Методическая разработка (подготовительная группа) по лепке "Мишка косолапый"
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Водянникова Людмила Владимировна

                                                 Мишка косолапый

 

 

Цели  занятия:

1.     Дать детям представление об образе жизни бурых медведей, о том, как они приспособлены к жизни в природных условиях.

2.     Учить изображать фигуру медведя способом пластилинографии, передавая строение тела животного, пропорции и характерные детали.

3.     Учить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры( мохнатость)

4.     Закреплять умение аккуратного соединения частей в единое целое путем примазывания, сглаживания.

Материал для занятия:

-плотный картон светло-зеленого цвета, размер ½ А4;

-набор пластилина;

- салфетка для рук;

- доска для лепки;

- стека;

- картина « Бурые медведи» из серии « Дикие животные» или репродукция картины И.Шишкина « Утро в сосновом лесу» ;

-шапочка маска медведя для подвижной игры.

Предварительная работа :  беседа  с детьми о диких животных, чтение рассказов В.Бианки « Купание медвежат» , Е.Чарушина « Медведица и  медвежата».

                                            Ход занятия

1.     Организационная часть

Педагог сообщает детям о том, что в детский сад пришло приглашение:

 

                            Вы стесняться бросьте,

                            Приходите в гости!

                            Путь совсем не длинный-

                            Лесом прямиком.

                            Угощу малиной,

                       Угощу медком,

                      А зимой ко мне ,ребята,

                      Не советую ходить.

                                                             А.Шлыгин

Педагог. Дети, как вы думаете, от кого это послание?

Дети. От медведя

Педагог. Прежде чем отправиться к нему в гости, давайте вспомним все, что мы  о нем знаем. Где он живет? Чем питается? ( выслушать ответы детей)

Педагог показывает детям картину « Бурые медведи», уточняет и дополняет ответы детей.

Педагог. Медведь -очень крупное лесное животное с мохнатой и теплой шубой бурого цвета. У него большая голова на короткой шее, которую практически не заметна под густой шерстью, глаза маленькие ,как бусинки. Видит медведь очень плохо, зато обоняние и слух у него прекрасные . А почему медведя иногда называют косолапым?

Предложения детей.

Педагог.  При ходьбе  медведь ставит лапы пальцами внутрь, а пятками наружу, поэтому и его прозвали косолапым . Педагог предлагает встать и  изобразить  косолапого мишку.

Хоть кажется медведь громадным и неповоротливым, ходит он тихо, так, что ни одна веточка у него под ногами не хрустнет.

 

« …Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи. Мы так бегать умеем- лошадь догоним. На деревья лазим, в воду ныряем. Тяжелые пни выворачиваем, жирных жуков ищем. Мы мед и траву едим, корешки и ягоды. А дичинка попадет  и ей рады».

                                       Е. Чарушин

 

Педагог. Летом мишке раздолье: он собирает разные ягоды- чернику, малину, бруснику. Любит грибы, орехи, желуди. Медведь еще и рыбалов. Очень терпеливо и долго может сидеть у лесной речушки и  ждать, когда к берегу приплывет большая рыба, тогда он метко бьет по ней лапой и достает из воды.

Педагог. Как вы думаете, что ест лесной богатырь зимой?

Дети. Зимой он спит в берлоге.

Педагог. А вы знаете, почему медведь зимой спит?

        

                Почему медведь зимой спит

                Раз морозною зимой

                Вдоль опушки лесной

                Шел медведь к себе домой

                В теплой шубе меховой.

                Шел он, шел к своей берлоге

                По проселочной дороге.

                И, шагая через мост.

                Наступил лисе на хвост.

                Подняла лисица крик,

                Зашумел темный лес,

                И медведь с испугу вмиг

                На сосну большую влез.

                На сосне веселый дятел

                Белке домик конопатил

                И промолвил: « Ты медведь,

                Должен под ноги смотреть!»

                С той поры медведь решил,

                Что зимой нужно спать,

                По тропинкам не гулять,

                На хвосты не наступать.

                Он в берлоге безмятежно

                Спит зимой под крышей снежной.

                И  доволен неспроста,

                Что родился без хвоста.

                                                     А.Коваленко

Педагог. Зимой медведь ложиться в свою берлогу, снег прикрывает его жилище сверху, и там становиться тепло. Мишка спит и сосет свою лапу. Будить его зимой нельзя, потому что разбуженный медведь очень опасен, такого мишку зовут медведь- шатун.

 

                          Физкультурная разминка

                                  « Ты медведя не буди»

И.П.-  стоя у стола.

Как на горке снег, снег.                               Руки поднять вверх- потянуться.

И под горкой снег, снег.                             Присесть, руки вперед.

И на елке снег, снег.                                    Руки развести в стороны книзу.

И под елкой спит медведь.                         Присесть, руки в стороны книзу.

А под елкой спит медведь                          Палец к губам.

Тише, тише! Не буди,                                 Встать и тихонько сесть на место.

Сядь на место, не шуми!

 

Педагог. Поздней зимой в берлоге у медведицы появляются медвежата- точная копия своей матери, только маленькие. Медвежата сосут молоко и греются около мохнатой мамы.

