Главные вкладки

    Кружок "Умелые ручки"
    материал по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

    Парахина Марина Ивановна

    Программа кружка «Умелые ручки» предназначена для детей младшего дошкольного возраста – 2-3 лет, и рассчитана на 1 год обучения. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruzhok_umelye_ruchki.docx36.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Введение

    1. Пояснительная записка…………………………………………….2 стр.
    2. Перспективный план работы кружка «Умелые ручки»………….4 стр.
    3. Ожидаемые результаты…………………………………………….10 стр.
    4. Диагностики для младшего дошкольного возраста………………11 стр.
    5. Литература…………………………………………………………..13 стр.

    Пояснительная записка.

     

    В ходе многолетних наблюдений и исследований учеными было доказано, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов напрямую связано со степенью развития мелкой моторики рук. Было доказано, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. На руке находятся биологически активные точки нашего организма.

    «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский. А это значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

    Осуществлять развитие мелкой моторики можно разнообразными способами - пальчиковой гимнастикой, с помощью массажа, с помощью игр с природным материалом, играми в пальчиковый театр, с ладошками, и, конечно же, с помощью художественного творчества.

    В результате продуктивной художественной деятельности развивается не только «умелость рук», но и появляется способность видеть прекрасное, развиваются творческие способности ребенка, его воображение. В процессе работы с разными материалами ребенок познает мир, свойства предметов.

    Данный кружок будет способствовать развитию «умений рук ребенка», развитию его мелкой моторики, а также поможет развивать воображение и творческие способности ребенка.

    Содержание плана представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, работа с природным материалом, пластилином, работа с пуговицами) и направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

    У детей еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный инструктаж.

    Программа кружка «Умелые ручки» предназначена для детей младшего дошкольного возраста – 2-3 лет, и рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю, 4 раза – в месяц. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей – 10-15 мин. Форма работы - подгрупповая.

     

    Цель - создание условий для развития мелкой моторики, творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста.

     

    Задачи:

    ·       формировать навыки работы с различными видами материалов;

    ·       формировать у детей интерес к различным видам труда;

    ·       учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости листа;

    ·       учить различным приемам работы с пластилином;

    ·       формировать интерес к изобразительной деятельности;

    ·       развивать умение пользоваться простейшими инструментами при работе;

    ·       способствовать развитию конструкторской деятельности;

    ·       развивать твёрдость руки, технические навыки;

    ·       развивать мелкую моторику;

    ·       способствовать развитию внимания, памяти, воображения, эстетического восприятия, творческой фантазии.

    Перспективный план работы кружка «Умелые ручки».

     

     

    Октябрь.

    1. «Виноград». Рисование пальчиками.

    Цель: познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек (ягодки) и коротких линий (листочки). Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

    Материал: Квадратный лист бумаги с нарисованной веточкой, зелёная и красная гуашь, салфетки, иллюстрации винограда.

    2. «Ветка рябины». Лепка из пластилина.

    Цель: учить катать цветные шарики между ладонями на плоской поверхности, формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

    Материал: пластилин, доска для лепки, иллюстрации ветки рябины.

    3. «Листопад». Аппликация.

    Цель: учить наклеивать листочки бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.

    Материал: Квадратный лист бумаги с нарисованным стволом дерева, зелёные, желтые и красные листья, сделанные резным дыроколом, салфетки, клей ПВА, кисточки, иллюстрации по теме.

    4. «Рыбка». Раскраска.

    Цель: учить правильно держать карандаш; упражнять в силе нажима; аккуратно, раскрашивать изображение, не выходить за рамки рисунка.

    Материал: изображение рыбки, цветные карандаши.

     

    Ноябрь.

    1. «Цветы осени». Рисование ватными палочками.

    Цель: познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Учить рисовать лепестки нанося мазки на равном расстоянии друг от друга от середины цветка. Развивать чувство композиции.

    Воспитывать аккуратность.

    Материал: Квадратный лист бумаги с аппликацией (ваза, сиреневая и жёлтая гуашь в мисочках, ватные палочки, салфетки, иллюстрации по теме.

    2. «Ёжик». Моделирование из семечек и пластилина.

    Цель: учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию.

    Материал: пластилин, семена подсолнуха, доска для лепки.

    3. «Открытка для мамы». Аппликация с пуговицами и пластилина.

    Цель: учить правильно подбирать квадраты по размеру; продолжать учить аккуратно наклеивать композицию.

    Материал: картон для основы, цветная бумага четырех цветов, две  одинаковые пуговицы, кусочек пластилина, клей ПВА, кисть, салфетки, фломастеры. (Вырезать четыре квадрата разного размера10*10, 8*8, 6*6, 4*4, начинать приклеивать на картон друг, на друга начиная с большого, в середине нарисовать веточку вишни, скатать из пластилина два колобка, наклеить на концы веточек, методом придавливания, а после наложить на пластилин пуговицы). Можно украсить открытку с помощью декоративного дырокола.

    4. «Мороженое в вафельном стаканчике». Техника бумажная пластика.

