Средства и методы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа) на тему

Ковель Ульяна Федоровна

Средства и методы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста

Направленный анализ литературы по теме исследования позволил установить, что в настоящее время существует множество методик развития воображения дошкольников. В их основе находится сочинение сказочных историй, решение проблемных вопросов, двигательная активность, игры, работа с рисунками. Последний из перечисленных методов наиболее оптимален, поскольку изобразительная деятельность является одной из любимых на этапе дошкольного детства.

Говоря о ее роли в развитии личности, отечественный педагог, создатель целостной системы художественно-эстетического воспитания дошкольников Т.С. Комарова вступает в дискуссию с оппонентами, которые считают, что «рисование, лепка, аппликация для детей лишь игра, забава» . Выражая категорическое несогласие с подобным утверждением, ученый подчеркивает: «изображение невозможно создать без применения трудового усилия».

Следовательно, изобразительная деятельность – это не развлечение, а средство самовыражения, постижения мира, обобщения знаний об окружающей действительности. И рисование, и лепку, и аппликацию Т.С. Комарова рассматривает в качестве благодатной основы для развития каких-либо навыков и качеств. Хотя, уточняет, она «многое зависит от методики и условий проведения занятий по рисованию, лепке, аппликации, от того, как эти деятельности включены в педагогический процесс, от их интеграции с другими художественно-творческими деятельностями».

Аппликация – это, пожалуй, один из наиболее любимых видов изобразительной деятельности для дошкольников. Им нравится наблюдать, как самые привычные объекты – бумага, лоскутки ткани, кожа, полиэтилен, бусинки, леска, листья деревьев, трава и проч. – превращаются в яркое привлекательное полотно, такое же интересное, как картина. По видам аппликация делится на предметную, сюжетную, декоративную.

Предметная аппликация состоит из отдельных изображений. Благодаря ей дети учатся вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые часто носят обобщенный характер. Сюжетно-тематическая аппликация представляет собой совокупность действий и событий, отраженных на бумаге. Осваивая такой способ работы, дошкольники учатся вырезать предметы с учетом их размера, выделять основные предметы, связывать главных действующих лиц с местом действия, обстановкой, передавать характерные особенности персонажей через жесты, позу, одежду, окраску, развивает пространственную ориентировку. Декоративная аппликация представляет вид орнаментальной деятельности, в ходе которой дети овладевают умением вырезать, объединять отдельные элементы украшения.

Ограниченные темой настоящего исследования, опишем методику обучения аппликации детей старшего дошкольного возраста. Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни – овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники должны научиться создавать предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения.

В старшей, а затем и в подготовительной группах следует чаще использовать несколько образцов, чтобы демонстрировать возможность разных вариантов композиции. Это развивает творческое воображение, стимулирует проявлять инициативу в выполнении задания. Например, дети знакомятся с приемом вырезывания двух половинок костюма Петрушки из сложенных вместе листков бумаги. Воспитатель показывает только приемы вырезания одежды, а рассматривая образцы, дети отмечают, что одежда Петрушки может быть разных цветов, формы, в руках у него разные предметы.

Наиболее сложно для детей этого возраста вырезание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Освоение этого приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины и вырезывать. Воображение детей этого возраста достаточно часто не позволяет им представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Но со выменем, когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.

Задача обучения аппликации детей подготовительной группы – овладение силуэтным вырезанием. В связи с этим меняется характер использования различных приемов обучения. При анализе натуры воспитатель обращает внимание детей на особенности контура предмета, обводя его пальцем. Можно предложить то же самое сделать детям. Обведение контура следует начинать с той части предмета, с которой затем начнется вырезание.

Поскольку дошкольникам трудно одновременно сосредоточить внимание на создании общего контура и вырезании мелких деталей, воспитателю необходимо показать им способ, который состоит из двух этапов: сначала из заранее подготовленного куска бумаги соответствующих размеров вырезают обобщенную форму, а затем по краю этой формы вырезают детали.

