Конспект НОД Тема: «Этнокультурное воспитание детей младшей группы, знакомство с русской матрешкой»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа) по теме

Рыбкина Екатерина Сергеевна

                                                                  Конспект НОД

Тема: «Этнокультурное воспитание детей младшей группы, знакомство с русской матрешкой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx300.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ДЕТСКИЙ САД №1«ЧЕБУРАШКА» ст. ГИАГИНСКОЙ».

                                                                  Конспект НОД

Тема: «Этнокультурное воспитание детей младшей группы, знакомство с русской матрешкой»


http://www.coollady.ru/pic/0003/matryoshka/39.jpg



Выполнила:

Рыбкина Е.С.,

воспитатель МБДОО «Чебурашка»



Гиагинская, 2017г

              «Воспитание, если оно не хочет быть бессмысленным,          должно быть народным…Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного организма»                       К.Д.Ушинский

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой.  Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.            Этнокультурное воспитание – это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.                               С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа. Приобщаясь к народному творчеству разных этнических групп, дети- дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народов, но эта деятельность способствует успешному развитию дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность). Русское народное творчество: сказки, игры, песни легли в основу воспитания нашей группы. Большое внимание уделяется следующим видам работы: изучение сказок, поговорок, потешек, пословиц; знакомство с русскими народными игрушками и играми; проведение русских народных праздников.                                                                                                                              

Тема: «Этнокультурное воспитание детей младшей группы, знакомство с русской матрешкой»

Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой матрешкой.

Задачи:

Образовательные:

- формировать понятие, из чего сделана, как украшена матрешка;

- формировать интерес и любовь к народному творчеству;

- совершенствовать умения раскладывать готовые формы цветочков                                     на заготовки матрешек;                                                                                        --- активизировать словарь.

 Развивающие:

- развивать у детей интерес к русскому прикладному искусству на примере деревянной игрушки матрешки;

- развивать творческие способности детей.

 Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к культуре своих предков;

- воспитывать чувство любви к деревянной игрушке;

- воспитывать аккуратность.

Интеграцияобразовательных областей:«Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

Предварительная работа:

- беседа с детьми об игрушках с акцентом на деревянную игрушку Матрешку;

- чтение стихотворений и загадок о Матрешке;

- прослушивание русских народных песен и песен о Матрешке;

- рассматривание игрушек и их росписи, а так же иллюстраций с изображением Матрешки.

Словарь: нарядная, расписная, русская игрушка, сувенир.

Материал:

Демонстрационный: расписные матрешки.

Раздаточный: плоскостные бумажные силуэты матрешек  (по количеству детей), цветы для наклеивания, кисти для клея, емкости с клеем, салфетки, подставки, клеенки.

Оборудование: корзина, платок, аудиозапись русской народной песни, фонограмма песни «Мы веселые матрешки».

                            Ход НОД:

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу!

У меня в горнице стоит сундук, который мне подарила моя бабушка. Как вы думаете, что там может быть? Хотите заглянуть?

- Ой, да тут матрешки, какие красивые! (Любуются)

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки.

Матрешки деревянные,

Матрешечки румяные.

Достает большую матрешку, все внимательно ее рассматривают. Матрешка здоровается с детьми и рассказывает им свой секрет (от имени матрешки говорит Хозяйка).

Матрешки на окошке

Под ярким сарафаном,

И вся семья в матрешке,

Как в доме деревянном.

После того как все поздоровались, каждый ребенок получает по одной матрешке. Хозяйка поет песенку «Мы веселые матрешки», а дети подпевают.

- Как вы думаете, для чего сделали этих матрешек?

- Правильно, чтобы детки могли играть, развлекаться, ума набираться.

- Как вы думаете, из чего делали эти игрушки – куколки?

- Конечно, из дерева. Мастер брал деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его.

- Но ведь дерево светлое, а матрешки все цветные, яркие.

Как это получилось?

- Верно, ее украшали красками, разрисовывая ей сарафан, платье, платок. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные.

- Скажите, почему матрешки вам понравились? (Они красивые, нарядные, яркие, веселые).

- Какой узор на сарафане? (Листья и цветы)

Посмотрите еще на одну матрешку – она поменьше. Эта матрешка такая же нарядная, как ее сестрица. Как украшено ее платье?

Хозяйка достает матрешку – заготовку, не украшенную узором.

- А посмотрите на эту матрешку, ее, наверное, забыли украсить. Как вам кажется, какое у нее настроение?

- Она грустная, у нее нет цветочков на сарафане.

- Где же нам взять цветочки? Совсем забыла, у меня же волшебная корзина! Но нам нужно всем вместе сказать волшебные слова: «1,2,3, - корзинка цветочки нам подари!»

(пальчиковая гимнастика дети садятся вокруг корзины, сжимают, разжимают кулачки и произносят слова вместе с воспитателем).

Дети: «1, 2, 3 – корзина цветочки нам подари!»

- Ребята, подходят эти цветочки нашим Матрешкам?

     - Я вам предлагаю подарить матрешкам по цветочку. Для этого у нас есть клей, кисть, и матрешки с цветами. Приступаем.

Воспитатель последовательно описывает и показывает всю работу: «Возьмем в правую руку кисточку, макнем ее в клей и намажем клеем на обратную сторону цветочка. Затем приклеим цветочек на сарафан матрешки».

Дети вместе с воспитателем наклеивают цветочки на трафареты Матрешек под музыку «Матрешки».

- Посмотрите, какие матрешки стали веселые. Какие мы с вами молодцы.

Хозяйка (прячет в большую матрешку маленьких, приговаривает)

Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке,

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

Матрешка и Хозяйка прощаются с детьми, приглашая их еще раз прийти к ним в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия с детьми 1 младшей группы: "Знакомство с русской матрешкой".

Комплексное занятие с малышами.  Знакомство с русским народным творчеством, развитие мелкой моторики посредством работы с крупой....

Конспект комплексного занятия с детьми 1 младшей группы: "Знакомство с русской матрешкой".

Комплексное занятие с малышами. Знакомство с русским народным творчеством, развитие мелкой моторики посредством работы с крупой...

НОД для детей с ОВЗ по зрению во II младшей группе «Знакомство с русской матрешкой».

Образовательная область: познание и аппликация.ОБОРУДОВАНИЕ: русский народный костюм для воспитателя, несколько изображений матрешек, Семеновская матрешка, Сергиево-Посадская матрешка, шаблон фигуры м...

«Знакомство с русской матрешкой» - этнокультурное воспитание детей младшей группы,

Задачи: Образовательные:- формировать понятие, из чего сделана, как украшена матрешка;- формировать интерес и любовь к народному Цель: Познакомить детей с русской народной игр...

Конспект по нравственно - патриотическому воспитанию детей младшей группы на тему: «Я и моя семья»

Цель: формировать предпосылки нравственно-патриотического воспитания детей через знакомство с семьей....

Конспект по нравственно - патриотическому воспитанию детей младшей группы на тему: «Я и моя семья»

Формировать у детей представление о семье, раскрыть понятие "Семья"Закрепить умение называть свое имя, фамилию; членов своей семьи; понимать роль взрослых и детей в семье....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в 1 младшей группе «Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в 1 младшей группе «Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой»....