Конспект занятия "Масленица" в старшей группе
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Штангеева Елена Павловна

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_po_applikatsii_na_temu_maslenitsa.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

Кантемировская основная общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района Воронежской области

Конспект занятия по аппликации

«Масленица»

для детей старшей группы

Подготовила:

воспитатель  Штангеева Е. П.

2018 год

Цель:

Познакомить детей с русскими народными традициями, обычаями, праздником «Масленица».

Задачи:

Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. 

Развивать речевые навыки детей дошкольного возраста. 
    Развивать умение доброжелательного общения с  взрослыми и сверстниками. 
    Развивать внутреннюю активность детей, создать положительное эмоциональное настроение.

 Закреплять умение работать ножницами, умение составлять целый предмет из частей.  Закреплять навыки разрезания бумаги по намеченным линиям. Развивать умение дополнять образ деталями.

Материал: презентация; игрушка солнышко;  вырезанные круги жёлтой бумаги (по 2 на каждого ребёнка); разлинованные листы желтой, красной, оранжевой бумаги;  2 глаза, рот и нос для солнышка на каждого ребёнка;  клей;  кисточки; ножницы; салфетки.

Ход занятия:

(Воспитатель читает стихотворение):

                            Отшумела злая вьюга. Стала ночь короче дня.

                            Тёплый ветер дует с юга, капли падают, звеня.

                            Солнце землю нагревая, гонит с нашей горки лёд.

                            Тает баба снеговая и ручьями слёзы льёт.

-Скажите мне, пожалуйста, о чём говорится в стихотворении, которое я вам только что прочитала?  ( про конец зимы; весна пришла).

 - Как вы догадались?  (снег тает; бегут ручьи; капает с крыши; на улице стало тепло).

- Правильно, молодцы! Заканчивается зима, и люди провожают её шумным, весёлым праздником. А как называется этот праздник? ( Масленица).

- А кто скажет, как отмечают этот праздник? (поют песни для Масленицы; танцуют;  играют в игры; водят хоровод вокруг Масленицы; пекут блины).

Стихотворение  «Масленица» (А. Усачев)

 Здравствуй, Масленица!

 Дай нам маслица!

 Мы блинов себе горячих напечем-

 Нам метели и морозы нипочем!

 Если есть сковорода,

 Не страшны нам холода,

 Потому что блин горячий-

 Это лучшая еда!

 Вот так Масленица

 Дала маслица нам!

 Даже в небе появились два блина:

 Это солнце-блин, и рядом блин-луна.

 Один блин горячий,

 Другой холодный.

 Полезай на небо-

 Если кто голодный!  (показ слайдов)

Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник давно любимый на Руси.  Длится  Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярила, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.

Согласно легенде, Масленица родилась на севере, отцом её был Мороз. Однажды в суровые морозы человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами. Он позвал её помочь людям, развеселить их, согреть и накормить. Масленица пришла. Но она оказалась не хрупкой девушкой, какой её увидели сначала, а здоровой бабой, с румяными щеками, громко хохочущей.

Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. Люди забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль и веселились от души. С приходом Масленицы и правда погода стала мягче, а морозы – теплее. Тогда-то и решил народ устроить праздник в честь Масленицы: всем миром проводить Зиму и готовиться к встрече Весны — красны.

Самым шумным и веселым стал праздник Масленицы! Целую неделю люди веселятся,  ходят  друг к другу в гости, придумывают разные забавы и игры на свежем воздухе и, конечно же, пекут блины.

Отгадайте-ка загадку:

Ну-ка, кто из вас ответит:

 Не огонь, а больно жжёт,

 Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт? (Солнце)

-Правильно! Наверное, вы знаете, что, когда светит солнце, всем вам веселее, настроение у вас улучшается, хочется радоваться, смеяться.

-Тогда, давайте с вами позовем солнышко. ( Дети произносят закличку): 
Солнышко, солнышко, появись, 
Светлое, яркое, улыбнись!
 
