Нетрадиционные техники аппликации как инструмент проявления творческих способностей у детей младшего возраста.
статья по аппликации, лепке (младшая группа) по теме

Портянко Ольга Александровна

в статье обобщен опыт работы в технике  нетрадиционная аппликация с детьми 2 - 3 лет.  Конечно же говорить о творческих способностях в этом возрасте нельзя, однако, даже великие педагоги и психологи Выготский Л.С. и Леонтьев А.Н. говорят о первых проявлениях этих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_applikatsiya.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

                 Нетрадиционные техники аппликации как инструмент проявления творческих способностей

у детей раннего возраста.

               Самые первые примеры проявления творческого подхода можно заметить в ребенке весьма рано. Ведь даже самостоятельные попытки выбраться из кроватки, дотянуться до забытой на столе вещи, изрисовать обои – можно рассматривать как творческие акты. В это время ребенок начинает активно исследовать окружающую среду, находить применение предметам вокруг, ставить цели и достигать их своим путем

                Это подтверждают и исследования последних лет, которые  показали, что формирование личности ребенка, включающее в себя становление собственного отношения к окружающему предметному и социальному миру, а также к самому себе, начинается с первых месяцев жизни, и к началу раннего возраста завязывается тот “узелок” (А. Н. Леонтьев), в котором соединяются эти составляющие. Наполняясь в процессе развития новым содержанием, преломляясь через особенности индивидуальности ребенка, они постепенно образуют уникальный ансамбль качеств, определяющий позицию ребенка по отношению к миру. Следовательно, уже применительно к ранним ступеням онтогенеза можно говорить о зарождении творческих проявлений.

Л. С. Выготский  также пишет о том, что творчество проявляется везде, где человек воображает, изменяет, отступает от стереотипа, создает хоть крупицу нового для других или для себя.

                У детей в течение второго и третьего года жизни происходит интенсивное сенсорное развитие, развитие движений, речи (активной и пассивной), претерпевает значительные изменения ориентировочно-познавательная деятельность. Ребенок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно-творческую деятельность. В ней ребенок выступает с одной стороны в качестве ведомого взрослым  через различные способы и формы включается в освоение художественного опыта, а с другой стороны он пробует себя в качестве художника-творца. Активно участвуя в процессе преображения мира на доступном содержании, общаясь со взрослыми и сверстниками малыш получает первый опыт творческой деятельности, что влечет за собой развитие различных сфер личности ребенка: интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной.

                      Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

                     В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У них развивается внимание, усидчивость, тренируется рука и глаз.

                  Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, а в частности аппликация влияет на всестороннее  развитие и воспитание дошкольника.

                   Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

                    Аппликация как одна из изобразительных техник зародилась довольно давно. Ее с незапамятных времен использовали для украшения одежды, обуви, орудий труда, домашней утвари. Скорее всего, именно необходимость сшивать шкуры положила начало украшению одежды, а не только соединению ее деталей. Намного позже начали прикреплять к одежде кусочки войлока, меха, кожи различных цветов и оттенков. Так и появилась аппликация. Сюжетами для нее были птицы, животные, люди, красивые растения и цветы. Позднее стали применять и нити, металлические и чеканные пластины, бисер, бусины. После того как была изобретена бумага, люди стали выполнять бумажные аппликации. Этим увлекались как знатные, так и бедные люди. В настоящее время аппликация прочно вошла в нашу жизнь.

                  Аппликация оказывает огромное влияние на всестороннее развитие детей младшего возраста:

                 - Умственное развитие - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь;

                 - Сенсорное развитие - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами;

                - Нравственное  - аппликация должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно - волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.;

                - Трудовое - умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них;

               - Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

                Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.                         Существует большое количество нетрадиционных техник аппликаций:

- обрывная аппликация

- модульная аппликация (мозайка)

- торцевание

- накладная аппликация

- аппликация из конфетти

- аппликация из ваты и тополиного пуха

- аппликация из соломы

- аппликация из песка и соли

- аппликация из крупы, семечек, макарон

- аппликации из салфеток

- аппликация из гофрированной бумаги

- аппликация из засушенных растений

- аппликация на пластилиновой основе

- аппликации из поролона

- силуэтная аппликация

- коллажи

- квиллинг

- модульное оригами и др.

              В первой младшей группе, аппликация  как непосредственно образовательная деятельность не используется. Но мы понимая, что занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, губка, семечки и др., знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними, усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы), используем ее в своей работе.

                Как правило, работы в нетрадиционных техниках аппликации, мы с детьми делаем в качестве подарков родителям на праздники (Новый год, 23 февраля, день всех влюбленных, 8 марта, Пасха).

                Так мы использовали аппликацию из пластилина  и семечек в технике «вдавливания». Аппликации из пластилина – это замечательная площадка для развития творческих способностей, фантазии и воображения, при этом малыш изучает свойства материала, в том числе его свойство приклеивания.

               Аппликацию из круп (макароны)  - такой способ имеет множество преимуществ. Одним из них является то, что такие картины могут делать даже самые маленькие, потому как рисунки создаются без применения ножниц. А в процессе пересыпания крупы хорошо развивается мелкая моторика, благодаря чему речь малыша развивается гораздо быстрее. Также ребенок научится перебирать предметы пальцами, хорошо разовьет щипковые рефлексы. 

                 Аппликации из поролона - эта идея подойдёт для самых маленьких. Поролон нарезаем на кусочки, приклеиваем на бумагу по предварительно нарисованному контуру. Мы используем губку для посуды.

                 Для того чтобы  ребенок проявил творческие способности во время занятий по изобразительной деятельности (аппликации), ему нужно дать такую возможность (возможность выбора), например, это может быть разнообразие предметов для декорирования аппликации на пластилиновой основе; если это работа с губкой – дать возможность выбрать понравившийся цвет; если это аппликация в технике вдавливания – пусть ребенок вдавливает крупу или семечки куда ему больше нравиться. Часто на занятиях по рисованию мы даже даем детям выбирать цвет бумаги для рисунка.

                    Таким образом, можно говорить о том, что аппликация, как вид изобразительной деятельности крайне важна не столько для овладения умениями держать кисть или отщипывать пластилин, сколько для развития творческих способностей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной  форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста. « Волшебные ладошки»

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста....

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»

План по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»...

Презентация "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста"

   Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования во время непосредственно – образовательной деятельности привели меня к выводу о необходимости использования таких...

Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»

Искусство рисования - это удивительный процесс, с одной стороны, творческий, с другой – познавательный. Он позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, кр...

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...