"Филимоновская игрушка". Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию. Лепка.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Елисеева Елена Ивановна

                     Тема НОД: «Филимоновская игрушка».

      Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие.

      Цель: создавать условия для ознакомления с  народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерными особенностями.

      Задачи:

         учить лепить из пластилина филимоновскую игрушку, украшать её узорами, правильно используя основные цвета промысла;

         развивать чувство цвета и формы;

         воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину.

      Виды деятельности: продуктивная, двигательная.

      Формы организации: групповая, индивидуальная.

      Формы реализации детских видов деятельности: русская народная игра, лепка.

      Материалы и оборудование: дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами; изображение филимоновских игрушек.

      Предварительная работа: просмотр видеофильма «Филимоновские игрушки»; рассматривание изделий филимоновские свистульки; беседы с детьми о народном прикладном искусстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka_filimonovskiy_petushok.docx76.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 14

г. Балаково Саратовская область

Конспект

непрерывно образовательной деятельности

по теме: «Филимоновская игрушка»

(подготовительная к школе группа)

Воспитатель:  

Елисеева Елена Ивановна

2018 г.

Тема НОД: «Филимоновская игрушка».

Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие.

Цель: создавать условия для ознакомления с  народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерными особенностями.

Задачи:

  • учить лепить из пластилина филимоновскую игрушку, украшать её узорами, правильно используя основные цвета промысла;
  • развивать чувство цвета и формы;
  • воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину.

Виды деятельности: продуктивная, двигательная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: русская народная игра, лепка.

Материалы и оборудование: дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами; изображение филимоновских игрушек.

Предварительная работа: просмотр видеофильма «Филимоновские игрушки»; рассматривание изделий филимоновские свистульки; беседы с детьми о народном прикладном искусстве.

                                               Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Воспитатель обращает внимание детей на изображения филимоновских игрушек-свистулек, читает стихотворение Н.В. Денисова «Филимоновская игрушка»

Дети подходят к воспитателю.

- Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты – от предков далеких времен.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон.

Дети рассматривают игрушки, делятся впечатлениями.

Воспитатель приглашает детей присесть на стулья. Продолжает свой рассказ.

Дети садятся.

II. Основная часть

- По всей Руси-матушке и далеко за ее пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки. Свое название они получили от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их очень давно. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Делают игрушки из глины. Она мягкая, рукам послушная и цветная – белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная.

- Назовите игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины?

- Какие эти игрушки?  

- Все они – не простые игрушки, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под крылья, в кувшины, а иногда в курочку или гуся, которых хозяйка держит под рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть.

Ответы детей.

Дыхательная гимнастика «Свистульки»

Воспитатель предлагает детям подуть в свистульки, чтобы получился мелодичный, громкий свист.

Дети свистят в свистульки

- Такие игрушки-свистульки лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, умелыми, сильными руками. Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах. Там была построена печь из кирпича, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Игрушки в огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

- Обратите внимание на форму игрушек. Какая она?

- Все дело в природных свойствах местной глины. Она жирная и пластичная. При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

После обжига игрушки расписывают.

- Какие цвета, характерны для данного промысла? (желтые, красные, зеленые)

- Какие элементы узора используются? (полоски, линии, точки, круги)

- Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры. Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще желтым. Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

- Все умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство? Стать настоящими народными мастерами и расписать филимоновские игрушки-свистульки? Приглашаю Вас в творческую мастерскую. А перед работой дорогие умельцы, давайте поиграем.

Вытянутая.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Проводиться русская народная игра «Бубенцы»

Дети встают в круг. На

середину выходят двое - один с  колокольчиком, другой -

с завязанными глазами.

Воспитатель обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы. В процессе работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь.

Дети лепят игрушки-свистульки, затем украшают их узорами.

III. Заключительная часть

Воспитатель предлагает сделать выставку и рассмотреть ее. Воспитатель хвалит детей, проводит анализ работ.

Дети устанавливают игрушки-свистульки на специальную подставку.

- Что нового и интересного вы узнали?

- Какие моменты вам больше понравились и почему?

- Кто такие народные умельцы?

«О том немало сказано

И нынче говорят:

Они свистульки разные

Из глины той творят –

Все пастухов да конников,

Ребят да молодух;

В ряду медведь с гармоникой,

Собака и петух.

Стоят – горят по полочкам,

От красок горячи:

В рисунке солнце с елочкой,

Да грабли и грачи.

Ах, эти грабли-грабельки

Да елочки мои,

Свистулечницы – бабоньки,

Игрушки-соловьи!»

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по Художественно-эстетическому развитию для детей 6-7 лет. Тема: Лепка декоративная по мотивам народной пластики Нарядный индюк (по мотивам дымковской игрушки)

Интеграция ОО: художественно – эстетическое, познавательное развитие.Форма работы: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества....

Конспект НОД по Художественно-эстетическому развитию для детей 6-7 лет. Тема: Лепка «Птица» (по дымковской игрушке).

Интеграция ОО: художественно – эстетическое, познавательное развитие.Форма работы: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.Задачи: Закреплять умение лепить из целого куска глины...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник»

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник». Цель: формирование у детей умения создавать изображения пре...

Образовательная деятельность с детьми средней группы по художественно - эстетическому,познавательному развитию, лепка "Разные рыбки".

Образовательная деятельность с детьми средней группы по художественно - эстетическому,познавательному развитию, лепка "Разные рыбки"....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись Филимоновской игрушки - Петушок»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей средней группы. Знакомство с русской народной игрушкой- Филимоновская игрушка....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе. «Филимоновская игрушка- лошадка»

Цель: научить детей создавать орнаменты и узоры по мотивам филимоновской игрушки путём использования техники торцевание.Образовательные:Задачи: познакомить с историей возникновения этого промысла...