В некоторых случаях силуэтное вырезание проводят по заранее нарисованному контуру. Это требуется, когда форма настолько точно определена, что должна быть изображена без изменений. Иногда вырезание по готовому контуру применяют при создании сложных растительных элементов для декоративного узора.

В подготовительной группе образец используют не для копирования, а для выяснения поставленной задачи. Поэтому он может давать незаконченное изображение, что стимулирует проявлению творческой фантазии ребенка. Новое для детей этого возраста – соблюдение последовательности в расположении и наклеивании форм в сюжетной аппликации. В отличие от рисунка, где последовательность пространственного расположения предметов может быть различной, в аппликации последовательность расположения и наклеивания форм всегда является строго определенной: сначала общий фон, затем предметы дальнего плана, среднего и переднего планов.

Образец в данном случае применяют только для объяснения приема, а выполнение задания проходит без образца, на основе воображения. Выполнение сюжетных аппликаций в подготовительной группе может быть организовано как коллективная работа, причем дошкольники без помощи педагога должны уметь распределить работу между собой.

Например, при иллюстрировании эпизодов из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина дети объединяются в группы. Каждая выполняет аппликацию по одной из сцен сказки, например: «Шмелем князь оборотился», «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет», «В синем небе звезды блещут», «Глядь, поверх текучих вод лебедь белая плывет» и др. Распределение сюжетов между группами проводит воспитатель, дети же самостоятельно решают, кто будет вырезывать и украшать бочку, кто – облака и звезды, кто – волны. Коллективная работа ценна тем, что она способствует развитию воображения, так как дети учатся заранее представлять весь ход работы.

В развитии воображения не мене важно проведение занятий по замыслу самих детей. В старшей группе они самостоятельно вырезают формы с учетом замысла и наклеивают их. Дети подготовительной группы могут предварительно сделать эскиз будущей работы (нарисовать несложный сюжет простым карандашом), подготовить соответственно эскизу детали для аппликации.

Таким образом, мы обосновали, что развитие воображения наиболее целесообразно осуществлять средствами изобразительной деятельности. На наш взгляд, самым творческим видом занятий является аппликация, потому что дети наглядно убеждаются: привычные для них предметы находят необычное применение. Сочетание материалов, цветов, подбор форм – все это свидетельствует об уровне развития творческого воображения ребенка.

Исходя из деятельностного подхода, исследователи детского изобразительного творчества определили, что создание изображения требует наличия у детей отчетливых образных представлений о тех предметах и объектах, которые должны или хотят изобразить. Эти представления формируются на основе восприятия. Восприятие должно быть эмоционально эстетически окрашенным. Такое восприятие надо развивать в ребенке с раннего детства, сам он не может овладеть образным, эстетическим восприятием и без направленного руководства взрослого, как правило остается глух к красоте окружающего мира.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными по мере развития и обогащения восприятия и представлений детей о форме, цвете, строении предметов и явлений окружающего мира. На этой основе у детей формируется эстетический художественный вкус.

В исследованиях Н.И.Стреляновой показано, что специальное обучение, построенное на знании законов психического развития ребенка- дошкольника позволяет развивать комбинаторную деятельность ребенка в изобразительной деятельности по линии создания новых образов, сюжетов, композиций детских работ [29]. Автором доказано, что обучение способно форсировать развитие воображения у ребенка в изобразительной деятельности в несколько раз.

Ю.А.Полуянов придает большое значение самостоятельному анализу ребенком окружающей действительности, так как считает, что изобразительная деятельность ребенка должна максимально способствовать развитию его творческого воображения.

В исследовании Г.Д.Кирилловой было выявлено, что значимость и устойчивость мотива изобразительной деятельности ребенка выступает в качестве механизма выявления возможностей его воображения, а также является важным условием его активизации.

В науке существуют различные взгляды на сущность творческого воображения. Так например, творческое воображение рассматривают как творческий компонент различных видов деятельности (генетические психологи); как одну из форм мышления (А.В.Брушлинский, В.А.Поликарпов); как самостоятельный психический процесс (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, З.Н.Новлянская, А.А.Мелик- Пашаев, О.М.Дьяченко).

