Опыт работы по художественно-эстетическому развитию «КУБАНСКИЕ МОТИВЫ»
методическая разработка на тему

Расширить  представление детей о быте казаков в прошлом и о современной жизни в казачьих станицах 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kubanskie_motivy.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по художественно-эстетическому развитию

 «КУБАНСКИЕ МОТИВЫ»

Воспитатель МДБОУ «Детский сад комбинированного вида № 53»

Волковой Ольги Викторовны

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения ребенка к миру декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с произведениями народного творчества  способствует воспитанию у дошкольников патриотических и интернациональных чувств, формирует художественный вкус, эстетическое восприятие, способность видеть и чувствовать гармонию, жить и созидать по законам красоты.

Важную роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, Н.Б. Халезова и другие). В своих исследованиях они неоднократно подчеркивали  родственность мироощущения и его отражения в творчестве народных мастеров и детей, выдвигая главными критериями такой близости декоративность и красочность создаваемых образов, особое чувство ритма, обобщенной пластики форм и орнамента.  

В настоящее время в художественно-эстетическом воспитании дошкольников Краснодарского края большое значение придается ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством Кубани. Знакомиться с  разнообразием предметного и природного окружения малой Родины, с особенностями костюма, архитектуры,  казачьего быта, с кубанскими художественными промыслами дошкольники могут в ходе специально организованных кружковых занятий.

Разнообразие видов декоративно-прикладного искусства Кубани представлено, прежде всего, разнообразием ремесел: это керамика, текстиль, плетение, резьба по дереву, кости, камню, роспись по дереву, художественная обработка соломы, кожи и др. Безусловно, ребенку-дошкольнику не все эти виды ремесел доступны в исполнении. Поэтому в работе с детьми используют рисование, аппликацию, лепку, конструирование, вязание и другие техники, которые позволяют ребенку отразить все разнообразие декоративно-прикладного искусства. К таким техникам относится и тестопластика. Тестопластика – это лепка из соленого теста, материала, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы и надолго сохранять полученный результат. Именно данная техника может стать системообразующим видом изобразительной деятельности в отражении мотивов традиционных кубанских ремесел.

С целью приобщения детей старшего дошкольного возраста к  декоративно-прикладному искусству Кубани нами была разработана система кружковых занятий по тестопластике «Кубанские мотивы». Занятия расположены от простого к сложному.

Так на вводных занятиях «Люби и знай, родной свой край» и «Азбука тестопластики» мы знакомим детей с традиционными  художественными ремеслами, предметами декоративно-прикладного искусства, с возможностями и технологией лепки из соленого теста. На последующих занятиях  представления детей о декоративно-прикладном искусстве Кубани, о быте и обычаях казаков углубляются и расширяются, формируются и закрепляются навыки лепки из соленого теста. Последние занятия носят творческий характер. Дошкольники на новом содержании применяют, полученные ранее знания и умения. У детей формируется целостное представление о кубанском народном творчестве.

Разработанная нами система занятий имеет четкую содержательную структуру, в которой наряду с  вводными, обобщающим и итоговым занятиями выделяются следующие тематические блоки: «Дары Кубани», «Бабушкин сундук», «Кубанское подворье», «Быт кубанской семьи», «Травушка - муравушка», «Праздник круглый год».

Каждый блок состоит из ряда занятий. Например, в блоке «Дары Кубани», представлена следующая тематика занятий: «У  лета в корзине арбузы и дыни», «Корзинка с фруктами»,  «Выпекали мы в печи пироги и калачи», «Лучок, чесночок и перчики», «Подсолнушки – маленькие солнышки». Здесь дети не только изготавливают конкретные поделки, отрабатывают знакомые и обучаются новым способам и приемам лепки, но и узнают о плодородии кубанской земли, об овощах и фруктах, произрастающих на Кубани. Дошкольники  учатся беречь хлеб, уважать труд взрослых, благодаря которым хлеб приходит на стол. В процессе создания художественных образов из соленого теста дети используют традиционный для Кубани природный материал: различные семена (арбуза, яблока, дыни, тыквы), разнообразные колоски, сухие травинки и сухоцветы.

