Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 40»
Дополнительное образование детей
Кружок по тестопластике «Сказка своими руками»
Автор: воспитатель Погонченкова М.А
г. Ачинск, 2017 г.
«Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
| Из всех видов деятельности, которые делают огромный скачок в своем развитии в период дошкольного детства, изобразительная деятельность занимает отнюдь не последнее место. Так как именно эта деятельность способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира. Изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Изображение осуществляется в изобразительной деятельности определенным образом: графическим (с помощью карандаша, кисти), пластическим (с помощью глины, пластилина, теста), силуэтным (с помощью ножниц) и т.д. Но чтобы создать рисунок, лепку, аппликацию необходимо научиться изображать предметы, явления средствами, которые присущи конкретному виду деятельности: линией, контуром, цветом в рисунке), объемом (в лепке), силуэтом, формой (в аппликации). .На основе диагностики Шайдуровой Н.В. были выявлены показатели и критерии изобразительных умений в лепке у детей старшей группы: - Умение лепить человека в движении комбинированным способом;
- Умение лепить животного с передачей движения;
- Умение украшать декоративные пластины с налепом;
- Умение лепить скульптурные группы из двух и более предметов.
Уровни развития изобразительных навыков при лепке: 1. Достаточный уровень (3 балла) - форма передана точно 2.Близкий к достаточному (2балла) – есть незначительные искажения 3. Недостаточный уровень (1 балл) – искажения значительные. Форма (предмет) не удалась. Первичная диагностика определения уровня развития изобразительных навыков 31.08.2017 Ф. И. ребенка | Умение лепить человека в движении комбинированным способом | Умение лепить животного с передачей движения | Умение украшать декоративные пластины с налепом | Умение лепить скульптурные группы из двух и более предметов | итог | Вигуль Алена | 1 | 2 | 2 | 1 | 6 | Губин Кирил | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Ерошенко Марк | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Клевцова Мария | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 | Коплан Елизавета | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Куницин Дмитрий | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | ОрловаАлександра | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Рублева Полина | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 | СайфертАлександра | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 | Симонова Светлана | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Шалюта Владислав | 1 | 2 | 2 | 1 | 6 |
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок — 12 баллов, низшее — 4 балла, промежуточное число может быть разным: оно зависит от того, какие оценки по каждому показателю получил каждый ребенок. По результатам диагностики было получено среднее количество баллов по всем воспитанникам – 5 баллов, что свидетельствует о низком уровне развития изобразительных навыков. Несформированность изобразительных навыков и умений мешает ребенку выражать в продуктах деятельности (рисунках, скульптуре, аппликации) задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Таким образом было принято решение о необходимости проведения дополнительной работы в данном направлении, используя соленое тесто. Тестопластика – лепка из соленого теста, как нетрадиционный вид изобразительной деятельности, актуальна в дошкольном возрасте и направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Тестопластика дает детям возможность усваивать знания о цвете, объеме, строении предметов, их величине, форме и композиции. Тем более, что соленое тесто – простой и доступный материал в условиях детского сада, который без особых хлопот и без обжига обеспечивает достаточную сохранность готовых поделок. Цель: развитие изобразительных навыков у детей дошкольного возраста через работу с тестом. Для достижения цели решаю следующие задачи: · Развивать изобразительные навыки у детей, используя различные приемы лепки (отщипывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание, прищипывание, примазывание, прижатие, сглаживание, налепы). · Воспитывать трудолюбие, усидчивость, умение работать в коллективе; · Вовлекать родителей в работу по развитию изобразительных навыков детей посредством «тестопластики» при изготовлении совместных работ с детьми. Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители. Ожидаемый результат: - Закрепление детьми умений и навыков по лепке из теста;
- Воспитание усидчивости, внимания;
- Вовлечение родителей воспитанников в творческую работу по лепку.
Занятия с использованием приемов тестопластики очень запоминаются детям. В процессе занятий, дети самостоятельно ведут диалог, пересказывают сказку с элементами драматизации, начинают понимать скрытый смысл, дополнительную информацию текста, рассказа, пословицы. Но лепить просто шарики или гусеничек неинтересно. Гораздо веселее «слепить сказку», чтобы получилась картина. Перспективный план работы Дата | Тема занятия | Задачи
| Материал/Оборудование |
31.08.2017
06.09.2017
13.09.2017 | Проведение диагностики первичной
Знакомство с тестом
Рамочка для картины | Выявление уровня развития изобразительных навыков
1.Вспомнить сказку «Три поросенка», познакомить детей с соленым тестом. Вызвать интерес к созданию картины из соленого теста по сказке «Три поросенка». Обсудить какого размера будет картина, что на ней мы хотим изобразить, а также обозначить этапы работы. Приготовление теста.
