Изобразительная деятельность в создании условий для развития творческих способностей детей
консультация по аппликации, лепке на тему

Овсянникова Галина Сергеевна

             Изобразительная деятельность, является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить свое впечатление об окружающем мире и перенести это все на рисунок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnaya_deyatelnost.docx532.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Новониколаевский»

Балаковского района Саратовской области

(структурное подразделение «Детский сад»)

Изобразительная деятельность в создании условий для развития творческих способностей детей

D:\ДОКУМЕНТЫ Д.С\фото детский сад\DSC07243.JPG

Подготовила заместитель директора по ДО

 МАОУ СОШ  п. Новониколаевский

 Г.С.Овсянникова

 

Изобразительная деятельность в создании условий для развития творческих способностей детей

             Изобразительная деятельность, является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить свое впечатление об окружающем мире и перенести это все на рисунок.

             Изобразительная деятельность создает особые предпосылки для формирования социально активной, творческой личности. 
Формирование такой личности является результатом участия ребенка в творческом процессе, обеспечивающим ему постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний. А также развития его психических процессов и, что особенно ценно, воображения.  

Поэтому проблема развития творческих способностей актуальна и соответствует потребностям современного детского сада. Результаты исследований известных психологов (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков) и педагогов (Н. В. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина)  показали, что творческие способности детей раскрываются уже в раннем детстве, и при этом имеют специфические особенности.
   В условиях модернизации системы дошкольного образования одним из ведущих направлений является индивидуальное творческое развитие ребенка. Одной из задач педагога  в условиях реализации ФГОС дошкольного образования является формирование у воспитанников творческих способностей.

Третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» (п.13.1) «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:  игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой)».

 В ФГОС ДО отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.

 На завершении дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС ДО, предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д. ».

Решение данной задачи требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства. Систематизирующим методом в художественно – эстетической деятельности является выделение трех основных видов художественной деятельности: изобразительного, декоративного и конструктивного.  

           Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная   деятельность детей в детском саду. Особенно в наше время, когда приобретенные навыки и умения в художественно - эстетической деятельности, позволяют свободно изображать окружающую жизнь.

Какие условия  для этого нужны?


        Для  развития у ребенка художественных способностей необходима особая творческая среда. Всё, что его окружает, - это стимул для исследования и создания креативного продукта. Зачастую это очень простые предметы, полифункциональные материалы, которые не предлагают готовое решение, а пробуждают творческую инициативу и заставляют мыслить. 
        Целью нашей педагогической деятельностью  является создание условий для развития художественно - творческих способностей.

Для решения поставленной цели мы   определи следующие задачи:

  1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы.
  2. Отбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов.
  3. Формирование у детей позиции художника - творца.
  4. Развитие у детей компонентов продуктивной деятельности.
  5. Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.

       Побуждая детей к созданию выразительных рисунков, нужно  активно использовать методы образного восприятия мира, проживания образа, в том числе, через движения. Важно вовлечь детей в диалог, чтобы они не просто механически учились технике рисования, а эмоционально переживали ситуацию. Необходимо наполнение ребенка яркими впечатлениями.  Известно, развивает то обучение, которое основывается на активности, самостоятельности и инициативе детей.

          Для развития детского творчества применяем следующие методы обучения:

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3)эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

4)исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Используем в своей работе личностно-ориентированные, игровые и здоровьесберегающие технологии.

             Развивать творческие способности детей следует с раннего возраста.

Желательно нетрадиционными средствами.  Почему?  

           Связано это с тем, что у дошкольников этого возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в своем творчестве задуманное, поэтому поделки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание заниматься творчеством. Чтобы этого не происходило,  мы используем следующие нетрадиционные техники.

• Рисование пальчиками

• Рисование ладошкой

• Рисование ватными палочками

• Печать поролоновой губкой

• Рисование на подносах с манной крупой 

           Именно нетрадиционные техники в творчестве создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима!

          Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Подводя итоги нашей работы,   хочется отметить, что дети:

  • учатся помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения со сверстниками и взрослыми, что способствует ранней позитивной социализации.
  •  приобретают ценный опыт творческого воплощения замыслов, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, становятся более раскрепощенными, уверенными в себе.
  •  развивают творческие способности, воображение, фантазию, получают эстетическое удовольствие от своей работы.

D:\ДОКУМЕНТЫ Д.С\ИЗО\фото\8.JPGD:\ДОКУМЕНТЫ Д.С\ИЗО\фото\CIMG0598.JPG

D:\ДОКУМЕНТЫ Д.С\ИЗО\фото\CIMG0599.JPGD:\ДОКУМЕНТЫ Д.С\ИЗО\фото\1.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по итогам тематической проверки «Создание условий для развития творческих способностей детей в соответствии с программой взаимодействия ДОУ, семьи и социума »

Справка  по  итогам  тематической  проверки«Создание условий для развития творческих способностей  детей в соответствии  с программой взаимодействия ДОУ, семьи и социума ...

Семинар-практикум для педагогов «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности»

Семинар-практикум для педагогов «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности»...

Доклад на тему: «Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре»

Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медве...

Презентация Создание условий для развития творческих способностей детей

В презентации представлен материал по творческо-игровому проекту по сказке "Снегурочка"....

«Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Современный ребенок в современном мире». Секция: Развитие творческих способностей современного ребенк...