На занятиях блока «Бабушкин сундук», таких как: «Игрушка – свистулька», «Старинная шкатулка», «Украшения (бусы, медальоны, серьги)», «Рамка для зеркальца»,  «Красивый подсвечник» дошкольники становятся участниками увлекательного процесса лепки полезных и красивых изделий из соленого теста. Дети учатся создавать выразительные образы по мотивам кубанского декоративно-прикладного искусства, знакомятся с технологией  декорирования готовых изделий, с правилами и особенностями кубанской художественной росписи. Эта деятельность обогащает ребенка творчески, помогает ему осознать тесную связь лепки, аппликации и декоративного рисования.

Расширить  представление детей о быте казаков в прошлом и о современной жизни в казачьих станицах помогают занятия блока «Быт кубанской семьи». Дошкольники узнаю, что наряду с земледелием (блок «Дары Кубани») и скотоводством (блок «Кубанское подворье») определенную роль в казачьем быту играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти. Дети знакомятся с образцами кубанских художественных промыслов, с особенностями костюмов казака и казачки, получают  представление о гончарном искусстве как традиционном ремесле жителей Кубани, учатся лепить и расписывать разнообразную казачью посуду: крынки, глэчики, горшки, макитры и т.д.

Большое внимание на занятиях кружка «Кубанские мотивы» уделяется такому виду совместной конструктивно-творческой деятельности детей и педагогов как макетирование.

В процессе занятий блока «Кубанское подворье» и «Быт кубанской семьи» дети лепят и расписывают фигурки людей и животных, изображения предметов казачьего быта. Затем отбирают наиболее выразительные работы для общей композиции, коллективно обдумывают расположение персонажей, деталей и заполняют основу макета. Взрослый выполняет ту часть работы, которая не по силам детям (заранее подготавливает основу для будущей композиции).

С помощью макетирования дети имеют возможность совершить «путешествие в прошлое», познакомиться с особенностями быта казаков, используя вылепленные фигурки разыграть сценки из жизни кубанской семьи. В играх с макетами дети одновременно выступают как драматурги, декораторы и актеры. В дальнейшем макет «оживает» - наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от накопленных знаний и игровых замыслов детей.  

Сделать занятия кружка интереснее, радостней помогает создание детьми коллективных композиций. Например, при создании таких панно как: «Овечки и пастух», «Кубанские буренки» дети лепят фигурки домашних животных, плетень, рельефные изображения цветов и деревьев. Затем все детали объединяются в общую композицию.

Ознакомление детей с православными традициями, которых придерживались и придерживаются кубанские казаки происходит в процессе занятий блока «Праздник круглый год». Так накануне важнейшего праздника  Православной церкви – Пасхи мы предлагаем детям слепить и расписать яйца из соленого теста, знакомим дошкольников с особенностями росписи пасхальных яиц на Кубани, с символическим значением используемых цветов.

На всех занятиях кружка тестопластики «Кубанские мотивы» нами создается особая эмоциональная атмосфера увлеченности. Часто они сопровождаются народной музыкой, казачьими песнями, что стимулирует творческую активность детей, музыка направляет и конкретизирует создаваемые образы, помогает ребенку осознать себя неотъемлемой частью своей культуры.

Периодически организуются выставки – ярмарки детских работ («Осенняя ярмарка», «Кубанские посиделки»). В ходе таких ярмарок у детей формируется представление о связи различных видов традиционных искусств Кубани: декоративно-прикладного, музыкального, танцевального, игрового кубанского фольклора. Дошкольникам предоставляется возможность продемонстрировать другим результаты своей деятельности, поделиться впечатлениями, получить адекватную оценку своим усилиям. Возможность продемонстрировать свои достижения другим, служит стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста, способствует приобщению дошкольников и их родителей к декоративному творчеству Кубани. Также нами выделено специальное выставочное место «Люби и знай родной свой край». Здесь представлены работы всех детей, занимающихся в кружке, а не только тех, кто хорошо овладел навыками тестопластики.

