Артпедагогика как средство развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
занимательные факты по рисованию (старшая группа) на тему

Сорока Марина Николаевна

Предварительный просмотр:

Артпедагогика как средство развития творческого воображения у детей дошкольного возраста

Термин артпедагогика появился сравнительно недавно – в середине прошлого века. Педагоги и психологи вкладывают в него различный смысл. Для психологов артпедагогика часто является синонимом арт-терапии и используется в контексте работы с детьми с ограниченными возможностями. Однако в последнее время педагоги все больше обращаются к методам и технологиям артпедагогики для повышения эффективности работы с нормальными детьми, а также с одаренными детьми. Е.А. Медведева проанализировала содержание понятия артпедагогики. В своей книге она разводит понятие артпедагогика с понятиями арттерапия, художественное образование, эстетопедагогика, психо-педагогика искусства, встречающимися в литературе.

Единого мнения относительно определения артпедагогики к настоящему времени не сложилось. Е.А. Медведева предлагает рассматривать артпедагогику как «современное, формирующееся практико-ориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения профессиональных педагогических задач».

Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все новые образовательные технологии, способные помочь воспитателю достигнуть цели – научить и воспитать гармонически развитую личность, способного творить и созидать.

С целью возрождения духовных общечеловеческих ценностей особенно актуально появление артпедагогики.

Термин «Артпедагогика» пока мало известен в педагогической среде, в то время как отдельные идеи этой развивающей области педагогического знания приобретают все большую популярность у педагогов и воспитанников. Проблема интерпретации понятия «артпедагогика», прежде всего, связана со значением слова «арт», пришедшего с запада (лат. – ars, англ. и франц. – art, итал. – arte), которое переводится на русский язык как «искусство».

Заметим, что сегодня в применении элемента «арт» педагогами ощущается некоторая метафоричность, поскольку в данном случае искусство не является непосредственной целью деятельности, а становится лишь средством решения профессиональных задач. Это впрямую относится к артпедагогической деятельности, которая оперирует средствами искусства для решения профессиональных педагогоческих задач, не преследуя при этом специальных целей серьёзного художественного образования.

 Сущность артпедагогики, которая в настоящий момент находится в стадии становления, интерпретируется отечественными авторами крайне разнообразно.

 На основании анализа психолого-педагогической литературы и полученных экспериментальных данных предлагается следующее определение: артпедагогика – это современное, формирующееся практико-ориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения профессиональных и художественных задач.

 В соответствии с этим артпедагогическая деятельность – обобщающее понятие, которое включает всю совокупность педагогических действий по реализации педагогических замыслов и целей средствами искусства.

 В качестве основных сфер артпедагогической деятельности можно рассматривать стимулирование и организацию педагогом самостоятельного художественного творчества детей образовательного процесса, а также создание в образовательном пространстве системы нравственно-эстетического взаимодействия на основе интеграции искусства, педагогики, психологии и других областей человекознания.

Артпедагогика имеет с общей педагогикой единые конечные цели – помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, научиться познавать окружающий мир по законам красоты и нравственности. Иными словами, помочь развивающейся личности в её социализации и самореализации.

 Но есть у артпедагогики и свои специфические, только ей присущие цели – это формирование этического и эстетического иммунитета личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры.

Особенностью артпедагогики является то, что она оперирует средствами искусства и художественно – творческой деятельности, обладающими развивающим, формирующим и воспитывающим потенциалом. Она не подменяет собой художественное образование и воспитание, а дополняет их и придаёт процессу развития, обучения и воспитания новую специфическую направленность. Артпедагогика подразумевает использование в образовательном процессе изобразительных средств искусства, совместное художественное творчество педагога и воспитанника, «вплетенное» в самые разнообразные виды образовательной деятельности.

Артпедагогика имеет некоторые наиболее общие признаки, позволяющие заявлять о ней как о вполне очерченной области педагогической деятельности:

- использование искусства и его средств в целях освоения интеллектуального и духовного опыта человечества воспитанниками;

- интериоризация (внутреннее присвоение) знаний, умений и навыков, создание для этого специальных условий;

- отдание приоритета воспитанию в классической триаде «обучение-воспитание-развитие личности».

         Проблемы, которые решает артпедагогика:

- облегчает процесс обучения и ребёнку и педагогу;

- даёт социально приемлемый выход агрессии и др. негативным чувствам, которые естественно возникают в процессе общения педагога с воспитанниками;

- получает материал для интерпретации и диагностических заключений о детях.

