Флористика
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл flo.ristika.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Флористика как один из методов развития творческих способностей дошкольников.

 Поистине волшебным является мир природы.  Каждая веточка,  каждый листочек таят в себе непередаваемое очарование. Но не только это характеризует живую природу. Из материала, который она нам дарит, можно сделать чудеса своими руками. 
 "ФЛОРИСТИКА" происходит от имени древнегреческой богини плодородия, весны и цветов Флоры и в широком смысле понимания обозначает создание композиций из любых растений (живых, сухих, плоских и объемных). Но чаще всего флористикой называют выполнение аппликационных работ из засушенного природного материала. 
Основная цель использования флористики в детском саду - развитие творческих способностей детей, забота о духовном мире, формирования в условиях дружного, творчески активного коллектива, гармонически развитой личности. 
 Задачи1. Ознакомление с видами прикладного творчества, основанного на природном материале. Передача знаний об исторических, национальных традициях и обрядах. 2. Формирование и развитие культуры труда, воображения, наблюдательности, мышления, художественного вкуса, творческих способностей. 3. Воспитание трудолюбия, аккуратности, целеустремленности, умения адекватно оценивать свои силы и возможности, правильно оценивать работу своих товарищей. 

Общение ребенка с природным материалом:
1. Деликатно и ненавязчиво учит всматриваться в окружающий мир и любоваться им. Воспитывает тонкое восприятие и наблюдательность.
2. Исподволь знакомит с важнейшим жизненным принципом: «Не навреди! », ведь если нужны листья и шишки, то лучше собрать лежащие на земле. Постепенно, шаг за шагом, ребенок начинает осмысливать роль человека в сохранении природы, да и самой жизни на земле.
3. Поделки из природного материала – не просто забава и приятное развлечение на прогулке в лесу или парке. Это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так неповторимо то, что создано из ее даров. Каждое произведение уникально и совершенно в своем роде, даже если это самая простая птичка из обыкновенного желудя или перышка.
4. Самодельные игрушки – не только осязаемый результат увлекательных занятий с природным материалом, но и развитие нестандартного мышления и воображения, а, как известно, творческое воображение – ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда.
5. Работа с природным материалом развивает глазомер, аккуратность и, что очень важно, точную согласованность в работе глаза и руки (сенсомоторика) Первые художественные игры с природным материалом .
Работа с природным материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе и вообще к окружающему миру - моторика руки, восприятие, мышление, внимание, интеллектуальная и творческая активность..
Работа с дошкольниками по флористики может быть организована по-разному: В средней группе в виде подгрупповой или индивидуальной работы  в вечерние часы, а летом в вечерние часы,  и во время прогулки; и во время прогулки.  В старших группах на  общих занятиях по ручному труду,  а также подгруппами и индивидуально. 
 Для аппликаций подойдет: засушенная листва деревьев и кустарников, трава, целые мелких и разделенные на лепестки головки крупных цветов, тополиный пух, чешуйки шишек, скорлупа яиц, семена овощей, цветов, косточки фруктов, срезы веточек, соломка, береста и т.д.  
Условно всю работу по флористике можно разделить на три части: вводную, -основную,- заключительную. 
 Занятия первой группы (вводной части) отводятся заготовке материала во время экскурсий в природу, знакомству с поделками из природного материала, его свойствами через беседы, игры. 
 Занятия основой части – практические. Им отводится самое большое количество времени. Вначале следует научить детей наклеивать декоративный узор из целых листьев, отбирая нужные по цвету, форме и размеру. Занятия основой части – практические. Им отводится самое большое количество времени. Вначале следует научить детей наклеивать декоративный узор из целых листьев, отбирая нужные по цвету, форме и размеру. Постепенно предметы объединяются сюжетом и дополняются пейзажными деталями.  Далее дети выполняют предметные изображения из одного или нескольких целых листочков: морковка, грибок, птичка и т.д., которые можно дополнить дорисовкой.
Усложнением работы будет создание изображений из деталей, выполненных приемом разрезания листочка по прямой линии на части, чаще всего пополам.   Еще более сложным техническим приемом флористики, которым могут овладеть дошкольники, является вырезание деталей любой фигурной формы, а не только разрезанием по прямой линии.
 Целью занятий заключительной части является подведение итогов проделанной работы по флористике в форме выставок игр, развлечений, разгадывания кроссвордов.
Любую прогулку с детьми: в лесу, парке, на берегу реки - можно превратить в увлекательное творческое путешествие, показывая детям разные виды цветов, листьев и трав и рассказывая что, когда и как нужно собирать для растительной аппликации.
Малыши, с их безграничным любопытством и фантазией, с огромным интересом впитывают занимательную информацию.
Прежде всего, они должны запомнить, что к растениям нужно относиться бережно: не вырывать их с корнем, не портить клумбы, не обламывать ветки деревьев, так как это наносит большой вред природе.
Лучшее время для сбора растений - конец лета - начало осени, когда живая природа расцвечена самыми яркими красками, которые прекрасно сохраняются при засушивании.
Для создания аппликаций наиболее удобен растительный материал небольшого размера.
Собирать растения следуют в сухую теплую погоду, иначе они будут плохо сохнуть и даже могут подгнить.
После прогулки материал сортируют и вкладывают между страницами книг или газет. Еще лучше, если у вас найдется необходимый запас промокательной бумаги.
При работе лучше всего пользоваться клеем ПВА и мягкой кисточкой, которую после использование необходимо тщательно промывать. В качестве основы берут белую или цветную плотную бумагу из наборов для детского творчества, картон, засвеченную фотобумагу.
Ах, как ярок, как многозвучен мир вокруг нас! Сколько красок, оттенков, полутонов…
В разное время года природа, как добрая волшебница, открывает нам свои удивительные богатства, щедрые закрома. Как  расшалившейся  художник, она смешивает различные краски.

