Главные вкладки

    Здоровый образ жизни и интернет - зависимое поведение.
    консультация (младшая группа) на тему

    Юминская Гульнара Гимновна

    Здоровый образ жизни и интернет - зависимое поведение.

     

    Индивидуальное здоровье – это здоровье отдельного человека. В это понятие сегодня вкладывается достаточно широкий смысл, оно подразумевает не только отсутствие болезней, но и такие формы поведения человека, которые позволяют ему улучшать свою жизнь, делать ее более благополучной, достигать высокой степени самореализации. Достичь благополучия можно только через труд, направленный на расширение и реализацию своих духовных, физических качеств и социальных возможностей.

    Духовное и физическое здоровье – две неотъемлемые части человеческого здоровья, которые должны постоянно находиться в гармоническом единстве, обеспечивая высокий уровень здоровья.

    Духовное здоровье отражает здоровье нашего разума, а физическое – здоровье тела.

    Физическое здоровье – это способность тела реализовывать разработанную программу действий и резервы на случай возникновения непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

    Каждый человек ответственен за свое здоровье и благополучие, а это предусматривает определенные жизненную позицию и поведение. Об этом хорошо сказал известный ученый Н. М. Амосов в своей книге «Раздумья о здоровье»: «В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Надо сказать ,что у современного человека много возможностей, но и опасности подстерегают нас везде. Вот, например, интернет…В современном мире трудно найти человека, который не пользуется им.  

    Интернет-зависимость – это состояние, характеризующееся избыточным использованием интернета, когда стремление к нему становится навязчивым и ведет к неблагоприятным социальным последствиям. Тяга к интернету становится навязчивой и плохо контролируемой.

    Зависимость от интернета – не медицинский диагноз, хотя в этом состоянии немало черт, схожих с наркотической зависимостью:

    1.  тяга к интернет - развлечениям или поиску информации очень сильна и носит навязчивый характер: человек сам себе дает обещания ограничить «сидение» в интернете, но никак не может с собой справиться;

    2.  интернет - зависимый не в состоянии контролировать длительность пребывания в интернете: заверения «Зайду на минуточку» и «Только посмотрю новые письма» заканчиваются многочасовым «зависанием» с игнорированием сна, учебы, домашних и служебных обязанностей;

    3.  вынужденный отказ от использования интернета приводит к тоске, ощущению неполноты жизни, невозможности получать удовольствие от творчества, физической активности, общения с близкими людьми.

    4.  зависимость приводит к социальному и психологическому ущербу: потере работы, серьезным семейным ссорам, внутреннему конфликту.

    Проблему усугубляет выраженная гиподинамия и истощение от хронического дефицита сна.

    Проблема интернет - зависимости обсуждается психологами, психиатрами, наркологами, социальными работниками, педагогами, и, по мнению многих исследователей, она может стать настоящим бедствием современного общества с формированием ложных представлений о жизни и нарушением социализации большого процента населения.

    Разновидности интернет-зависимости

    1.  Злоупотребление веб - серфингом или информационная перегрузка, когда поиск информации ведется бессистемно и практически непрерывно.

    2.  Страсть к виртуальному общению в социальных сетях, на форумах, чатах и т. п., при этом количество интернет - знакомых и друзей бывает просто огромным в противовес реальным людям – в обыденной жизни общение ограничивается минимальными бытовыми и служебными вопросами. К избыточному виртуальному общению наиболее склонны подростки: в период гормональной «бури» нередко появляются сложности в налаживании контакта со сверстниками, а общаться в интернете всегда гораздо проще.

    3.  Зависимость от интернет - игр.

    4.  Навязчивая необоснованная трата денег на различных интернет - ресурсах – в онлайн - казино, на сайтах платных игр, интернет - магазинах и аукционах.

    5.  Киберсексуальная зависимость с навязчивым посещением порно-сайтов.