                        Был сынок у маменьки

                        Медвежонок маленький.

                        В маму был фигурою-

                        В медведицу бурую.

                                                                          А. Барто

 

Педагог. Скажите, а когда просыпается  медведь?

Дети. Весной.

Педагог. Правильно, мишка просыпается очень голодный и сразу отправляется на поиски пищи для себя и своих медвежат. Наверное, мишка  потому и написал нам с вами приглашение, что проснулся. Ну что ж , давайте сходим к нему в гости.

                                

                                      Физкультурная пауза

Мишка вылез из берлоги,                           повороты в право- лево

Огляделся на пороге.

Потянулся он со сна:                                   потягивание рук вверх.

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил                         Вращение головой

Головой медведь крутил.

Наклонился взад- вперед,                           Наклоны вперед- назад

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки                                Наклоны: правой рукой касаются левой

И трухлявые пеньки.                                  Ступни, затем наоборот.

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминки.

Наконец медведь наелся ,                           Садятся на свои места.

И на бревнышке уселся.

 

Педагог. Вот мы с вами и побывали в гостях у хозяина леса, узнали о нем много интересного и нового. Давайте в память о нашем незабываемом знакомстве изобразим портрет мишки косолапого.

 

2.     Практическая часть

Этапы выполнения работы

1.                Туловище. Из коричневого пластилина скатать шар, прямыми движениями преобразовав его в овал, расположить в центре основы и расплющить на поверхности, сохраняя овальную форму. С любой стороны пальчиками вытянуть хвостик- короткую колбаску.

2.                Голова. Далее скатать шарик поменьше, пальчиками вытянуть мордочку и расположить голову с противоположной от хвоста стороны туловища удлинённой частью вниз. Из маленького кусочка пластилина скатать шарик, расплющить его, стекой разрезать на два полукруга, прикрепить ушки в верхней части головы медведя, на затылке.

 

3.     Лапы. Скатать длинную колбаску, стекой разделить на четыре части( пополам, и каждую половинку- еще раз пополам). Закрепить лапы в нижней части туловища( две спереди, две сзади), слегка загибая внизу каждую лапу- стопу и приминая концы лап сверху двумя пальчиками. Стекой сделать неглубокие надрезы в тех местах, где у медведя будут когти.

 

4.     Оформление медведя. Из черного пластилина скатать горошины и сделать на мордочке медведя глаза и нос.

По всему туловищу медведя нанести при помощи стеки штрихи, изобразить « мохнатость» шкуры.

5.     Дополнение в общую  композицию:

трава- расплющенная в нижней части основы колбаска из зеленого пластилина с нарисованными стекой короткими полосками- травинками;

елочки- колбаски из пластилина коричневого цвета- ствол, зеленые колбаски, согнутые уголком,- веточки с распущенной нижней частью при помощи стеки;

солнце- шарик из пластилина желтого цвета с нанесенными стекой штрихами – лучиками по краю окружности;

облака- кусочки белого пластилина произвольной формы;

грибы- ножки- колбаски с полукруглыми шляпками разного цвета.

 

                  Разминка  для пальчиков во время работы

          

 

               Бурый мишка зимой

               Крепко спал в берлоге.

               Весной он проснулся,

               Зевнул и потянулся:

               - Здравствуй, рыжая лисица!

               - Здравствуй, белочка- сестрица!

               - Здравствуй, серенький волчонок!

              - Здравствуй , беленький зайчонок!

( Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего,  безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой).

 

3.     Заключительная часть

В конце занятия поиграть с детьми в игру « У медведя во бору»

Выбирается ребенок на роль медведя, ему надевается шапочка- маска , медведь стоит в стороне. Дети, наклоняются, имитируют сбор грибов и ягод и приближаются к « Лесу» , где живет медведь, произносят текст:

                          У медведя во бору

                          Грибы, ягоды беру.

                          А медведь не спит

                          И на нас рычит.

( « Медведь» рычит « р-р-р» и бросатся догонять убегающих детей)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (подготовительная группа) по лепке "Совушка-сова"

Совушка-сова –большая головаЦель занятия:1.Расширять представление детей о лесной птице-сове, об особенностях внешнего облика, образе жизни.2. Учить создавать композицию из отдельных деталей, использу...

Методическая разработка (подготовительная группа) на тему "Праздник поэзии в детском саду"

Данная разработка представляет собой  опыт групповой совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы. Цель - развитие интереса к современной детской поэзии....

Методическая разработка ( подготовительная группа). Сценарий постановки сказки "Двенадцать месяцев"

Методическая разработка( подготовительная  группа).Сценарий постановки сказки"Двенадцать месяцев"...

Методическая разработка: "Кави" (Кукушка) Сценарий театрализованной деятельности по сказкам коренных народов ханты и манси (подготовительная группа) методическая разработка (подготовительная группа)

Сказка на земле, как и вода, проходит быстро. Тысячи и тысячи лет позади, ушло очень много поколений людей, но они оставили самое ценное – сказки. Каждая бабушка, каждый дедушка знают это и расс...