(
Воспитатель выносит солнышко). 
  - Посмотрите, солнышко нам улыбается. Давайте, ребятки тоже улыбнемся солнышку и друг другу (улыбаются друг другу). А теперь давайте покажем солнышку, как нам живется в садике. 
               Игра «Как живешь – вот так? » 
Сжать пальцы обеих рук в кулачки.  
- Как живешь? ---
показать оттопыренный большой палец 
- Вот так! 
- А плывешь? --- -
вытянуть руки вперед 
- Вот так! 
- Пляшешь как? ---
согнуть руки в локтях
- Вот так! 
- Вдаль глядишь? ---
поднести руку ко лбу 
- Вот так! 
- Ждешь обед? ---
погладить животик 
- Вот так! 
- Машешь вслед? ---
выполнить кистью ведущей руки движения влево - вправо 
- Вот так! 
- Ночью спишь? ---
лечь щекой на сложенные вместе ладошки 
- Вот так! 
- А шалишь? ---
надуть щечки и хлопнуть по ним ладошками 
- Вот так! 
    - Здорово поиграли, а теперь давайте подарим солнышку свою любовь и тепло. 
Проводится игра «Подари любовь и ласку». 
(
дети, сидя обнимают игрушку – солнышко, передавая друг другу, под музыку)
- Солнышко вам дарит любовь и тепло. И вы тоже нежно обнимите его, подарив в ответ свою доброту и ласку. 

Как мы с вами уже говорили, всю масленичную неделю хозяйки пекли блины. На блины да угощенья приглашали дорогих гостей, чем больше гостей – тем больше счастливых дней в году.

-А кто мне может сказать, почему на Масленицу пекли именно блины? ( -Потому что они похожи на солнышко).

-Сегодня мы с вами тоже пойдем на улицу, будем веселиться. И сейчас каждый сделает себе солнышко. Показ образца и анализ. Посмотрите, пожалуйста, на свои рабочие места.

-У вас лежат 2 жёлтых круга. Разлинованные листы жёлтой, оранжевой, красной бумаги. Из кружков мы будем делать само солнышко, а из цветной бумаги мы нарежем лучики.

 -Как вы думаете, почему именно эти цвета мы выбрали для солнца?

- Потому, что это цвета солнышка!

Прежде, чем мы приступим к работе, необходимо вспомнить правила работы с ножницами. Может быть, вы можете мне помочь? Кто знает, как надо обращаться с ножницами?

- Ножницы должны лежать с закрытыми лезвиями.

- Передавать друг другу ножницы надо кольцами вперёд.

- Нельзя размахивать.

- Нельзя играть с ножницами.

С ножницами не шути,

Зря в руках их не крути

И, держа за острый край,

Другу их передавай.

Лишь окончена работа-

Ножницам нужна забота:

Не забудьте их закрыть

И в коробку положить.

-Давайте же сделаем наши солнышки. Последовательность выполнения.

1. Разрезаем цветные листы бумаги по намеченным линиям - это лучи солнца.

2. Складываем полоски пополам, но сгиб полосы заглаживать не надо.

3. Наклеиваем лучи с двух  сторон  первого круга.

 4. Накладываем и приклеиваем второй  круг, закрывая кончики лучей.

5. Приклеиваем глаза, нос и рот солнышку.

Анализ работ.

По окончанию работы дети делятся впечатлениями, рассказывают о своих солнышках, оценивают работу товарищей. Подводятся итоги. Зачитывается стихотворение.

 Ты прощай, прощай,

 Наша Масленица.

 Ты прощай, прощай,

 Наша широкая.

 Ты пришла с добром,

 Со блинами, пирогами,

 Да со оладьями.

 Мы катаемся с горы

 От зари и до зари.

 А сегодня, в воскресенье,

 Наше кончилось веселье.

 Прощай, прощай,

 Наша Масленица!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект для старшей группы «Бронзовый солдат».

Программное содержание:·         Познакомить детей с памятниками защитникам Отечества;·         Расширять представ...

Конспект НОД (старшая группа) Тема: «Государственные символы России. Создадим эмблему своей группы».

Конспект НОД(старшая группа)Тема:   «Государственные символы России. Создадим эмблему своей группы»...

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Тематический праздник «В ДОУ побывала императрица» для старших групп

Образовательные области:речевая,  социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, физическая. Программные  задачи: воспитывать патриотические  чувства, ...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....