Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказки из пластилина»
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Поплавская Марина Анатольевна

    Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Занятия   лепкой способствуют формированию и развитию детского творчества, поиску одаренных и талантливых детей, их индивидуальных  творческих способностей с использованием в обучении инновационных технологий.

            Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей как лепка.

            Ребенок осязает то, что он делает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka.docx19.52 КБ
Файл tablitsa.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказки из пластилина» составлена в соответствии с нормативно-правовыми и экономическими требованиями.     Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 года № 1008      г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным  общеобразовательным программам».

    Дополнительное образование  удовлетворяет постоянно меняющиеся индивидуальные  образовательные потребности детей, прививает тягу к творчеству.    

    Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Занятия   лепкой способствуют формированию и развитию детского творчества, поиску одаренных и талантливых детей, их индивидуальных  творческих способностей с использованием в обучении инновационных технологий.

        Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей как лепка.

        Ребенок осязает то, что он делает.

 Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и представляет собой комплекс занятий. Обучение ведется от простого к сложному,  в зависимости от возраста ребенка.  В процессе работы с ребятами вспоминаем в каких сказках, например медведь,  встречается, где он живет в природе, его привычки и т.д.  Показав образец для лепки, рассказав как его лепить, нарисовав очередность лепки на классной доске, дав подержать образец в руках каждому ребенку, чтобы он мог рассмотреть его со всех сторон, приступаем к работе. В течение занятия  7-8 раз подхожу к каждому ребенку, чтобы помочь найти ошибки в работе и решить проблему, если она возникла.  В конце занятия  подводим итоги, просматриваем все работы, обсуждаем каждую работу, все их плюсы и минусы.

АКТУАЛЬНОСТЬ

     Программа «Сказки из пластилина» создана для  эстетического и художественного воспитания дошкольников, воспитания творческой  личности,  развития мелкой моторики рук, удовлетворения потребностей детей , проявления и развития творческих способностей, развития творческой личности ребёнка, его природных задатков. Благодаря занятиям лепкой ребёнок получает знания, умения и навыки для развития в дальнейшем конструкторского мышления, которое поможет ему в жизни проявить себя в техническом творчестве. 

      Учебно-воспитательный процесс имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей.

    В основу дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Сказки  из пластилина»   положены принципы развивающего обучения, с использованием  инновационных технологий.   Программа является актуальной, так как многие родители хотят развить умственные способности своих детей. Лепка дает прекрасные возможности для развития мелкой моторики  пальцев и кистей рук  ребенка, что способствует улучшению речевой функции, развитию творческой фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления.  

Цель программы:

 Дать прочные знания, умения и навыки в области лепки, умение лепить предметы разной формы, сюжетные композиции по мотивам народных сказок, используя усвоенные приёмы и способы в зависимости от своего возраста и развития.

Задачи программы:

Обучающие:

- научить лепить из пластилина объемные фигурки, картинки, составлять композиции по образцу, по собственному желанию;

- научить приёмам безопасной работы  при лепке, сохраняя правильную осанку и хорошее зрение;

- научить последовательно,  аккуратно и добросовестно выполнять свою работу.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику кистей рук;

- развивать творческое мышление, внимание, воображение, память, познавательное мышление;

- формировать и развивать трудолюбие, терпение, аккуратность в труде,  творческую  фантазию, творческий подход к делу.

Воспитывающие:

- воспитывать стремление к творческому подходу ко всему, за что берешься;

-воспитывать творческую  личность.

Теория. Организация рабочего места. Необходимые инструменты и приспособления для работы. Знакомство с учебной литературой.  Способы лепки - конструктивный, комбинированный.  Эстетическое оформление работ.

Практическая работа. Организация рабочего места. Правила работы стеками и приспособлениями. Скульптура малых форм. Валик (колбаски), шарики, блинчики, капельки, жгутики, спиральки.   Лепка животных, растений, героев сказок   Пластилиновая аппликация.  Составление индивидуальных и коллективных композиций.  Творческие работы.

Формы и методы

Основные формы обучения: фронтально-индивидуальные, индивидуальные, групповой.

Методы обучения: игровой, проблемно-игровой, работа с книгой, практический. 

Проверка результатов.

Результаты обучения: 

- знать правила поведения и техники безопасности в кружке;

-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

-овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

-умение правильно строить самостоятельную творческую деятельность, самостоятельно (при минимальной помощи взрослого) или по учебной литературе выполнять поделку;

-организовать рабочее место;

-пользоваться различными стеками  и приспособлениями для лепки;.  

- знать и уметь применять в работе разные способы и приёмы лепки из пластилина;

- уметь самостоятельно по образцу вылепить объёмную фигуру;

- соблюдать очередность лепки деталей фигурки;

- вносить собственные творческие элементы к предлагаемому образцу.

