Тема по самообразованию: «Художественно- эстетическое развитие дошкольников посредством творческих проектов»
учебно-методический материал по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Самойлова Марина Вячеславовна

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

Таким образом, воспитание детей средствами разных видов искусств, формирование у них художественного отношения к окружающему, потребность проявить себя в творческой деятельности могут быть эффективны при условии, если будет обеспеченно эмоциональное благополучие ребёнка, если будут разработаны содержание и методы, обеспечивающие охрану его здоровья (устранение перегрузок, переутомления, гиподинамии). Наиболее эффективными методами  является включение в воспитательный и образовательный процесс игровых технологий, позволяющих максимально раскрепостить, вдохновить детей.

 

Для того, чтобы обеспечить вариативность и разнообразие образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию дошкольников, я рекомендую организовать работу в этом направлении в рамках творческих проектов.

Преимущества творческих проектов:

— расширяются границы образовательного пространства. Взаимодействие педагога и детей происходит не только в группе детского сада, но и в музеях, на выставках, во время прогулки и других мероприятиях;

—  вовлекаются в проектную деятельность другие люди: взрослые (родители, педагоги дополнительного образования, художники и мастера народного искусства, работники музеев, библиотек и др.)  и дети разного возраста с целью обогащения художественно-эстетического опыта дошкольников;

— процесс реализации проекта всегда проходит в рамках деятельностного подхода (обсуждаются проблемы на всех этапах проекта,  осмысливаются полученные результаты,  принимаются решения о дальнейших действиях);

— в качестве продуктов проекта присутствуют четкие результаты деятельности (рукотворные поделки, книжки, альбомы, коллекции, презентации и др.).

Задачами  художественно-творческого проекта  будут:

-Развитие художественного восприятия.

-Формирование эстетических чувств и эмоций.

-Развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка.

 -Приобщение к элементарным знаниям в области искусства.

-Развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества.

-Формирование основ художественно-творческой культуры личности.

Методы и приемы проекта характеризуются гибкостью и обеспечивают многогранность художественного развития дошкольников. Это могут быть традиционные искусствоведческие беседы и рассказы, экскурсии в музеи на выставки,  прогулки  и  познавательные  экскурсии  по  городу  (посёлку).  А также современные методы и приемы: мастер-классы, проблемные, поисковые ситуации, игровые развивающие ситуации, экспериментирование и др.

Примеры проектов:

1 Творческий проект «Театральная студия»

2 Познавательно-творческий проект «Русская народная игрушка»

3 Творческий проект «Овощи и фрукты»

4 Творческий проект «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования» .

В ходе наблюдений за изобразительной деятельностью детей в детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса и мотивации к творчеству имеют несколько причин:

1. Отсутствие у детей необходимых знаний, умений и  технических навыков в рисовании и ограничение ребенка в цвете, форме, линии;

2.  Шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка;

3.  Недостаточно знаний об окружающем мире;

4.  Боязнь педагогов предоставлять детям разнообразный материал для рисования;

5. Навязывание ребенку определенных штампов и стереотипов (трава только зеленая, дом, только такой формы).

Творческая же деятельность, объединяющая все виды деятельности, формирует эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру, развивает воображение. Эстетический мотив возвышается над гностической, этической и органической мотивацией поведения как изначальный стимул освоения подобных отношений и одновременно как их результат, реализованный в продуктах художественно-творческой деятельности.

В художественно-эстетическом развитии дошкольников, как мы выяснили, нужны все виды деятельности, а особенно игровая, являющаяся ведущей. Творческая деятельность в дошкольном возрасте является устойчивым увлечением не только для особо одарённых, но и почти для всех детей, развивая у них воображение, эстетические чувства, творческие способности.

Ведущее место в осуществлении художественно-эстетического развития детей принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания.

Таким образом, в дошкольном возрасте зарождаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к творческой группе педагогов "Художественно – эстетическое развитие дошкольников посредством проектного метода в ДОУ в условиях реализации ФГОС"

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введ...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством внедрения методических разработок

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» объединяет в себе такие разделы, как «Музыка», «Художественное творчество» и «Чтение художествен...

Конспект НОД в средней группе «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством формирования у них представлений о народных промыслах". " Русская матрёшка"

Цель: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством формирования у них представлений о народных промыслах.Задачи: Познакомить с на­родной игрушкой - матрешкой; формировать по...

Дополнительная общеразвивающая программа «Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством тестопластики (тестолепки)»

1.2 Актуальность соответствие государственной политике и удовлетворение образовательных потребностей детей и родителейСовременное дошкольное образование – это первая государственная форма, в рам...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством организации театрализованной деятельности.

"Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» Б.М. Теплов. Неоднократно доказано, что дошкольн...

Доклад Художественно - эстетическое развитие дошкольников посредством творческих проектов

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразо...