НОД по художественно- эстетическому развитию, по мотивам федоскинской лаковой миниатюры "Сувенир для мамы"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Белова Наталья Сергеевна

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через декоративно- прикладное искусство " Федоскинская миниатюра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suvenir_dlya_mamy_1.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Сувенир для мамы»

Старшая группа №1 «Почемучки», воспитатель Белова Наталья Сергеевна.

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через  декоративно-прикладное  искусство «Федоскинская миниатюра»

Задачи:
Образовательные:

  • Познакомить с произведениями федоскинских мастеров (шкатулки, браслеты, кулоны, броши и т. д.).
  • Формировать навыки работы с массой из папье – маше;
  • Развить творческие способности детей.

Развивающие: 

  • Продолжать развивать способность четко следовать устным инструкциям воспитателя.
  • Продолжать развивать согласованность в работе глаз и рук, совершенствовать координацию движений, точность в выполнении детали.
  • Формировать эстетический вкус средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Воспитательные: 

  • Воспитывать уважение к труду народных умельцев.
  • Воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности.
  • Воспитывать интерес и любовь к созданию подарков своими руками.
  • Воспитывать уважительное отношение к маме, стремления радовать ее.

Предварительная работа: Беседы о маме, о празднике «День матери», чтение литературных произведений, слушание детских песен о маме, заучивание стихотворений о маме, разучивание песен о маме, изготовление основ для сувенира, покрытие белой краской (грунтование изделий из папье - маше).

Методы и приемы: Рассказ, демонстрация готовых работ, беседа с объяснением нового материала, показ трудовых приемов, самостоятельная работа.

Демонстрационный материал: Федоскинские шкатулки, фотографии шкатулок, изделия из папье – маше, изделия, украшенные в технике декупаж.

Раздаточный материал: Масса из папье – маше, клеенка, белая гуашь, смешанная с клеем ПВА, кисти для краски и клея, салфетки для украшения изделия, в технике декупаж.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие,  художественно- эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.

  1. Вводная часть – 2 минуты
  1. Организационный момент.
  2. Сюрпризный момент.
  1. Основная часть – 20 минут
  1. Беседа о папье – маше.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Знакомство с народным декоративно – прикладным искусством, Федоскинская лаковая миниатюра.
  4. Физкультминутка.
  5. Художественное творчество детей: лепка, украшение изделий, в технике декупаж.
  1. Заключительная часть – 3 минуты
  1. Подведение итогов
  2. Анализ выполненных работ.
  3. Рефлексия.

Ход НОД

Воспитатель: - Дети,  сегодня я пришла к вам в гости с необычными подарками – я принесла вам свое хорошее настроение и хочу им поделиться. Давайте улыбнемся  друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть это хорошее настроение будет с вами весь день. А еще с хорошим настроением я принесла вам необычную коробочку.

Посмотрите какая она красивая!

Хотите узнать, что в ней? (Да) Воспитатель достает из коробки контейнер с массой из папье – маше.

Что это такое, вы знаете? ( Да, это папье – маше).

Правильно, а как мы еще называем папье – маше ? (Бумажное тесто)

Кто знает, что означает слово «Папье – маше»? (Жеваная бумага)

Молодцы, а давайте вспомним, как же мы делаем папье – маше!

Проводится пальчиковая гимнастика, дети хором произносят слова.

Пальчиковая гимнастика.

Мы бумагу рвали, рвали

И водичку добавляли,

Нашу массу мяли, мяли.

Наши пальчики устали,

Мы немного отдохнем ,

И еще ее помнем.

Что есть, силы отжимаем,

Помешаем, и помнем,

Клея щедро подольем,

Размешаем, разотрем.

Вот готова масса наша.

Можем мы теперь лепить,

И друг друга удивить!

Хорошо, все молодцы, но в моей коробочке есть еще кое – что для вас.

Смотрите, что же это? ( Это шкатулка)

Да, это шкатулка, но шкатулочка не простая, эту шкатулочку сделали мастера из села Федоскино, она так и называется «федоскинская».

     Федоскино – старинное русское село на берегу речки в Московской области. Очень живописное место, особенно летом. Красивый изгиб реки. Само здание фабрики стоит на другом берегу реки, на возвышенности. Раньше рабочие места художников-миниатюристов располагались на верхних этажах фабрики у огромных окон. Один чудный открывающийся вид оттуда на лес, речку, деревню заряжал вдохновением... Но как только такие шкатулочки стали появляться, художников ещё не было. Картинка просто наклеивалась на лак. Художники появились позже.

Вспомните, пожалуйста, как называется техника, когда мы картинку наклеиваем на изделие и покрываем клеем? (Техника декупаж)

Да, вот в такой технике и делали первые шкатулочки. Представьте себе - над изготовлением маленькой коробочки работает целый коллектив. На столе у мастера лежат рулоны чистого коричневого древесного картона. На федоскинских миниатюрах вы увидите пейзаж, портрет и сказку! Картинка на федоскинской шкатулке невероятна хороша! Это маленький мир и он обладает магической способностью уводить вас из реальности. Это не красивые слова, это правда. Это своя отдельная миниатюрная жизнь, а мы подглядываем на неё в окошко.
     Если вы внимательно разглядываете шкатулку со сказочным сюжетом, то буквально чувствуете огонь от перьев сказочной Жар-птицы; если деревенскую картинку, то поскрипываете снегом и идёте за колодезной водой с коромыслом на плечах вместе с девушками-хохотушками или бешено кружите цветистым сарафаном в разудалом летнем хороводе. Хотите прокатиться на тройке, да с ветерком, да со снежным вихрем из под полозьев – тпрру – запрыгивайте!

 

Как вы думаете, почему я принесла вам шкатулочку и папье – маше?

( Может, из папье – маше, делали шкатулки!?)

Да, именно, молодцы, федоскинские шкатулки делали из рулонов чистого коричневого древесного картона. Такой картон - это основа для папье-маше, из которого выполняется корпус шкатулки. Над картоном предстоит тщательно поработать: проклеить в несколько слоёв, положить под пресс, а затем навить на специальную форму-болванку. Навивают в несколько слоёв – всё зависит от нужной толщины стенок. Результат - хрупкое подобие будущей шкатулки. Получившуюся коробочку опускают в горячее льняное масло и тщательно проваривают, чтобы картон как следует, пропитался. Масляную коробочку отправляют в печку на просушку, нужна высокая температура. Получившееся папье-маше обладает качествами настоящей древесины – его можно резать, кромсать, пилить или даже - обрабатывать на токарном станке. При этом абсолютно не верится, что чудесная шкатулочка сделана не из ценного дерева, а из «жеваной бумаги».
 Вот такая история из села Федоскино, а сейчас мы с вами сделаем сувенир для наших мамочек, а сделаем его, как мастера из Федоскино, будем делать заготовки, сушить, покрывать клеем с краской, и как первые мастера наклеивать картинки уже на готовый сувенир. Но прежде чем начать, давайте немного разомнемся.

Физкультминутка.

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стоп!

(Вращение головой вправо и влево.)

Молодцы, садитесь за свои рабочие места. Чтобы сувенир наш был круглым и плоским, что мы должны сделать? ( Скатать шар, и аккуратно его расплющить). Да, берем в руки нашу массу, раскатываем шар, кладем его на нашу клеенку и аккуратно расплющиваем,  пальчиками разравниваем середину нашего изделия, придаем нашему сувенирчику ровные , круглые края, в верхней часть нашего подарка делаем пальцем отверстие, когда наше изделие высохнет, мы сможем его подвесить, на красивую ленточку.

Самостоятельная работа учащихся

После того как заготовки полностью просохнут, дети покрывают их белой краской, смешанной с клеем ПВА, и украшают красивым фрагментом из салфетки, в технике декупаж.

Анализ работ

По окончанию работы проводится анализ.

1. Кому мы посвятили сегодняшнее занятие? (мамам)

2. Вспомните, что мы хотели сделать? (смастерить подарок - сувенир для мамы). А у вас получилось?  (Да)

3.Скажите, пожалуйста, а с каким народным творчеством вы познакомились?

(Федоскинская миниатюра)

4.В какой технике мы выполняли наши работы? ( В технике папье – маше)

А украшали в какой технике? ( В технике декупаж)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по художественно-эстетическому развитию «КУБАНСКИЕ МОТИВЫ»

Расширить  представление детей о быте казаков в прошлом и о современной жизни в казачьих станицах...

Конспект НОД по реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» «По мотивам Сказки о глупом Мышонке»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» «По мот...

Конспект по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в средней группе "Открытка для мамы"

Конспект НОД по аппликации «Открытка для мамы»(средняя группа)Цель: Сделать с детьми открытку к празднику «День Матери».Задачи: 1.Учить детей составлять композицию из готовых ф...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Изобразительная деятельность - аппликация Тема: «Бусы для мамы»

Образовательные области:       Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникатив­ное развитие, речевое развитие, физическое развити...

ОО "Художественно-эстетическое развитие" «Весенние мотивы»

ОО "Художественно-эстетическое развитие"«Весенние мотивы»...

Презентация по художественно-эстетическому развитию: "По мотивам хохломской росписи"

Презентация по художественно-эстетическому развитию: "По мотивам хохломской росписи"...