Игра-викторина «Волшебный пластилин»

  1. Для чего нам нужна дощечка при работе пластилином?
  2. Как правильно пользоваться стеком?
  3. Как скатать шарики из пластилина?
  4. Как раскатать колбаски из пластилина? 
  5. Как организовать рабочее место для лепки?
  6. Как скатать капельки из пластилина?
  7. Из какой базовой фигуры можно получить круглую лепёшку?
  8. Из какой базовой фигуры можно получить овальную лепёшку?
  9. Как правильно разделить кусок пластилина на несколько равных частей
  10. Как хранить  пластилин?
  11. Как хранить остатки  использованного пластилина?
  12. Назови три основные базовые фигуры, используемые в лепке?
  13. В каком порядке лепится объёмная фигурка, н-р  «Медведь»?
  14. В каких профессиях пригодится умение лепить


Предварительный просмотр:

Учебно –тематический план

Дети 6-7 лет.

Месяц

Темы занятий

Цель

Декабрь

1

Вводное занятие. Освоение навыков и приёмов лепки.

Разбудить интерес и внимание, ознакомить детей с оборудованием, лепным материалом, его свойствами Познакомить с использованием стеки. Учить изготовлению базовых элементов: шар, валик, конус, лепешка.

2

 Смешивание цветов

Учить смешивать 2 цвета пластилина. Разминать , раскатывать пластилин.

3,4

Лепка объёмных фигур из пластилина. Деревья

Учить заострять 1 конец столбика путем скатывания с нажатием одной стороной ладошки (морковка). Учить лепить предметы конструктивным способом на каркасе.

5.6

Пластилиновая аппликация.

Деревья

Учить размазывать кусочек пластилина, покрывая рисунок тонким слоем.

 Учить раскатывать тонкий жгутик кончиками пальцев и лепить рисунок по контуру.

Январь

7,8

Домик

Продолжать  совершенствовать прием расскатывания на доске.  Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки

9

Колобок

Учить лепить шар. Учить вырезать стекой углубления  для глаз.

10

Мышка

Учить делить пластилин на части, соответственно размеру частей работы. Продолжать учить вырезать стекой углубления  для глаз.

11,12

Лягушка

Закреплять умение вырезать стекой углубления для глаз. Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки

Февраль

13.14

Лиса

Учить лепить конус и пластилин яйцеобразной формы.

15,16

Медведь

Продолжать учить лепить сказочную фигуру  в одежде.

!7,18

Дед/ Баба

 Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся к низу юбка, руки) передавать их с соблюдением пропорций.

Март

19,20

Избушка

Учить « рисовать» пластилином, нанося его тонким слоем на изображение. Показать прием раскатывания тонкого жгутика из пластилина, кончиком пальцев.

21,22

Заяц

Учить лепить зайца, передавать форму его туловища, головы, ушей.

23,24

Внучка

Продолжать учить лепить фигуру человека в одежде.

25,26

Волк

 Учить лепить туловище волка путем выгибания «столбика». Закрепить приемы: в соединении частей при помощи стеки, заглаживание.

27

Ягоды

 Учить лепить кончиком пальца для придания выразительности. Продолжать формировать умение лепить мелкие детали.

Апрель

28

Курочка

Закреплять приемы оттягивания, сплющивания, лепку пальцами при передаче характерных особенностей. Развитие чувства формы.

29,30

Петух

Учить детей лепить птицу, передавая форму тела, головы.

 Продолжать учить техническим приемам: оттягивание – клюв, примазывание, расплющивание – крылья.

31

Птицы

 Продолжать учить приемам  изготовления предметов овальной формы. Передавать в лепке простую позу: наклон головы, туловища вниз.

32

Грибы

Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки. Предложить слепить семейку грибов.

33

Сова

Учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краёв сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска.

34

Ворон

 Закреплять знание приемов изготовления предметов овальной формы. Передавать в лепке простую позу: наклон головы, туловища вниз.

35

Пластилиновая аппликация

Теремок

Совершенствование техники лепки. Закреплять приёмы аккуратной лепки.

Май

36,37,38,

39,40,41

Составление композиций сказок:

«Колобок»

«Лиса и заяц»

Медведь и лиса»

«Теремок»

«Аленушка и лиса»

«Лиса –Исповедница»

«Звери в яме»

Делаем выставку «Пластилиновая сказка» из прежних работ, которые собирались после каждого занятия

.

Формировать умение объединять результаты своей деятельности с работами сверстников.  

Обсуждаем, проговариваем приемы работы, отмечаем красоту и труд детей.

Лепка по желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "В гостях у сказки"

                Настоящая программа предназначена для обучения с помощью музыкально-театральной деятельности реализовать изначально присущие д...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка» для детей старшего дошкольного возраста

Программа адресована детям  6 - 7 лет, реализуется как дополнительное направление   речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального развития ребёнка,...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сказка" для детей 5-6 лет. Направлена на развитие театральных способностей детей дошкольного возра...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»

Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы.           Новизна пр...

Дополнительная общеобразовательная программа , дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Куделька"

Программа  "Куделька" - это программа художественной направленности. Составлена для детей 5-6 и 6-7 лет....