Рабочая программа образовательной области "Художественное творчество" по разделу "Аппликация" (средняя группа)
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа) по теме

Остапенко Нина Владимировна

Рабочая программа составлена на основании Программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Васильевой М.А., Комаровой Т.С. Программа отражает содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4 - 5 лет (средняя группа).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл applikatsiya.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основании Программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Васильевой М.А., Комаровой Т.С. Программа отражает содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4 - 5 лет (средняя группа).  Она обеспечивает достижение воспитанниками результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленных соответствующим федеральным государственным стандартом для работы с детьми среднего дошкольного возраста.                                                                                                                                                В реализации программы участвуют дети 4-5 лет.                                                                               Сроки реализации данной программы: 2016-2017 уч.г.                                                                       В рабочей программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования. Рабочая программа является  «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

Цели и задачи программы

Цель. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, приобщение детей к искусству аппликации, развитие детского творчества.

Задачи:

  • Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
  • Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.
  • Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос.
  • Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.).
  • Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.
  • Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм.  
  • Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т. д.).
  • Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.

Формы работы.

  • индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою аппликацию);
  • групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
  • коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).

                             

Особенности развития детей целевой группы

Специфика организации деятельности группы общеобразовательной направленности для детей среднего дошкольного возраста определяется особенностями развития детей данной категории и основными принципами построения психолого-педагогической работы, а также с учетом требований нормативных документов.                             У детей среднего дошкольного возраста значительное развитие получает изобразительная деятельность. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия.

Планируемые результаты

  • умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.
  • умение вырезывать, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос.
  • умение составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.).
  • умение вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.
  • расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм.
  • умение преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т. д.).
  • навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.

Система оценки индивидуального развития детей

Диагностика индивидуального развития детей проводится 2 раза в год: начальная  (первая половина сентября) с целью выявления уровня знаний, умений и навыков на начало учебного года  и итоговая  (вторая половина мая) – с целью оценки динамики достижений воспитанников.  Диагностика проводится  на основе педагогического наблюдения в рамках  программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Содержание воспитательно-образовательной работы

Содержание образовательной области «Аппликация» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие детского творчества, продуктивной деятельности детей, приобщение к изобразительному искусству.

Организация образовательной деятельности по развитию продуктивной деятельности детей по аппликации являются средством всестороннего развития детей. Они способствуют развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.

Содержание работы по каждой образовательной области и объём организованной образовательной деятельности

Содержание работы

Объем организованной образовательной деятельности

1

2

3

4

5

Предметная аппликация

Сюжетные композиции

Декоративные композиции

Коллективные композиции

По замыслу

9

4

2

              1

              2

Всего                                                                                                    

18

Перспективное календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Программное содержание

1

Сентябрь

«Здравствуй, детский сад»

Учить составлять домик из готовых частей, правильно определяя их форму, порядок наклеивания. Предложить оформить домик оригинальным узором. Развивать творческие способности детей. Закрепить последовательность раскладывания и наклеивания частей.

2

Сентябрь

«Составь красивый узор для  дорожки»

Закреплять приемы вырезания геометрических элементов и составления узоров, сочетая по цвету, композиции (самостоятельно, творчески).

Развивать умение создавать сюжет.

3

Октябрь

«Листья летят за ветром»

Учить наклеивать разноцветные листья в направлении друг за другом. Закреплять приемы намазывания и наклеивания фигур, их сочетания по цвету. Воспитывать самостоятельность и уверенность в своих силах.

4

Октябрь

«Урожай»

Учить выполнять аппликацию из готовых форм,  Воспитывать аккуратность при работе с бумагой и клеем. Воспитывать интерес к отражению в работах своих впечатлений о природе.

5

Ноябрь

«В нашем селе построен большой дом»

Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей. Учить создавать в аппликации образ большого дома. Развивать чувство пропорции, ритма. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Учить детей при рассматривании работ видеть образ.