Итак, организация и проведение занятий кружка по тестопластике «Кубанские мотивы» является одним из путей  приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству Кубани. По мере накопления знаний и опыта у  многих детей проявляется интерес и эмоциональное отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства, расширяются и углубляются представления об особенностях Кубанской культуры.  Используя возможности тестопластики, как средства приобщения дошкольников к культурным традициям малой Родины, можно успешно влиять на развитие личности ребенка, вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, воспитывая чувство патриотизма, интерес к культурному наследию своей малой Родины, развивая его воображение, фантазию и стремление к творчеству.

Литература

  1. Вакуленко Е.Г. Народная культура кубанского казачества: учеб. пособие. – Краснодар: Традиция, 2009. - 112 с.
  2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
  3. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.:ТЦ «Сфера», 2000.
  4. Тупичкина Е.А. Декоративно-прикладное искусство Кубани как региональный компонент дошкольного образования: монография. - Армавир: РИЦ АГПУ, 2009. – 160с.

Приложение

«Кубанские мотивы»

Планирование занятий по тестопластике на учебный год

Подготовительная к школе группа

Тематические блоки

  1. Дары Кубани.
  2. Бабушкин сундук.
  3. Кубанское подворье (домашние животные).
  4. Быт кубанской семьи.
  5. Травушка – муравушка.
  6. Праздник круглый год.

блока

Месяц

занятия

Тема занятия

Задачи

Вводные  занятия

Сентябрь

Люби и знай родной свой край

  • Познакомить детей с основными видами декоративно-прикладного искусства Кубани.  
  • Сформировать представление о декоративно-прикладном искусстве как искусстве украшения быта и среды.

Азбука тестопластики

  • Познакомить детей  с историей тестопластики, с особенностями  и возможностями материала, с назначением инструментов и приспособлений.

1.

У  лета в корзине арбузы и дыни

  • Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста.
  • Закрепить  умение лепить предметы круглой формы и разной величины.
  • Учить лепить ломти арбуза, моделируя части (корка, мякоть) по размеру и форме.

Лучок, чесночок и перчики.  Оформление общей связки

  • Закрепить умение лепить знакомые предметы из соленого теста, применяя усвоенные ранее  приемы.
  • Учить объединять свои работы в общую композицию.

Октябрь

Соленья и варенье

(фрукты и овощи в пластиковых баночках)

  • Совершенствовать технику лепки из соленого теста.
  • Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание и т.д.

Корзинка с фруктами

  • Совершенствовать технику многофигурной и сложноцветной рельефной лепки при создании  композиции «Корзинка с фруктами».

5.

Подсолнушки – маленькие солнышки

  • Учить лепить рельефные изображения подсолнухов, передавая характерные особенности их строения и окраски.
  • Воспитывать интерес к отражению в лепке впечатлений об окружающей жизни.

1.

Выпекали мы в печи пироги и калачи

  • Учить детей лепить крендели, калачи, пироги, хлебцы,  булки и другие хлебобулочные изделия.
  • Учить пользоваться скалкой.
  • Предложить выбрать вариант оформления изделий (посыпание манкой, маком, протыкание дырочек пластиковой вилкой или зубочисткой и т.д.).

Ноябрь

Веселое чаепитие (коллективная работа)

  • Учить детей работать дружно, договариваться и вместе создавать выразительную композицию.

Обобщающее занятие

Выставка – развлечение

«Осенняя ярмарка»

  • Познакомить с особенностями кубанской ярмарки.
  • Систематизировать знания детей о плодородии кубанской земли, о труде взрослых, благодаря которому дары Кубани  приходят на стол.
  • Формировать представление о связи различных видов традиционных искусств Кубани: декоративно-прикладного, музыкального, танцевального, игрового кубанского фольклора.

2.

Игрушка – свистулька «Птичка»

  • Познакомить детей с традиционными глиняными игрушками Кубани и с искусством их изготовления.
  • Учить лепить по мотивам кубанских глиняных игрушек.

Старинная шкатулка. Лепка

  • Учить создавать поделку на основе готовой формы - коробочки.
  • Познакомить с новым способом лепки из пластин.
  • Показать возможность создания шкатулки путем дополнения готовой формы выразительными лепными деталями.