            Дополнительные признаки

    1.  Многочисленные пустые обещания (самому себе или окружающим людям): «Уже отключаюсь и займусь делами», «Зайду на форум на пять минут», «Только посмотрю новые сообщения», которые традиционно заканчиваются длительным погружением в виртуальную жизнь, лживость, изворотливость.

    2.  Ухудшение успехов на работе или учебе, пропуски занятий, прогулы, многочисленные отсрочки сдачи экзаменов и зачетов.

    3.  Резкие колебания настроения, недовольство близких людей длительностью потраченного за компьютером времени

    4.  Частые головные боли, вялость, рассеянность из-за недосыпания.

    5.  У подростков нарастание оппозиционности к учителям и родителям, старающимся ограничить пребывание в интернете.

    6.  Серьезное ограничение реальных контактов с людьми, эмоциональная отстраненность.

    7.  Отказ от ранее любимых дел, хобби.

    8.  Появление долгов, пропажа ценных вещей (для пристрастия к трате денег в интернете).

    9.  Депрессия, приступы страха, агрессии или тревоги, неопрятность как новая  черта личности.

        В нашей стране лечение интернет - зависимости может проходить либо самостоятельно, либо под наблюдением психолога или психотерапевта. В некоторых случаях за дело берутся и психиатры, однако их помощь обычно заключается только в назначении психотропных средств для купирования сопутствующей патологии – депрессии, раздражительности, нарушения сна и т. п.

    Но для начала стоит попробовать исправить положение самостоятельно. Для этого необходимо запланировать все возможное, что могло бы отвлечь вас от интернета. Способы для примера:

    ·  Подсчитайте, сколько времени необходимо вам для настоящих дел в интернете, а сколько вы тратите впустую. Нарисуйте красочный график и выделяйте для интернета только самое необходимо время.

    ·  Не поленитесь и подсчитайте, сколько денег вы смогли бы заработать за то время, которое улетает в «интернет-воронку» - иногда полученные цифры неплохо мотивируют на отказ от бессмысленной траты времени.

    ·  Наклейте на экран стикер с мотивирующим лозунгом «Нет интернету!», «Трать время с пользой!» и т. п.

    ·  Любили раньше вкусно поесть? Почему бы вам не заняться кулинарией?

    ·  Регулярно планируйте реальное общение с семьей и друзьями. В выходные сходите в лес, на реку, на рыбалку, в боулинг, в театр, кафе.

    ·  Если вы живете один, срочно заведите себе домашнего питомца, чтобы за ним нужно было ухаживать.

    ·  Если интернет - зависимостью страдает ваш ребенок, лучше проявить гибкость. Абсолютным и жестким запретом ничего хорошего вы, скорее всего, не добьетесь – подросток может лишь обозлиться, так как увидит в ваших действиях посягательство на самое дорогое в его жизни. Постарайтесь организовывать для него что-то интересное – семейные походы, встречи с друзьями, совместные тренировки или хобби. Говорите с ним о необходимости живого общения и вреде проживания жизни в интернете. Выделите ему ограниченное время для интернета. Не лгите ему, интересуйтесь его делами, постарайтесь завоевать доверие ребенка.

    Пользоваться дарами науки и высоких технологий необходимо с умом и умеренностью. Берегите здоровье и семью – это само ценное, что есть у человека.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_zozh_i_internet-zavisimoe_povedenie.docx26.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Здоровый образ жизни и интернет - зависимое поведение.

    «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья», – так сказал известный немецкий философ XIX в. Артур Шопенгауэр. Действительно, здоровье среди жизненных ценностей человека занимает наиболее важное место. Существует целый ряд определений здоровья, но все они обычно содержат пять следующих критериев:

    • отсутствие болезней;
    • нормальное функционирование организма в системе «человек – окружающая среда»;
    • полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
    • способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям;
    • существования в окружающей среде; способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

    Индивидуальное здоровье – это здоровье отдельного человека. В это понятие сегодня вкладывается достаточно широкий смысл, оно подразумевает не только отсутствие болезней, но и такие формы поведения человека, которые позволяют ему улучшать свою жизнь, делать ее более благополучной, достигать высокой степени самореализации. Достичь благополучия можно только через труд, направленный на расширение и реализацию своих духовных, физических качеств и социальных возможностей.

    Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не только его физического состояния. Духовное благополучие связано с разумом, интеллектом, эмоциями. Социальное благополучие отражает общественные связи, материальное положение, межличностные контакты. Физическое благополучие отражает биологические возможности человека, состояние его тела. Благополучие человека включает в себя две составляющие: духовную и физическую.

    При этом большое значение имеет его духовная составляющая. Об этом еще около 2 тыс. лет назад так сказал в своем трактате «Об обязанностях» древнеримский оратор Марк Туллий Цицерон: «Прежде всего, каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, то есть свое тело, избегать всего того, что кажется вредоносным и добывать себе все необходимое для жизни: пропитание, пристанище и так далее. Общее всем живым существам стремление соединиться ради того, чтобы производить на свет потомство, и забота об этом потомстве. Но наибольшее различие между человеком и зверем состоит в том, что зверь передвигается настолько, насколько им движут его чувства, и приспосабливается только к окружающим его условиям, мало думая о прошлом и о будущем. Напротив, человек, наделенный разумом, благодаря которому он усматривает последовательность между событиями, видит их причины, причем предшествующие события и как бы предтечи не ускользают от него, он сравнивает сходные явления и с настоящим тесно связывает будущее, с легкостью видит все течение своей жизни и подготавливает себе все необходимое, чтобы прожить. Человеку свойственна, прежде всего, склонность изучать и исследовать истину».

    Духовное и физическое здоровье – две неотъемлемые части человеческого здоровья, которые должны постоянно находиться в гармоническом единстве, обеспечивая высокий уровень здоровья.

    Духовное здоровье отражает здоровье нашего разума, а физическое – здоровье тела.

    Духовное здоровье – это способность познавать окружающий мир и себя, анализировать происходящие события и явления, прогнозировать развитие ситуаций, оказывающих влияние на жизнь, формировать модель (программу) поведения, направленную на решение возникающих задач, защиту своих интересов, жизни и здоровья в реальной окружающей среде. Чем выше интеллект, тем достоверней прогноз событий, тем точнее модель поведения, тем устойчивее психика, тем выше уровень духовного здоровья.

    Физическое здоровье – это способность тела реализовывать разработанную программу действий и резервы на случай возникновения непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

    Каждый человек ответственен за свое здоровье и благополучие, а это предусматривает определенные жизненную позицию и поведение. Об этом хорошо сказал известный ученый Н. М. Амосов в своей книге «Раздумья о здоровье»: «В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Надо сказать ,что у современного человека много возможностей, но и опасности подстерегают нас везде. Вот, например, интернет…В современном мире трудно найти человека, который не пользуется им.  

    Действительно, интернет – уникальный источник знаний, возможность обширного общения и даже вариант домашнего заработка. Однако вместе с массой преимуществ Всемирная Паутина несет в себе и опасность – интернет-зависимость. Эта проблема обсуждается уже не первый год (впервые о нем заговорили в 1995 году), но до сих пор нет однозначного мнения на этот счет. Кто-то склонен приравнивать интернет-зависимость к наркомании, а кто-то и вовсе отвергает само явление, не видя в этом ни медицинской, ни социальной проблемы.

    Интернет-зависимость – это состояние, характеризующееся избыточным использованием интернета, когда стремление к нему становится навязчивым и ведет к неблагоприятным социальным последствиям. Тяга к интернету становится навязчивой и плохо контролируемой.