    Цель: учить последовательно выполнять работу:, скатывать салфетки в комочек, обмакивать в клей и прикладывать близко друг другу, развивать цветовое восприятие.

    Материал: кукла Катя, 1/2 альбомного листа с изображением вафельного рожка, цветные бумажные салфетки, клей ПВА.

    5. «Кукла Таня». Умная раскраска.

    Цель: учить детей приемам раскрашивания; упражнять детей в рисовании точек.

    Материал: раскраска, цветные карандаши.

     

    Декабрь.

    1. «Цыпленок». Тычок жёсткой полусухой кистью.

    Цель: знакомить детей с техникой тычкования жёсткой, полусухой кистью. Учить имитировать пух цыпленка, т. е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Воспитывать любовь к животным. Приучать к аккуратности в работе.

    Материал: Альбомный лист с нарисованным контуром цыпленка, гуашь красного, желтого цветов, салфетки, кисть, иллюстрации по теме.

    2. «Наряжаем елку». Работа с пластилином и пуговицами.

    Цель: продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 7 мм; надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе; придавливать пуговицы к шарикам из пластилина в определенном порядке.

    Материал: цветное изображение елки, пластилин, пуговицы.

    3. «Снеговик». Аппликация из ватных дисков.

    Цель: учить наклеивать ватных дисков и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.

    Материал: Ватные диски, картон темного цвета, клей ПВА, кисти, салфетки, цветная бумага, фломастеры, декоративный дырокол.

    4. «Бабочки». Умная раскраска.

    Цель: продолжать учить детей приемам раскрашивания; упражнять детей в рисовании палочек.

    Материал: раскраска, цветные карандаши.

     

    Январь.

    1. «Снегопад за окном». Рисование пальчиками.

    Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.

    Материал: Листы бумаги квадратной формы, синего цвета (окна, гуашь  белого цвета в мисочках, салфетки, иллюстрации.)

    2. «Деревья зимой» (часть 1). Работа с пластилином.

    Цель: учить раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, делать колбаски, сплющивать, прижимая их, друг к другу, надавливанием пальцев прижимать к основе.

    Материал: лист картона синего цвета, пластилин, доска для лепки.

    3. «Деревья зимой» (часть 2). Техника бумажная пластика.

    Цель: закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю), пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща.

    Материал: изображение деревьев, белые салфетки; клей, кисти, салфетки

    4. «Петрушка». Умная раскраска.

    Цель: продолжать учить детей приемам раскрашивания; упражнять детей в рисовании точек и палочек.

    Материал: раскраска, цветные карандаши.

     

    Февраль

    1. «Гусеница». Рисование пальчиками.

    Цель: познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения цепочки с помощью надавливания пальцем на бумагу, в определенной последовательности. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

    Материал: Квадратный лист бумаги, зелёная и синяя гуашь, салфетки, иллюстрации.

    2. Открытка «Тому, кого люблю». Объемная аппликация.

    Цель: учить наклеивать листочки бумаги в форме сердца на изображение.

    Дополнять изображение деталями.

    Материал: Квадратный лист бумаги с нарисованным стволом дерева, сердечки сделанные резным дыроколом, салфетки, клей ПВА, кисточки, иллюстрации.

    3. «Подарок папе». Аппликация из геометрических фигур.

    Цель: учить наклеивать геометрические фигуры в определенной последовательности на листе бумаги. Ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать детали. Дополнять изображение деталями.

    Материал: Прямоугольный лист бумаги, цветная бумага, салфетки, клей ПВА, кисточки, иллюстрации.

    4. «Белочка». Умная раскраска.

    Цель: продолжать учить детей приемам раскрашивания; упражнять детей в

    рисовании галочек и палочек.

    Материал: раскраска, цветные карандаши.

     

    Март.

    1. «Букет для мамы». Аппликация.

    Цель: продолжать учить детей аккуратно приклеивать детали композиции.

    Материал: цветная бумага, декоративный дырокол, цветной картон, кисть, клей ПВА, сафетки.

    2. «Солнышко и облака». Лепка из пластилина с добавлением пуговиц.

    Цель: учить, надавливающим движением указательного пальца, размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

    Материал: лист картона, пластилин желтого цвета, доска для лепки.

    3. «Цыпленок». Рисование карандашами.

    Цель: учить детей с помощью формы круга рисовать цыпленка, правильно держать карандаш, регулировать силу нажима на карандаш.

    Материал: цветные карандаши, лист бумаги.

    4. «Ёжик». Умная раскраска.

    Цель: продолжать учить детей приемам раскрашивания; упражнять детей в рисовании галочек и палочек.

    Материал: раскраска, цветные карандаши.

     

    Апрель

    1. «Лебедь». Рисование контура ладошки. (Коллективная работа)

    Цель: познакомить детей с техникой рисования контура ладошки, закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

    Материал: Лист ватмана голубого цвета (озеро), гуашь черная в блюдцах, вода в тазике, салфетки, иллюстрации.

    2. «Цыплёнок». Аппликация из ватных дисков.

    Цель: учить наклеивать ватных дисков и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.

