма «Фиксики» (демонстрация отрывка из мультфильма «Фиксики»)
Практически в любом доме можно найти муку и мелкую соль «Экстра». Мы приготовили солёное тесто по рецепту Фиксиков и слепили из него панно.
Когда работа подсохла, мы сравнили свойства солёного теста и пластилина: из солёного теста можно лепить, но оно быстро сохнет или его надо держать в полиэтиленовом мешочке, на нём образуется корочка. При высыхании поделка может потрескаться, поменять форму, при сушке оно может вспучиваться.

 

2.3. Изготовление пластилина в домашних условиях.

На вопрос можно ли сделать пластилин в домашних условиях нам помогали наши родители. Мы вместе нашли рецепт в интернете и попробовали сделать: 

Рецепт:

400 г муки

200 г соли

1 ст. л. растительного масла

2 ст. л. квасцов 0,5 л кипятка

Добавляем пищевые красители

Все компоненты смешать, залить кипятком и вымесить миксером.

 Можно добавить блестки.

Примечание: соль надо брать не йодированную, квасцы - (по-немецки Alaun) - продаются в аптеке.

Вывод: пластилин можно сделать в домашних условиях, но такой пластилин, как и солёное тесто, нужно хранить в полиэтиленовом пакете и в закрытом виде. Разноцветный домашний пластилин при сушки теряет яркость цвета.

2.4.  Как сохранить изделие из пластилина?

  • Покрыть изделие лаком
  • Покрыть изделия водоэмульсионной краской  
  • Опустить в таз с холодной водой
  • «Законсервировать» изделие: опустить в банку с водой, добавив в воду 1ст. л. глицерина и пол-ложки  спирта

2.5. Знакомство с различными видами пластилина.

Обычный пластилин изготавливают из очищенной глины с добавлением жира, воска и других веществ, которые не дают ему высыхать и поддерживают его пластичность и мягкость. Обычный пластилин бывает разных цветов, но следует отметить, что, чем больше в нем глины, тем менее ярки его цвета. Восково-глиняный, восково-жировой и восково-серно-смоляной пластилин лучше всего подходят для занятий лепкой. Отечественный пластилин, в отличие от зарубежного,  не имеет ярких насыщенных красок.  В настоящее время можно найти самый разнообразный пластилин – перламутровый, с блестками, ярких флуоресцентных цветов, с ароматом и т. п. Главное, чтобы он отвечал требованиям «хорошего пластилина».  

Затвердевающий пластилин  отличается яркими цветами, пластичностью и легкостью. Он  затвердевает в течение суток, и вылепленная из него фигурка превращается в игрушку или статуэтку. Такой пластилин подходит для создания собственной коллекции автомобилей или бижутерии, а также для декоративного оформления различных предметов – рамок для фотографий, шкатулок.  При работе с затвердевающим пластилином следует учитывать, что если отдельные детали фигурки уже подсохли, то они могут плохо приклеиваться друг к другу,  в этом случае их крепят с помощью кусочков проволоки или спичек. С  некоторыми видами затвердевающего пластилина работать детям самостоятельно не стоит, так как может понадобиться прокипятить в воде фигурку или запечь ее в духовке при определенной температуре.

       Шариковый пластилин  состоит из очень легких мелких шариков, которые соединяются друг с другом практически невидимым клеящим веществом. Этот пластилин не липнет к рукам и одежде, имеет самые разные цвета – от сочных флуоресцентных до нежных пастельных оттенков. Поделки из шарикового пластилина долговечны, так как он застывает на воздухе в течение нескольких часов. Как и в обычном пластилине, цвета можно смешивать между собой, получая каждый раз все новые и новые оттенки, что дает огромный простор для  фантазии и творческих замыслов. Шариковый пластилин обычно упаковывается в пластиковые контейнеры, что очень удобно при его хранении.

       Моделирующая масса – это великолепный материал для настоящих профессионалов и любителей. Масса отличается от пластилина своей легкостью и пластичностью, легко принимает нужные формы. Моделирующая масса, как правило, формируется в отдельные брикеты и имеет один определенный цвет – белый,  розовый,  зеленый и т. д.

Вылепленную из такой массы фигурку оставляют на воздухе до полного затвердевания, а затем ее можно  разукрасить красками по своему вкусу. Масса для моделирования дает большой простор для фантазии, позволяя создавать замечательные поделки, а затем еще и декорировать их.

2.6. Секреты смешивания пластилина
          Как получить цвет

Темно-серый (3черных+2белых)

Светло-серый (1черная+7белых)

Розовый (1красная+4белых)

Фиолетовый (2синих+1красная)

Сиреневый (2синих+1красная+1белая)

Травяной (1зеленая+1желтая)       (2зеленых+2желтых+1белая)

Молодая зелень (2зеленых+1желтая)

2.7.Существует несколько способов лепки:

Конструктивный способ

При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано

Скульптурный способ

Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу.

Комбинированный способ

Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме.
 

3. Заключение.

Сделать поэтапную презентацию

  1. Мы узнали секреты пластилина и как его делают.