    Зависимость от интернета – не медицинский диагноз, хотя в этом состоянии немало черт, схожих с наркотической зависимостью:

    1. тяга к интернет - развлечениям или поиску информации очень сильна и носит навязчивый характер: человек сам себе дает обещания ограничить «сидение» в интернете, но никак не может с собой справиться;
    2. интернет - зависимый не в состоянии контролировать длительность пребывания в интернете: заверения «Зайду на минуточку» и «Только посмотрю новые письма» заканчиваются многочасовым «зависанием» с игнорированием сна, учебы, домашних и служебных обязанностей;
    3. вынужденный отказ от использования интернета приводит к тоске, ощущению неполноты жизни, невозможности получать удовольствие от творчества, физической активности, общения с близкими людьми.
    4. зависимость приводит к социальному и психологическому ущербу: потере работы, серьезным семейным ссорам, внутреннему конфликту.

    Проблему усугубляет выраженная гиподинамия и истощение от хронического дефицита сна.

    Несмотря на схожесть, интернет-зависимость по сравнению с классической наркоманией имеет и существенные отличия. Во-первых, в случае с интернетом нет нарастания толерантности (переносимости) – этот момент актуален только для химических соединений. Во-вторых, нет традиционного синдрома отмены с симптомами дисфункции ряда органов и систем организма. Тем не менее в некоторых прогрессивных странах уже работают клинки по лечению зависимости от интернета.

    Проблема интернет - зависимости обсуждается психологами, психиатрами, наркологами, социальными работниками, педагогами, и, по мнению многих исследователей, она может стать настоящим бедствием современного общества с формированием ложных представлений о жизни и нарушением социализации большого процента населения.

    Разновидности интернет-зависимости

    1. Злоупотребление веб - серфингом или информационная перегрузка, когда поиск информации ведется бессистемно и практически непрерывно.
    2. Страсть к виртуальному общению в социальных сетях, на форумах, чатах и т. п., при этом количество интернет - знакомых и друзей бывает просто огромным в противовес реальным людям – в обыденной жизни общение ограничивается минимальными бытовыми и служебными вопросами. К избыточному виртуальному общению наиболее склонны подростки: в период гормональной «бури» нередко появляются сложности в налаживании контакта со сверстниками, а общаться в интернете всегда гораздо проще.
    3. Зависимость от интернет - игр.
    4. Навязчивая необоснованная трата денег на различных интернет - ресурсах – в онлайн - казино, на сайтах платных игр, интернет - магазинах и аукционах.
    5. Киберсексуальная зависимость с навязчивым посещением порно-сайтов.

    Симптомы интернет - зависимости 

    Вы любите на досуге посидеть в интернете? Не торопитесь определять у себя интернет-зависимость. Для этого состояния характерно наличие хотя бы одного главного признака и несколько дополнительных:

    1. Посещение интернета идет в ущерб необходимым делам. Несмотря на проблемы в семье, на работе или учебе время «зависания» в интернете не сокращается. Известны случаи, когда в течение нескольких дней мать, засидевшись в интернете, не кормила своего маленького ребенка.
    2. Без интернета человек чувствует пустоту и тоску, он не может ни полноценно работать, ни расслабиться. 

            Дополнительные признаки

    1. Многочисленные пустые обещания (самому себе или окружающим людям): «Уже отключаюсь и займусь делами», «Зайду на форум на пять минут», «Только посмотрю новые сообщения», которые традиционно заканчиваются длительным погружением в виртуальную жизнь, лживость, изворотливость.
    2. Ухудшение успехов на работе или учебе, пропуски занятий, прогулы, многочисленные отсрочки сдачи экзаменов и зачетов.
    3. Резкие колебания настроения, недовольство близких людей длительностью потраченного за компьютером времени
    4. Частые головные боли, вялость, рассеянность из-за недосыпания.
    5. У подростков нарастание оппозиционности к учителям и родителям, старающимся ограничить пребывание в интернете.
    6. Серьезное ограничение реальных контактов с людьми, эмоциональная отстраненность.
    7. Отказ от ранее любимых дел, хобби.
    8. Появление долгов, пропажа ценных вещей (для пристрастия к трате денег в интернете).
    9. Депрессия, приступы страха, агрессии или тревоги, неопрятность как новая  черта личности.