6

Ноябрь

«В магазин привезли красивые пирамидки»

Упражнять детей в вырезывании округлых форм из квадратов (прямоугольников) путем плавного закругления углов. Закреплять приемы владения ножницами. Учить подбирать цвета, развивать цветовое восприятие. Учить располагать круги от самого большого к самому маленькому.

7

Декабрь

«Вырежи и наклей какую хочешь постройку»

Формировать у детей умение создавать разнообразные изображения построек в аппликации. Развивать воображение, творчество, чувство композиции и цвета. Продолжать упражнять в разрезании полос по прямой, квадратов по диагонали  и т.д.

8

Декабрь

«Бусы на елку»

Закреплять знания детей о круглой и овальной форме. Учить срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы; чередовать бусинки разной формы; наклеивать аккуратно, ровно, посередине листа.

9

Январь

«Снеговик»

Учить детей вырезать круг, плавно закругляя углы. Наклеивать три круга разного размера, чтобы передать образ снеговика. Закреплять последовательность намазывания и наклеивания.

10

Январь

«Веселый хоровод»

Закреплять умения детей вырезать предметы симметричной формы приемом складывания пополам. Формировать творческие способности дошкольников в процессе декоративного украшения образцов.

11

Февраль

«Летящие самолеты»

Учить детей правильно составлять изображения из деталей, находить место той или иной детали в общей работе, аккуратно наклеивать. Закреплять знание формы (прямоугольник), учить плавно срезать углы. Вызывать радость от созданной всеми вместе картины.

12

Февраль

«Автобус»

Закреплять умение детей вырезать нужные части для создания образа предмета (объекта) Закреплять умение срезать у прямоугольника углы, закругляя их (кузов автобуса), разрезать полоску на одинаковые прямоугольники (окна автобуса). Развивать умение композиционно оформлять замысел.

13

Март

«Вырежи и наклей красивый цветок в подарок маме и бабушке»

Учить вырезать и наклеивать красивый цветок: вырезывать части цветка (срезая углы путем закругления или по косой), составлять из них красивое изображение. Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие, образные представления, воображение. Воспитывать внимание к родным и близким.

14

Март

«Красивый букет в подарок всем женщинам в детском саду»

Воспитывать желание порадовать окружающих, создать для них что-то красивое. Расширять образные представления детей, развивать умение создавать изображения одних и тех же предметов по-разному, вариативными способами. Продолжать формировать навыки коллективного творчества. Вызывать чувство радости от созданного изображения.

15

Апрель

«Одуванчики расцвели»

Учить вырезать круги и полоски, составлять из них образы одуванчиков, варьируя по высоте, величине, расположению на листе. Воспитывать любовь к природе

16

Апрель

«Вырежи и наклей, что хочешь»

Учить детей задумывать изображение, подчинять замыслу последующую работу. Учить вырезать из бумаги прямоугольные и округлые части предметов, мелкие детали. Воспитывать самостоятельность, творчество.

17

Май

«Красная шапочка»

Учить детей передавать в аппликации образ сказки. Продолжать учить изображать человека (форму платья, головы, рук, ног), характерные детали (шапочка), соблюдая соотношение по величине. Закреплять умение аккуратно вырезать и наклеивать.

18

Май

«Волшебный сад»

Учить детей создавать коллективную композицию, самостоятельно определяя содержание изображения (волшебные деревья, цветы). Учить резать ножницами по прямой; закруглять углы квадрата, прямоугольника. Развивать образное восприятие, воображение.

                                             Список литературы

  1. «Аппликация в детском саду». А.И. Малышева, Н.В. Ермолаева, 2000г.
  2.  Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Комарова П.С. –М.: Мозайка-Синтез. 2008  
  3. «Методика обучения изобразительной деятельностью и конструированию» под редакцией Т.С. Комаровой, 1985г.
  4. Методическое пособие «Занятия по изобразительной деятельности» Т.С. Комарова, 2008г.
  5. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, М., 2016