    Материал: Ватные диски, картон зеленого цвета, клей ПВА, кисти, салфетки, гуашь желтого, красного цвета, фломастеры.

    3. «Пасхальное яйцо». Аппликация с использованием техники бумажной пластики.

    Цель: продолжать учить аккуратно, приклеивать детали на изображение, украшать изображение при помощи комков из салфеток, дополнять деталями из цветной бумаги.

    Материал: изображение яйца, цветная бумага, декоративные дыроколы, салфетки, клей ПВА, кисть, салфетки для промокания.

    4. «Слоненок». Умная раскраска.

    Цель: продолжать учить детей приемам раскрашивания; упражнять детей в рисовании точек, галочек, палочки, учить детей рисовать крестики.

    Материал: раскраска, цветные карандаши.

     

    Май.

    1. «Жар - птица». Рисование пальчиками.

    Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику. Вызвать у детей желание нарисовать красивые перья.

    Материал: лист бумаги, гуашь разноцветная в чашечках, салфетки, иллюстрации.

    2. «Волшебное дерево». Работа с пластилином, декорирование пуговицами.

    (Коллективная работа)

    Цель: учить раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, делать колбаски, сплющивать, прижимая их друг к другу, надавливанием пальцев прижимать к основе, прикреплять к пластилину пуговицы.

    Материал: ватман, пластилин, пуговицы, доска для лепки.

    3. «Веселая черепашка». Аппликация.

    Цель: продолжать учить аккуратно, приклеивать детали на изображение, украшать изображение различными деталями, дополнять деталями из цветной бумаги.

    Материал: заготовка изображения черепахи, цветная бумага, декоративные дыроколы, салфетки, клей ПВА, кисть, салфетки для промакивания.

    4. «Аквариум». Коллективная аппликация с использованием различных техник.

    Цель: закреплять умения детей с помощью различных приемов изобразительной деятельности, создавать композицию, используя шаблоны геометрических фигур.

    Материал: ватман, цветная бумага, пластилин, пуговицы для глаз, клей ПВА, кисть, салфетки, доска для лепки.

    Ожидаемые результаты:

    1. Активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;

    2. Умение находить новые способы для художественного изображения;

    3. Передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

    4. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

    5. Формирование умения взаимодействовать друг с другом.

    6. Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

    Диагностики для младшего дошкольного возраста.

    Разработанные Кольцовой М.М. и Озерецким Н.О.

    1. Диагностика уровня развития мелкой моторики рук и координации движений пальцев.

    Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

    1.Упражнения на повторение фигур из пальцев

    1. «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

    2. «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

    3. «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный –расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

    4. «Коза» (вытянуть вверх два пальца – указательный, и мизинец, большой палец удерживает средний и безымянный пальцы на ладони).

    Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

    Методика проведения обследования развития мелкой моторики.

    3 балла – с заданием справился;

    2 балла – справился с помощью взрослого;

    1 балл – с заданием не справился;

    2. Уложи монеты в коробку.

    На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.

    Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

    Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой – 20 секунд.

    3 балла – с заданием справился;

    1 балл – с заданием не справился.

    3. Упражнения на допрессовывание

    1. Дорисовать прямую линию;

    2. Дорисовать волнистую линию;

    3. Дорисовать ломаную линию (заборчик).

    При выполнении этих упражнений обращается внимание на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

    Методика проведения обследования развития мелкой моторики.

    3 балла - «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз; линия чёткая, ровная

    2 балла - имеется не более 3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш отрывается от бумаги, но линия чёткая, ровная.

    1 балл- имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки наблюдаются «неровная», «дрожащая» линия: очень слабая, почти невидимая линия; очень сильный нажим, почти рвущий бумагу; многократное проведение карандашом по одному месту.

    Оценку выполнения всех заданий даёт педагог, подсчитав общее количество баллов. По общему количеству баллов определяется уровень развития мелкой моторики рук и координации движений пальцев.

    10 баллов и ниже (низкий уровень) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы. Малыши не умеют правильно держать карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные.

    11-18 баллов (средний уровень) – у детей общая и мелкая моторика развита

    достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков. Малыши умеют правильно держать карандаш, линии чёткие, ровные.

    19-27 баллов (высокий уровень) – у детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

    Литература

    1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.

    2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.

    3 С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с.

    4. Л. Шубная Свирель «Стихи для детей» Ставрополь 2002 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"

    Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...

    Открытый музейный урок "Русь ремесленная. Русь мастеровая" в младшей группе №3 дошкольного подразделения "Надежда" ГБОУ СОШ№2092.

    6.10.15 в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"в младшей группе №3 прошел тематический день.Цель - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным т...

    Открытый музейный урок «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»

    расписание мероприятий к открытому музейному уроку «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»...

    Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

    Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».Образовательные задачи:·       Вызвать интерес к зан...

    Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

    Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая»....

    Пост-релиз открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"

    В пост-релизе  можно ознакомиться с формами работы , которые проводились с детьми дошкольного возраста во всех возастных группах  в рамках  открытого музейного урока "Русь ремесленная. ...

    Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке"

    Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке" в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)...