        В нашей стране лечение интернет - зависимости может проходить либо самостоятельно, либо под наблюдением психолога или психотерапевта. В некоторых случаях за дело берутся и психиатры, однако их помощь обычно заключается только в назначении психотропных средств для купирования сопутствующей патологии – депрессии, раздражительности, нарушения сна и т. п.

    Оптимальным вариантом лечения является создание группы больных под руководством психолога или психотерапевта. Общаясь друг с другом на реальных встречах, делясь своими переживаниями, успехами и неудачами, каждый член группы чувствует поддержку и в таких условиях способен гораздо быстрее и эффективнее справиться с проблемой.

    Но для начала стоит попробовать исправить положение самостоятельно. Для этого необходимо запланировать все возможное, что могло бы отвлечь вас от интернета. Способы для примера:

    • Подсчитайте, сколько времени необходимо вам для настоящих дел в интернете, а сколько вы тратите впустую. Нарисуйте красочный график и выделяйте для интернета только самое необходимо время.
    • Не поленитесь и подсчитайте, сколько денег вы смогли бы заработать за то время, которое улетает в «интернет-воронку» - иногда полученные цифры неплохо мотивируют на отказ от бессмысленной траты времени.
    • Наклейте на экран стикер с мотивирующим лозунгом «Нет интернету!», «Трать время с пользой!» и т. п.
    • Попросите помощи коллег и родных – например, пусть они в ваше отсутствие заблокируют ваши любимые социальные сети и другие ресурсы.
    • Вспомните, что помогало вам расслабиться раньше: может, вы любили мастерить или проводить время за чтением? Заставьте себя вернуться к ним – пусть поначалу эти занятия не принесут вам былого удовольствия, но наберитесь терпения. Скоро вы вновь почувствуете их настоящий вкус.
    • Любили раньше вкусно поесть? Почему бы вам не заняться кулинарией?
    • Регулярно планируйте реальное общение с семьей и друзьями. В выходные сходите в лес, на реку, на рыбалку, в боулинг, в театр, кафе.
    • Если вы живете один, срочно заведите себе домашнего питомца, чтобы за ним нужно было ухаживать.
    • Если интернет - зависимостью страдает ваш ребенок, лучше проявить гибкость. Абсолютным и жестким запретом ничего хорошего вы, скорее всего, не добьетесь – подросток может лишь обозлиться, так как увидит в ваших действиях посягательство на самое дорогое в его жизни. Постарайтесь организовывать для него что-то интересное – семейные походы, встречи с друзьями, совместные тренировки или хобби. Говорите с ним о необходимости живого общения и вреде проживания жизни в интернете. Выделите ему ограниченное время для интернета. Не лгите ему, интересуйтесь его делами, постарайтесь завоевать доверие ребенка.

    Пользоваться дарами науки и высоких технологий необходимо с умом и умеренностью. Берегите здоровье и семью – это само ценное, что есть у человека.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие педагогов и родителей в процессе формирования здорового образа жизни и навыков безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта.

    Статья посвящена  проблеме взаимодействия педагогов специального дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников с ограниченными возможностями  здоровья в процессе здо...

    Формирование представлений о здоровье, основах здорового образа жизни и правилах здоровьесберегающего поведения у детей старшего дошкольного возраста

    Из опыта работы по формированию здорового образа жизни. Мониторинг уровня сформированности помог выявить проблемы и причины отставания в росте физических показателей. Пересмотреть новые подходы, совре...

    ТРЕНИНГОВЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В РАМКАХ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ ГРУППЫ РИСКА

    Презинтация раскрывает понятие семей группы риска и методы работы педагога-психолога с родителями воспитанников по пропаганде здорового образа жизни, формированию толерантного поведения в рамках сопро...

    Семинар на тему: «Формирование здорового образа жизни и правил безопасного поведения средствами игровых технологий».

    Семинар на тему: «Формирование здорового образа жизни и правил безопасного поведения средствами игровых технологий»....