Психологическая наука исходит из того, что творческое решение какой-либо проблемы не является изначально данной способностью, а подготавливается предварительной, нередко очень напряженной умственной работой, более или менее многочисленными поисками решения, носящими сознательный характер и является закономерным результатом весьма длительных усилий, что не отрицает значения интуиции и внезапных аналогий в процессе творческого воображения.

Необходимо уделять должное внимание организации самостоятельной изобразительной деятельности ребенка. Последняя должна не навязываться ребенку взрослым, а быть максимально разнообразной, способствовать всестороннему развитию и охватывать все основные сферы взаимодействия с окружающими людьми.

В изобразительной деятельности под техникой понимается совокупность способов, приемов, умений, которые используются для передачи образа. Традиционными техниками изобразительной деятельности принято считать общепринятые материалы и способы, с помощью которого создается рисунок, изображение. Сюда относятся рисование карандашами и красками, лепка из пластилина, аппликации из бумаги. На сегодняшний день все больше появляется интерес к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности это - способы изображения необычными инструментами и материалами. Например, рисование с помощью частей тела, аппликация из крупы, пуговиц, лепка из соленого теста, из глины с использованием салфеток и т.д. 

Дошкольники с интересом пробуют рисовать на ткани, раздувать полой трубочкой краску, рисовать руками, нитками, свечой, создавать аппликации из крупы, пуговиц. Используя нетрадиционные техники, старшие дошкольники не боятся сделать что-то неправильно.

Дошкольник учится находить множество способов для создания творческого продукта, решать, какую технику лучше использовать. Они могут в полной мере проявить свое воображение, создать нечто уникальное, необычное. Использование большого количества разнообразных средств и способов способствует развитию воображения, творческого мышления, расширяет кругозор, развивает дошкольника. Очень важно учитывать возрастные особенности дошкольника и подбирать соответствующие техники.

Г.Н. Давыдова отмечает, в современных детских дошкольных учреждениях не очень широко используются различные материалы для творчества, и деятельность дошкольника носит больше репродуктивный характер. Зачастую дошкольники копируют образец, который предлагает им воспитатель. Использование нестандартных техник и средств даст возможность дальнейшему развитию воображения и творческим успехам.

Т.Г.Казакова так же утверждает, что зачастую воспроизведение в изобразительной деятельности тормозит развитие творческого воображение старшего дошкольника. Исследования показали, что обычно детям дается образец, как надо выполнить задание, из-за чего дошкольники не могут проявить инициативу, воображение.

К тому же обычно на занятиях ребенок пользуется стандартными материалами: обычными красками и кисточками. Использование различных материалов в изобразительной деятельности влияет на развитие воображения дошкольника, расширяет кругозор. Творческий процесс становится более интересным и захватывающим. Дошкольники с удовольствием начинают творить, им интересно использовать необычные инструменты и материалы.

Кудейко, Никитина отмечали, что многообразие материала и использование различных техник развивает у дошкольников воображение, самостоятельность, оригинальность, творческие способности.

Используя нетрадиционные техники, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать с различными предметами, их свойствами. Рисуя пальчиками, дошкольники, например, узнают о свойствах краски. 

Преимущества нетрадиционных техник изображения заключаются в том, что ребенок, не опираясь на образец, создает уникальное изображение, передает свое видение объекта. Дошкольник не боится сделать что-то неправильно, он проявляет самостоятельность и воображение в процессе творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средства и методы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста

Направленный анализ литературы по теме исследования позволил установить, что в настоящее время существует множество методик развития воображения дошкольников. В их основе находится сочинение сказочных историй, решение проблемных вопросов, двигательная активность, игры, работа с рисунками. Последний из перечисленных методов наиболее оптимален, поскольку изобразительная деятельность является одной из любимых на этапе дошкольного детства.