2.Роспись фона композиции. Изготовление рамочки из замороженного цветного соленого теста с помощью терки для овощей. |
Сказка «Три поросенка», фанера, ватман, клей ПВА, мука, соль, вода, гуашь
Карандаши, гуашь, терка | 04.10.2017
18.10.2017 | Каменный домик
Каменный домик |
- Изготавливаем каменный домик из соленого теста
- Роспись каменного домика
| Соленое тесто, доски, стеки, вода, мука, соль
Гуашь, кисти, баночки для воды. | 01.11.2017
15.11.2017 | Соломенный домик
Соломенный домик |
- Изготавливаем Соломенный домик из соленого теста
- Роспись соломенного домика
| Соленое тесто, доски, стеки, вода, мука, соль, зубочистки, расческа Гуашь, кисти, баночки для воды | 06.12.2017
13.12.2017 | Домик из веточек
Домик из веточек |
- Изготавливаем дом из веточек
- Роспись домика из веточек
| Соленое тесто, доски, стеки, вода, мука, соль, чеснокодавка
Гуашь, кисти, баночки для воды | 10.01.2018
17.01.2018 | Поросята
Поросята |
- Изготавливаем поросят Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф
- Доделываем поросят Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф
| Соленое тесто, доски, стеки, вода, мука, соль Соленое тесто, доски, стеки, вода, мука, соль
| 07.02.2018
14.02.2018 | Волк
Волк |
- Изготовление волка из соленого теста
- Роспись поросят, волка
|
Соленое тесто, доски, стеки, вода, мука, соль
Гуашь, кисти, баночки для воды | 07.03.2018
21.03.2018 | Природа
Природа |
- Изготовление из соленого теста березок, травки, цветов, грибов.
- Роспись березок, травки, цветов, грибов.
| Соленое тесто, доски, стеки, вода, мука, соль, расческа, Гуашь, кисти, баночки для воды | 04.04.2018
18.04.2018 | Фасад. Птичка. Насекомые
Фасад. Птичка. Насекомые |
- Изготавливаем заборчик, бабочку, божьих коровок.
- Роспись заборчика, бабочек, божьих коровок.
| Соленое тесто, доски, стеки, вода, мука, соль Гуашь, кисти, баночки для воды |
02.05.2018
16.05.2018
21.05.2018 |
Итоговая работа Сказка своими руками готова «Три поросенка»
Итоговая работа Сказка своими руками готова «Три поросенка» Итоговое мероприятие: театральное представление «Сказка 3 поросенка»
Проведение вторичной диагностики, составление отчета работы по кружку |
- Располагаем детали, которые не прикреплены к картине на панно с помощью клея. Покрываем лаком.
- Рассказываем сказку. Подводим итоги, обсуждаем получилась ли у нас картина, какие были трудности, соответствует ли наше изображение содержанию сказки.
Подведение итогов. Определение уровня развития изобразительных навыков на конец кода. |
Клей, панно, изготовленные детали из теста
Готовая композиция |
Вторичная диагностика определения уровня развития изобразительных навыков 21.05.2018 |
Ф. И. ребенка | Умение лепить человека в движении комбинированным способом | Умение лепить животного с передачей движения | Умение украшать декоративные пластины с налепом | Умение лепить скульптурные группы из двух и более предметов | итог |
Вигуль Алена |
|
|
|
|
|
Губин Кирил |
|
|
|
|
|
Ерошенко Марк |
|
|
|
|
|
Клевцова Мария |
|
|
|
|
|
Коплан Елизавета |
|
|
|
|
|
Куницин Дмитрий |
|
|
|
|
|
ОрловаАлександра |
|
|
|
|
|
Рублева Полина |
|
|
|
|
|
СайфертАлександра |
|
|
|
|
|
Симонова Светлана |
|
|
|
|
|
Шалюта Владислав |
|
|
|
|
|
Приложение 1
Три поросенка (С.В.Михалков)
Жили-были на свете три поросёнка. Три брата.
Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми весёлыми хвостиками.
Даже имена у них были похожи. Звали поросят Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Всё лето они кувыркались в зелёной траве, грелись на солнышке, нежились в лужах.
Но вот наступила осень.
Солнце уже не так сильно припекало, серые облака тянулись над пожелтевшим лесом.
- Пора нам подумать о зиме, - сказал как-то Наф-Наф своим братьям, проснувшись рано утром. – Я весь дрожу от холода. Мы можем простудиться. Давайте построим дом и будем зимовать вместе под одной тёплой крышей.
Но его братьям не хотелось браться за работу. Гораздо приятнее в последние тёплые дни гулять и прыгать по лугу, чем рыть землю и таскать тяжёлые камни.
- Успеется! До зимы ещё далеко. Мы ещё погуляем, - сказал Ниф-Ниф и перекувырнулся через голову.
- Когда нужно будет, я сам построю себе дом, - сказал Нуф-Нуф и лёг в лужу.
- Я тоже, - добавил Ниф-Ниф.