Декабрь

Старинная шкатулка. Роспись

  • Познакомить детей с особенностями художественной росписи на Кубани.
  • Познакомить со способом подготовки изделия из соленого теста к раскрашиванию – грунтованием.
  • Формировать навыки росписи изделий из соленого теста.

Украшения (бусы, медальоны, серьги)

  • Познакомить с кубанскими декоративными украшениями.
  • Продолжить развивать интерес к лепке из соленого теста.
  • Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание колбасок, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей).
  • Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.),  нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки).
  • Развивать художественный вкус.

Рамка для зеркальца

  • Продолжать освоение техники рельефной лепки.
  • Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование.
  • Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки.
  • Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

Красивый подсвечник

  • Учить детей лепить подсвечники.
  • Предложить оформить подсвечники по своему выбору – нелепами, прорезным декором по мотивам кубанских орнаментов.
  • Поощрять инициативу и самостоятельность при выборе дополнительных материалов и средств художественной выразительности.
  • Подвести к пониманию взаимосвязи между формой изделия и декором.

3.

Январь

Кочеток и курочка

  • Учить детей лепить объемные изображения петуха и курочки, передавая их форму и характерные особенности, применяя для решения новой творческой задачи, ранее освоенные способы и приемы лепки.
  • Развивать глазомер, мелкую моторику.
  • Воспитывать самостоятельность и инициативность при выборе средств художественной выразительности.

Котя – коток

  • Учить детей лепить фигурку котика, передавая в лепке форму, строение, характерные особенности его внешнего вида.
  • Вызвать интерес к экспериментированию с художественными материалами для изображения пушистой «шубки».
  • Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности.

Свинки

  • Закрепить умение лепить животных, передавая характерную форму тела и частей, их относительную величину.
  • Продолжить освоение техники лепки из соленого теста.
  • Совершенствовать умение свободно варьировать разные приемы лепки для создания выразительного образа.

Составление макета «Кубанское подворье»

  • Познакомить с макетированием как видом художественно-конструктивной деятельности.
  • Учить детей отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции, коллективно обдумывать расположение фигурок, передавать с помощью подручного материала образ кубанского подворья.
  • Развивать эстетическую оценку вылепленных изображений.
  • Воспитывать самостоятельность и творческую активность.

4.

Февраль

Портрет «Казачья семья»

  • Учить лепить лицо взрослого и ребенка, стараясь передать  правильные пропорции лица.
  • Закрепить умение тщательно отделывать детали изображения, пользуясь разнообразными приемами лепки.
  • Учить с помощью фона, элементов одежды передавать народный кубанский колорит.

Лепка фигурок казака, казачки и казачат (на выбор)

  • Познакомить с традиционными костюмами казака и казачки.
  • Учить детей лепить фигурку человека, передавать форму тела, строение, форму частей, пропорции, детали народной одежды.  
  • Учить плотно скреплять части, создавать устойчивые фигурки, располагать их вертикально.
  • Инициировать самостоятельность при выборе дополнительных материалов.

Роспись готовых изображений

  • Закрепить и расширить представление о традиционной одежде кубанских казаков.
  • Продолжить формировать технические умения и навыки раскрашивания изделий из соленого теста.

Лепка предметов казачьего быта

  • Дать представление о гончарном искусстве как традиционном ремесле жителей Кубани.
  • Учить детей лепить разнообразную казачью посуду: крынки, глэчики, горшки, макитры и т.д. из целого куска, добавляя детали.

Март

Роспись готовых изображений

  • Учить видеть, чувствовать и созидать по законам кубанского декоративно-прикладного творчества.
  •  Формировать умение планировать работу, предвидеть результат и достигать его.
  • Стимулировать проявления творчества в выборе элементов и составления из них композиции для украшения посуды.

Составление и обыгрывание макета «Кубанская горница»

  • Продолжить формировать представление об особенностях быта казачьей семьи.
  • Формировать у детей навыки сотрудничества в коллективной деятельности.

3.