Говоря о ее роли в развитии личности, отечественный педагог, создатель целостной системы художественно-эстетического воспитания дошкольников Т.С. Комарова вступает в дискуссию с оппонентами, которые считают, что «рисование, лепка, аппликация для детей лишь игра, забава». Выражая категорическое несогласие с подобным утверждением, ученый подчеркивает: «изображение невозможно создать без применения трудового усилия».

Следовательно, изобразительная деятельность – это не развлечение, а средство самовыражения, постижения мира, обобщения знаний об окружающей действительности. И рисование, и лепку, и аппликацию Т.С. Комарова рассматривает в качестве благодатной основы для развития каких-либо навыков и качеств. Хотя, уточняет, она «многое зависит от методики и условий проведения занятий по рисованию, лепке, аппликации, от того, как эти деятельности включены в педагогический процесс, от их интеграции с другими художественно-творческими деятельностями».

Аппликация – это, пожалуй, один из наиболее любимых видов изобразительной деятельности для дошкольников. Им нравится наблюдать, как самые привычные объекты – бумага, лоскутки ткани, кожа, полиэтилен, бусинки, леска, листья деревьев, трава и проч. – превращаются в яркое привлекательное полотно, такое же интересное, как картина. По видам аппликация делится на предметную, сюжетную, декоративную.

Предметная аппликация состоит из отдельных изображений. Благодаря ей дети учатся вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые часто носят обобщенный характер. Сюжетно-тематическая аппликация представляет собой совокупность действий и событий, отраженных на бумаге. Осваивая такой способ работы, дошкольники учатся вырезать предметы с учетом их размера, выделять основные предметы, связывать главных действующих лиц с местом действия, обстановкой, передавать характерные особенности персонажей через жесты, позу, одежду, окраску, развивает пространственную ориентировку. Декоративная аппликация представляет вид орнаментальной деятельности, в ходе которой дети овладевают умением вырезать, объединять отдельные элементы украшения.

Ограниченные темой настоящего исследования, опишем методику обучения аппликации детей старшего дошкольного возраста. Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни – овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники должны научиться создавать предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения.

В старшей, а затем и в подготовительной группах следует чаще использовать несколько образцов, чтобы демонстрировать возможность разных вариантов композиции. Это развивает творческое воображение, стимулирует проявлять инициативу в выполнении задания. Например, дети знакомятся с приемом вырезывания двух половинок костюма Петрушки из сложенных вместе листков бумаги. Воспитатель показывает только приемы вырезания одежды, а рассматривая образцы, дети отмечают, что одежда Петрушки может быть разных цветов, формы, в руках у него разные предметы.

Наиболее сложно для детей этого возраста вырезание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Освоение этого приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины и вырезывать. Воображение детей этого возраста достаточно часто не позволяет им представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Но со выменем, когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.

Задача обучения аппликации детей подготовительной группы – овладение силуэтным вырезанием. В связи с этим меняется характер использования различных приемов обучения. При анализе натуры воспитатель обращает внимание детей на особенности контура предмета, обводя его пальцем. Можно предложить то же самое сделать детям. Обведение контура следует начинать с той части предмета, с которой затем начнется вырезание.

Поскольку дошкольникам трудно одновременно сосредоточить внимание на создании общего контура и вырезании мелких деталей, воспитателю необходимо показать им способ, который состоит из двух этапов: сначала из заранее подготовленного куска бумаги соответствующих размеров вырезают обобщенную форму, а затем по краю этой формы вырезают детали.

В некоторых случаях силуэтное вырезание проводят по заранее нарисованному контуру. Это требуется, когда форма настолько точно определена, что должна быть изображена без изменений. Иногда вырезание по готовому контуру применяют при создании сложных растительных элементов для декоративного узора.

В подготовительной группе образец используют не для копирования, а для выяснения поставленной задачи. Поэтому он может давать незаконченное изображение, что стимулирует проявлению творческой фантазии ребенка. Новое для детей этого возраста – соблюдение последовательности в расположении и наклеивании форм в сюжетной аппликации. В отличие от рисунка, где последовательность пространственного расположения предметов может быть различной, в аппликации последовательность расположения и наклеивания форм всегда является строго определенной: сначала общий фон, затем предметы дальнего плана, среднего и переднего планов.