- Ну, как хотите. Тогда я буду один строить себе дом, - сказал Наф-Наф. – Я не буду вас дожидаться. С каждым днём становилось всё холоднее и холоднее. Но Ниф-Ниф и Нуф-Нуф не торопились. Им и думать не хотелось о работе. Они бездельничали с утра до вечера. Они только и делали, что играли в свои поросячьи игры, прыгали и кувыркались.
- Сегодня мы ещё погуляем, - говорили они, - а завтра с утра возьмёмся за дело.
Но и на следующий день они говорили то же самое.
И только тогда, когда большая лужа у дороги стала по утрам покрываться тоненькой корочкой льда, ленивые братья взялись наконец за работу.
Ниф-Ниф решил, что проще и скорее всего смастерить дом из соломы. Ни с кем не посоветовавшись, он так и сделал. Уже к вечеру его хижина была готова.
Ниф-Ниф положил на крышу последнюю соломинку и, очень довольный своим домиком, весело запел:
Хоть полсвета обойдёшь,
Обойдёшь, обойдёшь,
Лучше дома не найдёшь,
Не найдёшь, не найдёшь!
Напевая эту песенку, он направился к Нуф-Нуфу. Нуф-Нуф невдалеке тоже строил себе домик. Он старался скорее покончить с этим скучным и неинтересным делом. Сначала, так же как и брат, он хотел построить себе дом из соломы. Но потом решил, что в таком доме зимой будет очень холодно. Дом будет прочнее и теплее, если его построить из веток и тонких прутьев. Так он и сделал.
Он вбил в землю колья, переплёл их прутьями, на крышу навалил сухих листьев, и к вечеру дом был готов.
Нуф-Нуф с гордостью обошёл его несколько раз кругом и запел:
У меня хороший дом,
Новый дом, прочный дом.
Мне не страшен дождь и гром,
Дождь и гром, дождь и гром!
Не успел он закончить песенку, как из-за куста выбежал Ниф-Ниф.
- Ну вот и твой дом готов! – сказал Ниф-Ниф брату. – Я говорил, что мы и одни справимся с этим делом! Теперь мы свободны и можем делать всё, что нам вздумается!
- Пойдём к Наф-Нафу и посмотрим, какой он себе выстроил дом! – сказал Нуф-Нуф. – Что-то мы его давно не видели!
- Пойдём посмотрим! – согласился Ниф-Ниф.
И оба брата, довольные тем, что им ни о чём больше не нужно заботиться, скрылись за кустами.
Наф-Наф вот уже несколько дней был занят постройкой. Он натаскал камней, намесил глины и теперь не спеша строил себе надёжный, прочный дом, в котором можно было бы укрыться от ветра, дождя и мороза.
Он сделал в доме тяжёлую дубовую дверь с засовом, чтобы волк из соседнего леса не мог к нему забраться.
Ниф-Ниф и Нуф-Нуф застали брата за работой.
- Что ты строишь?! – в один голос закричали удивлённые Ниф-Ниф и Нуф-Нуф. – Что это, дом для поросёнка или крепость?
- Дом поросёнка должен быть крепостью! – спокойно ответил им Наф-Наф, продолжая работать.
- Не собираешься ли ты с кем-нибудь воевать? – весело прохрюкал Ниф-Ниф и подмигнул Нуф-Нуфу.
И оба брата так развеселились, что их визг и хрюканье разнеслись далеко по лужайке.
А Наф-Наф как ни в чём не бывало продолжал класть каменную стену своего дома, мурлыча себе под нос песенку:
Я, конечно, всех умней,
Всех умней, всех умней!
Дом я строю из камней,
Из камней, из камней!
Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не ворвётся в эту дверь,
В эту дверь, в эту дверь!
- Это он про какого зверя? – спросил Ниф-Ниф у Нуф-Нуфа.
- Это ты про какого зверя? – спросил Нуф-Нуф у Наф-Нафа.
- Это я про волка! – ответил Наф-Наф и уложил ещё один камень.
- Посмотрите, как он боится волка!- сказал Ниф-Ниф.
- Он боится, что его съедят! – добавил Нуф-Нуф. И братья ещё больше развеселились.
- Какие здесь могут быть волки? – сказал Ниф-Ниф.
- Никаких волков нет! Он просто трус! – добавил Нуф-Нуф.
И оба они начали приплясывать и петь:
Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?
Они хотели подразнить Наф-Нафа, но тот даже не обернулся.
- Пойдём, Нуф-Нуф, - сказал тогда Ниф-Ниф. – Нам тут нечего делать!
И два храбрых братца пошли гулять.
Приложение 2
Табель посещаемости
№№№ | Фамилия Имя ребенка/дата проведения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Вигуль Алена |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Губин Кирил |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Ерошенко Марк |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | Клевцова Мария |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 | Коплан Елизавета |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 | Куницин Дмитрий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 | ОрловаАлександра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 | Рублева Полина |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 | СайфертАлександра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 | Симонова Светлана |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 | Шалюта Владислав |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|