Основные свойства:

  • пластилин остаётся мягким,
  • практически не твердеет,
  • не сохнет,
  • имеет большое количество цветов,
  • не прилипает к рукам.
  • приобретает разную степень мягкости в зависимости от температуры.
  1. Мы узнали каким должен быть хороший пластилин?
  • легко разрезаться пластмассовым ножичком;
  • быстро согреваться в руках и становиться мягким;
  • не крошиться, но и не размазываться;
  • не таять;
  • легко отмываться с рук теплой водой с мылом .
  1. Мы узнали различные виды техники работы с пластилином.

Отпечатки на пластилине. Это одно из самых увлекательных занятий. Раскатываем лепешку из пластилина, а затем наносим на нее отпечатки различными ножичками для пластилина, колпачком от фломастера, карандашом, игрушечной вилкой, палочкой, пуговицами.

Жгутик можно получить двумя способами. Для этого можно использовать обычный медицинский шприц (на 5-10мл). Предварительно носик у шприца отрезать ножом, так выдавливать будет легче. Для каждого цвета нужно использовать свой шприц, чтобы не было наслоения цвета. Перед тем как поместить пластилин в шприц, его нужно хорошо согреть в руках. Если выдавливается туго, дополнительно разогреть (положить шприц на батарею или в горячую воду).  При втором способе просто раскатываете жгутик руками.

Лепка вытягиванием.Чтобы слепить кошку, сначала нужно скатать шар среднего размера и придать ему продолговатую форму, затем постепенно сформировать пальцами голову, оттяги-вая пластилин вверх, потом вытянуть ушки. Стекой или зубочисткой надо прорисовать на теле кошки сложенные лапы, хвост и мордочку. Эти выступающие части тела можно налепить по-верх прорисованных линий и аккуратно разгладить пальцами, придав телу животного округлые формы.

Обрубовка. Ножик или стека как бы обрубают лишний пластилин, отделяя его от общей массы, куска и выравнивая края изделия.

Лепка из шара.Круглую форму чаши можно сделать из шара, вдавливая в него большой палец другой руки, при этом палец углубляется и одновременно расширяются стенки. Следует распределять пластилин так, чтоб толщина стенок была одинаковой.
Путем кругового налепа полосками.Этим способом стенки сосуда получаются более толстыми, следовательно, можно изготовить более крупные формы. Отдельно подготавливается основа-ние, на котором насечкой обозначается место присоединения первой полоски. Кусочки (полоски) желательно использовать одинакового размера, укладывать последовательно, сглаживая внутренние швы стекой.

Лепка объемных форм из отдельных деталей.

Картина из пластилина имеет ровную поверхность и напоминает масляную живопись, а в барельефном исполнении составляющие фигуры могут слегка выступать над ее поверхностью.

Процарапывание, многослойное процарапывание.

Лепка на проволочном каркасе или на форме.
Лепка в сочетании с природным материалом

Результатом нашей работы стало создание разных работ из пластилина, а из глины и солёного теста (дома).

Я слеплю из пластилина небо, солнце, ручеек,
Разведу цветов повсюду, разбужу и василёк…
Тут ромашки, незабудки и тюльпанчики-малютки
Будут жизни улыбаться, чистым небом наслаждаться.

Я добавлю птиц красивых, бабочек неповторимых,
Лося, зайца, может мышку, вылеплю из пластилина.
И любимых, сердцу милых - будет радовать картина,
Потому что Миром этим мы поистине любимы!
А. Павлова


Творческие работы которые были созданы в ходе работы над проектом:
 

  • Работы из пластилина в сочетании с природным материалом;
  • Работы в технике жгутик;
  • Картины из пластилина;

Выводы:

Совместная исследовательская деятельность дала свои плоды. Все участники проекта активно включились в поисках ответа на интересующие вопросы, были проведены серии экспериментов, для сравнения свойств пластилина с другими материалами для лепки (глина, соленое тесто, домашний пластилин).

Были продемонстрированы фрагменты из мультфильма, прослушаны отрывок песни «Пластилин нежней чем глина».


 

Литература

  1. Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». - СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.
  2. Венгер Л.А. «Педагогика способностей». - М., 1973 г.
  3. Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». - М., 2000 г.
  4. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г.
  5. Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.
  6. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». - М., 1998 г.
  7. Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». - М., Просвещение, 2006 г.
  8. Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).
  9. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лепке для детей среднего возраста. «Фрукты в вазочке»

Программное содержание: закреплять умение детей катать шар из пластилина между ладонями и вытягивать пластилин двумя пальцами для придания работе характерного образа;  закреплять умение слушать в...

Лепка для детей 2-3 лет (пластилин)

Лепка-это придание формы пластическому материалу ( пластилин, тесто) с помощью рук и вспомогательных инструментов ( стеков и т.п.)....

Программа кружка по лепке для детей среднего дошкольного возраста: "Разноцветный мир пластилина"

Программа кружка по лепке для детей среднего дошкольного возраста...

Краткосрочный проект по лепке для детей группы ДОО на тему: «Лепка кота из пластилина»

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необх...