Образец в данном случае применяют только для объяснения приема, а выполнение задания проходит без образца, на основе воображения. Выполнение сюжетных аппликаций в подготовительной группе может быть организовано как коллективная работа, причем дошкольники без помощи педагога должны уметь распределить работу между собой.

Например, при иллюстрировании эпизодов из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина дети объединяются в группы. Каждая выполняет аппликацию по одной из сцен сказки, например: «Шмелем князь оборотился», «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет», «В синем небе звезды блещут», «Глядь, поверх текучих вод лебедь белая плывет» и др. Распределение сюжетов между группами проводит воспитатель, дети же самостоятельно решают, кто будет вырезывать и украшать бочку, кто – облака и звезды, кто – волны. Коллективная работа ценна тем, что она способствует развитию воображения, так как дети учатся заранее представлять весь ход работы.

В развитии воображения не мене важно проведение занятий по замыслу самих детей. В старшей группе они самостоятельно вырезают формы с учетом замысла и наклеивают их. Дети подготовительной группы могут предварительно сделать эскиз будущей работы (нарисовать несложный сюжет простым карандашом), подготовить соответственно эскизу детали для аппликации.

Таким образом, мы обосновали, что развитие воображения наиболее целесообразно осуществлять средствами изобразительной деятельности. На наш взгляд, самым творческим видом занятий является аппликация, потому что дети наглядно убеждаются: привычные для них предметы находят необычное применение. Сочетание материалов, цветов, подбор форм – все это свидетельствует об уровне развития творческого воображения ребенка.

Исходя из деятельностного подхода, исследователи детского изобразительного творчества определили, что создание изображения требует наличия у детей отчетливых образных представлений о тех предметах и объектах, которые должны или хотят изобразить. Эти представления формируются на основе восприятия. Восприятие должно быть эмоционально эстетически окрашенным. Такое восприятие надо развивать в ребенке с раннего детства, сам он не может овладеть образным, эстетическим восприятием и без направленного руководства взрослого, как правило остается глух к красоте окружающего мира.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Эстетические чувства становятся более глубокими и осознанными по мере развития и обогащения восприятия и представлений детей о форме, цвете, строении предметов и явлений окружающего мира. На этой основе у детей формируется эстетический художественный вкус.

В исследованиях Н.И.Стреляновой показано, что специальное обучение, построенное на знании законов психического развития ребенка- дошкольника позволяет развивать комбинаторную деятельность ребенка в изобразительной деятельности по линии создания новых образов, сюжетов, композиций детских работ. Автором доказано, что обучение способно форсировать развитие воображения у ребенка в изобразительной деятельности в несколько раз.

Ю.А.Полуянов придает большое значение самостоятельному анализу ребенком окружающей действительности, так как считает, что изобразительная деятельность ребенка должна максимально способствовать развитию его творческого воображения.

В исследовании Г.Д.Кирилловой было выявлено, что значимость и устойчивость мотива изобразительной деятельности ребенка выступает в качестве механизма выявления возможностей его воображения, а также является важным условием его активизации.

В науке существуют различные взгляды на сущность творческого воображения. Так например, творческое воображение рассматривают как творческий компонент различных видов деятельности (генетические психологи); как одну из форм мышления (А.В.Брушлинский, В.А.Поликарпов); как самостоятельный психический процесс (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, З.Н.Новлянская, А.А.Мелик- Пашаев, О.М.Дьяченко).

Психологическая наука исходит из того, что творческое решение какой-либо проблемы не является изначально данной способностью, а подготавливается предварительной, нередко очень напряженной умственной работой, более или менее многочисленными поисками решения, носящими сознательный характер и является закономерным результатом весьма длительных усилий, что не отрицает значения интуиции и внезапных аналогий в процессе творческого воображения.