- позволяет прорабатывать дидактический материал с опорой на имеющийся духовный и душевный опыт педагога и воспитанника, что делает знания, умения и навыки личностно значимыми.

- помогает наладить отношения между педагогом и воспитанниками, создать наиболее благоприятные условия для ведения диалога, без чего нет продуктивного обучения.

- содействует сохранению целостности человеческой личности, воздействуя в первую очередь в процессе воспитания на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы личности.

- содействует адаптации личности в социуме, следовательно, самопознанию, самоопределению, самореализации через приобщение к плодам творчества всего Человечества в разных его ипостасях, через собственное творчество.

- развивает рефлексивную культуру, чувство внутреннего контроля, необходимого в процессе обучения.

- содействует развитию всех органов чувств, памяти, внимания, воли, воображения, интуиции в процессе обучения, воспитания, развития средствами классического и народного искусства.

Основной целью артпедагогики является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

В качестве концептуальных идей артпедагогики выделяют следующее: идея гуманизации, идея креативности, интегративности и идея рефлексивности.

Личность становится креативной, создавая в процессе творческой деятельности продукт лишь в условиях свободной креативной среды. Творческая способность не может возникнуть в результате принуждения. Поэтому перед артпедагогом встает вопрос, как создать условия, стимулирующие благоприятное созидательное творчество. Безопасность креативной среды обеспечивается:

- принятием безусловной ценности индивида. Человек может быть самим собой – самовыражаться.;

- созданием атмосферы, в которой отсутствует внешняя оценка. Это раскрепощает. Внешняя оценка обязывает защищаться;

- наличием эмпатийного понимания.

Спонтанность, т.е. искусство, которое использует педагог, не даёт конкретных решений, но расширяет пространство воображения ребёнка, учит его прислушиваться и доверять собственным ощущениям.

Идея интегративности заложена в самой сущности артпедагогики. Прежде всего, это интеграция искусства, педагогики, психологии и других областей человекознания. Гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности направлено на обогащение нравственно-эстетического облика ребенка. Кроме того речь идёт о сочетании трёх модальностей (зрительных, слуховых и кинестетических ощущений) в становлении опыта ребёнка. У каждого доминирует своя модальность. Чтобы достичь понимания на бессознательном уровне, необходимо преподносить материал в трёх модальностях одновременно.

 Концептуальные идеи гуманизма, креативности, интегративности и рефлексивности задают ориентацию для практической деятельности артпедагога, лежащие в основе артпедагогического занимательного дела, призванного обеспечить эмоциальное благополучие дошкольников средствами искусства.

 Содержание артпедагогического занимательного дела формируется по принципу «двухслойного пирога»: содержание темы обогащается содержанием того или иного вида искусства, которые в итоге интегрируются друг в друга и дают эффект оптимизации мыслительной деятельности, воспитательного влияния содержания занимательного дела на духовную сферу воспитанника. Соответственно этому, по мнению Комиссарова Л.Н. непосредственно-образовательная деятельность должна включать все, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности. Чтобы обрести себя, индивидууму нужно выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения научных и жизненных проблем, открыть рефлексивный мир собственного «я» и научиться управлять им.

Соответственно этому, по мнению Л.Ю. Субботиной, занимательное дело должно учитывать содержание личностно ориентированного, творческого образования, которое, в свою очередь, должно включать обязательные компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий и личностный.

В артпедагогическом занимательном деле когнитивная сторона деятельности у детей обогащается духовной, где посредник, катализатор, интегрант искусство. Это приводит к обогащению мыслительной деятельности дошкольника, т.к. происходит интеграция рационального и художественного мышления. В итоге оптимально формируется творческая личность, личность, способная жить не только в цивилизации, но прежде всего в культуре.

 Преимущества артпедагогического занимательного дела:

- диалогичность;

- деятельностно-творческий характер;

- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов поведения;

- формирование целостности личности (мышления, познания); соединение в ней цивилизационных и культурных начал.

Таким образом, можно сказать о том, что артпедагогика является средством искусства и художественно – творческой деятельностью, обладающими развивающим, формирующим и воспитывающим потенциалом. Она не подменяет собой художественное образование и воспитание, а дополняет их и придаёт процессу развития, обучения и воспитания новую специфическую направленность.