Ходит конь по бережку…

  • Продолжать освоение техники рельефной лепки.
  • Учить детей раскатывать пласт соленого теста с помощью скалки и вырезать по шаблону рельефное изображение коня.
  • Продолжить учить украшать свои изделия с помощью подручных средств и природного материала, создавать выразительные композиции.

Панно «Кубанские Буренки» (коллективная работа)

  • Закреплять умение лепить рельефные изображения животных.
  • Учить добиваться более точной передачи пропорций, особенностей формы и характерных деталей изображения коровки.
  • Формировать навыки сотрудничества в коллективной деятельности.

6.

Апрель

«Писанка». Лепка пасхальных яиц

  • Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии.
  • Познакомить детей с кубанскими  пасхальными традициями.

«Писанка». Роспись пасхальных яиц

  • Сформировать представление об особенностях росписи пасхальных яиц на Кубани.
  • Закреплять навыки росписи изделий из соленого теста по мотивам кубанских орнаментов.

Пасхальные куличи

  • Воспитывать интерес к народной культуре.
  • Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: украшать свои изделия бисером, бусинками, лентами, декоративными бантами и другими подручными материалами.

3.

Панно «Овечки и пастух» (коллективная работа)

  • Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста скалкой, вырезать стекой рельефную фигурку «овечки» по шаблону, выравнивая края палочкой или стекой.
  • Предложить детям самостоятельно решить проблемную ситуацию – найти способ придания шероховатости поверхности теста (шерсть овечек, крона деревьев).
  • Развивать творческую активность.
  • Продолжить воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

5.

Май

Ромашки и васильки

  • Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар), и видоизменять ее: прищипывать, оттягивать, вдавливать, делать насечки, дополнять налепами.
  • Создать условия для творческого применения всех освоенных умений, для использования различных инструментов и дополнительных материалов.

Краснеют нарядные маки,  как в новых одеждах казаки

  • Совершенствовать технику лепки цветов из солено теста.
  • Предложить различный материал и инструменты для художественного оформления своих изделий (бисер, мелкие бусинки и т.д.).
  • Воспитывать художественный интерес к природе родного края, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности.

Венок с полевыми цветами (коллективная работа)

  • Продолжить упражнять детей в создании коллективных работ.
  • Учить объединять свои работы в общую композицию, отбирать наиболее выразительные, коллективно обдумывать расположение деталей на панно.
  • Воспитывать у детей желание работать вместе, формировать умение договариваться друг с другом, планировать работу по реализации замысла.

Итоговое  занятие

Выставка-отчет «Кубанские посиделки» (совместно с семьей)

  • Воспитывать  любовь к родному краю, формировать целостное представление о декоративно-прикладном искусстве Кубани.
  • Формировать у детей представление о своих возможностях, своей успешности в творческой деятельности.
  • Предоставить детям возможность  продемонстрировать другим результаты своей деятельности, поделиться впечатлениями,  получить адекватную оценку своим усилиям. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему «Система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»

Описание работы по художественно - эстетическому воспитанию дошкольников....

Опыт работы по художественно-эстетическому развитию детей 2 мл. группы

Художественно-эстетическое развитие может осуществляться успешно, если будет:1) Тесная связь с искусством.2) Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.3) Взаимосвязь обучения и творчества, ка...

Опыт работы по теме: «Система методической работы по художественно-эстетическому развитию детей в дошкольном образовательном учреждении»

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умств...

Опыт работы по художественно - эстетическому развитию

Цель: Создание условий для развития творческой  активности детей в театрализованной деятельности.Задачи:1.Приобщать детей к  театральной культуре;   2.Развивать способность с...

Опыт работы по художественно-эстетическому развитию (лепке) «Выразительные образы в сюжетных композициях у детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы  по художественно-эстетическому развитию (лепке) «Выразительные образы в сюжетных композициях у детей старшего дошкольного возраста»...

опыт работы кружка художественно- эстетической направленности "Чудо пластилин"

Пластилинография — это один из новых видов изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а пер...

Опыт работы по художественно - эстетическому развитию во 2 младшей группе.

Художественно-эстетическое развитие - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и соз...