Необходимо уделять должное внимание организации самостоятельной изобразительной деятельности ребенка. Последняя должна не навязываться ребенку взрослым, а быть максимально разнообразной, способствовать всестороннему развитию и охватывать все основные сферы взаимодействия с окружающими людьми.

В изобразительной деятельности под техникой понимается совокупность способов, приемов, умений, которые используются для передачи образа. Традиционными техниками изобразительной деятельности принято считать общепринятые материалы и способы, с помощью которого создается рисунок, изображение. Сюда относятся рисование карандашами и красками, лепка из пластилина, аппликации из бумаги. На сегодняшний день все больше появляется интерес к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности это - способы изображения необычными инструментами и материалами. Например, рисование с помощью частей тела, аппликация из крупы, пуговиц, лепка из соленого теста, из глины с использованием салфеток и т.д.

Дошкольники с интересом пробуют рисовать на ткани, раздувать полой трубочкой краску, рисовать руками, нитками, свечой, создавать аппликации из крупы, пуговиц. Используя нетрадиционные техники, старшие дошкольники не боятся сделать что-то неправильно.

Дошкольник учится находить множество способов для создания творческого продукта, решать, какую технику лучше использовать. Они могут в полной мере проявить свое воображение, создать нечто уникальное, необычное. Использование большого количества разнообразных средств и способов способствует развитию воображения, творческого мышления, расширяет кругозор, развивает дошкольника. Очень важно учитывать возрастные особенности дошкольника и подбирать соответствующие техники.

Г.Н. Давыдова отмечает, в современных детских дошкольных учреждениях не очень широко используются различные материалы для творчества, и деятельность дошкольника носит больше репродуктивный характер. Зачастую дошкольники копируют образец, который предлагает им воспитатель. Использование нестандартных техник и средств даст возможность дальнейшему развитию воображения и творческим успехам.

Т.Г.Казакова так же утверждает, что зачастую воспроизведение в изобразительной деятельности тормозит развитие творческого воображение старшего дошкольника. Исследования показали, что обычно детям дается образец, как надо выполнить задание, из-за чего дошкольники не могут проявить инициативу, воображение.

К тому же обычно на занятиях ребенок пользуется стандартными материалами: обычными красками и кисточками. Использование различных материалов в изобразительной деятельности влияет на развитие воображения дошкольника, расширяет кругозор. Творческий процесс становится более интересным и захватывающим. Дошкольники с удовольствием начинают творить, им интересно использовать необычные инструменты и материалы.

Кудейко, Никитина отмечали, что многообразие материала и использование различных техник развивает у дошкольников воображение, самостоятельность, оригинальность, творческие способности.

Используя нетрадиционные техники, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать с различными предметами, их свойствами. Рисуя пальчиками, дошкольники, например, узнают о свойствах краски.

Преимущества нетрадиционных техник изображения заключаются в том, что ребенок, не опираясь на образец, создает уникальное изображение, передает свое видение объекта. Дошкольник не боится сделать что-то неправильно, он проявляет самостоятельность и воображение в процессе творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры – драматизации в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей.

Дошкольник живет в мире фантазии. В его в его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка. На основе воссоздающего воображения складывается творческое. Грамотное обучение в дош...

Развитие творческого воображения, фантазии детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности

Данная научная статья содержит в себе мой многолетний опыт по развитию творческого воображения, фантазии у дошкольников. В документе содержатся продуктивные виды деятельности детей и примерная ...

Комплексно-тематическое планирование по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста по средствам нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

В данной работе представлен комплексно-тематичечкий план работы по развитию творческого воображения по средствам овладения детьми нетрадиционных техник ИЗО деятельгости с учетом требований ФГТ и возра...

Нетрадиционные техники рисования , как средства развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Материал содержит занятия с детьми по ознакомлению с нетрадиционной техникой рисования. Работу с родителями....

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2024-2025г. Тема: «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»

   Социально-экономические преобразования в обществе  диктуют необходимость формирования   творчески   активной   личности,   обладающей...