Словно по мановению волшебной палочки, на зимних заснеженных ветках распускаются алые гроздья рябины. В золотом убранстве осени, тут и там, малахитом темнеют сосны и ели. Желтые брызги солнца и белизна цветущих по весне садов, отражаются в бирюзовом небе и стальной глади воды.
А в гости к лету приходят все краски! Цветы в парках и садах переливаются оттенками красного, синего, фиолетового, огненно–желтого… 
Так хочется запомнить эти яркие краски надолго, чтобы зимними холодными вечерами или дождливыми осенними днями они согревали нашу душу.
Попробуем сохранить яркую память о лете в композициях, составленных из сухих трав, цветов, листьев и веток, злаков и кореньев. Сделаем из высушенных растений букеты, панно, коллажи.
Высушенные растения – прекрасный материал для ароматических смесей. Ими можно наполнить маленькие подушечки. Сны, которые вы увидите, уснув на них, уведут вас в волшебный, сказочный мир. Маленькие мешочки, наполненные ароматными травами и развешанные в кухне, придадут ей уют и наполнят приятными запахами.
Заготовить материал легко. Все мы с детства знакомы с гербарием, так что засушивать цветы и листья умеет каждый. Составьте из них плоские и объемные композиции, и ваша комната будет радовать вас зимой и летом яркими букетами
Консультация для родителей «Использование природного материала в играх и поделках. Что такое экопластика»

Задачи художественно-творческого развития детей в экопластике:
1. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой.
2. Развивать воображение и творчество, способности к изобразительной и дизайн-деятельности, воспитывая чувство цвета, формы, композиции.
3. Упражнять в самостоятельном нахождении приемов изображения как в отдельных видах изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование, так и при их интеграции.

Первые художественные игры с природным материалом

Ассоциации Разложите вместе с детьми все «богатства», собранные на прогулке или принесенные детьми из дома и начинайте фантазировать. Предложите внимательно рассмотреть каждый камешек (ракушку) и рассказать, что он напоминает. Затем покажите этот же камешек с разных ракурсов и укажите на то, как изменяется образ. В таких играх дети занимаются опредмечиванием – наделяют новым художественным смыслом знакомые, но безликие предметы.
Образы Через некоторое время попробуйте перейти к играм другого плана – предоставьте детям возможность соединять камешки и раковины таким образом, чтобы получались изображения: бабочки, гусеницы, жуки и пр. При этом дети осваивают один из основных способов конструирования – составление целого из частей.
Узоры Во время свободных игр на прогулке упражняйте детей в составлении узоров (орнаментов) из камешков, палочек, шишек. Сложность орнамента зависит от возраста или индивидуальных особенностей детей. Это может быть выкладывание нескольких камешков в ряд, независимо от их формы и размера уже создание самого настоящего орнамента. Или чередование элементов по форме (камешек – ракушка, по величине, цвету. Постепенно изменяйте задание, усложняя алгоритм (один камешек, две ракушки) или используйте другие комбинации. Покажите, что орнамент может быть не только линейным, но и в круге, овале, квадрате.
В экспериментальной деятельности с природным материалом ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на природный материал с целью его познания, освоения и преобразования в художественный образ. Вот почему именно в этой деятельности очень рано и наиболее ярко проявляется общее психическое развитие детей, формирование творческих способностей.
Эти занятия помогут в художественном, нравственном и экологическом воспитании ребенка. Он научится любоваться гармонией природы, создавать красоту своими руками и дарить ее близким, продлевая жизнь природного материала в картинах, сувенирах, открытках, декоративных панно и других поделках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Детская флористика".

Разработанная  мной  программа  рассчитана  на  детей  4 -5 лет....

конспект занятия по флористике в старшей группе "Ваза с цветами"

конспект занятия по флористике в старшей группе "ваза с цветами"...

План по флористике для старших дошкольников.

План работы с детьми по флористике на 2013-2014 год. №.Дата.Тема занятия.Цель.Кол.-во часов.1.28.09.13.Знакомство с декоративно прикладным искусством: «Ошибана»(прессованная флористика).Выбор рис...

картины по флористике

детские работы...

Плоскостная флористика из пуха и ваты.

Консультация для воспитателей...

программа по кружковой работе "Флористика"

Эта программа поможет педагогам дополнительного образования проводить кружковые занятия по флористике(аппликации плоскостные и обьёмные с использованием сухоцветов и других материалов) с детьми 5-6 ле...